ЛЕСНОЙ КОДЕКС БРАЗИЛИИ 2012 г.:
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ПОПОВА Елена Сергеевна, доцент Государственного университета по землеустройству, кандидат юридических наук 105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, 15 E-mail: [email protected]
РУДНЕВ Никита Андреевич, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению историко-правового опыта и современного состояния лесного законодательства Бразилии. Приведены краткий исторический обзор лесного законодательства Бразилии и детальное описание нового Лесного кодекса 2012 г. как законодательного акта, который принят ввиду ухудшающейся экологической ситуации и необходимости ее преодоления. Описываются обстоятельства, при которых этот законодательный акт был принят, а также приводится анализ содержания Лесного кодекса, в частности, его главенствующие принципы, такие как приверженность Бразилии охране своих лесов и других форм природной растительности, биоразнообразия почв, водных ресурсов и целостности климатической системы; общая ответственность государства, федеральных округов и муниципалитетов в сотрудничестве с гражданским обществом за политику по сохранению и восстановлению естественной растительности и ее экологических и социальных функций; создание и мобилизация экономических стимулов в целях поощрения сохранения и восстановления природной растительности и устойчивого развития производственной деятельности. В статье раскрывается цель принятия Лесного кодекса — установление основных правил по сохранению в сфере лесопользования, а также приводится основная терминология данного Кодекса. Авторы статьи приходят к выводу о политически-компромиссном характере нового Лесного кодекса Бразилии и неполном его соответствии целям, преследуемым принятием этого нормативного правового акта.
Ключевые слова: обезлесение, экологическое законодательство, лесные правонарушения, защита лесов, окружающая среда, лесное хозяйство, вырубка лесов, кодификация, устойчивое развитие.
THE BRAZILIAN FOREST CODE OF 2012:
HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS AND CURRENT STATUS
E. S. POPOVA, associate professor of the State University of Land Use Planning, candidate of legal sciences 15, Kazakov st., Moscow, Russia, 105064 E-mail: [email protected]
N. A. RUDNEV, postgraduate student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: [email protected]
The article is devoted to historical and legal analysis and current status of forest legislation in Brazil. The article presents a brief historical overview of forest legislation in Brazil and a detailed description of the new Forest code of 2012, as a legislative act, the adoption of which is due to the deteriorating environmental situation and the necessity of its overcoming. The article describes the circumstances under which this legislation was adopt and concludes with a content analysis of the Forest code, in particular, its main principles such as the commitment of Brazil to protect its forests and other forms of natural vegetation, biodiversity, soils, water resources and the integrity of the climate system; shared responsibility of State, Federal districts and municipalities in cooperation with civil society for policy on conservation and restoration of natural vegetation and its ecological and social functions; creation and mobilization of economic incentives to encourage the preservation and restoration of natural vegetation and sustainable development of productive activities. In addition, the article reveals the purpose of the adoption of the Forest code. It is an establishment of basic rules for preservation in the sphere of forest management. The article also gives the basic terminology of the code. In the end, the authors come to the conclusion that the new code has politically compromise character and its partial conformity with the objectives pursued in its adoption.
Keywords: deforestation, environmental legislation, forest offences, forest protection, environment, forestry, deforestation, codification, sustainable development.
DOI: 10.12737/21875
В настоящее время существует множество экологических проблем, которые касаются не только общества, но и выживаемости планеты в целом. Среди таких проблем можно назвать деградацию почв, пожары, беспощадную вырубку лесов, обезлесение, загрязнение водных ресурсов, заиление, затопление, потери биоразнообразия, дефицит природных ресурсов, выброс парниковых газов и др.
При анализе научных публикаций в сфере лесного права можно прийти к выводу, что вопросы правово -го регулирования лесных отношений в России получили подробную научную разработку1. Относительно лесного законодательства Бразилии следует отме -тить, что в научной литературе вопросы лесных отношений и их правового регулирования в этой стране практически не изучены, какие-либо русскоязычные работы, посвященные данной тематике, отсутствуют2.
По данным Института человека и окружающей среды Амазонки (IMAZON), в марте 2015 г. на постоянно охраняемых территориях Амазонки было незаконно вырублено леса на 195% больше, чем за аналогичный период 2014 г.3
Бразильское экологическое законодательство всегда рассматривалось как одно из самых передовых в мире, в своем развитии набирающее обороты в соответствии с важностью сохранения окружающей среды.
