Научная статья на тему 'Lenhard, J. Making Better Lives: Hope, Freedom, and Home-Making among People Sleeping Rough in Paris. Oxford, New York, 2022'

Lenhard, J. Making Better Lives: Hope, Freedom, and Home-Making among People Sleeping Rough in Paris. Oxford, New York, 2022 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пути России

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шульц Алина Вивьен Евгеньевна

Рецензия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Lenhard, J. Making Better Lives: Hope, Freedom, and Home-Making among People Sleeping Rough in Paris. Oxford, New York, 2022»

Lenhard, J.

Making Better Lives: Hope, Freedom, and Home-Making among People Sleeping Rough in Paris

Oxford, New York, 2022. — 289 p.

Монография Йоханнеса Ленхарда Making Better Lives: Hope, Freedom, and Home-Making among People Sleeping Rough in Paris, изданная в 2022 году издательством Berghahn Books, раскрывает сложную тему бездомности в Париже. Автор предпринимает глубокое антропологическое исследование, сосредоточенное на повседневной жизни бездомных, которые пытаются создать «лучшую жизнь» даже в условиях уличного существования. В центре внимания работы — вопросы надежды, свободы и «домостроительства», то есть процессов, через которые бездомные адаптируются к жизни в городской среде вопреки её тяжёлым условиям. Два года Ленхард сопровождал своих информантов на улицах Парижа, что позволило ему не только понять материальные аспекты их жизни, но и заглянуть в их психологический мир. Его двойная роль антрополога и волонтёра содействовала созданию доверительных отношений с бездомными. «Моя гибкость позволила мне наблюдать, как люди выстраивают повседневные ритуалы, несмотря на постоянные изменения их окружения», — подчёркивает Ленхард, указывая на ценность этнографического подхода.

Одной из ключевых особенностей работы является акцент исследователя на активной позиции бездомных. Ссылаясь на концепцию «техник себя» (techniques of the self) Мишеля Фуко, автор показывает, как бездомные используют разные методы управления своей жизнью, чтобы создать минимальный комфорт и контроль над существующими обстоятельствами в их жизни. В контексте антропологии страдания (anthropology of suffering) Ленхард намеренно отходит от традиционного взгляда на бездомных как пассивных жертв маргинализации. Он критикует антропологию, фокусирующуюся исключительно на страданиях уязвимых групп, так как этот подход оставляет в тени активные стремления и надежды людей на улицах. Ссылаясь на работы Джоэла Роббинса, Ленхард подчеркивает важность освещения не только страданий, но и проявлений надежды, заботы и человеческой агентности (agency) — тех сторон, которые показывают стремление к улучшению своей жизни, даже в условиях крайней уязвимости.

Книга разделена на части, каждая из которых освещает различные стратегии выживания бездомных. В первой части Ленхард вводит читателя в контекст парижских улиц, рассказывая о бездомных, обитающих вокруг вокзала Гар дю Нор, который является не только транспортным узлом, но и центром социальной жизни бездомных людей.

Здесь можно найти места для ночевки и временные укрытия, при этом сама атмосфера вокзала создаёт ощущение постоянного движения и анонимности: прохожие и местные жители часто избегают зрительного контакта с бездомными, что позволяет последним существовать как бы «вне» привычного общественного поля зрения. Важное внимание Ленхард уделяет понятию «домостроительства» или home-making. Он показывает, что, несмотря на отсутствие постоянного жилья, бездомные всё равно пытаются создавать временные «дома» — определенные места, к которым они возвращаются, и элементы повседневной рутины, помогающие обрести хотя бы небольшое чувство стабильности. Интересна также вводимая автором категория «drug time» — особое восприятие времени, где повседневные заботы и беспокойства заменяются цикличностью употребления, уходом от реальности и кратковременными состояниями облегчения.

Во второй части Ленхард анализирует краткосрочные стратегии, которые помогают бездомным справляться с ежедневными трудностями. Например, в главе «Труд на улице» он описывает попрошайничество как форму труда, требующую от бездомных постоянного взаимодействия с прохожими и общественными пространствами. Для бездомных попрошайничество становится способом «управлять видимостью», где они создают определённый образ для прохожих, чтобы вызвать сочувствие и увеличить вероятность получения помощи. Ленхард отмечает, что попрошайничество требует навыков адаптации и эмоциональной работы: бездомные часто «перемещаются между видимостью и невидимостью», стараясь привлечь внимание, но при этом не выглядеть угрожающими или навязчивыми для окружающих. Автор также исследует и такие базовые аспекты жизни, как поиск еды и поддержание личной гигиены. Он отмечает, что бездомные, как правило, зависят от благотворительных организаций и местных служб поддержки для удовлетворения этих потребностей. Еда часто добывается через различные благотворительные пункты, кафе с политикой помощи бездомным или через переработку отходов в супермаркетах. Поддержание гигиены становится серьезной проблемой, так как доступ к душевым, туалетам и местам для стирки одежды ограничен, а большинство общественных заведений недоступны бездомным или требуют оплату. Этот аспект показывает, как каждая рутинная деталь, которая может казаться незначительной для обычного горожанина, превращается для бездомных в постоянный вызов.

