Научная статья на тему 'Лесное образование на российском Дальнем Востоке'

Лесное образование на российском Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
460
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Манько Юрий Иванович, Будзан Виталий Иванович, Белозеров Иван Лукич

Рассмотрена история лесного образования на российском Дальнем Востоке. Обращено внимание на необходимость подготовки кадров разного уровня для всех отраслей лесного комплекса региона. Обосновывается необходимость функционирования в регионе крупного лесного высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forest education in the Russian Far East

The paper overviews the history of forest education in the Russian Far East. The authors stress the necessity of expert training in various fields of forestry and argue in favor of establishing a large educational institution to teach forest science in the region.

Текст научной работы на тему «Лесное образование на российском Дальнем Востоке»

Вестник ДВО РАН. 2005. № 5

Ю.И.МАНЬКО, В.И.БУДЗАН, И. Л.БЕЛОЗЕРОВ

Лесное образование на российском Дальнем Востоке

Рассмотрена история лесного образования на российском Дальнем Востоке. Обращено внимание на необходимость подготовки кадров разного уровня для всех отраслей лесного комплекса региона. Обосновывается необходимость функционирования в регионе крупного лесного высшего учебного заведения.

Forest education in the Russian Far East. Yu.I.MAN’KO (Institute of Biology and Soil Science, FEB RAS, Vladivostok), V.I.BUDZAN (Primorskaya State Academy of Agriculture, Ussuriisk), I.L.BELOZEROV (Far Eastern State Technical University, Vladivostok).

The paper overviews the history of forest education in the Russian Far East. The authors stress the necessity of expert training in various fields of forestry and argue in favor of establishing a large educational institution to teach forest science in the region.

Леса Дальневосточного экономического района, включая Республику Саха (Якутия), занимают 44,6% общей площади земель лесного фонда, находящегося в ведении Федерального агентства по лесному хозяйству России, в них сосредоточено 27,4% общероссийского запаса древесины [7]. Эти леса неоднородны в зонально-типологическом отношении, а на юге региона представлены экосистемами, уникальными по биоразнообразию и выполняемым экологическим функциям.

Территории Приморья и Приамурья ко времени присоединения к российским владениям были в основном покрыты лесами, своеобразие которых сразу же отметили первоисследователи - Р.К.Маак, К.И.Максимович, А.Ф.Будищев, Н.М.Прже-вальский и др. Исторически леса Дальнего Востока расценивались как один из важных природных ресурсов, за счет которого можно было в какой-то мере компенсировать затраты, связанные с заселением и освоением этого обширного края [4, 12]. Согласно официальной точке зрения, сведение лесной растительности под разумным контролем являлось первым и необходимым условием колонизации края.

По мере освоения региона неуклонно увеличивалось антропогенное воздействие на лесные экосистемы. Сначала оно проявлялось в районе возникающих постов и поселений и на прилегающих к ним территориям, затем значительно распространилось, в том числе и благодаря лесным пожарам, возникавшим нередко по вине поселенцев, и лесозаготовкам, которые со временем приобретали промышленный характер.

МАНЬКО Юрий Иванович - доктор биологических наук (Биолого-почвенный институт ДВО РАН, Владивосток), БУДЗАН Виталий Иванович - кандидат сельскохозяйственных наук (Институт лесного хозяйства ПГСХА, Уссурийск), БЕЛОЗЕРОВ Иван Лукич - доктор технических наук (Дальневосточный государственный технический университет, Владивосток).

В связи с массовым переселением на Дальний Восток, сопровождавшимся развитием сельского хозяйства и промышленности (в том числе лесной), появилась острая необходимость регулирования пользования лесом, организации рационального использования, охраны и воспроизводства лесных ресурсов [8]. Кроме того, слабая изученность и неустроенность лесов, отсутствие кадров по всем отраслям лесного комплекса - лесоустройству, лесному транспорту, деревопереработке, а также лесному хозяйству - тормозило развитие лесной промышленности. Для решения этих проблем требовались квалифицированные специалисты, и при этом местные, знающие зонально-региональные особенности природных условий и лесов.

