ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА ТЕРРОРИЗМА
Янос Хараламбидис
Ключевые слова: ИГИС, США, террористическая угроза, Иран, кибервойна, Турция, национальные интересы
Введение
Кто сказал, что конец Холодной войны принесет мир и стабильность мировой системе? Эта идея Френсиса Фукуямы [1] была лишь иллюзией. Спустя 25 лет после падения Берлинской стены, проложившей путь к распаду Советского Союза, региональную и мировую систему продолжают потрясать традиционного и иного рода войны, такие как, например, кибервойна. Вызванная Исламским государством Ирака и Сирии (ИГИС) огромная угроза вынудила международное сообщество обеспокоиться и вновь начать борьбу с терроризмом, который напоминает Лернейскую гидру: когда герой греческих мифов Греции Геракл, пытаясь убить ее, отрубает одну из ее голов своим мечом, вместо нее отрастают две другие.
«Обезглавливание» Усамы бен Ладена не ознаменовало конец «АльКаиды» и террористической деятельности [2]. Наоборот, ИГИС переняло эстафетную палочку терроризма и стало чрезвычайно жестокой военной машиной, сея вокруг себя страх и ужас. В данной статье предпринимается попытка изучить ИГИС как явление в контексте существующих на Ближнем Востоке национальных интересов и политических игр, в особенности в отношении Турции, претендующей на роль региональной державы. Также анализируется, к каким отношениям и коалициям могут привести национальные интересы даже вражески настроенных друг против друга государств, учитывая задачу борьбы с общей угрозой.
В этом контексте есть и другие важные вопросы, на которые следует обратить наше внимание. Среди них - методы финансирования ИГИС и значи-
' Доктор международных отношений и европейских наук, президент колледжа Ледра.
5
Я.Хараламбидис
21 й ВЕК», №2 (35), 2015г.
мость технологий в международных отношениях. Как фактор силы, технологии следует рассматривать через призму кибервойны [3; 4, pp. 36-41], понимая, как она сосуществует с традиционной войной [5, pp. 138-139]. Следовательно, анализируя феномен ИГИС, важно найти ответы на ряд вопросов. Какие политические последствия несет террористическая деятельность ИГИС? Верна ли еще концепция Ганса Моргентау, что национальные интересы определяют международные отношения [5, pp 4-15]? Могут ли вражеские страны создать коалиции и если да, то при каких обстоятельствах?
Феномен ИГИС и национальные интересы
Гражданская война и ее последствия в Ираке носят гораздо более сложный характер, чем кризис в Египте и Сирии. ИГИС - террористическая организация мусульман-суннитов, которая хладнокровно уничтожает мусульманское и христианское население с целью установления регионального халифата, в который планируется включить территории Иордании, Израиля, Палестины, Ливана и Кипра, а также южные районы Турции, наряду с провинцией Хатай [6]. В июле 2014г. ИГИС начало варварскую кампанию вторжения в Багдад, где находится резиденция демократически избранного правительства Ирака [7; 8]. Эти события привели к непредсказуемым политическим играм между США, Россией, Ираном и Ираком. Американцы стали кокетничать с иранским шиитским мусульманским государством, стремясь предотвратить оккупацию власти в Ираке суннитским ИГИС. Иран и Россия предоставили военную поддержку Ираку, как и США, отправившие военных специалистов для оказания практической и моральной поддержки Багдаду [9; 10]. Тем не менее 24 августа 2014г. военно-воздушные силы США нанесли удары по принадлежащим ИГИС целям на территории Сирии [11]. 21 сентября США и пять арабских государств продолжили серию бомбардировок против ИГИС в Сирии и Ираке [12]. В эпицентре боевых действий наносились удары по нефтеперерабатывающим заводам и другим нефтегазовым объектам, благодаря которым ИГИС, методом продажи нефти на черном рынке, стало самофинансируемой организацией. Международный альянс следовал классической стратегии удара по важнейшим объектам инфраструктуры и применял ее на практике. В то же время была
6
<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.
Я.Хараламбидис
принята на вооружение модель Ливии. Факт вовлечения арабских и мусульманских стран, в том числе Саудовской Аравии, Иордании, Бахрейна и Объединенных Арабских Эмиратов, в бомбардировочные действия против ИГИС был использован со стороны США в качестве сообщения, адресованного другим арабским и мусульманским странам мира с призывом объединения сил с Западом и борьбы против ИГИС [13]. Как заявил 24 сентября 2014г. президент США Барак Обама с кафедры Генеральной Ассамблеи, эта война - не противоборство между христианами и мусульманами, а борьба международного сообщества против «смертельной сети» [14]. Иран поставил под вопрос правомерность воздушной бомбардировки с юридической точки зрения. По сообщению CNN, «Иран подверг резкой критике воздушные бомбардировки... Президент Ирана Хасан Рухани сказал, что без утверждения ООН или согласия правительства Сирии, военные удары не имели никакой юридической основы» [ 15].