Забота об охране окружающей среды проявляется еще с момента колонизации Бразилии, когда Филипп III 12 декабря 1605 г. принял Правила Пау-Бра-зилия, направленные на сохранение популяции бразильских лесов. В § 1 Правил устанавливается, что ни одно лицо (ни собственник, ни его управляющие, ни рабы) не может заниматься вырубкой леса без спе -циального разрешения. В дополнение к нормам было установлено самое суровое наказание, в том числе смертная казнь, конфискация имущества и изгнание из-за отсутствия уважения к правилам землепользования и существующим в стране лесам.
В XIX в. (1802, 1825, 1843—1858 гг.) были приняты законы и другие нормативные акты, направленные на сохранение лесов Бразилии и осуществление контроля, установившие требования к получению государственного разрешения на проведение работ в лесах.
XX век ознаменовался началом кодификации в лесном секторе Бразилии. Необходимо отметить, что в своем развитии кодификация лесных отношений в
1 См., например: ШуплецоваЮ. И. Перспективы и направ-ления развития лесного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 72—79.
2 Можно назвать лишь следующую статью: Петров В., Фи-линова И. Леса Бразилии: управление и законодательные основы // ЛесПромИнформ. 2015. № 8.
3 ONG brasileña denuncia que la deforestación del Amazonas aumentó un 195% en un año. URL: http://mundo.sputniknews. com/americalatina/20150422/ (дата обращения: 07.08.2015).
Бразилии прошла три этапа — начиная с середины 1930-х гг. было принято три лесных кодекса.
23 января 1934 г. был принят Декрет № 23.793, подписанный президентом Жетулио Варгасом и утвердивший первый Лесной кодекс Бразилии4. Впер -вые с принятием названного Декрета в Бразилии была создана концепция защиты лесов, проведена классификация лесов, установлены нормы регистрации лесов, выдачи лесных концессий, образована лесная по -лиция (гл. IV Кодекса), определены меры наказания за нарушение лесного законодательства5. Классификация лесов по признаку их экономической эффективности была основана на идее рационального использования лесных ресурсов, в связи с чем в разд. III и IV Кодекса установлены ограничения на использова -ние лесных территорий. Впервые в бразильское лесное законодательство было введено понятие «обязательный резерв». Несмотря на множество норм, направленных на защиту лесов, в Кодексе не установлены минимальные расстояния для осуществления защиты лесов6, не определены постоянные охраняемые лесные территории.
В 1962 г. законодатель предложил новую версию Лесного кодекса, который был принят Законом от 15 сентября 1965 г. № 4.7717. Лесной кодекс 1965 г. при сохранении преемственности предшественника в направленности правовых норм на защиту лесов имел существенные модификации. Следует отметить, что нормы Кодекса 1934 г. были направлены на защиту лесов от разграбления со стороны частных собственников сельского недвижимого имущества, а Лесной кодекс 1965 г. отражает государственную политику, которая направлена на активное вмешательство в использование лесных земель, находящихся в частной собственности, исходя из того, что существующие в стране леса и другие формы природной растительно -сти являются активом общественных интересов всех жителей страны8. В частности, в Кодексе подробно определены районы, которые относятся к «постоян-
4 Decreto n° 23.793, de 23 de janeiro de 1934 // Colecao de leis do Brasil de 01/25/1934. P. 3.
5 См.: ZakiaM. J. B., Derani C. Situajao Jurídica das Florestas Plantadas. As florestas plantadas e a água: Implementando o conceito da microbacia hidrográfica como unidade de planejamento. Sao Carlos, 2006. Р. 172.
6 Единственной статьей, устанавливающей запретное рас -стояние для осуществления вырубки деревьев, является ст. 32 Лесного кодекса 1934 г.: «Запрет на вырубку деревьев в диапазоне 20 м с каждой стороны вдоль автомобильных дорог, за исключением необходимых случаев, установленных компетентными органами страны».
7 Lei n° 4.771 de 15 de setembro de 1965. Institui o novo Código Florestal // Diário Oficial de 16/09/1965, P. 9529.
8 См.: Garcia Y. M. О código florestal brasileiro e suas alterares
no congresso nacional // Revista geografia "Geo Atos", n° 12, v. 1, janeiro a junho de 2012. Р. 57.
но охраняемым территориям» (АРР) и «обязательному резерву» (RL).
