«лесопромышленный комплекс
сегодня испытывает колоссальный дефицит кадров»
МЕХРЕНЦЕВ Андрей Вениаминович
кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, ректор Уральского государственного лесотехнического университета
Образование
В 1980 г. закончил
Уральский государственный
лесотехнический институт
по специальности «Машины и механизмы
лесной и деревообрабатывающей
промышленности»,
квалификация — инженер-механик
Награды
Награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования России» и почетной грамотой Правительства Свердловской области.
Лесной комплекс — важнейшая составляющая российской экономики. На долю России приходится более 24 % запасов древесины всей планеты, в том числе более половины мировых запасов наиболее ценных хвойных пород. Без ущерба для природы и экономики страны можно производить и перерабатывать до 600 млн. кубометров древесины в год. Однако большая часть имеющихся запасов используется неэффективно. О том, что мешает этому и каковы дальнейшие перспективы лесного комплекса, мы побеседуем с руководителем одного из крупнейших отраслевых вузов России, ректором Уральского государственного лесотехнического университета Андреем Мехренцевым.
— Андрей Вениаминович, вуз, который — Уральскому государственному левы возглавляете, имеет богатую историю. сотехническому университету уже более Расскажите немного о его вчерашнем и сегод- 80 лет. Сегодня вуз занимается всеми вида-няшнем дне. ми профессионального образования — на-
чиная с начального и заканчивая высшим. Может вести подготовку по рабочим специальностям, в частности, недавно получили лицензию на подготовку операторов лесозаготовительных машин с процессорным управлением, станочников деревообрабатывающих производств. Стержневое направление — подготовка специалистов для лесного комплекса: лесовозобновление, лесоуправление, деревообработка, производство различных видов продукции из дерева и бумаги. Есть еще направления, которые пришли в процессе формирования университетской структуры: экология, защита биосферы, взаимодействие с окружающей средой, вопросы устойчивого управления.
Второе направление — транспорт. Доля участия университета в подготовке специалистов для транспортных предприятий уже не меньше, чем в лесной отрасли. В свое время я говорил, что хуже, чем в Свердловской области, дорог быть не может, и нужно что-то менять. Сегодня можно сказать, что произошло явное улучшение. Еще, конечно, много работы, но мы выгодно отличаемся от наших соседей. Строят дороги в области теперь и наши выпускники.
Еще одно направление, которое мне хотелось бы озвучить, — это экономика. Но экономика в приложении к лесотехническому комплексу. Здесь мы реализуем ряд инноваций, например, фасилити менеджмент — это управление средой, благоприятной для человека. На таких предприятиях, как УГМК-холдинг, подобные технологии уже используются в полном объеме. В этом году наш университет проводил медиакон-ференцию с участием крупных вузов Канады, Франции, Германии. Мы поделились своими разработками, которыми заинтересовались многие зарубежные коллеги.
— А из того, что вы перечислили, что является самым востребованным у молодежи? Где самый большой конкурс?
— Я бы не сказал, что у нас сегодня есть специальности-лидеры. Если раньше молодежь в большинстве шла на экономику, то сегодня спрос по специальностям
выровнялся. Почему? Потому многие считают, что получить экономическую специальность целесообразнее в экономическом вузе. Сейчас молодежь стремится прислушиваться к себе — «я пойду туда, где мне интересно!» И в нашем вузе есть направления, которые этим запросам отвечают. Мы готовим специалистов по инженерным специальностям, и в ближайшем будущем они будут серьезно востребованы. Много внимания уделяем работе с абитуриентами — у нас создан институт развития довузовского образования. Каждый год проводим научно-познавательные марафоны со школьниками. Преподаватели вуза выезжают в школы с оборудованием для физических и химических опытов, разработана программа мастер-классов: изготовление бумаги собственными руками, создание 3D-модели дома. В основном охватываем школы Свердловской, Тюменской областей, Пермского края. Стараемся больше уделять внимания именно провинциальным городам и селам.
— Недаром у вас учится большой процент иногородних...
— Примерно две трети. Стараемся сделать так, чтобы ребята чувствовали себя здесь как дома, всех студентов-первокурсников обеспечиваем жильем. Перед нами стоит задача, чтобы наш выпускник мог реализовать те возможности, которые мы ему обещали на старте.
— Какие это возможности?
— Возможность трудоустройства в первую очередь. Это мы гарантируем. Лесо-
промышленный комплекс сегодня испытывает колоссальный дефицит кадров, начиная от лесного хозяйства и заканчивая мебельным производством. Причина этого — стремление людей жить в мегаполисе. В глубинке специалистов практически не осталось. Наше место работы приближено к тем местам, где ведется лесозаготовка. Это места экологически чистые, там есть возможность построить недорогое и качественное жилье, получить достойную оплату труда.
— Достойную?
— Очень достойную. Сегодня, например, оператор современной лесозаготовительной машины получает 60-70 тыс. рублей. При этом все делает машина, человек только управляет ею, но управляет с умом.
— Наверное, таких предприятий в России раз-два и обчелся?
