ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ КОМИ ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС Морокова Е.И.
Морокова Елена Ивановна - учитель русского языка и литературы, коми языка первой квалификационной категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа, с. Летка, Прилузский район, Республика Коми
Аннотация: данная статья рассказывает о применении на уроках коми языка техники лэпбука. На основе своего опыта автор статьи показывает преимущества данного метода перед другими в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, не забывая и о незначительных минусах данной работы.
Ключевые слова: лэпбук, ФГОС, творчество, индивидуальная, парная и групповая работа.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.
Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, и главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Необходимо сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме.
Одним из способов достижения этой цели образования я нахожу использование на уроках коми языка методику создания лэпбука, которая активно используется американскими педагогами.
Лэпбук - это портфолио или коллекция книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать полученную информацию в разном виде: рисунков, небольших текстов, диаграмм, фотографий и т.д. в любой форме и на любую тему. Это книга, которую учащийся собирает сам, склеивает её отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Таким образом, лэпбук помогает развивать у учащегося творческий потенциал, который учит мыслить и действовать творчески в рамках заданной темы, не только расширяя кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Лэпбуки рассматриваю как возможность предоставить ученикам зрительные опоры, улучшив запоминание через проговаривание и визуализацию.
Одним из плюсов данной работы является то, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой. Работая индивидуально, учащийся сам материал собирает, классифицирует, оформляет. Данный вид работы необходим учащимся, которым тяжело находить контакт с одноклассниками. Индивидуальное создание лэпбука помогает учащимся раскрыть свой потенциал перед учителем и сверстниками.
Работая в паре, учащимся необходимо делить ответственность между собой, что помогает ребятам научиться работать сообща.
С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3-5 человек работают над одним лэпбуком. В таких группах учащиеся учатся выстраивать свои рабочие
взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо.
Также одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук - это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, и каждый компонент лэпбука, над которым работает ученик, дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы.
Еще одним плюсом в работе с лэпбуком можно считать то, что учащиеся развивают не только свой пассивный словарный запас при поиске информации, но и активный, ведь отстаивая свою точку зрения, они пользуются материалом, который нашли и отобразили в лэпбуке.
Во время работы учащихся над созданием лэпбука учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. При правильном построении работы учитель за период обучения своему предмету может создать с классом на одну тему целую серию лэпбуков. Например, уже в 5 классе появляются разделы, связанные с изучением территории Республики Коми. Таким образом, можно создавать разные по содержанию и оформлению лэпбуки, которые будут рассказывать о разных аспектах географии и всего, что с этим связано. Ключевыми вопросами для создания тематических лэпбуков могут стать «Реки Республики Коми», «Районы и города», «Животный мир», «Растительный мир» и многое другое.
Важно при создании лэпбука обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, индивидуально создать работу данного порядка просто невозможно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассника, у кого успеваемость на порядок выше.
Данная методика и техника обучения подходит для урока закрепления или урока обобщения и повторения, когда учащиеся в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового материала. Удобство лэпбука еще и заключается в том, что задания в нем можно дополнять или взаимозаменять в зависимости от воображения, уровня и возможностей детей.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока чаще бывает недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию.
Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. Конечное же создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках урока, чтобы было видно работу каждого члена группы, чтобы у одноклассников была возможность поделиться с другом своими открытиями.
Также от учителя, как от помощника, требуется дополнительная подготовка к предстоящему уроку, так как у учеников будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает, и к этому нужно быть готовым, нужно правильно относиться к ситуации, когда ученик знает что-то, чего не знает учитель. В данной ситуации учитель четко должен помнить и объяснять своим ученикам, что учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.
Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, её плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
10
В условиях модернизации образования учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу, - личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.
Считаю, что именно применяя в своей педагогической практике технику создания лэпбука, я смогу подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это исследование, которое, однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Список литературы
1. Виды лэпбуков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/ (дата обращения: 10.03.2021).
2. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI Международной научной конференции. Пермь, апрель, 2015 год. С. 162-164.
3. Темирболатова А.А. Технология «лэпбук» и её применение на уроках английского языка. // Просвещение, 2020. № 2 (34). С. 80-81.