К постоянно охраняемым природным территориям относятся площади, которые подлежат постоянной защите и являются неприкосновенными. В статье 2 Лесного кодекса 1965 г. были подробно указаны данные территории. К таким территориям относились леса, расположенные вдоль рек, вокруг прудов, озер и других естественных или искусственных водоемов, на вершинах склонов холмов (с наклоном более 45о), гор, горных хребтов, мангровых лесов, пойменных лесов и т. д. Размер постоянно охраняемых территорий варьировался в зависимости от длины рек и величины водоемов. На собственников или владельцев таких земельных участков возложена обязанность по восстановлению естественной растительности; неисполнение данной обязанности согласно природоре-сурсному законодательству влечет уплату штрафа. Данные территории освобождены от уплаты сельских территориальных налогов.
К территориям обязательного резерва (reservа legal) относятся площади, находящиеся в собственности или сельскохозяйственных владениях, на которых должны быть обеспечены: сохранение природной (естественной) растительности, биологического разнообразия, экологических процессов; защита местной флоры и фауны (ст. 1 Лесного кодекса 1965 г.). На таких территориях Кодексом допускаются работы по лесозаготовкам, но не сплошная вырубка.
В статье 4 Кодекса содержится норма, исчерпывающе определяющая, что следует понимать под пуб -личным (общественным) интересом. Общественный интерес проявляется: 1) в ограничении и контроле за выпасом животных в некоторых районах в целях сохранения и распространения лесной растительности; 2) в принимаемых мерах по предотвращению или истреблению вредителей и болезней, влияющих на лесную растительность; 3) в распространении и использовании технологических методов, направленных на увеличение «экономической жизни» деревьев и их широкое использование на всех этапах обработки и переработки.
Как отмечают Ли Джей Альстон и Бернардо Мюллер, уникальность Лесного кодекса 1965 г. состоит не только в том, что охране подлежали огромные по пло -щадям лесные территории и территории, покрытые природной растительностью, но и в том, что нормы Кодекса предусмаривали покрытие расходов, связанных с лесовосстановлением, исключительно за счет землевладельцев таких территорий9.
19 октября 1999 г. в Палату представителей депутат Серхио Карвальо представил законопроект
9 См.: Alston L. J., Mueller B. Legal Reserve Requirements in Brazilian Forests: Path Dependent Evolution of De Facto Legislation // Economia, Selecta, Brasilia (DF). Vol. 8. No. 4. December 2007. R 29.
№ 1.876/1999, имеющий целью реформировать Лесной кодекс 1965 г. С 1999 по 2003 г. проект оставался в Комиссии по сельскому хозяйству, скотоводству и сельскохозяйственному развитию (CAPADR). 28 марта 2003 г. он был рассмотрен и одобрен Комитетом по охране окружающей среды и устойчивому развитию и Комитетом по Конституции, юстиции и гражданству. 15 июля 2008 г. законопроект был передан в Палату представителей для обсуждения и проведения общественных слушаний.
В 2009 г. была создана специальная комиссия по изучению предложений по реформированию Лесного кодекса страны.
24 мая 2011 г. законопроект с окончательными поправками был одобрен в первом чтении Палатой представителей и направлен на рассмотрение в различные комиссии и комитеты Сената.
21 сентября 2011 г. проект нового Лесного кодекса был одобрен Комитетом по Конституции, юстиции и гражданству. Обсуждение законопроекта касалось только вопросов его конституционности и законности. После обсуждений 96 предлагаемых поправок в Комитете по сельскому хозяйству и аграрной реформе (CRA) и Комисии по науке, технологиям, инновациям, связи и информатике (CCT) 11 августа 2011 г. был утвержден основной текст законопроекта по изменениям Лесного кодекса, а 23 ноября 2011 г. текст законопроекта был утвежден в Комитете по экологической политике, окружающей среде и защите прав потребителей.
6 декабря 2011 г. проект нового Лесного кодекса с 26 принятыми поправками и 60 отклоненными был одобрен Федеральным Сенатом10 и возвращен в Палату представителей для рассмотрения и утверждения поправок, сделанных Сенатом.
Принятый нижней палатой Конгресса Закон о новом Лесном кодексе привел к сокращению лесных площадей, подлежащих государственной охране, которые расположены на землях крупных частных сельских хозяйств, т. е. на части бывших охраняемых тер -риторий согласно закону оказалась доступной выруб -ка лесов. Более того, принятый законопроект гарантировал амнистию лицам, незаконно осуществлявшим вырубку лесов до 2008 г.