Ответ США был двухуровневым. На первом уровне были дипломатические и политические игры, в которые государства обычно играют за кулисами. Второй уровень был на правовой арене. Как сообщил CNN замсоветника по вопросам национальной безопасности США Тони Блинкен: «США предупредили ряд стран, в том числе Иран, что предпримут соответствующие действия. Ясно, что не было сказано, конкретно где и когда. Мы хотели быть уверены, что никто не будет мешаться у нас под ногами» [ 15]. Иран был рядом с США в вопросе поддержки шиитского правительства в Ираке, однако, когда пришло время действовать и бороться рука об руку с США, Иран отступил. Сохранение дистанции делает очевидным, что Иран протянул свою собственную «красную линию» в вопросе сотрудничества с США. Предприятие боевых действий совместно с США было бы воспринято иранскими верноподданными как предательство и попытка поставить под сомнение революционную идеологию. С другой стороны, содействие шиитским исламским властям - долг иранцев. Поэтому правительство Ирана позволило США сделать «грязную работу».
Что касается бомбардировок территории Сирии и Ирака, США оправдали их, ссылаясь на 51-ую статью Устава ООН. В отправленном ООН письме США аргументировали, что соответствующие действия были предприняты, когда государство, в данном случае Сирия и Ирак, не пожелало или же было не в со-
7
Я.Хараламбидис
21 й ВЕК», №2 (35), 2015г.
стоянии самостоятельно нейтрализовать угрозу. Согласно этому письму: «Сирийский режим показал, что не в состоянии и в итоге не будет действовать самостоятельно против этих оплотов терроризма». В добытом и опубликованном CNN письме посол США в ООН Саманта Пауер пишет: «Соответственно, Соединенные Штаты предприняли необходимые и соразмерные боевые действия в Сирии». Как отметил с кафедры Генеральной Ассамблеи ООН президент США Обама, ИГИС понимает лишь один язык - «язык силы» [16].
Политика и дилеммы Турции
По иронии судьбы, если в сентябре 2013г. вооруженные сили США угрожали осуществить нападение на режим Асада, то меньше чем через год они бомбардировали ИГИС в Сирии, исходя из собственных соображений. Подобные удары по своей сути в поддержку режима Асада. Это классический случай для изучения, по которому можно объяснить, как совпадение национальных интересов вражеских государств может принудить их к невольному сотрудничеству или терпимости в отношении друг к другу. Создание демократической политической системы на основе модели западного правительства, очевидно, труднодостижимая задача. Как и прочие исламистские организации, ИГИС борется за установление регионального или всемирного халифата, который будет регулироваться в соответствии с законами шариата и концепции «жизненного пространства» [4, pp. 73-74]. Турция - суннитское государство, чье правительство приобретает политическую юрисдикцию на основе религиозной веры обычных мусульман-суннитов. Таким образом, направление оружия против иракских суннитов стало бы опасной игрой для правительства. Однако остаться совсем безучастным в этой игре оно тоже не может. Частичное решение задачи представилось через политический метод США, в частности, отказываясь поначалу наносить воздушные удары по джихадистским боевикам ИГИС. Это отметил также президент Обама, заявив, что США пока только рассматривают вариант удара по определенным целям в Ираке [17]. Турецкое правительство воспользовалось этой возможностью выступить как последователь американской политической линии. Этой своей политикой США отказывалось от военного вмешательства и принуждало премьер-министра Ирака Нури аль-Малика
8
<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.
Я.Хараламбидис
подать в отставку, чтобы сформировать новое правительство. Это правительство «национального спасения» охватывало представителей всех религиозных и политических групп страны и было одобрено иракскими законодателями [18; 19; 20]. Целью политики США было эффективное противостояние угрозе ИГИС. Однако, когда курдское население оказалось в окружении боевиков ИГИС и находилось под угрозой массовой бойни, войска США 7 августа 2014г. нанесли воздушные удары по отдельным целям [21]. Курдский автономный регион на севере Ирака стремится к независимости, и США явно не возражают против этих претензий, а американская компания EXXON/MOBIL уже осуществила инвестиции для эксплуатации нефтегазовых запасов в данном регионе [22]. При этом следует отметить, что Турция дала согласие на проведение трубопровода через свою территорию [23]. В связи с этим будет неудивительно, если Турция смириться с существованием независимого курдского государства и в качестве компенсации попробует выудить уступки в вопросе возможного решения кипрской проблемы. Спустя месяц после вышеупомянутых событий, в сентябре 2014г., Турция решила присоединиться к силам международного альянса по борьбе с ИГИС. Однако Анкару обвинили в неоказании войсковой поддержки курдским боевикам, защищающим город Кобани, имеющем важное стратегическое значение [24]. Очевидно, что турецкое правительство не было намерено содействовать вражеским курдам. Турки издалека наблюдали за разворачивающимися в Кобани яростными боями и по этой причине были обвинены в пособничестве ИГИС. Здесь уместно отметить два факта:
1. Министр Турции по делам Европейского Союза Волкан Бозкыр в своем выступлении перед комитетом иностранных дел Европарламента заявил, что его страна предложила союзникам вместе войти в Кобани, однако НАТО и США так и не ответили [25].
