УДК 34
Белошапкин Е.В.
КрасГАУ
Форналь Д.С.
КрасГАУ
Булавина С.Н.
КрасГАУ
Шилак Д.Ю.
КрасГАУ
Научный руководитель:
Фастович Г.Г.
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института. КрасГАУ
«ЛЕСНАЯ АМНИСТИЯ». ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Аннотация: в статье рассмотрены обстоятельства, побудившие законодателя максимально оперативно принять ряд норм, в совокупности действия которых можно было бы приравнять к смыслу слова амнистия. Лесная амнистия. Освещены изменения законодательства, направленные на решение проблем наложения границ между участками государственного лесного фонда и другими земельными участками, а также первые результаты и последствия применения Закона и перспективы его применения на практике в дальнейшем.
Ключевые слова: Земельный участок лесного фонда, государственный земельный фонд, лесная амнистия, наложение границ, ЕГРН, гармонизация.
11 августа 2017 вступили в силу положения Федерального Закона от 29.07.2017 №280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон), согласно которому, сведения ЕГРН являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре.
По смыслу, нормы Закона преследуют цели по защите прав граждан на объекты недвижимости, основанные на существующих механизмах сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий и «зеленых щитов», то есть территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность. Наряду с сохранением мер по экологической защите лесов Закон предусматривает и новый обязательный алгоритм действий для Рослесхоза по работе со случаями, когда земли граждан и организаций на бумаге и зачастую в жизни оказались в границах земель государственного лесного фонда.
Закон обеспечивает защиту в первую очередь бытовой недвижимости граждан (индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды), которые в связи с различными проблемами в учетных и регистрационных государственных системах оказались в составе лесного фонда. По мнению законодателя, гражданин не должен испытывать ограничения в своих правах только лишь потому, что у государства существуют противоречия в каких-то ресурсах и реестрах. Но, по сути, до принятия Закона гражданин лишался своего законного права собственности, подтвержденного государством, без какой-либо компенсации. На основании судебных решений, принятых по искам органов лесного хозяйства (в частности, Рослесхоз после получения соответствующей информации о пересечении границ земельных участков с лесным фондом обязан не только дать оценку сложившейся ситуации, но и в случае выявления противоправных действий в течение трех месяцев обратиться в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации), осуществлялся снос жилых домов, выселение из них граждан, освобождение садовых, огородных и дачных участков, аннулирование прав на них.
Нужно отметить, что проблема, решенная данным законом, затрагивает значительное количество граждан Российской Федерации, а сам Закон дает таким гражданам шанс оставить в пользовании свое имущество и сохранить право собственности на принадлежащие им земельные участки.
Согласно Закону, сведения ЕГРН являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре.
На практике приоритет сведений применяется следующим образом.
К примеру, земельный участок согласно сведениям государственного лесного реестра, лесного плана субъекта, относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на него - к иной категории земель, в таком случае его принадлежность к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.
Если же в ЕГРН указанные сведения отсутствуют, то учитываются сведения, указанные в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на участок. Между тем, условием для применения этого правила является возникновение права правообладателя на земельный участок до 1 января 2016 года. А также, чтобы земельные участки не относились к следующим видам земель:
- расположенным в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- землям, относящимся к землям сельхозназначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного
органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства.
Если данные ЕГРН о принадлежности земельного участка к землям определенной категории противоречат данным, указанным в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на него, то правообладатель имеет право обратиться с заявлением на отнесение участка к категории, указанной в его документах на участок.
Важно также отметить, что правоустанавливающие документы должны быть получены до вступления Закона в силу. Но если прежде данный участок уже был переведен в другую категорию, то данное правило не применяется.
Живя в современном правовом государстве, подстраиваясь под ритм современных критериев учета недвижимости сложно переоценить вклад ведения Росреестром огромнейшей базы данных о недвижимости и зарегистрированных правах на нее - ЕГРН. Совсем недавно, в период действия законодательных актов, принятых в целях эффективной реализации нового Земельного кодекса (2001 года) повсеместно соблюдался принцип упрощенного порядка учета лесных участков для различных целей. Упрощение процедуры раннего учета и неэффективный учет вновь отводимых земель государственного лесного фонда привели сегодня к неподлежащему корректному подсчету количеству пересечений лесных участков, как между собой, так и с другими землями. До введения в действие Земельного кодекса 2001 года, в период «советской власти» в рамках действовавшего на тот период законодательства, садовые товарищества создавались преимущественно в местах частично залесенных и разумеется значения четкого разделения статуса таких земель от земель иных категорий в части использования их «под огород или дачу», законодатель не придавал.
