Научная статья на тему 'ЛЕСОСПЛАВНОЙ ТАКЕЛАЖ ДЛЯ ПЛОТОВ ИЗ ПЛОСКИХ СПЛОТОЧНЫХ ЕДИНИЦ'

ЛЕСОСПЛАВНОЙ ТАКЕЛАЖ ДЛЯ ПЛОТОВ ИЗ ПЛОСКИХ СПЛОТОЧНЫХ ЕДИНИЦ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
77
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАКЕЛАЖ / ЛЕСОСПЛАВ / ПЛОСКАЯ СПЛОТОЧНАЯ ЕДИНИЦА / ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ / RIGGING / RAFTING / FLAT SPLOTCHY UNIT / TIMBER

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Рудная Н. С.

В статье рассматриваются водные виды транспортировки круглых лесоматериалов. Особое внимание уделено выбору оснастки для плотов из плоских сплоточных единиц, так как от правильности подобранного такелажа на лесосплаве и его качества будет зависеть надежность и безаварийность транспортировки плотов из ПСЕ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESOSPLAVNYE RIGGING FOR PILOTS OF FLAT SPOLOCNYCH UNITS

The article deals with water transportation of round timber. Particular attention is paid to the choice of equipment for rafts of flat raft units, as the correctness of the selected rigging on the timber and its quality will depend on the reliability and accident-free transportation of rafts from the PSU.

Текст научной работы на тему «ЛЕСОСПЛАВНОЙ ТАКЕЛАЖ ДЛЯ ПЛОТОВ ИЗ ПЛОСКИХ СПЛОТОЧНЫХ ЕДИНИЦ»

УДК 634.378

Рудная Н.С. студент магистратуры 1 курса Высшая инженерная школа научный руководитель: Перфильев П.Н., к.техн.н.

доцент

кафедра «технологии лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» Северный (Арктический) Федеральный университет

имени М.В. Ломоносова Россия, г. Архангельск ЛЕСОСПЛАВНОЙ ТАКЕЛАЖ ДЛЯ ПЛОТОВ ИЗ ПЛОСКИХ СПЛОТОЧНЫХ ЕДИНИЦ

Аннотация:

В статье рассматриваются водные виды транспортировки круглых лесоматериалов. Особое внимание уделено выбору оснастки для плотов из плоских сплоточных единиц, так как от правильности подобранного такелажа на лесосплаве и его качества будет зависеть надежность и безаварийность транспортировки плотов из ПСЕ.

Ключевые слова: такелаж, лесосплав, плоская сплоточная единица, лесоматериалы.

Rudnaya N.S. Master's degree student 1 course, Graduate school of engineering Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk Supervisor: Perfiliev P. N. candidate of technical Sciences, associate Professor associate Professor of " technologies of logging and

woodworking industry» Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Russia, Arkhangelsk LESOSPLAVNYE RIGGING FOR PILOTS OF FLAT SPOLOCNYCH UNITS

Annotation:

The article deals with water transportation of round timber. Particular attention is paid to the choice of equipment for rafts of flat raft units, as the correctness of the selected rigging on the timber and its quality will depend on the reliability and accident-free transportation of rafts from the PSU. Keywords: rigging, rafting, flat splotchy unit, timber.

В настоящее время сухопутный и водный транспорт остаются наиболее востребованными видами транспортировки круглых

лесоматериалов. Для крупных деревоперерабатывающих предприятий отрасли немаловажное значение играет выбор оптимальной логистической цепочки для снижения себестоимости перевозимых грузов и повышения конкурентоспособности предприятий на рынке. Сухопутный вид транспортировки по сравнению с водным имеет ряд преимуществ, таких как минимальные потери материала при перевозке, высокая скорость доставки груза к месту назначения. Данный вид транспортировки менее экономичен и экологически чист, по сравнению с водным сплавом [1,2]. Расчет стоимости перевозки круглых лесоматериалов сухопутным и водным транспортом показал, что себестоимость вывоза круглого леса из удаленных лесных массивов с плохо развитой инфраструктурой автомобильным транспортом значительно выше по сравнению с водным. Содержание в надлежащем состоянии водных транспортных артерий является более экономически выгодным, чем прокладка временных и постоянных дорог к месту заготовки лесоматериалов.

В настоящее время для транспортировки круглых лесоматериалов по воде применяют в основном плоты и баржи. При плотовом лесосплаве чаще используют пучковые плоты, как давно известный и апробированный вид транспорта. Плот такого вида имеет существенный недостаток, так как обладает большой осадкой сплоточной единицы и вызывает затруднение при сплаве пучковых плотов по рекам, имеющим ограниченную глубину.

По мнению авторов статьи, малые и средние реки, имеющие ограничение по глубине, могут и должны быть задействованы, как пригодные для сплава транспортные артерии. Предлагается на реках с ограниченными габаритами лесосплавного хода применять плотовой лесосплав из плоских сплоточных единиц (ПСЕ). ПСЕ имеют меньшую, по сравнению с пучковым плотом, осадку (от 0,25 м). На базе ПСЕ могут быть сформированы и более крупные транспортные единицы, такие как линейки, или плоты, при условии допустимости габаритов лесосплавного хода.