Принципиальные различия между Лесным кодексом 1965 г. и Кодексом 2012 г. в редакции, представленной Паулу Пиау, приведены в таблице.
Принятый Палатой представителей новый Лесной кодекс в редакции Паулу Пиау вызвал бурю негодования и возмущения со стороны экологической общественности Бразилии. В нем не были учтены ни экологическое зонирование, ни важность разнообразия природных ландшафтов Бразилии. Как сообщает The Guardian, десять бывших министров экологии Бразилии подписали письмо, в котором назвали из-
10 См.: Garcia Y. M. Ор. dt. Р. 59—62.
Таблица
Вопросы Лесной кодекс 1965 г. Лесной кодекс 2012 г.
Обязательный резерв (ЯЦ Площади обязательного резерва должны составлять не менее: 80% лесных территорий, расположенных в бассейне Амазонки; 35% лесных земель, расположенных в зонах саванн; 20% общей площади владения земель, покрытых лесной или иными формами растительности, в других районах страны. Расчет площадей обязательного резерва осуществляется регистрационным органом Площади обязательного резерва должны составлять не менее: 80% лесных территорий, расположенных в бассейне Амазонки; 35% лесных земель, расположенных в зонах саванн; 20% общей площади владения земель, покрытых лесной или иными формами растительности, в других районах страны. Расчет площадей обязательного резерва осуществляется регистрационным органом с учетом постоянно охраняемых территорий (АРР). Здания, собранные не более чем из четырех модулей, не требуется перестраивать. Разрешение на экономическую деятельность на территории обязательного резерва выдается с согласия SISNAMA*
Постоянно охраняемые территории (APP) Защите подлежат территории с природной растительностью вдоль рек, озер и родников, поймы, водно-болотные угодья, склоны лесов, холмы, покрытые естественной растительностью, вершины холмов и районы высотой более 1800 м. Указанные территории не могут быть использованы для ведения любой хозяйственной деятельности Защите подлежат территории с природной растительностью вдоль рек, озер и родников, исходя из очередного уровня воды, поймы, водно-болотные угодья, склоны лесов, холмы, покрытые естественной растительностью, вершины холмов и районы высотой более 1800 м. Указанные территории могут быть использованы для ведения определенных видов экономической деятельности
Прибрежные леса (соответствующие АРР) К прибрежным лесам относятся: 30 м берега для рек до 10 м в ширину; 50 м берега для рек от 10 до 50 м в ширину и вокруг других водных источников любого размера; 100 м берега реки от 50 до 200 м в ширину; 200 м берега реки от 200 до 600 м в ширину; 500 м берега реки шириной свыше 600 м; 100 м ширины вдоль границ плато. Для проведения работ по вырубке естественной растительности на указанных территориях требуется разрешение федеральной исполнительной власти. Такое разрешение требуется для выполнения любых работ в соответствии с планами и мероприятиями в публичных или социальных интересах К прибрежным лесам относятся: 30 м берега для рек до 10 м в ширину; минимум 15 м ширины джунглей, когда территория реки шириной до 10 м включена в постоянно охраняемые территории; 50 м берега реки от 10 до 50 м в ширину и вокруг других водных источников любого размера; 100 м берега реки от 50 до 200 м в ширину; 200 м берега реки от 200 до 600 м в ширину; 500 м берега реки шириной свыше 600 м; 100 м в ширину вдоль границ плато. Исходя из общественной полезности и социального интереса до 2008 г. позволяется проводить вырубку природной растительности и другие виды деятельности с низким воздействием на окружающую среду на постоянно охраняемых территориях, в том числе работы по агролесомелиорации, деятельность по экотуризму, сельскому туризму. Другие виды деятельности на постоянно охраняемых территориях могут разрешаться посредством корректировки Программ экологического регулирования (PRA). Вырубка природной растительности водных источников, в дюнах и на песчаных отмелях может осуществляться только исходя из общественных интересов
Сельская консолидированная территория Не включает понятия консолидированной территории. Не устнавлено требование по восстановлению естественной растительности Устанавливает понятие консолидированной сельской местности. Для возведения зданий не более чем из четырех модулей не требует восстановления естественной растительности
Амнистия От трех месяцев до одного года лишения свободы и простой штраф в размере от 1 до 100 минимальных размеров оплаты труда за нарушение лесного законодательства Освобождение от наказания собственников земель, расположенных на особо охраняемых природных территориях, из-за их нерегулярного использования и незаконной вырубки природной растительности до 22 июля 2008 г.**
* SISNAMA — Национальная экологическая система Бразилии. В структуру SISNAMA интегрированы муниципальные экологические советы, являющиеся коллегиальными органами совещательного или консультативного характера, включенные в систему муниципальной исполнительной власти, занимающиеся вопросами, связанными с окружающей средой и интеграцией местных органов в SISNAMA.
