Научная статья на тему 'Лермонтовские чтения - 2014 в Санкт-Петербурге. «М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» (СПб. : лики России, 2015. 360 с. , цв. Ил. )'

Лермонтовские чтения - 2014 в Санкт-Петербурге. «М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» (СПб. : лики России, 2015. 360 с. , цв. Ил. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ЛЕРМОНТОВ / БИОГРАФИЯ / МУЗЕИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР / ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ / ТРАДИЦИЯ / LERMONTOV / BIOGRAPHY / MUSEUMS / MUSIC THEATRE / PHILOLOGICAL ANALYSIS / PHILOSOPHIC ASPECT / TRADITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ходанен Людмила Алексеевна

В Санкт-Петербургской библиотеке имени М. Ю. Лермонтова под патронатом Комитета культуры города в октябре 2014 г. состоялись очередные юбилейные Лермонтовские чтения, по итогам которых вышел сборник научных cтатей. В нем широко представлены современные проблемы изучения биографии и творчества поэта. На основе разных методологических подходов к художественным текстам и рассмотрения лермонтовской традиции в русской литературе XIX-XX вв. даются новые исследования поэтики, приведены аксиологические наблюдения, компаративные сопоставления, описаны новые музейные находки из наследия поэта. Опубликованные материалы намечают перспективные направления дальнейшего изучения творчества М. Ю. Лермонтова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Lermontov readings - 2014 in Saint Petersburg. «Mikhail Yuryevich Lermontov in the cultural context of two centuries» (S.-Petersburg: Liki Rossii, 2015. 360 p., col. ill.)

In 2014, the next scheduled anniversary Lermontov readings were organized by the Lermontov library in Saint Petersburg under the patronage of the City Committee for Culture. Following the results of the readings a collection of articles was published. It covers a wide spectrum of contemporary challenges related to the study of the poet's biography and works. Based on different methodological approaches to literary texts and the review of Lermontov’s tradition in the 19th-20th century Russian literature, new studies of the poetic manner are presented, axiological observations and comparative analyses are given, and new museum findings of Lermontov’s heritage are shown. The published materials determine new promising directions in the further study of Mikhail Lermontov’s works.

Текст научной работы на тему «Лермонтовские чтения - 2014 в Санкт-Петербурге. «М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» (СПб. : лики России, 2015. 360 с. , цв. Ил. )»

УДК 83.3(2Рос)1

DOI 10.17223/18137083/55/27

Л. А. Ходанен

Кемеровский государственный университет

Лермонтовские чтения - 2014 в Санкт-Петербурге.

«М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» (СПб.: Лики России, 2015. 360 с., цв. ил.)

В Санкт-Петербургской библиотеке имени М. Ю. Лермонтова под патронатом Комитета культуры города в октябре 2014 г. состоялись очередные юбилейные Лермонтовские чтения, по итогам которых вышел сборник научных статей. В нем широко представлены современные проблемы изучения биографии и творчества поэта. На основе разных методологических подходов к художественным текстам и рассмотрения лермонтовской традиции в русской литературе Х1Х-ХХ вв. даются новые исследования поэтики, приведены аксиологические наблюдения, компаративные сопоставления, описаны новые музейные находки из наследия поэта. Опубликованные материалы намечают перспективные направления дальнейшего изучения творчества М. Ю. Лермонтова.

Ключевые слова: М. Лермонтов, биография, музеи, музыкальный театр, филологический анализ, философский аспект, традиция.

Традиция Чтений в Санкт-Петербургской библиотеке имени М. Ю. Лермонтова возникла в 2006 г. С большой ответственностью сохраняя память о великом русском поэте, чье имя носит библиотека, ее сотрудники сумели за эти годы создать замечательную среду для научного общения. Эти встречи превратились в ежегодные конференции, на которых собираются известные и начинающие литературоведы, а также музееведы, искусствоведы, библиографы и библиотекари, занимающиеся изучением наследия М. Ю. Лермонтова и связанные с его хранением и пропагандой. Ежегодные выпуски сборников статей, докладов, сообщений по итогам конференций готовит редакционный совет, в который входят С. С. Се-

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, научный проект №15-04-00498.

