Научная статья на тему 'ЛЕПКА, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЛЕПКА, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
игра / дошкольная образовательная организация / обучение / макет / коммуникация / game / preschool educational organization / training / layout / communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печаева А.А.

В статье рассматривается использование занятий лепкой как средства развития личности ребенка в современном мире. Представлен анализ проблем развития ребенка в сегодняшних условиях Российской федерации, и рассмотрен ФГОС ДО, направленный на обучение и воспитание ребенка, как успешного современного человека. Также описан опыт успешной работы по проведению занятий по скульптурной лепке с использованием макета. Зафиксированы полученные результаты по прошествии двух месяцев использования макета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING AS TOOL DEVELOPMENT OF OLDER CHILDREN PRESCHOOL AGE

The article discusses the use of modeling classes as a means of developing a child's personality in the modern world. The analysis of the problems of child development in the current conditions of the Russian Federation is presented, and the Federal State Educational Standard for Education aimed at educating and educating a child as a successful modern person is considered. The experience of successful work on conducting sculptural modeling classes using a layout is also described. The results obtained after two months of using the layout are recorded.

Текст научной работы на тему «ЛЕПКА, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37

Печаева А.А.

Магистрант Института педагогики и психологии Московский городской педагогический университет (г. Москва, Россия)

ЛЕПКА, КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматривается использование занятий лепкой как средства развития личности ребенка в современном мире. Представлен анализ проблем развития ребенка в сегодняшних условиях Российской федерации, и рассмотрен ФГОС ДО, направленный на обучение и воспитание ребенка, как успешного современного человека. Также описан опыт успешной работы по проведению занятий по скульптурной лепке с использованием макета. Зафиксированы полученные результаты по прошествии двух месяцев использования макета.

Ключевые слова: игра, дошкольная образовательная организация, обучение, макет, коммуникация.

Современные дети воспитываются в окружении взрослых. Больше половины семей в России имеют одного ребенка. Таким образом, все время, которое ребенок находится не в детских учреждениях, он предоставлен сам себе или общению со взрослыми, которые часто подстраивают свою жизнь под потребности ребенка. Современные игры и игрушки продуманы до такой степени, что отпадает необходимость в воображении для создания чего-то нового. Большое количество игр предусматривают возможность одного игрока, что исключает процесс коммуникации, соперничества, следованиявзаимным договоренностям и становления эмоционального межличностного контакта со сверстниками.Поэтому страдает и эмоциональный интеллект, который дает знания и компетентность, помогающие современному человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями [4]. Доступность

сенсорных гаджетов предоставляет возможность играть в любой ситуации, не развивая мелкую моторику рук. Таким образом у современных детей слабо развито воображение, коммуникация в коллективе сверстников, мелкая моторика и познавательная активность.

В современном мегаполисе отпадает необходимость в ручном труде, большое количество задач берут на себя машины и программы. С рождения дети погружены в мир информационных технологий. Современные дошкольники хорошо ориентируются в окружающем их инновационном поле, но зачастую эта осведомленность идет за счетнедостаточного обращения внимания на развитие его физической и психической стороны. Дети дома занимаются творчеством редко и даже обычная игра теряет значимость в сравнении с гаджетами.

Учитывая особенности развития современного ребенка ФГОС ДО выделяет важные, для становления успешного человека в обществе, образовательные области, такие как: социально-коммуникационное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Образовательная программа вдошкольном возрастедолжна обеспечивать развитие ребенка во всех выделенных во ФГОС ДОобластях развития и образования. По итогу успешной реализации программы ребенок должен соответствовать портрету выпускника ДОУ, который также описан в стандарте. Уровень соответствия критериям выпускника детского сада во многом определяет успешность дальнейшего школьного обучения [3].

Одним из занятий, направленных на развитие художественно-эстетической, познавательной и физической сферы является лепка.

Занятия лепкой направленны на развитие мелкой моторики пальцев и рук, воображения, пространственного мышления, планирования [2]. Важно отметить, что все эти навыки входят в готовность ребенка к школе, которая, в свою очередь, обеспечивает успешный старт в учебной деятельность.