Кадры низшего звена начали готовить в регионе уже с 1909 г., сначала в низшей лесной школе при Никольском лесничестве, центр которого находился в Николь-ске-Уссурийском [10], а затем, ориентировочно с 1912-1913 гг., и в другой - при Пёрском лесничестве (железнодорожная станция Гондатти, впоследствии - Влади-миро-Шимановская) в Амурской губернии. Позднее - в Вяземской (Хабаровский край) и Шкотовской (Приморье) лесных школах.

Подготовка технического персонала осуществлялась сначала в лесном техникуме, ранее называвшемся Пёрским, организованном в 1926 г. на базе низшей лесной школы (станция Шимановская) [2]. Для усиления эффективности его работы Б.А.Ивашкевич считал необходимым перевести техникум в Уссурийский край [5]. Подготовку техников менее высокой квалификации (для лесной съемки и таксации, по постройке лесовозных дорог, по сплаву леса) он рекомендовал вести на полуторагодичных курсах на базе семилетнего образования. В частности, в 1931-1932 гг. в системе Дальлеспрома были организованы курсы лесных съемщиков, которыми руководил Г.Ф.Стариков [2, 3].

После Второй мировой войны кадры среднего звена для лесной промышленности начали готовить в Лесозаводске в Приморском лесотехническом техникуме (с 1945 г.), а для лесного хозяйства - в Вяземском лесном техникуме (с 1950 г.). Первый выпускал технологов для лесозаготовок и деревообрабатывающих производств, а позже и специалистов по техническому обслуживанию и ремонту оборудования химической и газоперерабатывающей промышленности; второй, с очным и заочным отделениями, - специалистов по всем направлениям лесохозяйственной деятельности, к настоящему времени около 7 тыс. чел.

Подготовка кадров высокой квалификации для лесной отрасли на российском Дальнем Востоке началась с организацией во Владивостоке Дальневосточного университета, где к 1923 г. сосредоточились крупные научные силы, среди которых заметными фигурами были выпускники Петербургского лесного института Б.А.Ивашкевич, А.А. Строгий, В.Ф.Овсянников, В.М.Савич и другие видные специалисты.

После реорганизации университета в 1930 г. путем разделения его на ряд специализированных вузов преподавание дисциплин лесного профиля продолжилось в Дальневосточном лесотехническом институте, который представлял собой развернутый лесной факультет университета, ранее бывший отделением агрономического факультета [11]. В Дальневосточном лесотехническом институте работали два факультета: на всех пяти курсах лесохозяйственного в 1931 г. обучалось 217 чел. (49 на отделении лесоустроительном, 48 на лесоэксплотационном, 46 на лесокультурном; студенты четвертого и пятого курсов не были расписаны по специальностям), на первом и втором курсах лесотехнического (он был открыт позже) - 81 чел. (49 на отделении лесомеханическом, 32 на лесотранспортном). Стипендиями было обеспечено только 52%, а общежитиями - 30% студентов. Производственная практика студентов, чему уделялось большое внимание, проводилась в

леспромхозах и на предприятиях Дальлеспрома [11]. В институте имелся вечерний факультет рабочей молодежи в Никольске-Уссурийском с общим числом слушателей 164 чел., а затем и дневной, на двух курсах которого обучалось 120 чел. Планировалось открыть отделения лесоэкспортное, водного транспорта и лесохимическое, обеспечив таким образом подготовку кадров для всех отраслей развивающегося лесного комплекса. В числе преподавателей института было 12 профессоров, 28 доцентов и 6 ассистентов. При институте была аспирантура.

В 1932 г. Дальневосточный лесотехнический институт был переведен в Хабаровск и значительно расширен, но в нем по-прежнему не велась подготовка специалистов по лесохимии и водному транспорту леса [5], более того, он вскоре (в 1934 г.) был закрыт, что было расценено специалистами как акт, нанесший вред народному хозяйству региона [9].