Ходанен Людмила Алексеевна - доктор филологических наук, профессор кафедры истории и теории литературы и фольклора Кемеровского государственного университета (ул. Красная, 6, Кемерово, 650043, Россия; Ио(1апеп@уап11ех. га)

ISSN 1813-7083 Сибирский филологический журнал. 2016. № 2 © Л. А. Ходанен, 2016

рейчик, директор МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, известные лермонтоведы О. В. Миллер, Г. В. Москвин, исследователи русской литературы и культуры Е. И. Анненкова, Н. Н. Акимова.

Чтения являются составляющей научной частью проекта «М. Ю. Лермонтов: наследие» (руководитель - заведующая Лермонтовской гостиной библиотеки И. Г. Локотникова), имеющего исследовательские и общекультурные цели, в реализации которых контекст северной столицы как нельзя более дал возможность для развернутого представления о судьбе произведений Лермонтова в русской культуре. Чтения стали научным центром, вокруг которого объединились художественные и мемориальные события Лермонтовских дней, приуроченные ко дню рождения поэта: круглые столы, литературно-музыкальные вечера, тематические экскурсии по лермонтовским местам Петербурга. Особенно богатыми на такие события стал 2014 г. - год 200-летия со дня рождения поэта.

Лермонтовские чтения - 2014 проходили в Царском фойе Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр) и в Полуциркульном зале Конюшенного корпуса Елагинского дворца-музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера ХУШ-Х1Х вв. В репертуаре театра - премьера «Маскарада» в постановке Валерия Фокина, в музее театра - экспозиция театральных постановок пьес разных лет, в Полуциркульном зале - большая выставка, посвященная театральным постановкам и киноверсиям лермонтовских произведений, сделанных в разные годы.

Изданный по материалам последних Чтений сборник научных статей «М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» представляет разные подходы к изучению творчества писателя. Издание, подводящее итог празднованию знаменательной даты, включает обзоры, посвященные истории общероссийских и областных юбилеев поэта и приуроченных к ним событий, в которых раскрывается укорененность лермонтовского наследия в отечественной культуре. В публикациях собрана юбилейная лермонтовиана разных эпох советской культуры, отраженная в печати (Н. С. Беляев, С.-Петербург), дан обзор первых лермонтовских торжеств на родине поэта (Д. Ю. Мурашов, Пенза) и лермонтовских народных чтений в Тамбове на рубеже Х1Х-ХХ вв. (М. В. Сабетова, Тамбов), характеризуются разные формы и методы современной популяризации творчества поэта (творческие проекты, чтецкие акции, использование интернет-коммуникации и др.) в библиотечной системе районного города (И. П. Ревина, Батайск), обобщается опыт проведения интерактивных уроков в рамках проекта «М. Ю. Лермонтов: наследие» (И. Г. Богданова, С.-Петербург). И. Г. Локотникова представила обзор мемориальных событий, презентаций и выставки трудов В. А. Мануйлова - известного лермонтоведа, составителя «Лермонтовской энциклопедии», которые дополнены живыми воспоминаниями А. Б. Глассе (Итака, США) о научном сотрудничестве и встречах с В. А. Мануйловым в период работы над этим знаменитым трудом.

Второй раздел издания содержит сравнительно редкий материал, с учетом по-луторавековой традиции изучения биографии писателя. В статье Е. Л. Сосниной (Пятигорск) «Элементы французского влияния в родовой истории и творческой эволюции М. Ю. Лермонтова» добавлены новые детали к известному спору о его родословной. Исследователь обращает внимание на роль французов в развитии культуры Шотландии, в частности, влияние на архитектуру (родовые замки Лермонтов из Файфа) и переклички французской и кельтской народной поэзии в области легендарной биографии Томаса Лермонта, который по одной из версий считается предком рода Лермонтовых. В работе М. И. Давыдова (Пермь) «Медицинские аспекты огнестрельного ранения М. Ю. Лермонтова на дуэли» с профессиональной медицинской точки зрения подробно рассматривается вопрос

о том, возможно ли было спасти М. Ю. Лермонтова при тогдашнем уровне развития медицины.

