Научная статья на тему 'Лень как свобода (к интерпретации мотивов лени и сна в лирике А. С. Пушкина)'

Лень как свобода (к интерпретации мотивов лени и сна в лирике А. С. Пушкина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10074
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНЬ / LAZINESS / СОН / DREAM / ПОЭТ / POET / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / ЛИРИКА / LYRICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сулемина О. В.

В статье рассматривается мотивный комплекс лени-сна, выявляются основные особенности бытования вышеуказанных мотивов в лирике А.С. Пушкина. Объясняется пониманием поэтом лени как свободы от внешнего мира. Описывается взаимосвязь лени и творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAZINESS AS FREEDOM (ON INTERPRETATION OF THE MOTIVES OF LASINESS AND DREAM IN PUSHKIN’S LYRICS)

The article investigates motive complex of laziness-dream, indicates mane features of these motives in Pushkin’s lyrics. We explain poets understanding of laziness as freedom from the world. The article describes connection between laziness and creativity.

Текст научной работы на тему «Лень как свобода (к интерпретации мотивов лени и сна в лирике А. С. Пушкина)»

УДК 82-14

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет канд. филол. наук, ст. преп. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации. Сулемина О.В.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(473) 248-17-33; e-mail: [email protected]

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering

The chair of Russian Language and Cross-cultural Communication, PhD in Philology, senior lecturer, Sulemina O.V.

Russia, Voronezh, tel. +7(473) 248-17-33; e-mail: [email protected]

О.В. Сулемина

ЛЕНЬ КАК СВОБОДА (К ИНТЕРПРЕТАЦИИ МОТИВОВ ЛЕНИ И СНА В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА)

В статье рассматривается мотивный комплекс лени-сна, выявляются основные особенности бытования вышеуказанных мотивов в лирике А.С. Пушкина. Объясняется пониманием поэтом лени как свободы от внешнего мира. Описывается взаимосвязь лени и творчества.

Ключевые слова: лень, сон, поэт, воображение, лирика.

O.V. Sulemina

LAZINESS AS FREEDOM

(ON INTERPRETATION OF THE MOTIVES OF LASINESS AND DREAM

IN PUSHKIN'S LYRICS)

The article investigates motive complex of laziness-dream, indicates mane features of these motives in Pushkin's lyrics. We explain poets understanding of laziness as freedom from the world. The article describes connection between laziness and creativity.

Key words: laziness, dream, poet, imagination, lyrics

Одним из основных источников поэзии на протяжении всего творчества Пушкина выступает лень [7], понимаемая как свобода от суеты внешнего мира и направленность внутрь творчества. Лень всегда связана с наслаждением и является атрибутом образа поэта-гедониста [11], многие черты которого в процессе становления пушкинского лирического субъекта трансформировались в его сущностные характеристики.

В «специализированном» стихотворении «Сон» (1816) [1; т. 1; с. 143-147] лень оказывается музой юного поэта и ведет его к погружению в сон. (Ср.: «<...> уход в себя, когда душа чутко прислушивается к смутным движениям мечты, это состояние, обладающее всеми внешними признаками лени, близкое к погружению в сон, особенно драгоценно для поэта в лицейских посланиях» [4]) Стихотворение характеризуется самим поэтом как «отрывок», что говорит о возможности продолжения и развития, незавершенности темы. Сон для поэта - способ прикоснуться к миру творчества, и это объясняет открытость стихотворения. Отрывком названо и стихотворение «Осень» (1833), так же, как «Сон», описывающее переход в мир творчества. Творческий процесс всегда открыт, он постоянно продолжается и не может быть завершен, поскольку его завершение равноценно для лирического субъекта-поэта смерти-исчезновению [12].

Лирический субъект, пытаясь «освоить» сновидческую реальность в новом, твор-

© Сулемина О.В., 2014

ческом аспекте, подробно ее описывает и при этом обнаруживает в ней определяющие черты «поэтического» хронотопа, значимые на протяжении всего пушкинского творчества: уединенность, «пограничное» положение и неподвластность потоку времени.