Третья часть посвящена долгосрочным перспективам бездомных, где внимание переключается на их взаимодействие с социальными учреждениями, как, например, центр «Valley of Hope». Центр помогает своим подопечным формировать стабильные привычки и рутинные действия, такие как регулярное питание и уход за собой, что создает основу для перехода к жизни вне улиц. Автор пишет, что «принятие правил и повторение рутинных действий

А. В. Е. Шульц

Lenhard, J. Making Better Lives: Hope, Freedom, and Home-Making among People Sleeping Rough in Paris

в приюте создают платформу для возможного нового этапа жизни, направленного на интеграцию в общество». Таким образом, приюты могут быть своеобразным «мостом» между жизнью на улице и более стабильными условиями. В отличие от более краткосрочных стратегий выживания, описанных во второй части, здесь автор показывает, как люди стремятся улучшить свое положение, надеясь на получение работы, жилья и восстановление социальных связей. Эти надежды часто связаны с определенными целями и проектами, которые становятся основой для долгосрочных изменений. Однако Ленхард также отмечает, что не всем удается достичь своих целей из-за ограничений в доступе к ресурсам, бюрократических препятствий и особенностей работы благотворительных организаций.

Одним из значительных ограничений исследования является его фокус на мужском опыте бездомности. Ленхард редко взаимодействовал с женщинами-бездомными, что ограничило его возможность представить гендерный аспект жизни на улице. Женщины-бездо-мные могут сталкиваться с особыми рисками и проблемами, которые включают вопросы безопасности, защиты от насилия и специфические формы социальной стигматизации. Включение женских голосов в исследование могло бы значительно расширить его глубину и дать более комплексное понимание различных стратегий выживания в условиях бездомности. Хотя Ленхард старается исследовать разнообразные группы бездомных, он сталкивается с языковыми и культурными барьерами, особенно при взаимодействии с румынскими группами бездомных. Из-за этого некоторые важные аспекты культурного опыта уличной жизни остаются за рамками его анализа. Румынские группы, часто отличающиеся своей уникальной культурой и жизненными стратегиями, составляют значительную часть бездомного населения Парижа, и их включение могло бы добавить ценные элементы в понимание многообразия уличной жизни. Хотя Ленхард подробно описывает взаимодействие бездомных с социальными институтами, такими как приюты и благотворительные организации, он уделяет относительно мало внимания политическим и экономическим структурам, которые поддерживают и регулируют эти институты.

В книге Making Better Lives: Hope, Freedom, and Home-Making among People Sleeping Rough in Paris Йоханнес Ленхард создаёт редкий и глубокий портрет уязвимой группы, которую часто воспринимают лишь через призму страдания и социальной изоляции. Его работа, наполненная уважением и эмпатией, помогает увидеть бездомных как людей с собственными надеждами, стремлениями и целями. Лен-хард показывает, что даже в условиях крайней нестабильности люди способны находить способы для поддержания своей человеческой достоинства, создавая личные «дома» и развивая ритуалы, которые помогают справляться с вызовами уличной жизни. Он освещает не только социальные и структурные аспекты проблемы, но и её вну-

треннее, человеческое измерение — силу духа, желание быть частью мира и умение находить свет даже там, где его, казалось бы, не осталось. Работа Ленхарда позволяют увидеть многообразие человеческих реакций на трудности, пробуждая понимание и сострадание. Making Better Lives — это мощное свидетельство о том, что даже в самых суровых условиях человек способен сохранить свою способность мечтать, надеяться и стремиться к лучшему, и именно этот дух делает антропологию исследования бездомности не только актуальной, но и глубоко вдохновляющей.

А.В.Е. Шульц

Для цитирования: Шульц, А. В. Е. [Рец] Lenhard, J. Making Better Lives: Hope, Freedom, and Home-Making among People Sleeping Rough in Paris. Oxford, New York, 2022 // Пути России. 2024. Т. 2. № 4. С. 267-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.