В сборнике опубликованы новые изобразительные материалы из наследия поэта, найденные в музейных и архивных собраниях. Е. Н. Монахова (С.-Петербург) представляет Юнкерскую тетрадь М. Ю. Лермонтова как документ биографии автора периода учебы в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. На основе сопоставления рисунков и подробной описи тетради, которая была сделана ее первым владельцем Н. Н. Манвеловым, курсом ниже учившимся в Школе, установлены связи изображений с конкретными событиями из жизни поэта (набросок первого автопортрета, рисунки в связи с замыслом романа «Герой нашего времени» и др.). Л. П. Баюра (Симбирск) исследует симбирский альбом Н. И. Поливанова, начатый в 1832 г., когда, вначале в Москве, а затем в военной школе в Петербурге он был дружен с Лермонтовым. По мнению автора, целый ряд изображений в альбоме по стилистике близок рисункам Лермонтова из разных альбомных коллекций его графики. На основе подробного сопоставительного анализа стилевой манеры, присутствия автоиллюстративных набросков, характерной психологизации графических портретов исследователь высказывает предположение о лермонтовском авторстве семи рисунков из Поливановского альбома. В публикации С. Н. Селедкиной (С.-Петербург) рассматривается история рисунка «Богатыри - не вы!», тоже предположительно лермонтовского, который находится в Российском государственном историческом архиве. Приведены сведения о копийном рисунке, также хранящемся в РГИА.

В статье И. В. Сорокина (Саратов) «Дядя» Афанасий Алексеевич Столыпин, Лесная Нееловка, Саратов. К истории бытования лермонтовских реликвий» собраны обширные материалы из биографии А. А. Столыпина, родного брата Е. А. Ар-сеньевой, бабушки поэта. В связи с этим показаны истоки бородинской темы в творчестве Лермонтова, прослеживается история Нееловки, усадьбы А. А. Столыпина, и находившейся в ней мемориальной комнаты поэта, приведены новые данные из саратовских музейных фондов об исчезнувшем втором «офицерском портрете» Лермонтова.

Статья А. Г. Метелкиной посвящена установлению авторства портрета Лермонтова, литографированного с акварели К. А. Горбунова. На основе изучения подписей и надписей на эстампах и работы с архивами установлено, что автором литографированного портрета в издании Н. Н. Полевого «Альбом русских писателей» был В. Бахман, владелец знаменитой московской литографской мастерской.

В публикации Н. А. Агеевой (Киев) указано местонахождение считавшегося потерянным наброска на тему лермонтовского «Ангела» из карманного альбома М. А. Врубеля (Киевский национальный музей русского искусства) и уточняется его датировка. Рассмотрена последующая трансформация замысла от эскиза «Ангел с кадилом и свечей» к иллюстрации «Демон и Ангел с душой Тамары» к поэме Лермонтова. Высказано предположение, что в творческих поисках художник повторил путь поэта в развитии демонической темы.

Современные музыкальные интерпретации творчества поэта проанализированы в работе Е. А. Слуцкой (С.-Петербург) на фоне трех периодов музыкально-сценических обращений к его произведениям в Х1Х-ХХ вв., выдвигавших в центр внимания разные произведения («Демон» А. Рубинштейна, «Маскарад» А. Хачатуряна). В обзоре современных музыкально-постановочных версий отмечены новые варианты «Демона» (балетные спектакли, фильм-опера, спектакль на открытой площадке фестиваля «Опера - всем» в С.-Петербурге), опера-мюзикл «Маскарад».

Самый большой раздел сборника посвящен филологическим и философским аспектам рассмотрения произведений Лермонтова. В статье А. Э. Бауэр (Геттин-

ген, Германия) «Прием маскирования: лицо как маска в творчестве М. Ю. Лермонтова» исследуется феномен маски в драме «Маскарад», выделены тематические и структурные уровней текста на основе разных связей игры и маски. О. А. Павловская (Иваново) анализирует жанровые черты мистерии в ранней романтической поэме «Азраил» («драматическое пространство», авторские ремарки, выполняющие сценографическую функцию, переход к прозе, особое содержание романтической двуплановости и др.).