Уединение реализуется с помощью лени как свободы от светской суеты и возможности обратиться к «внутренней жизни», что благоприятствует посещению лирического субъекта вдохновением. Однако лень как отсутствие воли, расслабленность поэтом отвергается, поскольку влечет за собой не только физическую, но и духовную деградацию.

Для благотворного погружения в сон необходимо соприкосновение поэта с миром природы. Упоминаются вершины холмов, обрывы, ручьи, которые в мифологической традиции всегда относились к местам особой силы и считались точками, где наиболее возможно соприкосновение с иной реальностью [8]. Подобное восприятие уединенных и «пограничных» топосов сохранилось в элегической и романтической литературной традиции. Поэт-элегик посещает подобные места с целью погрузиться в воспоминание о прошлом: «элегический взгляд обращен вспять» [10; Ср.: 16]. Пушкинский поэт-ленивец включает прогулки в непрерывную цепь «урок(ов) наслажденья», к которым также относятся сон и творчество. Переходя в творческое-«сновидческое» пространство, поэт оказывается вне времени: Но ежели в глуши, близ водопада, Что под горой клокочет и кипит, Прелестный сон, усталости награда, <...> Покроет взор туманной пеленою, <...> О! сладостно близ шумных вод забвенье.

Это описание сна «при шуме волн» особенно интересно в сравнении со сходной ситуацией в державинской оде «Водопад» [5]. Для Державина водопад служит символом ряда быстротечных явлений жизни и течения времени. Человек, наблюдая стремление воды, не только размышляет о ходе времен, но включается в него, переносясь мыслью и в прошлое, и в будущее. Сетуя о прошедшем, герой оды погружается в «чудотворный сон», который сначала «оживляет» его прошлое, а потом оказывается предсказанием настоящих бед (смерти Потемкина). Сон приходит ночью, вписываясь в движение «расчисленного» времени. «Государственная» тематика сна делает его включенным в ход времени исторического. Время для героя стихотворения оказывается конечным. Державинский сон сочетает в себе функции воспоминания и сожаления о прошлом, а также провидения настоящего и отчасти будущего.

Пушкинский сон вблизи водопада связан с «поко(ем)», «наслаждень(ем)» и «забвень(ем)», характеристиками творческого состояния. Как следствие, подобный сон становится возможностью перемещения в мир творчества. «Вглядывание» в движение водопада не упоминается, скорее наоборот: сон, «осен(яя)» адресанта своего воздействия, не позволяет ему наблюдать течение времени и тем самым переносит его в особое временное измерение. «Времен полет» [1; т. 1; с. 29] не влияет на «счастливца», оставляя после себя лишь шум, благотворный для работы воображения. Сон у водопада воспринимается в пушкинской художественной реальности как творческий, желательный и благоприятный для лирического субъекта. Неслучайно уже следующие за описанием такого сна строки рисуют «нежданный сон» поэта у камина, который во многих стихотворениях напрямую связан с творчеством (например, в «Осени» [1; т. 3; с. 318-321]).

Однако уже в стихотворении «Сон» «сновидческая» реальность дифференцируется. Существуют те, чей сон - «бесчувствие глубоко», которое близко к смерти. Поэтому - «И скучен сон, и скучно пробужденье, / И дни текут средь вечной

темноты». Подобные образы возникают впоследствии в наброске 1821 года при описании адских пределов [1; т. 2; с. 417]. Не углубляясь в анализ «арзамасских» истоков этих мотивов, подробно рассмотренных Б.М. Гаспаровым [2; 130-154], отметим только, что скука и бесчувствие страшны для поэта, поскольку лишают его возможности ощущать вдохновение.

Сон как особое «состояние души» неизменно привлекал внимание русских писателей XVIII - XIX вв. (от М.М. Щербатова до Л.Н. Толстого). Каждый автор придавал сновидению собственное значение. По словам А.М. Ремизова, «сны, как особая действительность (существенность), по-своему закономерная, со своей последовательностью, но вне дневной бодрственной логичности, впервые появляются у Пушкина» [9].