— Таких предприятий в нашей стране уже много. Мы готовим специалистов именно для такого производства. Период «зэков-ских» лесозаготовок прошел. А вот имидж, к сожалению, остался. Но мы работаем над тем, чтобы его изменить. Наш вуз раньше называли разными словами, например, «деревянной академией». Сегодня мы на такие прозвища не обижаемся, скорее даже гордимся ими. Все чиновники Финляндии, к примеру, проходят через Лесную академию. Независимо от того, чем человек будет заниматься в дальнейшем — медициной, образованием, ты должен знать идею, вокруг которой развивается твое государство.
Это лес. К сожалению, теперь мы дышим уже далеко не чистым воздухом, того «зеленого моря тайги», о котором раньше пели в песнях, сейчас уже нет. Меняется климат, в том числе в Свердловской области — нет зимы, и лета толком нет, пожары. Это все — результат бестолкового природопользования. Нужно уметь вовремя и со знанием дела рубить лес. Пару десятков лет назад на Урал приезжали западные специалисты, мы показывали гостям корабельные сосны и очень гордились ими. Иностранцы удивлялись: чем гордитесь? Ведь это мертвый лес, его нужно было давно срубить, используя выборочные рубки... Сейчас наши преподаватели как раз занимаются формированием нового мировоззрения, которое базируется на идее экологии. Ибо экологическое равновесие в нашем регионе обеспечивается не океаном — у нас его нет, не морем — у нас его тоже нет, а лесом! Если мы будем выстраивать правильную цепочку — лес—человек—экологически чистое производство — тогда все будет нормально. Это и есть задача высшей школы.
— Почему же все-таки на предприятиях лесного комплекса существует дефицит кадров. Если там зарплата достойная и другие условия прекрасные, то что же мешает человеку работать и зарабатывать?
— Это вопрос не одного года. Всегда мы жили по принципу — в первую очередь необходимо насытить народное хозяйство сырьем. Рубили огромные лесные массивы, не задумываясь, чем будем жить в будущем. Сегодня весь лесной комплекс приватизирован — это частный бизнес. Но частные предприятия чаще всего приходят на те площадки, где лес только что вырублен или восстановился полтора-два десятка лет назад. После вырубки, по законам природы, сначала вырастает лиственная порода, потом хвойный подрос формируется. Когда предпри-
ниматель выстраивает свой бизнес-план, он должен учитывать всю цепочку — от того, что происходит у пенька, и так далее...
— Но ведь это же не выгодно. Всем хочется «сливки снять»...
— Есть некие понятия, которые опираются на здравый смысл и экономическую целесообразность. Приди в лес и сруби то, что тебе выгодно, но при этом сохрани все остальное. Сегодня не все лесозаготовители готовы работать по-новому. Но ресурсы истощаются, соответственно рано или поздно появится необходимость вкладываться в приобретение новых моделей техники, осваивать новые технологии, которые позволяют перерабатывать древесину на месте заготовки.
— Новые технологии в стенах вашего вуза приживаются?
— Сегодня есть закон о поддержке инновационного развития в высшей школе. Он разрешает создавать малые инновационные предприятия для коммерциализации тех разработок, которые сделаны в стенах вуза.
— То есть вы можете с их помощью зарабатывать?
— Да, совершенно верно. Сегодня мы создали Уральский лесной технопарк. Он работает по разным направлениям, среди них есть туризм и экотуризм, деревянное домостроение и многое другое. Одним словом, вокруг тех идей, которые имеют инно-
вационную составляющую, формируем некое малое предприятие. Уже есть четыре таких предприятия, готовится к запуску пятое. У нас есть мощности, есть лесхоз, с которого мы можем получать сырье. Пока в такой работе участвуют аспиранты, затем присоединятся и студенты.
— Знаю, что вы много сотрудничаете с западными университетами и предприятиями.
— Самое главное, что мы получаем от сотрудничества — начинаем больше уважать себя. Потому что сегодня во всем мире лесное образование — это вершина инноваций. Например, для того, чтобы закончить высшую школу дерева в Нанте, нужно потратить около 5-7 тыс. €. Заметьте, в Сорбонне учатся бесплатно, а в Нанте — за большие деньги. О чем это говорит? О том, что люди смогут вернуть свои затраты, закончив данный вуз. Мы хотим, чтобы это понимали и в России. Кстати, наши лестеховские бакалавры будут учиться в Нанте в магистратуре бесплатно. Удивляет нас сегодня и то, как наши зарубежные коллеги относятся к природе и ее ресурсам. Отношение к природе там сильно отличается от нашего. Поясню на примере. Был такой ученый Иван Мичурин. Однажды он сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Вожди народа восприняли фразу буквально, и началось. Реки вспять поворачивали, миллионы гектаров лесных земель вырубили. А зачем? Нам нужно учить студентов здравому смыслу и доброте. Вот с этим нужно выпускать их в жизнь. Тогда мы можем считать, что наши педагогические задачи выполнены. Первая строчка в финском «Законе о лесе» — цель лесопользования: получение прибыли при сохранении биологического разнообразия. А какая собственность — частная или государственная, неважно. Важно сохранить биологическое разнообразие.
Беседовала Ольга ИВАНОВА.