Наличие в регионе университета, а затем специализированного института позволило подготовить по лесным специальностям высококвалифицированные кадры, среди которых были К.П.Соловьев, Б.П.Колесников, Н.Е.Кабанов, А.А.Цымек, Г.Ф.Стариков, Н.В.Ефимов, Н.В.Усенко, Ф.А.Ляшенко и другие, сыгравшие огромную роль в науке, подготовке кадров и в различных областях лесного комплекса.

Кадры высокой квалификации для лесной промышленности готовились во Владивостоке и на лесоинженерном факультете Дальневосточного политехнического института (ДВПИ), который был переведен сюда после закрытия лесотехнического института в Хабаровске [13]. Работа этого факультета прерывалась в 1938 г. [14]. В 1948 г. на строительном факультете ДВПИ была открыта лесоинженерная специальность, в 1952 г. - организован лесоинженерный факультет. В 1962 г. лесоинженерный факультет был переведен в Хабаровский автодорожный институт, переименованный в Хабаровский политехнический институт (сейчас Хабаровский государственный технический университет - ХГТУ). Там по-прежнему ведется обучение инженеров-технологов по лесозаготовкам и деревообработке, механиков для лесной промышленности и экономистов для химико-лесного комплекса. Подготовка специалистов для целлюлозно-бумажной промышленности (технологов и механиков) прекращена, на наш взгляд, необоснованно.

В 1997 г. при Дальневосточном государственном техническом университете (ДВГТУ, бывший ДВПИ) вновь открыта специальность «технология деревопере-работки», а в 2003 г. организована кафедра с таким названием. Состоялось уже 4 выпуска по этой специальности, подготовлено более 100 инженеров. В 2005 г. на дипломное проектирование вышло 33 студента, в 2006 г., как ожидается, будет около 60. Формы обучения очная и заочная. В целом ДВГТУ способен готовить не только инженерные кадры для деревообрабатывающей отрасли, но повышать квалификацию инженерно-технических работников и обучать специалистов низшего звена.

Инженерные кадры для лесного хозяйства начали готовить также на открытом в 1958 г. лесохозяйственном факультете Приморского сельскохозяйственного института в Уссурийске*. Выпускникам института присваивалась квалификация инженера лесного хозяйства, а с 1991 г. на факультете появилась специализация «охотоведение» [1, 6]. В 1997 г. лесохозяйственный факультет был преобразован в Институт лесного и лесопаркового хозяйства, входящий в состав Приморской государственной сельскохозяйственной академии (ПГСХА).

* Указание В.П.Цепляева [15] о местонахождении Приморского сельскохозяйственного института во Владивостоке ошибочно.

К настоящему времени Институт располагает высококвалифицированными преподавательскими кадрами (4 доктора наук, 6 профессоров, 11 доцентов и кандидатов наук). При нем работает диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 06.03.03 «лесоведение, лесоводство; лесные пожары и борьба с ними», в котором к концу 2004 г. защищено 22 кандидатские диссертации и 1 докторская.

Учебные и производственные практики студенты проходят в Учебно-опытном лесхозе (с. Каменушка), располагающем общежитием и необходимой инфраструктурой. В лесном фонде лесхоза представлены почти все древесные породы и лесные формации, типичные для южного Приморья, - дубовые, кедрово-широколиственные, чернопихтово-широколиственные, долинные лиственные и другие, находящиеся на различных стадиях возрастной и восстановительной динамики.

С 1963 (первый выпуск) по 2004 г. подготовлено более 4 тыс. специалистов с высшим лесным образованием, среди которых выпускники дневного обучения составляют почти 69% (см. таблицу). Кроме того, около 2 тыс. работников повысили свою квалификацию через заочное образование и краткосрочные курсы. С 1994 г. Институт осуществляет ускоренную подготовку инженеров лесного хозяйства на базе среднетехнического лесохозяйственного образования. Ежегодный набор студентов на очное и заочное отделения колебался от 50 до 125 чел. В 2001-2002 гг. на очное отделение набиралось 100 чел., на заочное - 50.