Несколько публикаций представляют анализ художественной формы и интерпретации смыслового содержания романа «Герой нашего времени». Две из них содержат пространственно-временные характеристики художественного мира произведения. М. П. Леонова (Геттинген, Германия) анализирует четыре авторских стратегии, которые являются результатом романтического представления о времени, реализуя фрактальную структуру «Героя нашего времени». Они приводят к потере сквозной временной последовательности и необходимости для читателя выбирать временные рамки для своей интерпретации, исходя из разных форм повествования.

В. Ш. Кривонос (Самара) рассматривает метафизику художественного пространства в романе «Герой нашего времени», останавливаясь на Кавказе как главной пространственной форме существования героя. На примере «Бэлы» раскрывается универсальность принципа взаимодействия в романе сюжета и пространства и роль пространства в движении сюжетных событий и повествования. Эта особенность художественного пространства в метафизическом аспекте проецируется на мировоззренческую позицию и самохарактеристики героя, который не идентифицирует себя ни с одним из пространств, погружаясь в состояние скуки как предвестия небытия.

В работе Т. Н. Минниковой (Тосно, Ленинградская обл.) «Герой нашего времени» в контексте существующих эволюционных представлений» дается фило-софско-историческая оценка мировоззренческой позиции Печорина в аспекте европейского цивилизационного сдвига в момент перехода от интуитивно-чувственного постижения действительности к рационально-прагматическому и движения личности Нового времени за пределы устоявшихся представлений о духовных ценностях. В отрицательной рефлексии лермонтовского героя отражена позиция распоряжающегося собой индивида с его разорванным сознанием, лишенным гармонии.

Н. П. Видмарович (Загреб, Хорватия) развивает в оценке главного героя романа Лермонтова аксиологический подход, основываясь на христианском представлении о ветхом/новом человеке. Состояние сознания Печорина, которое автором определено как «болезнь», в аспекте христианской антропологии оценивается как результат порабощения его внутреннего существа страстями. Их происхождение и проявление раскрыты в дневниковых признаниях самим героем. Отсутствие созидательного поиска благодатного начала порождает у него настроения безнадежности и бессмысленности жизни. Но «Фаталист», последний фрагмент романа, оставляет возможность совершенно иного исхода судьбы главного героя.

Обсуждаемая в лермонтоведении, начиная с первых прижизненных откликов до настоящего времени, проблема религиозно-философских взглядов поэта и их отражения в творчестве рассматривается в статье Л. В. Рассказовой (Пенза) «Молитвы» М. Ю. Лермонтова: душевное и духовное». Акцентировано внимание на дискуссионности выводов об особом отношении поэта к православной вере, одна из причин которого - расхождение позиций богословов и литературоведов. В отношении к каноническому догмату Пресвятой Троицы и учению о душе творчество Лермонтова является по преимуществу душевным миром с только наметившимся в последних произведениях процессом духовного перерождения.

В работе Л. С. Конкиной (Саранск) «В. Н. Ильин о М. Ю. Лермонтове: религиозно-философский аспект» представлена оценка философа, богослова, литературного и музыкального критика, который утверждает «ангельскую природу лермонтовского гения», поэта, посланца, пророка, проявленную в его лучших созданиях, исходя из понимании природы, смысла и назначения искусства как мистической в своей сущности деятельности, направленной на выражение Бытия, скрытого от обыденного сознания.

В группе статьей о поэзии Лермонтова внимание Л. Е. Ляпиной (С.-Петербург) сосредоточено на «сенсорной образности лирики» поэта и его исключительном интересе к ощущениям температурного характера с предпочтительным вниманием к словоформам с корнем «холод», «холодный», которые имеют наибольшее число разнообразных денотатов из мира природы и человека. Поэтика температурных контрастов появляется в лирике, формируя особую выразительность, чаще всего драматического содержания, и развивается вплоть до целостных сюжетов. В работе Е. И. Анненковой «Михаил Лермонтов и Константин Аксаков: природный мир и человеческое я» на материале конкретных лирических текстов впервые прослежены близкие художественные искания поэтов в области развития философской традиции в русской лирике. В публикации А. Ямадзи (Нагоя, Япония) «О загадочности стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон» представлен анализ кольцевой композиционной структуры стихотворения и особенности авторского присутствия в данном лирическом тексте. В статье Л. А. Ходанен «Стихотворение "На картину Рембрандта" и художественные опыты раннего М. Ю. Лермонтова» охарактеризован московский художественный контекст, в котором развивался интерес поэта к творчеству великого мастера. Указаны предположительные источники его знакомства с живописью Рембрандта в период учебы в Московском университете. Эстетический опыт раннего Лермонтова соотнесен с поэтикой раннего стихотворения московского периода.