2. Сразу после утверждения решения Великого Национального Собрания Турции о присоединении к международной коалиции против ИГИЛ возникла кризисная ситуация в особой экономической зоне Кипра (ИЭЗ), что вынудило Евросоюз констатировать в своем опубликованном 24 октября 2014г. заключении неоспоримое: ЕС признает суверенные права Республики Кипр. Также было упомянуто, что Турция должна следовать
9
Я.Хараламбидис
21 й ВЕК», №2 (35), 2015г.
принятой 21 сентября 2005г. декларации ЕС, в которой, помимо других положений, отмечено, что Турция должна признать Республику Кипр [26, р. 15]. Конечно, в октябре 2014г. турецкое правительство заняло более гибкую позицию, разрешая курдским защитникам Кобани получать внешнюю поддержку через турецкую территорию. Но в то же время турецкая политика приняла более агрессивный характер в кипрском вопросе. Правительство Турции отправило сейсморазведывательный корабль «Варвар» на разведку в ИЭЗ Кипра, ставя тем самым под сомнения суверенные права Республики Кипр в ее же ИЭЗ [27].
Модель Сектора Газа
Как уже было отмечено, на данный момент возвращение Турции к идее торговой политики в основном сосредоточено на особой экономической зоне Кипра и соединении Кипра с турецким побережьем трубопроводом. Эта политическая игра соответствует стратегической цели сделать Турцию региональной сверхдержавой и энергетическим центром. Но какую цену заплатит за это Турция? С политической точки зрения, образуется постоянная угроза. И Турция обречена противостоять этому. Эта угроза - создание курдского государства на границе Турции, которое, словно кинжал, готово вонзиться в ее спину. Однако в рассмотрении этой проблемы есть и другой подход. Концентрация повсеместно рассеянного курдского населения в одном маленьком и слабом государстве может дать Турции хорошую возможность, поскольку подобное государство станет легкой мишенью для турецкой военной машины. Такой сценарий похож на модель, созданную Израилем, когда он признал палестинское правительство сектора Газа, хотя, конечно, эти два случая не совсем тождественны. Несомненно, поднимается целая волна проблем, вызывающих озабоченность у Турции. Основой для другого сценария выступает концепция «утраченной курдской родины» [28]. «Утраченной курдской родиной» считаются определенные территории, находящиеся в составе Турции, а также Сирии и Ирана. Со стратегической точки зрения, создание курдского государства и концепция «утраченной курдской родины» выгодны внешней политике США, поскольку, разжигая курдскую проблему, Вашингтон сможет решить энергетические проблемы и продвигать свои
10
<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.
Я.Хараламбидис
национальные интересы. Однако основной вопрос в том, какие планы у США в регионе. До сих пор американская стратегия была неэффективной и ненадежной, что нанесло ущерб имиджу и доверию США, национальные интересы США были обслужены не лучшим способом.
Кибер-партизанская война
Нанесенные 7 августа 2014г. удары военно-воздушных сил США по джихади-стам ИГИС были направлены на поддержку находившегося в осаде курдского населения. Однако гуманитарные соображения были не единственной причиной нанесения ударов США по военным позициям ИГИС. Были поставлены под угрозу американские национальные интересы, и США решили не позволить джихадистам поставить под угрозу нефтяные ресурсы. Вот почему США хотели, чтобы курдские боевики вместо них выполнили «грязную работу» и обезвредили повстанцев ИГИС. Военные действия американцев и британцев были обусловлены еще одним фактором. Если бы ИГИС удалось захватить дамбу Мосул и установить контроль над водными ресурсами, то государство Ирак оказалось бы в чрезвычайно тяжелом положении. Вода - важнейший стратегический ресурс и имеет равное или даже более важное значение, чем нефть и газ. В случае овладения дамбой Мосул ИГИС смог бы контролировать также и критические и стратегические инфраструктуры водоснабжения и энергоснабжения. Таким образом, отметим, что мотивация США и Великобритании основана на их национальных интересах и исходит из задачи владения критическими стратегическими ресурсами - например: воды, нефти и газа, - имеющими основополагающее значение для реализации функций государства. Основной целью ИГИС было ослабить государство Ирак и установить свой собственный незаконный халифат в качестве единственной государственной структуры в северном Ираке и рядом районов Сирии. У ИГИС есть дополнительное преимущество: это самодостаточная организация, поскольку контролирует по крайней мере четыре месторождения нефти в Мосуле и еще несколько в Киркуке. Продавая необработанную нефть на черном рынке, ИГИС получает ежедневную прибыль в $1-2 млн. [29]. По оценкам на август 2014г. эти месторождения нефти приносили ИГИС ежедневно $750 тыс. - 1 млн. [30]. Такими суммами ИГИС может финансировать свои воен- 11
11
Я.Хараламбидис
21 й ВЕК», №2 (35), 2015г.