** 22 июля 2008 г. в Бразилии был принят Декрет № 6.514, устанавливающий административную ответственность за экологические правонарушения (см.: Decreto n° 6.514, de 22 de julho de 2008 // Diário Oficial da Uniao de 23/07/2008. P. 1).
менения в законодательстве «шагом назад»11. Кроме того, неправительственные организации, активисты-экологи и общественные движения организовали движение «Вето Дилма», требуя от Президента наложения вето на законопроект.
Текст принятого Палатой представителей Закона № 12.65112, утвердившего новый Лесной кодекс, поступил Президенту Бразилии Дилме Руссефф, которая в соответствии с § 1 ст. 66 Конституции Бразилии наложила полное вето на ст. 1, 43, 61, 76 и 77, частичное вето на некоторые подпункты ст. 3—5 и 26, она также предложила внести изменения в 32 статьи Лесного кодекса.
Ниже приведены положения Лесного кодекса (в ча -сти регулирования именно лесных отношений), на ко -торые было наложено вето.
Презентация Лесного кодекса: вето было наложе -но на ст. 1 Лесного кодекса, определяющую цель его принятия. Причиной наложения вето является неточность параметров, определяющих толкование и применение закона.
Режим почвы под паром: вето было наложено на п. XI ст. 3, поскольку концепция почвы под паром («земля отдыхает»), установленная в указанном пункте, не устанавливает временных или территориальных пределов использования такого режима.
Солончаки: вето было наложено на п. 3 ст. 4, потому что указанная норма не относит солончаки к районам постоянной защиты (АРР), а значит, оставляет солончаки вблизи мангровых зарослей без какой-либо защиты.
Бассейнырек: было наложено полное вето на ст. 43, предусматривающую полное восстановление и поддержание природной растительности по всему бассейну рек, относящемуся к территориям постоянной защиты (АРР), используемому компаниями, предоставляющими услуги по водоснабжению и гидроэнергетике. Президент считает, что названная норма вредит общественным интересам, поскольку восстановление всего бассейна реки будет означать увеличение стоимости указанных услуг, что существенно влияет на благосостояние потребителей.
Восстановление постоянно охраняемых территорий (АРР): было наложено полное вето на ст. 61, устанавливающую нормы на восстановление постоянно охраняемых районов (АРР). Причиной ветирова-ния являются неточности и расплывчатости формулировок, которые приводят к большой юридической неопределенности данной статьи, предоставляющей широкую амнистию лесорубам, занимавшимся незаконной вырубкой лесов, произраставших в постоянно защитных зонах, до 22 июля 2008 г., что исклю-
11 Watts J. Amazon Deforestation at Record Low, Data Shows // The Guardian. 07.07.2012.
12 Ley n° 12.651 de 25 de mayo de 2012 // Diario Oficial da Uniao de 28/05/2012. P. 1.
чает восстановление значительной части растительности страны13.
Предложения Правительства в целом сводились к недопущению распространения амнистии на лиц, незаконно вырубавших леса, и к запрещению ведения сельскохозяйственной деятельности на территориях постоянной защиты (АРР). Таким образом, позиция Правительства была половинчатой: удовлетворить интересы, с одной стороны, сельскохозяйственных производителей и их лоббистов (партии «руралистов»), с другой — интересы экологической общественности. При такой позиции Правительства никто не будет полностью удовлетворен.
5 июня 2012 г. из 26 парламентариев был образован специальный комитет по подготовке изменений Лесного кодекса 2012 г. Итогом почти полугодовой работы данного комитета явилось принятие Закона от 17 октября 2012 г. № 12.727, внесшего изменения в Лесной кодекс 2012 г.14
Основным нормативным правовым актом, регулирующим систему контроля и использования лесных ресурсов в Бразилии в настоящее время, является Лесной кодекс 2012 г.