Лермонтовские традиции, схождения и творческий диалог с поэтом в русской литературе представлены в исследованиях С. О. Шведовой (С.-Петербург) «Эк-фрасис в повестях М. Ю. Лермонтова <Штосс> и Н. В. Кукольника «Галатея» Л. Дмитрова (София, Болгария) «Еще раз о Лермонтове и Чехове, или Как устанавливается сюжет», Е. Л. Белькинд (С.-Петербург) «Созвучья тайные». Вячеслав Иванов о Лермонтове» и И. С. Юхновой «Лермонтов как персонаж отечественной литературы второй половины XIX века». В статье О. С. Шведовой исследуются точки соприкосновения произведений Лермонтова и Кукольника в разработке романтического содержания темы искусства, образов художников. В дискурсивной практике экфразиса рассматриваются повествовательные формы повестей. Л. Дмитров прослеживает у Чехова специфическую комбинацию постоянных мотивов, интерпретируемых сознательно в различных ракурсах, превращенных автором в объект непрестанных провокаций в формируемой картине мира духовного предела человека, и в этом контексте рассматривает проявленное внимание писателя к «Тамани», соучаствующей в формировании идеи приоритетного чеховского сюжета, которая занимает писателя с конца 1880-х гг. до работы над драматургическими произведениями. В работе Е. Л. Белькинд впервые собрана и прокомментирована рецепция творчества в целом, оценки отдельных тем и произведений Лермонтова, которые содержатся в эстетическом наследии Вяч. Иванова на протяжении разных периодов его обращения к слову поэта.

Завершающая раздел «Лермонтов и русская литература» статья И. С. Юхно-вой содержит обширный анализ современных отечественных произведений, разрабатывающих популярный сюжет о биографии Лермонтова. Установлено, что литература 1920-1930-х гг. (Б. А. Пильняк, П. А. Павленко, К. А. Большаков) наметила несколько моделей его развития (иллюстративное биографическое повествование, бунтарство поэта, романизация сюжета с помощью введения вымыш-

ленного современника поэта). Рассмотрены новые тенденции в художественном наполнении биографического сюжета, появившиеся в 1950-1970-е гг. в творчестве К. С. Паустовского, Ю. П. Казакова, Г. Д. Гулиа, Б. Ш. Окуджавы, Б. А. Ахмадул-линой.

Сборник научных статей «Лермонтовские чтения - 2014. М. Ю. Лермонтов в контексте культуры двух столетий» раскрывает современное состояние развития отечественного лермонтоведения во всем многообразии исследовательских тем и проблем. Опубликованные в нем материалы вносят значимый вклад в развитие представлений о богатстве наследия поэта, о живом диалоге с ним русской литературы и культуры последующих эпох.

L. A. Khodanen

The Lermontov readings - 2014 in Saint Petersburg.

«Mikhail Yuryevich Lermontov in the cultural context of two centuries» (S.-Petersburg: Liki Rossii, 2015. 360 p., col. ill.)

In 2014, the next scheduled anniversary Lermontov readings were organized by the Lermontov library in Saint Petersburg under the patronage of the City Committee for Culture. Following the results of the readings a collection of articles was published. It covers a wide spectrum of contemporary challenges related to the study of the poet's biography and works. Based on different methodological approaches to literary texts and the review of Lermontov's tradition in the 19th-20th century Russian literature, new studies of the poetic manner are presented, axiological observations and comparative analyses are given, and new museum findings of Lermontov's heritage are shown. The published materials determine new promising directions in the further study of Mikhail Lermontov's works.

Keywords: Lermontov, biography, museums, music theatre, philological analysis, philosophic aspect, tradition.

DOI 10.17223/18137083/55/27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.