ные действия в Ираке, Сирии и в других местах. Как же ИГИС удавалось продавать нефть внешнему миру из захваченных им территорий? Во-первых, оно контролирует дороги и, во-вторых, необработанная нефть продается по низким ценам. Если рыночная цена нефти за один баррель составляет 100 долларов, то ИГИС продает один баррель нефти по цене $26-50. Как отмечает Луай аль-Хатиб: «В центре и на севере Ирака достаточно богатых ресурсов, в случае захвата которых, ИГИС сможет довести сегодняшнее ежедневное производство нефти в 30 тыс. баррелей до 1 млн., если сможет взять под контроль богатый нефтью город Киркук и окрестные поселки. В случае обладания этими ресурсами с помощью денежного потока станет возможным, расширяя империю террора, довести ее до невероятных размеров. Однако пока торговля нефтью ИГИС не превышает местного масштаба, причем покупатели находятся в Иордании, Турции, Сирии и Иране и действуют через сеть посредников и владельцев грузовых автомобилей» [ 30].
Отмеченные страны, Иордания, Турция, Сирия и Иран [31; 30], покупая дешевую нефть у ИГИС, фактически спонсировали террористическую деятельность последнего и по этой причине стали целью активистов хакерской группы «Anonymous>. Кибервойна против ИГИС получила условное название «Operation NO2ISIS» (Операция «Нет ИСИС!»). «Anonymous> предпринял атаки компьютерного саботажа (DDoS), преследуя целью нарушить работу правительственных сайтов и компьютерных систем. Это первый уровень кибервойны в ее самом легком проявлении. Если хакеры решат обострить кибервойну, то дело дойдет до высоких уровней и применения вредоносных компьютерных программ с более сложной структурой. Джордан Шахтел отмечает: «По сообщению источника «Anonymous»-а: «Мы запланировали отправить ясное послание Турции, Саудовской Аравии, Катару и всем другим странам, которые открыто пособничают ИГИС, исходя из собственных интересов. В ближайшие несколько дней мы начнем взламывать правительственные веб-сайты этих стран, чтобы они ясно поняли наш посыл» [32].
ИГИС уже вовлечено в кибервойну применением социальных сайтов. Эксперты расходятся в мнениях относительно возможностей ИГИС вести кибервойну. Известно, что на первую атаку «Anonymous> ИГИС ответило, взло-
12
<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.
Я.Хараламбидис
мав страничку «Anonymous.» в Твиттере @anonmessage [32]. По утверждениям некоторых экспертов, это хакерство походило на методы, используемые со стороны «Сирийской электронной армии» (Syrian Electronic Army, SEA), однако остальные отрицают подобную точку зрения. В любом случае, неизвестно, до какого уровня могут дойти возможности ИГИС. До сих пор ИГИС использовало социальные сайты для ведения психологической войны, с помощью Интернета призывая мусульман встать на борьбу против западных государств, особенно против США. Следует упомянуть, что палестинская ветвь ИГИС разработала и запрограммировала вычислительную программу на базе Андроид, с помощью которой ИГИС через твиттер-аккаунты своих последователей может доставлять и распространять сообщения [32]. ИГИС использует технологии и киберпространство для распространения видеозаписей своих чудовищных и кровавых злодеяний, массовых убийств невинных людей, казней и отрубания голов. Цель этого в том, чтобы вселять страх и ужас, как в свое время поступали джихадисты Боснии и Герцеговины, а затем и «Аль Каида». В связи с этим Ран Левс пишет: «Правительство Ирака приняло решение ограничить вход на различные социальные сайты. Более того, в некоторых районах был ограничен весь интернет-трафик. Для преодоления этого препятствия члены ИГИС применили методы и программы анонимности. Это требует некоторых простых технических навыков, которые могут применяться и в качестве начальной точки реализации других сетевых операций» [33].
США не удержались от соблазна ответить на кибер-атаки ИГИС. С помощью Twitter, Facebook и YouTube началась цифровая блиц-кампания против «друзей» ИГИС, через личные счета которых оно стремится установить контроль, а также победить в информационной и пропагандистской войне, нанеся ущерб США. По словам высокопоставленного служащего Государственного департамента США Николаса Ревисея, это своего рода кибер-партизанская война: «Это не панацея и не серебряная пуля. Некоторые люди преувеличивают ее значение, другие считают, что это бесполезно, или же думают, что с помощью этой волшебной палочки террористы сдадутся. Ни одно из этих утверждений неверно. Это медленная, упрямая, ежедневная битва, в которой понемногу каждый день продвигаешься вперед. Это война тысячи маленьких битв,
13
Я.Хараламбидис
21 -й ВЕК», №2 (35), 2015г.
где нет больших сражений. Америка любит большие сражения, но в этом случае их нет. Это больше походит на партизанскую войну [ 34].