Лесной кодекс Бразилии состоит из 14 глав и главы Ш-А, включающих 84 статьи:
глава I «Общие положения» (ст. 1—3); глава II «Постоянно охраняемые территории» (ст. 4—9);
глава III «Территории ограниченного использования» (ст. 10—11);
глава Ш-А «Устойчивое использование окружающей среды» (ст. 11а)15;
глава IV «Территории обязательного резерва» (ст. 12—25);
глава V «Вырубка растительности при альтернативном использовании земель» (ст. 25—28);
глава VI «Сельский экологический реестр» (ст. 29— 30);
глава VII «Использование лесов» (ст. 31—34); глава VIII «Контроль лесной продукции» (ст. 35—37); глава IX «Пожарный контроль» (ст. 38—40); глава X «Программы развития и поддержки сохранения и восстановление окружающей среды» (ст. 41—50);
глава XI «Конроль обезлесения» (ст. 51); глава XII «Семейная ферма» (ст. 52—58); глава XIII «Переходные положения» (ст. 59—68); глава XIV «Заключительные и дополнительные положения» (ст. 69—84).
13 О причинах наложения вето на отдельные статьи Лесно -го кодекса 2012 г. см.: URL: https://translate.googleusercontent com (дата обращения: 07.08.2015).
14 Lei n° 12.727, de 17 de outubro de 2012 // Diário Oficial da Uniao de 18/10/2012. P. 1.
15 Указанная глава была включена Законом от 17 октября 2012 г. № 12.727, внесшим изменения в Лесной кодекс 2012 г.
Главная цель Кодекса — установление основных правил сохранения и защиты природной растительности на постоянно охраняемых территориях (АРР), в областях обязательного резерва ^Ь); лесопользования, поставки лесного сырья, контроля происхождения лесной продукции, контроля и предупреждения лесных пожаров, а также предоставления экономических и финансовых инструментов для достижения указанных целей (ст. 1 Кодекса).
Основные принципы бразильского Лесного кодекса, отражающие природно-экономические характеристики лесных отношений, тенденции их развития, определены в его ст. 2. Новый Лесной кодекс Бразилии основывается на следующих принципах:
1) приверженности охране лесов и других форм природной растительности, а также биоразнообразия почв, водных ресурсов и целостности климатической системы для благополучия нынешних и будущих поколений;
2) важности стратегической функции сельского хо -зяйства и роли лесов и других форм природной растительности, экономического роста, улучшения качества жизни населения и участия страны в национальных и международных рынках продовольствия и биоэнергии;
3) активного обеспечения правительством защиты и устойчивого использования лесов путем совместимости и согласованности продуктивного использования земель и охраны водных ресурсов, почв и растительности;
4) общей ответственности государства, федеральных округов и муниципалитетов при сотрудничестве с гражданским обществом в сфере политики по сохранению и восстановлению естественной растительности и ее экологических и социальных функций в городских и сельских районах;
5) продвижения научных и технологических исследований, поиска инвестиционных проектов в области устойчивого землепользования и водопользования, восстановления и сохранения лесов и других форм природной растительности;
6) создания и мобилизации экономических стимулов с целью поощрения сохранения и восстановления природной растительности и для устойчивого развития производственной деятельности.