Динамика подготовки инженеров лесного хозяйства (чел.) в 1963—2004 гг. в Институте лесного и лесопаркового хозяйства ПГСХА

Вид обучения 1963- 1970 1971- 1980 1981- 1990 1991- 1997 1998- 2002 2003- 2004 1963- 2004

Дневное 358 771 704 444 285 215 2777

Заочное 170 298 436 149 140 69 1262

Итого 528 1069 1140 593 425 284 4039

Выпускники успешно работают во всех отраслях лесного комплекса (лесное хозяйство, лесоустройство, лесная промышленность). Большинство руководителей лесхозов в Приморском крае и значительная часть в других дальневосточных регионах, а также некоторые руководители лесопромышленной отрасли окончили лесохозяйственный факультет. Многие его выпускники защитили докторские (Г.В.Гуков, В.И.Обыденников, В.Д.Чернышев, В.М.Урусов, Н.В.Выводцев, А.П.Ковалев) и кандидатские диссертации (В.И.Будзан, В.Н.Дюкарев, С.К.Доев, А.Д.Гурьев, А.И.Кудинов, Т.А.Москалюк, А.Н.Прилуцкий, Д.В.Будзан, В.А.Поле-щук, Т.Ю.Епифанова и др.) и успешно трудятся в научно-исследовательских и учебных учреждениях.

В годы перестройки специалистов лесохозяйственного профиля стали готовить и в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ. Так, в 1998 г. открыт Институт леса в Благовещенске при Дальневосточном государственном аграрном университете, в 1999 г. - лесной факультет в Хабаровске при ХГТУ В целом, на наш взгляд, в этом не было особой необходимости, так как потребность в кадрах для всего региона могла быть удовлетворена за счет выпускников Института лесного хозяйства при ПГСХА. Тем более что при дефиците профессорско-преподавательских кадров в регионе, при слабом материально-техническом оснащении учебных заведений и при отсутствии оборудованных учебных баз организация новых институтов лесохозяйственного профиля порождает опасность снижения уровня подготовки специалистов.

Основная учебная и методическая роль при подготовке и переподготовке специалистов всех звеньев для лесного хозяйства региона должна принадлежать Институту лесного хозяйства ПГСХА. Однако для этого необходимы модернизация и укрепление учебной и производственной базы института, оснащение его современными приборами и оборудованием, повышение кадрового потенциала, прежде всего за счет специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) и привлечения к научно-педагогической работе одаренной молодежи. Кроме того, необходимо внедрить контрактную основу для подготовки кадров высокой квалификации по договорам с региональными агентствами лесного хозяйства, а также непосредственно с лесхозами и лесозаготовительными предприятиями.

Вероятно, необходим отбор особо одаренных студентов (ежегодно 5-7 чел.), которые на последних курсах должны заниматься по индивидуальным программам, включающим углубленное изучение ведущих дисциплин, основ менеджмента и интенсивное изучение английского языка. Такого типа «штучные кадры», разумеется, были бы востребованы в научно-исследовательских и учебных заведениях и представляли необходимый резерв для управленческой деятельности в лесном комплексе региона. Кроме того, это открывает возможность для успешного обмена лесными специалистами со странами АТР, необходимость в котором очевидна.

Для подготовки кадров высшей квалификации следует активизировать работу диссертационного совета по присуждению ученой степени кандидата наук по специальности 06.03.03 и открыть докторский совет. Ведь только кадры, хорошо знающие специфику лесной растительности, экологические и экономические проблемы региона, способны организовать возрождение и укрепление всех отраслей лесного комплекса и стать гарантами устойчивого управления лесными ресурсами, при котором наряду с получением и переработкой древесины и лесных продуктов должен поддерживаться приемлемый уровень экологических параметров территории, повышаться продуктивность лесных земель и сохраняться биологическое разнообразие на всех уровнях (генетическом, видовом, экосис-темном).