Стратегический план ИГИС и дилеммы Турции
Стратегический план ИГИС нацелен на основание исламского государства. Как было отмечено, в состав такого халифата предполагается включить территории соседних государств. Турция - одно из этих государств. Осуществление подобного сценария упразднит все усилия, приложенные для провозглашения курдского государства в северном Ираке, в то же время ставя под угрозу территориальную целостность Турции. Таким образом, для военного вмешательства США методом воздушных бомбардировок был ряд этических, политических, экономических и стратегических причин. С другой стороны, чем глубже будут вовлечены США в противоборство, тем больше у ИГИС будет возможности оправдать свою жестокую деятельность, используя в качестве предлога борьбу во имя аллаха и защиту мусульманских народов от «сил зла» и неверных западных государств, чья цель -разграбление природных ресурсов и богатств мусульман [4, pp. 66-67].
15 августа 2014г. ЕС принял решение предоставлять оружие, боеприпасы и военную помощь курдам северного Ирака. Это решение не предполагало прямой военной поддержки ЕС курдским боевикам, однако позволяло странам -членам ЕС самостоятельно осуществлять военное вмешательство. Что касается Турции, она против укрепления ИГИС, поскольку служащая причиной борьбы цель создания нового халифата предполагает захват турецких территорий. Хотя ИГИС - суннитско-мусульманская организация, ее стратегическая цель выступает угрозой территориальной целостности Турции. В рамках этой логики Турция может терпеть курдов, чтобы они «очистили» регион от повстанцев ИГИС. Нейтрализация вызванной ИГИС опасности исходит из интересов Турции. Одним из новых вызовов, вставших перед Турцией, стала нейтрализация существующих вокруг нее угроз. Геополитические развития могут поставить Турцию перед выбором: нужно давать «зеленый свет» образованию курдского государства на северном Ираке или нет? Заинтересованность Турции в этом вопросе основана на концепции предотвращения стратегической угрозы для турецких территорий образованием ИГИС суннитского халифата. Вопрос в том, кто
14
<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.
Я.Хараламбидис
представляет большую угрозу для Турции: ИГИС или курды? Ясно одно: у обоих есть претензии в отношении турецких территорий. Турки примут решение, исходя из геополитических развитий, стратегических целей и природы угрожающих стране опасностей.
Выводы
Террористическая деятельность ИГИС дестабилизировала региональную систему и, по стечению обстоятельств, обусловила создание новых, направленных на борьбу с терроризмом, союзов. Данный анализ позволяет прийти к определенным выводам, которые относятся к ИГИС и другим ключевым акторам, каковыми являются сверхдержавы и региональные державы, в том числе и Турция. В связи с этим следует отметить следующее:
1. Стратегическая цель ИГИС - создать регулируемый законами шариата региональный, а затем и мировой халифат. Это конфронтация между западной и мусульманской глобализацией, которая исходит из национальных интересов. Фактически, ИГИС объявило джихад, то есть священную войну [4, pp. 75-79]. С другой стороны, западные страны отрицают концепцию войны ИГИС и утверждают, что война против ИГИС – это борьба с терроризмом, к которой присоединились также и арабские и исламские страны.
2. В региональной системе царит нестабильная ситуация, вследствие чего возникли сложные союзы. В эти союзы вошли США, Россия и другие страны. Даже Иран готов оказать поддержку деятельности международного альянса, однако предпочитает сохранять дистанцию. Здесь есть столкновение противоположных интересов. С одной стороны, стоит вопрос о национальной безопасности, который требует поддержки в войне против ИГИС, с другой – вопрос теократической целостности политической системы Ирана, который основан на борьбе с западным империализмом. США, Россия и другие страны отложили в сторону свои разногласия и смирились друг с другом для достижения общей цели, чтобы защитить свои национальные интересы и остановить жестокий и кровавый нападок ИГИС. Данная политическая концепция демонстрирует, что необходимость противостоять общей угрозе создает плодородную почву и серьез-
15
Я.Хараламбидис
21 й ВЕК», №2 (35), 2015г.
ные основания для образования обусловленной сложившейся ситуацией и основанной на общих интересах коалиции (международного альянса).
3. Турция не преминула воспользоваться возможностью укрепить свои геополитические и геостратегические позиции, стремясь утвердиться в качестве несомненной региональной державы. Для достижения этой результата Турция втянулась в «сделку», в особенности с США, пытаясь выудить уступки в кипрском вопросе. Основная идея в том, что Турция желает иметь долю в нефтяных ресурсах Кипра, чтобы превратиться не только в транзитную, но и производящую энергетическую страну. В то же время, основной стоящей перед Турцией проблемой является курдский вопрос, который может получить новый толчок в связи с образованием курдского государства на территориях принадлежащих Турции, Ираку и Сирии. Подобное событие может стать кошмаром для Турции, если не удастся исправить его по принципу модели сектора Газа, что станет спасательным кругом и для Турции. В основе этого сценария лежит идея концентрации курдов на определенных подконтрольных Турции участках. В таком случае Турция получит возможность не только держать под своим контролем курдский автономный район или даже курдское независимое, но слабое государство, но и наказать его, если посчитает, что ее национальные интересы, в особенности безопасность и территориальная целостность, находятся под угрозой. Несомненно, можно утверждать, что это будет означать не завершение конфликта, а начало его нового этапа.
