Научная статья на тему 'ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО РИСУНКА'

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО РИСУНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1409
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ / ИСКУССТВО / ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / КОПИИ / ЗАРИСОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухина Н.А., Мурахас Э.И.

В данной статье анализируется метод копирования, как фундаментальный навык в качественном рисовании и построении фигуры человека. Рассмотрено влияние на развитие анатомического построения фигуры выдающегося художника и изобретателя Леонардо да Винчи. Определяются принципы наиболее эффективного построения фигуры в работах начинающих художников. Проводится сравнение между оригиналом анатомических зарисовок и копией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотухина Н.А., Мурахас Э.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEONARDO DA VINCI AND HIS CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF ANATOMICAL DRAWING

In this article, the method of copying is analyzed as a fundamental skill in the qualitative drawing and construction of a person's figure. The influence on the development of the anatomical construction of the figure of the outstanding artist and inventor Leonardo da Vinci is considered. The principles of the most effective construction of a figure in the works of beginning artists are determined. A comparison is made between the original anatomical sketches and a copy.

Текст научной работы на тему «ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО РИСУНКА»

УДК 7.026

Золотухина Н.А., кандидат культурологии

доцент

кафедра Декоративного искусства

Мурахас Э.И. студент 1 курса кафедра Декоративного искусства ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет»

РФ, г. Симферополь ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО РИСУНКА Аннотация. В данной статье анализируется метод копирования, как фундаментальный навык в качественном рисовании и построении фигуры человека. Рассмотрено влияние на развитие анатомического построения фигуры выдающегося художника и изобретателя Леонардо да Винчи. Определяются принципы наиболее эффективного построения фигуры в работах начинающих художников. Проводится сравнение между оригиналом анатомических зарисовок и копией.

Ключевые слова: Леонардо да Винчи, искусство, пластическая анатомия, копии, зарисовки.

Zolotukhina N.A.

Candidate of Culturology, Associate Professor Associate Professor at the Department of Decorative Arts of the State Educational Institution "The Crimean Engineering and Pedagogical

University " Russian Federation, Simferopol Murahas E.I.

The student of 1 course Department of Decorative Arts GBOUVORK «Crimean Engineering

Pedagogical University» Russian Federation, Simferopol LEONARDO DA VINCI AND HIS CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF ANATOMICAL DRAWING Summary. In this article, the method of copying is analyzed as a fundamental skill in the qualitative drawing and construction of a person's figure. The influence on the development of the anatomical construction of the figure of the outstanding artist and inventor Leonardo da Vinci is considered. The principles of the most effective construction of a figure in the works of beginning artists are determined. A comparison is made between the original anatomical sketches and a copy.

Keywords: Leonardo da Vinci, art, plastic anatomy, copies, sketches.

Изложение основного материала. Необходимым для более глубокого постижения пластики человеческой фигуры и ее грамотной передачи в изобразительном искусстве, является изучение пластической анатомии. Важным дополнением к теоретической части по изучению остеологии (учении о костях), и миологии (учении о мышцах) является цикл анатомических набросков.

Цель наброска в различных видах изобразительного искусства -фиксация художником своих наблюдений и впечатлений. В процессе обучения академическому рисунку совершенствовать мастерство наброска необходимо постоянно, что способствует развитию вкуса и пониманию конструктивной сути объекта, пластического видения в целом.

Анатомическое копирование имеет иной характер, нежели копирование, передающее общее впечатление от модели. В анатомическом копировании, после решения композиционных задач следует наметить прежде всего «большое движение» модели, а затем характерные и существенные детали, делая акцент на анатомическом строении изучаемого фрагмента.

Копирование с анатомическим разбором, может выполняться так же по памяти и представлению. Постоянная тренировка глаза и руки, множество упражнений, дадут полезный результат в практическом использовании теоретического знания на практике [2].

Отличие анатомических набросков от эмпирических рисунков с натуры кроется в их аналитическом характере - натура познается, прежде всего, структурно. Для качественной подготовки к выполнению заданий, студентам рекомендуется использовать живую натуру для определения четких пропорций человека, соблюдение и проработку сложных схематичных набросков.

Работа над копиями дает дополнительные навыки, благодаря которым начинающий художник учится анализировать опыт мастеров. На этой стадии задача для учащегося остается больше исследовательской. Главное - изучить приемы великих мастеров, проследить за цветовым решением, компоновкой объектов на плоскости листа и тем самым закрепить свои навыки.

В эпоху Возрождения большой вклад в изучение анатомии человека внесли Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи - представитель искусства Высокого возрождения, итальянский художник и ученый, который внес большой вклад в развитие анатомии. Благодаря своим работам и изучению строения человеческого тела, Леонардо положил начало «золотому веку» анатомии [3].