Наслоение последствий практически двух поколений привело к тому, что земли, составляющие государственный лесной фонд России в рамках настоящего земельного законодательства и по праву в силу законов принадлежащие
Российской Федерации оказались в границах садоводческих товариществ и населенных пунктов. С приведением в действие автоматизированных систем учета недвижимости, ужесточением требований, направленных для систематизации учета, у граждан, чьи участки оказались с противоречивым прошлым, а также граждан, проживающих в населенных пунктах вблизи лесов, появились неразрешимые проблемы, связанные с уточнением границ таких участков, осуществлением строительства и прочих действий, свойственных реализацией своих прав собственниками земельных участков.
Из контекста пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров» следует, что существует огромного количество пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий. Законопроектом предлагается введение механизма по устранению противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в части принадлежности земельных участков к определенной категории.
В настоящее время принцип земельного законодательства по делению земель по целевому назначению на категории, в отношении земель лесного фонда соблюдается частично, а в отдельных случаях не работает совсем. Так, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 г. № 4890/14, установлено, что подавляющее большинство лесных участков, получивших статус ранее учтенные, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, представляют собой лесничества, занимающие площади до нескольких миллионов гектаров, с многоконтурными границами, наличием внутри населенных пунктов, дорог, водных объектов, садоводческих и дачных товариществ. Там же отмечено, что количество пересечений и спорных вопросов по границам и площади каждого такого участка, которая может достигать несколько миллионов гектаров, не
позволит провести уточнение его границ (поставить на государственный кадастровый учет надлежащим образом) долгие годы.
В структуре земель Красноярского края земли лесного фонда составляют 65,75% (155616.9 тыс. га). Так, в частности, только на территории Красноярского края по официальным данным Управления Росреестра по Красноярскому краю к моменту вступления в силу Закона, в порядке гармонизации сведений ЕГРН (ЕГРП) установлено 615 участков (масштабы площади пересечений в открытых источниках отсутствуют, однако учитывая что Красноярский край - лесной край, площадь залесенных территорий говорит о серьезной трудоемкости предстоящей работы). Еще более ситуацию отягощает обстоятельство единичного внесения границ населенных пунктов в систему ГКН с учетом актуальных генеральных планов поселений. При этом не стоит забывать о том, что исходная площадь земель лесного фонда также сформирована с большой погрешностью, так как основу площади таких земель определяют земли, предоставленные в рамках «первичной регистрации» по свидетельствам на право постоянного (бессрочного) пользования землей лесничествам, которые в силу течения времени в большинстве своем в настоящее время расформированы.
Между тем, стоить отметить, что помимо прав граждан на самостоятельное оформление прав на вышеназванные участки, основную непрерывную работу в рамках реализации положений Закона ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз. Работа включает сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами государственного лесного фонда, рассмотрение каждой ситуации отдельно и вынесение соответствующего решения. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.
Подводя итог, следует кратко определить перечень лиц и случаи применения норм Закона для достижения целей, для которых он разработан.
Под действие правил Закона попадают все «проблемные» участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Такие участки могут располагаться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра или лесного плана субъекта (даже иметь категорию «земли лесного фонда»), указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве на право пользования землей и ином правоустанавливающем документе. Вышеназванные нормы позволяют органам Росреестра присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения». При этом важно отметить, что не имеет значения когда возникло право на данный участок у его последнего владельца, главное, чтобы первичный отвод участка был произведен до 08.08.2008. Не учитывается также наличие на участках построек и статус прав на них (наличие прав или их отсутствие).
Между тем, образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под объектами недвижимости, не предназначенными для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016, должны осуществляться на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Проанализировав значение Закона и спроецировав его на сегодняшнее «дано», следует сделать вывод, что Закон очень актуален сейчас для современного общества. В силу того, что Красноярский край - лесной край, темпы приведения в соответствие сведений ЕГРН в отношении земель государственного лесного фонда только набирают обороты. Для оценки степени эффективности норм Закона предстоит долгая и кропотливая работа продолжительностью не один год.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон // http://base.garant.ru/12124624/ .
2. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации недвижимости. [Электронный ресурс]: федер. Закон от 13.07.2015, ФЗ №218// http://base.garant.ru/71129192/
3. Российская Федерация. Законы. О кадастровой деятельности [Электронный ресурс]: федер. Закон от 24.07.2007, ФЗ №221 // http://www.consultant.ru/law/doc/prj2/.
5. Российская Федерация. Законы. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» [Электронный ресурс]: федер. Закон от 29.07.2017, ФЗ №280 //http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_221238/.