4. Фактически, технологическая мощь является одним из основных факторов. Киберпространство и применяемые в нем методы и оружие (компьютерные вирусы и прочие вредоносные программы) имеют свою собственную роль в конфронтации между ИГИС и международным альянсом. Следовательно, кибервойна занимает свое уникальное место в качестве современного вида противоборства, сосуществуя наряду с традиционными методами войны и стратегическими программами.
Учитывая вышеприведенный анализ, отметим следующее:
1. Сформированный вследствие конфликта черный рынок влияет на цены на нефть. Что касается ИГИС, количества контролируемых им нефтяных
16
<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.
Я.Хараламбидис
месторождений недостаточно, чтобы серьезно повлиять на цены на нефть. Скорее всего, ИГИС будет сложно захватить большинство месторождений нефти, находящихся в северном Ираке [32];
2. Нефтегазовые ресурсы могут выступить стратегическим орудием или же стать «ахиллесовой пятой». С одной стороны, нефть - стратегическое орудие ИГИС, поскольку благодаря продаже непереработанной нефти ИГИС стало самофинансируемой организацией. С другой стороны, нефть -«ахиллесова пята», потому что из-за нее США и другие западные страны разозлились на ИГИС и нанесли совместные воздушные удары для урегулирования ситуации. Логический расчет, однако, показывает, что выгода и прибыль намного превышают потери. Без контроля над нефтяными ресурсами ИГИС не имело бы средств и не смогло бы продвигать и обслуживать свои интересы, а тем более реализовать свои стратегические цели.
ИГИС показал, что терроризм - свойственное международной системе явление. В прошлом было множество считающихся террористическими организаций, как, например, «Красные бригады» (Италия), ИРА (Ирландская республиканская армия), ООП (Организация освобождения Палестины), а теперь и PKK (Partiya Karkeren Kurdistane - Рабочая партия Курдистана). Их цели, идеология, идентичность и методы отличаются. Некоторые организации избавились от клейма террористических, поскольку сумели убедить остальных, что преследуют мирные цели. Ясир Арафат начал свою деятельность как террорист, однако к моменту кончины был уже президентом Палестинской национальной автономии. Как уже отмечалось, «Аль Каида» потеряла своего лидера и словно обезглавлена. Однако ее эстафета перешла к ИГИС. Страх и ужас перед терроризмом вынуждает государства объединять свои силы в борьбе как с симметричными, так и асимметричными угрозами [4, pp. 58-59]. Национальные интересы все еще продолжают предопределять международные отношения, и этот факт выражается в образующихся по стечению обстоятельств коалициях. Подобные коалиции между США, Россией и другими странами образуются по причине террористической деятельности ИГИС. Ситуативно образовавшиеся эти коалиции существуют до тех пор, пока есть общие угрозы и враги. Они хрупки, нестабильны и, следовательно, безнадежны. ИГИС как явле-
17
Я.Хараламбидис
21 й ВЕК», №2 (35), 2015г.
ние подпитывается, с одной стороны, религиозным фанатизмом, с другой - неверной политикой, которую ведут США и другие западные государства. Что касается Турции, она не упускает предоставленную ей возможность стать региональной державой. Однако в то же время Турция стоит перед сложнейшей дилеммой: как следует поступить в курдском вопросе и какое решение принять в нем. Таким образом, можно утверждать, что в целом, ИГИС и терроризм - явления, присущие деятельности международной системы, и, в частности, выявляют ее хаотичную сущность и взлеты и падения между ее совпадающими и противоречащими друг другу национальными интересами. Терроризм и ИГИС - не миф, а действительность, в которой воплотилось мифическое чудовище, лернейская гидра. Следовательно, необходимо выяснить, кто является «Гераклом» международной системы.
Ноябрь, 2014г.
Источники и литература
1. FrancisFukuyama,The End of the World And The Last Man, Free Press, New York, 1992.
2. CNN, The death of Osama bin Laden Fast Facts, November 6, 2014, CNN Library, viewed 7 November 2014: http://edition.cnn.com/2013/09/09/world/death-of-osama-bin-laden-fast-facts/.
3. M Pizzi, Cyber-warfare greater threat to US than terrorism, say security experts/ Intelligence and defense officials warn of cyber Pearl Harbor', Aljazeera America, January 7, 2014, accessed 3 November 2014: http://america.aljazeera.com/articles/2014/1/7/defense-leaders-saycyberwarfaregreatestthreattous.html.
4. Yiannos Charalambides, The Third World War, Global Titans and Sworn Soldiers, ERPIC, 2013.
5. Hans J. Morgenthau, Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace, Brief Edition, Revised, Alfred A. Knopf, New York, 1985.