Леонардо занимался важным новшеством в живописи -использованием перспективы. Он сравнивал перспективное изображение тела с его подлинными пропорциями. В нем пробудился интерес к науке, особенно геометрии. Леонардо был настоящим исследователем. Так велико было в нем стремление изучать и изображать реальность, что он не

ограничился одной областью науки. Иногда он был геологом, ботаником и даже военным инженером, но прежде всего он был анатомом. Результаты его исследований запечатлены в сотнях рисунках. То, что он не мог зарисовать, он описывал словами.

Интерес к науке шел рука об руку с художественным талантом. Леонардо да Винчи был первым, кто приближенно к реальности нарисовал формы и пропорции всех частей человеческого скелета [5]. Анатомические этюды - не только произведения искусства, они дали точные представления о развитии человека. Леонардо совершенствовал технику рисования, стремясь как можно точнее изображать натуру. Это помогало художнику изображать людей в своих картинах максимально правдоподобно. Художник старался включить в один рисунок разные наблюдения. Он первым из анатомов сделал подробные и точные изображения позвоночника, воспроизведя изгиб и число позвонков. Точность передачи строения позвоночника и костной системы в изображениях Леонардо можно сравнить с данными наших дней.

Следует отметить, что предшественники Леонардо в анатомическом построении использовали более грубый характер рисунка. В своих работах художник максимально пытался изменить принципы анатомического рисунка, сделав их информативными и понятными. Роль художника, который трудился над анатомическими изображениями, революционным способом подняла анатомию человека на более высокий уровень.

Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» различает три подготовительные ступени. В данной статье мы рассмотрим первую -создание копий работ великих профессионалов [1].

Рассмотрим этот метод на двух примерах. Первая картина - оригинал, вторая - копия (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Фрагмент анатомического наброска плеча Леонардо да Винчи

Рисунок 2. Копия анатомического наброска плеча Леонардо да Винчи выполненная обучающимся пластической анатомии

При копировании зарисовок да Винчи исследуется, прежде всего, характер линий, способ нанесения штриха. Можно отметить, что Леонардо да Винчи как художник был очень грамотный и придерживался классических образцов того времени, что актуально и сейчас. При изучении его рукописей встречаются техники волнистой непрерывной линии и свободного штриха. Он использовал четкие параллельные штрихи по форме, плавно изгибая все рельефы поверхности. Дополнительно прорисовывал воздушную среду в рисунке наклонной штриховкой и придерживался важного правила - штрих повторяет форму. В своей книге по живописи Леонардо да Винчи советует: «Делай фигуры такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что твориться в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы» [5, с. 165]. Помимо техники штриховок, работа над копиями Леонардо дает возможность на первых этапах построения фигуры верно изучить строение и пропорции человеческого тела.

При сравнительном соотношении анатомических зарисовок мы сразу можем заметить ошибки в пропорциях построения фигуры, так же штрих ведется неравномерно и хаотично.

Воссоздавая на листе бумаги подобие реальности, необходимо глубоко выявить и обобщить отношения: светотеневые, пропорциональные, пространственные, объемные, что поможет усилить выразительность натуры [7, с. 98]. Выполнение копий с целью знакомства с какой-либо техникой способствует овладению профессиональными знаниями. Зинченко писал: «творчество есть сплав труда и способностей (реже - таланта), труда, направленного на преодоление сопротивления изобразительного материала искусства в процессе создания художественного образа. Поэтому

неразрывность учебно-аналитических и художественных задач стать основной обучения на всех курсах...» [4, с. 34]

Вывод. Применение в ходе учебного процесса метода копий как фундаментального способа освоения навыков позволяет нам не только выявить связь научного и творческого аспектов в академическом рисунке, но и повысить уровень изучения качественного рисования и построения фигуры человека. Именно исследовательский рисунок развивает мышление художника, наши творческие способности и обогащает нас необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Использованные источники:

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению: Учеб.пособие. М.: Изобраз. искусство, 1985. 152с.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2109 -«Черчение, рисование и труд». - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1981. - 239с, ил.

3. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства. Красноярск, 2004. -180 с.

4. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством. Межвузовский сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 1986. - 34 с.

5. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского. - М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1934. -165с.

6. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. - 3-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1978. - 121с, ил.

7. Шерифзянов, Р.Ш. Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения академическому рисунку: на примере подготовки художника-педагога: Монография : монография - Электрон.дан. - М. : Прометей, 2013. - 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.