Слабо развитая мелкая моторика не позволяет современному дошкольнику достичь желаемого результата в лепке. Это сильно влияет на

мотивацию ребенка к деятельности в этом направлении. Для привлечения внимания к этому занятию стало важно более детально организовать среду и видоизменить подход к занятиям.

Необходимо отметить, что в дошкольном возрасте ведущую деятельность является игра [1]. Она рассматривается многими учеными как важный фактор эмоционального, социального и когнитивного развития [6]. Это необходимо учитывать при планировании и проведении занятий [5].

На базеподготовительной группы был получен опыт в проведении лепки с использованием макетов. Работа носила экспериментальный характер, метод - исследование. Скульптурные работы, которые делали дети, не просто выставлялись на выставку для родителей, а размещались на тематическом макете.

Макеты были двух типов: общий и узкотематический.

Общий макет представлял собой картон 120см. на 60см., разделенный на равные тематические части: вода, песок, зелень, город, гора, река. Весь макет был покрыт пленкой, что позволило легко переставлять пластилиновые объекты.

Узкотематические макеты делались под темы недели, которые сложно отразить на общем макете из-за масштаба, например, темы «Космос» и «Насекомые».

Занятия лепкой у детей, согласно программе, проходят один раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Когда у детей по плану были занятия по скульптурной лепке, полученные результаты детям предлагалось разместить на макете, а также придумать про изделие историю. Таким образом, на горе появлялся снег, в роще вырастали деревья, а в море заводились рыбы и ходили корабли.

За время использования макета у детей наблюдался повышенный интерес к лепке. Работа с макетом проходила не только во время занятия, но и в свободное время. Работы по схеме стали более аккуратными, отмечалась более четкая проработка форм изделий. Дети, работая с образцом, по рисунку или по

словесному описанию, стали внимательнее относиться к мелким деталям. Отмечается охотное использование детьми вспомогательных инструментов -стеков. Творческие работы, без опоры на образец или инструкцию, стали интереснее и детализированнее. Возросло применение детьми в лепке природного материала и декоративных украшений (пуговицы, блестки, камушки).

Отмечается перенесение полученных навыков при занятиях лепкой и на другую деятельность: дети стали аккуратнее в штриховке, в закрашивании и в графических диктантах, что показывает развитие у детей моторной координации кистей и пальцев рук, а также совершенствование зрительно-моторной координации.

Игра на макете со своими изделиями побудила детей к коммуникации. Дети охотно придумывают сюжеты со своими героями, договариваются при размещении их на макете и планируют свои дальнейшие постройки из лепки, учитывая общие договоренности.

Таким образом, видимая цель побудила детей работать усерднее, размещение объектов на макете вызывало бурное обсуждение среди них, а наглядность закрепляла пройденный материал. Все это проходило в формате игры, поэтому лепка из пластилина стала не только отдельным занятием, а самостоятельной, желанной творческой деятельностью детей в свободное время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Эльконин, Д.Б. (2007) Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007, 384 с;

2. Тимонина, Н.Г. (2018) Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях лепкой. Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы Международной научной конференции. Самара, 579-581 с;

3. Федеральные государственные образовательные стандартыдошкольного образования (2013). Приказ Министерства образования и наукиРоссии № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федеральныхгосударственных образовательных стандартов дошкольного образования»;

4. Bar-On, R. (2006). The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI). Psicothema, 18, 13-25;

5. Hakkarainen, P.(2013). Adult play guidance and children's play development in a narrative play-world. European Early Childhood Education Research Journal, 2013, no. 2 (21), 213—225;

6. Veraksa, N.E., Veresov, N.N., Veraksa, A.N., Sukhikh, V.L. (2020) Modern Problems of Children's Play: Cultural Historical Context. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya. Cultural-Historical Psychology

Pechaeva A.A.

Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

MODELING AS TOOL DEVELOPMENT OF OLDER CHILDREN PRESCHOOL AGE

Abstract: the article discusses the use of modeling classes as a means of developing a child's personality in the modern world. The analysis of the problems of child development in the current conditions of the Russian Federation is presented, and the Federal State Educational Standard for Education aimed at educating and educating a child as a successful modern person is considered. The experience of successful work on conducting sculptural modeling classes using a layout is also described. The results obtained after two months of using the layout are recorded.

Keywords: game, preschool educational organization, training, layout, communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.