BBC News, Isis rebels declare 'Islamic state' in Iraq and Syria", 30 June 2014, accessed 25 October 2014: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-28082962.
6. S. L. Spark, N. Robertson , and M Tawfeeq, Iraq crisis: ISIS advances on Baquba as U.S.
moves firepower to region, CNN. June 18, 2014, accessed 3 October 2014: http:// edition.cnn.com/2014/06/17/world/meast/iraq-crisis/.
7. Al ArabiyaNews, , ISIS urges militants to march to Baghdad, 2014: accessed November 2, 2014:
http://english.alarabiya.net/en/News/2014/06/12/ISIS-militants-plan-to-march-on-
Baghdad.html.
8. B. Starr and T. Cohen, Obama says 'small number' of military advisers going to Iraq, CNN, June 20, 2014, accessed 2 October 2014: http://dition.cnn.com/2014/06/19/politics/us-iraq/.
18
<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.
Я.Хараламбидис
9. PRESSTV, 2014, Iran, Russia to join forces against terror in Iraq: Tehran, viewed 3 November 2014: http://www.presstv.ir/detail/2014/07/06/370157/iran-russia-agree-to-join-forces-in-iraq/.
10. J Walters, Expand US air strikes on Isis militants, senior Republicans urge, theguardian, August 24, 2014, accessed 23 October 2014: http://www.theguardian.com/world/2014/ aug/24/republicans-isis-militants-us-air-strikes.
11. J Sciutto, M Castillo and H Yan, U.S. airstrikes hit ISIS inside Syria for first time, CNN, September 23, 2014, accessed 22 October 2014: http://edition.cnn.com/2014/09/22/world/ meast/u-s-airstrikes-isis-syria/.
12. J Mullen, U.S.-led airstrikes on ISIS in Syria: Who's in, who's not, CNN, October 2, 2014, accessed 1 November 2014: http://edition.cnn.com/2014/09/23/world/meast/syria-airstrikes-countries-involved/.
13. BBC News, Islamic State Crisis: Obama targets network of death', September 24, 2014, accessed 24 October 2014: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-29351672.
14. J C. Carter, E. Labott and J Sciutto, 'The Turk' is dead: Al Qaeda-linked terror group says leader died in Syria airstrikes, CNN, September 24, 2014, viewed 4 November 2014: http://edition.cnn.com/2014/09/23/world/meast/isis-airstrikes/.
15. CNN, TRANSCRIPTS, President Obama at United Nations; Revenge Killing?; New U.S. Terror Alert After Airstrikes, September 24, 2014, accessed 3 November 2014: http://edition.cnn. com/TRANSCRIPTS/1409/24/cg.01.html.
16. The Guardian, Iraq crisis: Baghdad requests US air strikes against Sunni militants - live, 18 June, 2014, accessed 1 November 2014: http://www.theguardian.com/world/middle-east-live.
17. J Karadsheh , Iraqi lawmakers approve new government; al-Maliki becomes VP, CNN, September 9, 2014, accessed 23 October 2014: http://edition.cnn.com/2014/09/08/world/meast/ iraq-government/.
18. M Chulov and S. Ackerman, How Nouri al-Maliki fell out of favour with the US, The Guardian, June 19, 2014, accessed 12 October 2014: http://www.theguardian.com/ world/2014/jun/19/how-nouri-al-maliki-fell-out-favour-with-us-iraq.
19. R. Saliman and M. Georgy, Iraq's Maliki finally steps aside, paving way for new government, Reuters, August 14, 2014, accessed 5 November 2014:
http://www.reuters.com/article/2014/08/14/us-iraq-security-usa-military-
idUSKBN0GD1KS20140814.
20. S Li and D. Bennetee, Pentagon Confirms U.S. Airstrikes in Iraq, The Wire, August 7, 2014, accessed 14 September 2014:
http://www.thewire.com/global/2014/08/pentagon-denies-reports-of-us-bombing-in-
iraq/375769/.
21. S Pfeifer, Exxon signs Kurd exploration contracts, Financial Times, November 10, 2011,
accessed 8 November 2014: http://www.ft.com/cms/s/0/4e44f860-0bda-11e1-9861-
00144feabdc0.html#axzz3IRN9d0gu.
22. ALMONITOR, Turkey, ExxonMobil Going Ahead With Gas Project in Iraqi Kurdistan, May 20, 2013, accessed 8 November 2014:
http://www.al-monitor.com/pulse/business/2013/05/turkey-and-exxon-explore-oil-in-iraqi-
kurdistan.html#.
23. L. Doucet, Islamic State crisis: Turkish PM rejects Kobani criticism, BBC, October 28, 2014, accessed 8 November 2014: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-29799646.
19
Я.Хараламбидис
21 й ВЕК», №2 (35), 2015г.