Большинство исследовательских работ, посвященных бытованию мотива сна в творчестве А.С. Пушкина, связаны со «сновидчеством» героев, которое имеет определенную сюжетную функцию. В пушкинской лирике основное назначение сна иное - метафорическое, хотя он иногда может фигурировать здесь и в предметном значении (один из примеров сочетания двух этих аспектов - упомянутое выше стихотворение «Сон» (1816) [1; т. 1; с. 143-147]). В этом принципиальное отличие пушкинского «Сна» от травестийного «Похвального слова сну» Батюшкова (1810), где «поэтический» код не задействован никак. Созвучие мотивов «сна» и «воображения» в лирике Пушкина было замечено еще Гершензоном [3; с. 60].

Для пушкинского поэта сон - способ перехода в мир своего воображения, причем такой переход подобен смерти, поскольку подразумевает попадание в иную реальность. Уход из мира живых предполагает пребывание в царстве Аида, однако для лирического субъекта существует альтернатива - мифологизированное креативное пространство Геликона, нахождение в котором сродни дремоте («Мое завещание друзьям», 1815 [1; т. 1; с. 96-97]).

Связь творчества с дремотой проявляется и в более поздних стихотворениях: Душой предавшись наслажденью,

Я сладко, сладко задремал. («Тургеневу», 1817) [1; т. 2; с. 38] Творчество семиотизируется как наслаждение. «Беспечной и свободной лености» поэта противопоставляется труд и «поэтическая неволя», в которой находятся представители «Беседы любителей русского слова».

В стихотворениях «южного» периода продолжается сопоставление сна и смерти (само по себе, разумеется, вполне архетипическое): Когда же берег ада Навек меня возьмет, Когда навек уснет

Перо, моя отрада... («К моей чернильнице», 1821) [1; т. 2; с. 165] Здесь смерть - это уход в мир творчества навечно. «Берег ада» отсылает нас к трактовке путешествия на Юг как паломничества в ад, что подробно рассмотрено Б.М.Гаспаровым [2; с. 75-220]. Поскольку сон связан с актом творчества, поэт, «уснув навек», просто навсегда переходит в мир, созданный его воображением. ^р.: A. Kahn трактует отсутствие внешней активности поэта как «подчинение» вдохновению «воли» поэта («Inspiration pours through him, minimizing the necessity of will...»). [17]). Сон дарует возможность вечной жизни в созданном самим поэтом мире. Именно поэтому отсутствие сна трактуется как одна из мук ада, «откуда изгнаны навеки надежда, мир, любовь и сон» ([«Вдали тех пропастей глубоких.»], 1821) [1; т. 2; с. 417].

По верному замечанию М.О. Гершензона, «сон души» дарит поэту возможность «привольной и радужной игры <...> свободного творчества <...> внутреннего цветения» [3]. Сон позволяет лирическому субъекту прервать связь с материальным

миром и дать свободу воображению, создающему собственное творческое пространство, что внешне проявляется как смерть.

Для поэта сон - это путешествие в иномирье, где тоже существует жизнь и возвращение откуда возможно. Поэт во время сна совершает акт творчества, его воображение освобождается от связи с окружающей реальностью и устремляется к созданию новых миров. Таким образом, погружаясь в смертный сон, поэт просто уходит в еще одну из доступных ему реальностей, где продолжает творить, а значит -жить. (Ср. слова П.Я. Чаадаева: «Я нахожу, что именно сон есть настоящая смерть, а то, что называется смертью, быть может, и есть жизнь? Во сне жизнь моего я прерывается, в смерти этого нет...») [14]. Обыкновенный человек - один из героев произведений, засыпая, может лишь прикоснуться к мирам, уже созданным чьим-то воображением, но изменить их не в состоянии. Не наделенный даром воображения, он становится лишь наблюдателем «потусторонней» реальности, не способным активно воздействовать на ее основы.