В статье 2 Лесного кодекса Бразилии дано множество определений понятий, используемых в Кодексе. Среди таких понятий можно назвать следующие:
территории Амазонии (п. I ст. 3). Здесь четко опре-делены области, которые Кодексом отнесены к амазонской территории;
постоянно охраняемые территории (АРР) (п. II ст. 3). Защите подлежат территории, покрытые или не покрытые природной растительностью, обладающие экологическими функциями по сохранению водных ресурсов, ландшафта, геологической стабильно -сти и биоразнообразия, способствующие увеличению
количества флоры и фауны, охране почв и обеспечивающие рост благосостояния народа;
территории обязательного резерва (RL) (п. III ст. 3). К таким территориям относятся участки, нахо -дящиеся в собственности или сельскохозяйственном владении, согласно ст. 12 Кодекса имеющие функцию обеспечения устойчивого экономического использования природных ресурсов землевладения, на которых должны сохраняться природная (естественная) растительность, биологическое разнообразие, экологические процессы, должна обеспечиваться защита местной флоры и фауны;
сельская консолидированная местность (п. IV ст. 3). К такой местности Кодекс относит сельскую территорию, находящуюся в частной собственности, с имеющимися на ней постройками, на которой до 22 июля 2008 г. осуществлялись улучшения, велась хозяйственная деятельность, в том числе агролесная, и использовался режим почвы под паром;
альтернативное использование лесных территорий (п. VI ст. 3). К такому использованию Кодекс относит замену природной растительности, покрывающей земельные участки, другими растениями при ведении сельскохозяйственной, иных форм промышленной деятельности, при производстве и передаче электроэнергии, деятельности по добыче полезных ископаемых, транспортной деятельности и других форм человеческой деятельности. Статья 28 Кодекса устанавливает запрет на замену природной растительности на частных сельскохозяйственных территориях альтернативного использования в случаях, когда эти территории были покинуты;
устойчивое управление (п. VII ст. 3). Под устойчивым управлением понимается процесс распоряжения природной растительностью для удовлетворения экономических, социальных и экологических прав, с ис -пользованием устойчивых механизмов управления объектами экосистем, учитывая при этом использование в совокупности или в качестве альтернативы различных видов древесных или недревесных продуктов, многочисленных продуктов и субпродуктов флоры, а также других товаров и услуг. В главе Ш-А определяются механизмы устойчивого управления окружающей средой, в том числе лесами. Так, в ст. 31 Кодекса предусмотрено лицензирование использования лесных земель, находящихся в государственной или частной собственности. Ответственным за лицензирование является специальный орган Национальной экологической системы (SISNAMA), созданной в соответствии с Законом от 21 августа 1981 г. № 6.938 о национальной экологической политике в отношении окружающей среды16.
В пункте X ст. 3 Кодекса подробно описываются виды деятельности с низким воздействием на окру-
16 п° 6.938, de 31 de agosto de 1981. ШЬ: www.planalto. gov.br/ccivil_03/LEIS/L6938.
жающую среду. Среди них выделены: строительство малых дорог к внутреннему доступу мостов для пересечения водного пути людьми и животными; строительство небольших гаваней для лодок; строительство трасс для развития экотуризма; проведение научных исследований природных ресурсов без нарушения требований законодательства; сбор недревесных продуктов для питания и производства рассады (семян, орехов и фруктов) при соблюдении законодательных норм о доступе к природным ресурсам; посадка плодовых деревьев для сбора семян, орехов и других растительных продуктов без удаления существующей природной растительности и нарушения экологической функции территории и др.
При выявлении случаев незаконной вырубки природной растительности (обезлесения) компетентный орган по охране окружающей среды согласно ст. 51 Кодекса в качестве административной меры, направленной на предотвращение дальнейшего нанесения
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
вреда окружающей среде, обязан конфисковать орудия производства, приостановить деятельность лиц, нарушающих нормы закона, и предоставить нарушителю возможность добровольно восстановить деградированную им территорию.
Проведенный историко-правовой анализ кодификации в Бразилии, особенно принятие нового Лесного кодекса 2012 г. и внесенных в него спустя полгода изменений является, безусловно, свидетельством признания важности вопросов сохранения лесных, водных и других природных ресурсов посредством защиты окружающей среды для обеспечения лучшего качества жизни общества. Поправки, внесенные в Лесной кодекс в октябре 2012 г., представляются, к сожалению, не системными поправками, а всего лишь балансировкой между интересами сельскохозяйственных производителей и защитников окружающей среды, тем более что современные факты свидетельствуют об увеличении за последний год обезлесения на лесных территориях Бразилии.
Alston L. J., Mueller B. Legal Reserve Requirements in Brazilian Forests: Path Dependent Evolution of De Facto Legislation // Economia, Selecta, Brasilia (DF). Vol. 8. No. 4. December 2007.
Garcia Y. M. О código florestal brasileiro e suas alterapóes no congresso nacional // Revista geografía "Geo Atos", n° 12, v. 1, janeiro a junho de 2012.
Watts J. Amazon Deforestation at Record Low, Data Shows // The Guardian. 07.07.2012.
Zakia M. J. B., Derani C. Situapao Jurídica das Florestas Plantadas. As florestas plantadas e a água: Implementando o conceito da microbacia hidrográfica como unidade de planejamento. Sao Carlos, 2006.
Петров В., Филинова И. Леса Бразилии: управление и законодательные основы // ЛесПромИнформ. 2015. № 8.
Шуплецова Ю. И. Перспективы и направления развития лесного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 3.
-о-