24. A. Unal, Minister explains Turkey’s EU strategy, informs European Parliament on Kobani crisis, Daily Sabah, October 16, 2014, accessed 1 November 2014:
http://www.dailysabah.com/politics/2014/10/16/minister-explains-turkeys-eu-strategy-
informs-european-parliament-on-kobani-crisis.
25. European Council (23 and 24 October 2014), EUCO 169/14 CO EUR 13, CONCL 5, October 24, 2014, accessed 3 November 2014: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/ docs/pressdata/en/ec/145397.pdf .
26. M Langfan, Turkish Warship in Cyprus Zone Sends Tensions Soaring: Turkey is sending a seismographic vessel to explore areas in the Cypriot Exclusive Economic Zone, Arutz Sheva, October 7, 2014, accessed 12 October 2014: http://www.israelnationalnews.com/News/ News.aspx/185928#.VF2SfDSsUbc.
27. S. Kaleyi, The Kurdish Conflict: Aspirations for Statehood within the Spirals of International Relations in the 21st Century, Kurdish Aspect, Kurdish Views, June 9, 2010, accessed 3 November 2014: http://www.kurdishaspect.com/doc060910SK.html.
28. P. Crompton, Sales of black market oil surge in Middle East, Al Arabiya, July 29, 2014, accessed 29 October 2014: http://english.alarabiya.net/en/perspective/analysis/2014/07/29/-Rogue-oil-sales-of-illicit-cut-price-crude-in-Mideast-surge.html.
29. L. Al-Khatteeb, How Iraq's black market in oil funds ISIS, CNN, August 22, 2014, accessed 6 November 2014: http://edition.cnn.com/2014/08/18/business/al-khatteeb-isis-oil-iraq/.
30. The Wrongologist, Turkey’s Role in ISIS Oil Smuggling, Geopolitics Power and Political Economy, 26 September, 2014, accessed 23 October 2014: http://wrongologist.com/2014/09/turkeys-role-in-isis-oil-smuggling/.
31. J Schachtel, Hacktivist Group Anonymous Plans Cyber Warfare against countries that supports ISIS, Preitbart, July 1, 2014, accessed 20 August 2014:
http://www.breitbart.com/Big-Peace/2014/07/01/Anonymous-Hacktivist-Group-Plans-
Cyber-Warfare-Against-Countries-That-Support-ISIS.
32. J Levs, Which Mideast power brokers support Hamas?, CNN, August 6, 2014, accessed 6 August 2014: http://edition.cnn.com/2014/08/06/world/meast/mideast-hamas-support/.
33. N Revisea, The US Has Launched A Social Media Offensive Against ISIS, Business Insider -Military and Defence, August 31, 2014, accessed 4 September 2014:
http://www.businessinsider.com/afp-us-cyber-warriors-battling-islamic-state-on-twitter-
2014-8.
ԱՀԱԲԵԿՉՈՒԹՅԱՆ ԼԵՌՆԵՅԱՆ ՀԻԴՐԱՆ
Յանոս Խարալամբիդիս
Ամփոփագիր
Թուրքիան կանգնած է բարդագույն երկընտրանքների առջև, թե ինչպես պետք է վարվել քրդական հարցում և ինչ լուծում պետք է տրվի դրան։ ԻՍԻՊ-ը և ահաբեկչությունը միջազգային համակարգի գործունեությանն ընդհանուր առմամբ հատուկ երևույթներ են, որ մասնավորապես երևան են հանում դրա քաոսային էությունը և
20
<21-й ВЕК», №2 (35) 2015г.
Я.Хараламбидис
հակադիր ու համընկնող ազգային շահերի միջև վայրիվերումները: Ահաբեկչությունը և ԻՍԻՊ-ը առասպել չեն, այլ իրականություն, որում մարմնավորվել է առասպելական հրեշ Լեռնեյան հիդրան։ Հետևապես, հարկավոր է պարզել, թե ով է միջազգային համակարգի «Հերակլեսը»։
ЛЕРНЕЙСКАЯ ГИДРА ТЕРРОРИЗМА Янос Хараламбидис
Резюме
Турция стоит перед сложнейшей дилеммой: как нужно поступить в курдском вопросе и как его решить. ИГИС и терроризм в целом свойственны системе международных отношений, эти явления, в частности, выявляют хаотическую сущность и перипетии взаимодействий между совпадающими и противоречивыми национальными интересами. ИГИС и терроризм — это не мифы, а реальность, в которой воплотилась мифологическая лернейская гидра. Следовательно, необходимо выяснить, кто является «Гераклом» международной системы.
THE LERNAEAN HYDRA OF TERRORISM Yiannos Charalambides
Resume
Turkey faces difficult dilemmas about how to deal with the Kurdish problem and what solution should be given to it. ISIS and terrorism are phenomena generally inherent to the functioning of the international system, which particularly uncover its chaotic character and swinging between conflicting and convergent national interests. Terrorism and ISIS is not a myth, but a reality in which the mythic monster Lernaean Hydra is incarnated. Therefore, what needs to be found out is who the “Hercules” of the international system is.
21