При формировании транспортных единиц необходимо знать количество и вид применяемого такелажа. В данной работе предложен вариант выбора оснастки (такелажа) для сплотки ПСЕ и формирования плотов на базе ПСЕ, представленный на рис.1. На лесосплаве обвязочный такелаж используется при сплотке круглых лесоматериалов в плоты. В качестве обвязочного материала широко применяется проволока (катанка) диаметром 5...8 мм или цепные комплекты. Выбор диаметра проволоки зависит от объема плота [3].

Рис. 1 - Плот из плоских сплоточных единиц (ПСЕ) 1 - передняя головка; 2 - бруствер на передней головке; 3 - бортовой

комплект;

4 - ромжина; 5 - бортовой лежень; 6 - ус-растяжка; 7 - поперечный

оплотник;

8 - продольный оплотник; 9 - бревна оплотные длиной 2 м; 10 -

оплотная цепь;

11 - задняя головка; 12 - бруствер задней головки;

13 - плоская сплоточная единица (ПСЕ); 14 - обвязка сплоточной

единицы.

Плот формируется из ПСЕ, расположенных в ряд и обносится по периметру оплотником. Установка одинарного поперечного оплотника производится в первом и последнем ряду. Двойной поперечный оплотник устанавливают через каждые три ряда таким образом, чтобы расстояние между первым и вторым, поперечным оплотником составляло 5 метров. Для этого в продольном оплотнике предусмотрена установка 2-х бревен длиной 2 метра.

Борта плота укрепляют бортовыми лежнями, которые продевают через цепи бортового оплотника и соединяют для надежности такелажными скобами. На ПСЕ, находящиеся по периметру плота устанавливают борткомплекты, которые связывают узлом «восьмерка» в первом и последнем ряду борткомплекта. В первом и последнем ряду плота выполняют брустверное крепление, рис.2.

3 ц-

Рис. 2 - Такелаж передней головки плота из ПСЕ: 1 - плоская сплоточная единица; 2 - бортовой лежень; 3 - бортовой

комплект;

4 - ромжина; 5 - трехбревенный бруствер; 6 - продольная стяжка;

7 - поперечный оплотник; 8 - продольный оплотник; 9 - цепь

оплотная.

На первом и последнем ряду сплоточные единицы, находящиеся на углах плота шлагуются узлом «якорник» с помощью лежневых наставок таким образом, чтобы свободный конец лежневой наставки находился над бруствером на расстоянии 1,5...2,0 м и служил для присоединения к буксирному канату. Крепление бортового лежня представлено на рис.3.

В головной части плота устанавливаются специальные формировочные канаты типа КФ, называемые усы-растяжки. Концы растяжек крепятся с одной стороны к бортовому оплотнику, а с другой -наматываются на бруствер в его центральной части и дополнительно фиксируются скобами.

Формировочные канаты используются преимущественно в качестве бортовых лежней, лежневых наставок, плотовых счалов, секционных полусчалов, растяжек-усов, хватальников, вожжевых канатов, шейм и дректов [3].

Рис. 3 - Крепление бортового лежня на ПСЕ

1 - плоская сплоточная единица; 2 - бруствер; 3 - бортовой лежень;

4 - бортовой комплект; 5 - продольный оплотник; 6 - поперечный

оплотник;

7 - ромжина; 8 - проволочная стяжка; 9 - цепь оплотная;

10 - обвязка из стального каната

Цепные комплекты, используемые в качестве обвязок для плотов, наиболее эффективны на лесосплаве. По сравнению с проволочными обвязками цепные комплекты являются более прочными, упругими, а, следовательно, лучше выдерживают динамические нагрузки. Проволока является обвязкой одноразового использования, а обвязочные комплекты -многоразовыми.

Такелаж, используемый на лесосплаве, работает в жестких эксплуатационных условиях, постоянно контактирует с водой, что вызывает его коррозию. Коррозия приводит такелаж к быстрому износу и значительно сокращает срок его службы, поэтому следует постоянно поддерживать его в исправном техническом состоянии.

Таким образом, учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод, что от правильно подобранного такелажа на лесосплаве и его качества будет зависеть надежность и безаварийность транспортировки плотов из ПСЕ.

Использованные источники:

1. Перфильев П.Н. Исследования гидродинамических характеристик линеек из плоских сплоточных единиц [Текст]:/ П.Н.Перфильев, А.А.Митрофанов -Архангельск: Изв.вузов, Лесной журнал, 2009, № 1. - с.44-51.

2. Митрофанов А.А. Лесосплав. Новые технологии, научное и техническое обеспечение [Текст]: монография / А.А.Митрофанов - Архангельск: изд-во АГТУ, 2007. - 492 с.: ил.

3. Лесосплавной такелаж и такелажные работы: учеб. пособие для вузов / Г.Я. Суров, С.В. Посыпанов, Л.Н. Зунин. - Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2008. - 138 с. ISBN 978-5-261-00376-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.