Сложившаяся в регионе ситуация с подготовкой инженерных кадров для отраслей лесного комплекса свидетельствует об отсутствии общей концепции, нацеленной на концентрацию имеющихся кадров, материальных ресурсов и создание современной учебной базы с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать в новых экономических и социальных условиях. Нет уверенности и в том, что предстоящая реструктуризация высшего образования в стране учтет очевидную необходимость сохранения в регионе крупного лесного вуза, готовящего кадры для всех отраслей лесного комплекса, в первую очередь лесного хозяйства - базовой отрасли всего лесного комплекса. Умение организовать экологически безопасное лесопользование особенно важно ввиду неоднократных попыток принятия нового Лесного кодекса, согласно которому государство намеревается основные заботы о лесах возложить на арендаторов. К сожалению, при заключении договоров на аренду участков лесного фонда обращается недостаточное внимание на наличие у арендаторов грамотных специалистов, способных обеспечить экологически и технически грамотное использование всех видов лесных ресурсов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будзан В.И. Высшему лесному образованию на Дальнем Востоке - 40 лет // Высшее образование на Дальнем Востоке: история, современность, будущее: материалы науч. конф. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1998. С. 26-28.

2. Данилин А.К. История управления лесами // Хабаровск: Кн. изд-во, 2000. С. 179-251.

3. Данилин А.К. Лесоустройство на Дальнем Востоке // Леса и лесное хозяйство Хабаровского края. Хабаровск: Кн. изд-во, 2000. С. 81-149.

4. Делле П.И. Краткий обзор лесного хозяйства в Приамурском генерал-губернаторстве // Тр. съезда лесных чинов Приамурского управления государственных имуществ. Прил. № 2. Хабаровск: Тип. товарищества «Общий труд», 1908. С. 3-68.

5. Ивашкевич Б.А. Дальневосточные леса и их промышленная будущность. Москва; Хабаровск: Дальневост. краевое изд-во, 1933. 168 с.

6. Институт лесного хозяйства / Будзан В.И., Гуков Г.В., Доев С.К., Гриднев А.Н. Уссурийск, 2003. 44 с.

7. Корякин В.Н., Романова Н.В., Лысун Е.Ю., Барабинская Н.П. Лесной фонд Дальневосточного экономического района России на рубеже ХХ-ХХ1 веков (статистический справочник). Хабаровск: ДальНИИЛХ, 2004. 139 с.

8. Манько Ю.И., Журавков А.Ф. Материалы к истории лесного хозяйства на Дальнем Востоке // Ле-соводственные исследования на Дальнем Востоке. Владивосток: ДВ фил. АН СССР, 1965. С. 245-270.

9. Новоселов Н.С., Кожевников Ф.А., Моисеенко С.Н. Леса и лесная промышленность ДВК // Вестн. ДВ фил. АН СССР 1938. № 30 (3). С. 33-54.

10. Обзор лесного дела в Приамурском генерал-губернаторстве. Хабаровск, 1910. 92 с.

11. Подготовка кадров в Дальневосточном крае // Лесн. хоз-во и лесн. пром-сть. 1931. № 1-2. С. 122-124.

12. Смирнов Е.Т. Приамурский край на Амурско-Приморской выставке 1899 г. в Хабаровске. Хабаровск, 1899. 671 с.

13. Соловьев К.П., Сабитов Д.М. Подготовка лесных специалистов на Дальнем Востоке // Лесн. пром-сть. 1968. № 2. С. 12.

14. Стоценко А.В. Развитие технических наук на Дальнем Востоке за годы советской власти // Наука на Дальнем Востоке. Владивосток: ДВ фил. АН СССР, 1957. С. 39-49.

15. Цепляев В.П. Лесное хозяйство СССР (основные итоги лесохозяйственной деятельности). М.: Лесн. пром-сть, 1965. 408 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.