Сон может быть оценен в пушкинском мире двояко (сон творческий и сон хладный), но его отсутствие всегда сопровождается отрицательными коннотациями, как в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» (1830) [1; т. 3; с. 150; об этом стихотворении - 15, 6]. Заметим, что в пушкинской художественной реальности творчество возможно и во время бессонницы, однако оно значительно отличается от творчества как «сновидчества». В первом случае творчество отражает «поступь» судьбы, для «художника» негативную, во втором оно связано с освобождением от влияния судьбы и переходом в собственный художественный мир. В качестве примера можно привести описание ночного творения Моцарта: <.. .> Намедни ночью Бессонница моя меня томила, И в голову пришли мне две, три мысли. <...> Представь себе... <...> Я весел... Вдруг: виденье гробовое,

Незапный мрак иль что-нибудь такое...» [1; т. 7; с. 184-197].

Ночь для Пушкина - творческое время («<.. .> яркие виденья / С неизъяснимою красой, / Вились, летали надо мной / В часы ночного вдохновенья...» («Разговор книгопродавца с поэтом», 1824) [1; т. 2; с. 290-294]). Состояние бессонницы, заявленное в заглавии как нечто специфическое, отлично от обыкновенных ночных творческих бдений, воспринимаемых как род сна: Но гаснет краткий день<.. .> И забываю мир - и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне... («Осень», 1833) [1; т. 3; с. 318-321] Если сон связан с поэзией, уводящей лирического субъекта в вечность, то бессонница - это состояние погружения в поток времени, обретения своего места в нем и попытки понять смысл жизни. Творческий сумрак (значимая характеристика которого - размытость, подвижность, возможность возникновения видений) заменяется мраком, который генетически родствен мраку из «южных» строк, связанных с неудавшейся попыткой понять и принять смерть («Ты, сердцу непонятный мрак / Приют отчаянья слепого / Ничтожество, пустой призрак, / Не жажду твоего покрова» (1821) [1; т. 2; с. 417]). Смерть как обезличивание - ничтожество, предполагающее для поэта лишение творческих возможностей (такое восприятие смерти возникает в «южной» лирике) оказывается закономерным итогом мышьей беготни жизни.

«Творческое» время у Пушкина слито с вечностью, устремлено в прошлое и будущее. «Родовое» время также направлено в вечность, понимаемую как циклическая смена времен. Ночь, лишающая сна (она становится спящей, как бы «присваивая» себе сон лирического субъекта), представляет собой нечто «индивидуальное» и, соответственно, «конечное» в силу конечности существования «я» в мире энтропийного времени. Лишенная смысла (спасительного ухода в сон-творчество), жизнь лирического субъекта движется к концу, ничего после не предполагающему, а потому прошедший день воспринимается как утраченный и может вызвать лишь сожаление:

<.> Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.

(«Пора, мой друг, пора!...», 1834) [1; т. 3; с. 330]

«Творческая» ночь полна движения, разнообразия, ее течение похоже на движение волн свободной реки:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут. («Осень») [1; т. 3; с. 318-321]

«Спящая» ночь связана с однообразным и однозвучным, затягивающим, скучным повторением определенного набора действий («шопот», ропот, лепетанье, беготня). Лирический субъект пытается противостоять этому гипнотическому наваждению, усилием собственной воли создавая вектор устремленности вовне - к поиску смысла.

Открытая концовка стихотворения - возможность преодолеть «замкнутый круг» бессонницы и направить движение в мир творчества, которое и составляет смысл жизни поэта. Погружение в сон (или близкое к нему состояние) необходимо для перехода в «волшебные края» [1; т. 2; с. 135] поэзии. Переход этот осуществляется в состоянии вдохновения, которое связано с воображением и воспоминанием.

Библиографический список

1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 19 т. М.: Воскресенье, 1994 - 1997.

2. Гаспаров Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. СПб, 1999. 400 с.

3. Гершензон М.О. Статьи о Пушкине. М., 1926.

4. Грехнев В.А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985. С. 40.

5. Державин Г.Р. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1957. С. 178-191.

6. Зайонц Л.О. «Парки бабье лепетанье.» (комментарий к реплике Л.В. Пумпянского) // Тыняновский сборник. Девятые Тыняновские чтения. М., 2002. С.268-284.

7. Иваницкий А.И. Универсалии поэзии как жизненная программа (На материале пушкинской лирики 1813-1824 гг.) // Универсалии русской литературы. Воронеж: Воронежский государственный университет; Издательский дом Алейниковых, 2009. С. 355-366.

8. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: «REFI-book», 1994. С. 57-205.

9. Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. М.: Сов. Россия, 1989. С.145.

10. Савинков С.В., Фаустов А.А. Элегия и вопрос об авторском «бытии» в «околопушкинской» культуре // Жизнь и судьба малых литературных жанров. Материалы межвузовской научной конференции. Иваново, 7-10 февраля 1995 года. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1996. С. 53.

11. Сулемина О.В. В поисках самого себя: поэт в лирике А.С.Пушкина 1814-1824 гг. // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып.2(94). С.175-179.

12. Фаустов А.А. Фрагмент в лирике Пушкина // Болдинские чтения. Н. Новгород, 2004. С. 60-69.

13. Цивьян Т.В. О ремизовской гипнологии и гипнографии // Серебряный век в России. М., 1993. С. 299-338.

14. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и писем. Т. 1. М.: «Наука»,1991. С.458-459.

15. Якобсон Р. О «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» // Работы по поэтике / Сост. и общ. ред. М.Л. Гаспаров. М.: Прогресс, 1987. С. 198-205.

16. Curtius E. R. The pleasans // European literature and the Latin Middle ages. Princeton: Princeton Univ. Press, 1990. Pp. 195-200.

17. Kahn A. Pushkin's lyric intelligence. Oxford, New York: Oxford University Press, 2008. P. 55.

References

1. Pushkin A.S. Complete Works: in 19 v. M.: Sunday, 1994-1997.

2. Gasparov B.M. Pushkin's Poetic language as a fact of history of the Russian literary language. St. Petersburg, 1999. 400 p.

3. Gershenzon M.O. Articles on Pushkin. M., 1926.

4. Grekhnev V.A. Pushkin's lyrics: the poetics of genres. Gorky: Volga-Vyatka book Publishing House, 1985. P. 40.

5. Derzhavin G.R. Poems. L.: Sov. writer, 1957. Pp. 178-191.

6. Zajonc L.O. «Parks woman's babble ...» ( comment on L.V. Pumpiansky's replica) // Tynianov compilation. 9th Tynianov reading. M., 2002. Pp. 268-284.

7. Ivanitsky A.I. Universal poetry as a vital program (On a material of Pushkin's poetry of 1813-1824) // Universals of Russian literature. Voronezh: Voronezh State University; Aleinikovs Publishing House, 2009. Pp. 355-366.

8. Kerlot K.E. Dictionary of symbols. M.: «REFI-book», 1994. Pp. 57-205.

9. Remizov A.M. Fire of things. Dreams and predreaming. M.: Sov. Russia, 1989 . P.

145.

10. Savinkov S.V., Faustov A.A. Elegy and the question of author's being in «okolopushkinskaya» culture // Life and Fate of small literary genres. Materials of Interuni-versity Scientific Conference. Ivanovo, 7-10 February 1995. Ivanovo: Ivanovo State University, 1996. P. 53.

11. Sulemina O.V. Finding himself: poet at Pushkin's lyrics of 1814-1824 years // Bulletin of Tambov State University. Ser. Humanities. Tambov, 2011. Issue 2 (94). P.175-179.

12. Faustov A.A. Fragment in the lyrics of Pushkin // Boldino reading. Nizhny Novgorod, 2004. Pp. 60-69.

13. Tsivyan T.V. About Remizov hypnology and hypnografy // Silver Age in Russia. M., 1993. Pp. 299-338.

14. Chaadaev P.Ya. Complete Works and Letters. V. 1. M.: Nauka, 1991. Pp. 458-459.

15. Jacobson R. About «Lyrics composed by night during insomnia» // Works on poetics / Comp. and Ed. M L. Gasparov. M.: Progress, 1987. Pp. 198-205.

16. Curtius E.R. The pleasans // European literature and the Latin Middle ages. Princeton: Princeton Univ. Press, 1990. Pp. 195-200.

17. Kahn A. Pushkin's lyric intelligence. Oxford, New York: Oxford University Press, 2008. P. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.