Научная статья на тему 'ЛЕНЬ И ПРОКРАСТИНАЦИЯ КАК ПРАКТИКИ АКТИВИЗМА'

ЛЕНЬ И ПРОКРАСТИНАЦИЯ КАК ПРАКТИКИ АКТИВИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
575
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бездействие / прокрастинация / праздность / досуг / лень / отказ от работы / inaction / procrastination / leisure / idleness / laziness / refusal of work

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данила Евгеньевич Расков

Прокрастинацию и лень в «культуре тотального труда» часто относят к маргинальным занятиям или даже к заболеваниям. Цель статьи состоит в том, чтобы на философском уровне показать, что, напротив, прокрастинация, отказ от труда, бездействие и лень являются активными и творческими практиками, которые делают осмысленным труд. Прокрастинация, или оттягивание выполнения, позволяет выполнять много других, незапланированных дел. Отказ от труда заложен в творческом труде и является той практикой, потенциал которой в виде «ленивого действия» или «Лени» хорошо осмыслен в рамках художественного авангарда (Малевич, Дюшан). Наконец, наиболее радикальная форма – бездействие – позволяет выйти за рамки оппозиции труда и досуга. Бездействие как бесцельное, беспредметное, непрактичное действие становится переключателем для нового, творческого акта. В статье, тем самым, показывается прагматика таких практик как прокрастинация, лень и бездействие для свободы действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAZINESS AND PROCRASTINATION AS PRACTICES OF ACTIVISM

Procrastination and laziness in the “culture of total labor” is often referred to as marginal activities or even diseases. The aim of the article is to show at the philosophical level that, on the contrary, procrastination, refusal of labor, laziness and inaction are active and creative practices that form meaningful work. Procrastination, or delaying the execution, allows you to perform many other, unplanned tasks. Refusal of work is embedded in creative work and is the practice whose potential in the form of “lazy action” or “Laziness” is well understood in the framework of the artistic avantgarde (Malevich, Duchamp). Finally, the most radical form – inaction – allows us to go beyond the opposition of labor and leisure. Inaction as an aimless, pointless, impractical action becomes a switch for a new, creative act. The article, thereby, shows the pragmatics of such practices as procrastination, refusal of work and laziness for freedom of action.

Текст научной работы на тему «ЛЕНЬ И ПРОКРАСТИНАЦИЯ КАК ПРАКТИКИ АКТИВИЗМА»

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия Руководитель Центра исследований экономической культуры Доцент, кандидат экономических наук

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia Head of the Center for the Study of Economic Culture Associate Professor, PhD in Economics danila.raskov@gmail.com

ЛЕНЬ И ПРОКРАСТИНАЦИЯ КАК ПРАКТИКИ АКТИВИЗМА

Прокрастинацию и лень в «культуре тотального труда» часто относят к маргинальным занятиям или даже к заболеваниям. Цель статьи состоит в том, чтобы на философском уровне показать, что, напротив, прокрастинация, отказ от труда, бездействие и лень являются активными и творческими практиками, которые делают осмысленным труд. Прокрастинация, или оттягивание выполнения, позволяет выполнять много других, незапланированных дел. Отказ от труда заложен в творческом труде и является той практикой, потенциал которой в виде «ленивого действия» или «Лени» хорошо осмыслен в рамках художественного авангарда (Малевич, Дюшан). Наконец, наиболее радикальная форма - бездействие - позволяет выйти за рамки оппозиции труда и досуга. Бездействие как бесцельное, беспредметное, непрактичное действие становится переключателем для нового, творческого акта. В статье, тем самым, показывается прагматика таких практик как про-крастинация, лень и бездействие для свободы действия.

Ключевые слова: бездействие, прокрастинация, праздность, досуг, лень, отказ от работы.

LAZINESS AND PROCRASTINATION AS PRACTICES OF ACTIVISM

Procrastination and laziness in the "culture of total labor" is often referred to as marginal activities or even diseases. The aim of the article is to show at the philosophical level that, on the contrary, procrastination, refusal of labor, laziness and inaction are active and creative practices that form meaningful work. Procrastination, or delaying the execution, allows you to perform many other, unplanned tasks. Refusal of work is embedded in creative work and is the practice whose potential in the form of "lazy action" or "Laziness" is well understood in the framework of the artistic avantgarde (Malevich, Duchamp). Finally, the most radical form - inaction - allows us to go beyond the opposition of labor and leisure. Inaction as an aimless, pointless, impractical action becomes a switch for a new, creative act. The article, thereby, shows the pragmatics of such practices as procrastination, refusal of work and laziness for freedom of action.

Key words: inaction, procrastination, leisure, idleness, laziness, refusal of work.

79

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

Н:

е будет преувеличением сказать, _что мы живем в мире, в котором ценится трудолюбие, действие, эффективный результат. Такую культуру, в рамках которой за досугом (греч. schole, лат. otium) не признается самодостаточного, высшего смысла, вслед за Йозефом Пипером, можно назвать «культурой тотального труда»1. Даже положение о том, что мы работаем, чтобы отдыхать, воспринимается с большим сомнением, чем пие-тистское: «Трудятся не для того, чтобы жить, а живут для того, чтобы трудиться. Если же человеку больше не дано трудиться, то он обречен на страдание или смерть»2. В этой культуре за праздностью, ленью, склонностью к откладыванию дел закреплена негативная оценка. В определенном смысле практики ничегонеделанья, отказа от работы, лени-вости и отвлеченного созерцания маргинали-зируются как не вполне нормальные для современного преуспевающего человека.

Цель статьи состоит в прямо противоположном, а именно в том, чтобы показать мощный потенциал и источник творческой активности в практиках бездействия, отказа от труда и прокрастинации (оттягивания выполнения). В полном соответствии с античными представлениями данные практики могут быть признаны не только смелыми и нонконформистскими, но и подлинно активистскими.

Вопреки ожиданиям, связанным с развитием науки и техники, все возрастающей роботизацией, люди в развитых странах не стали работать меньше, проблема отчуждения не

была решена. «Век праздности и изобилия», который в 1920-30-е годы пророчил Дж.М. Кейнс, не настал, искусство жить не стало самой необходимой потребностью3. Более того, высокооплачиваемые работники только повысили количество часов труда, т.е. ценность дополнительного высокооплачиваемого труда по большей части превысила аналогичную ценность досуга4. Благодаря цифровизации и распространению интернета возросла возможность работать в удаленном доступе в любое время дня и ночи (7/24)5. Расширились возможности для досуга, но параллельно расширились и возможности по апроприации досуга, по тотальной эксплуатации. Неслучайно Жан Бодрийяр охарактеризовал новую ситуацию как «драму досуга»6, а современные социологи ^ стали признавать, что все труднее отличить досуг от труда, а новые стандарты потребления принуждают к досугу и обязательным расхо-

дам7.

Польза бездействия давно известна. Например, не устарела армейская премудрость: «Не торопись выполнять приказ - с большой вероятностью его отменят». Про-крастинация также всегда имела своих заступ-

1 Pieper J. Leisure, the basis of culture. South Bend: St. Augustine Press. 1988 [1948], P. 26-29.

2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс. С. 254.

3 Кейнс Дж.М. Экономические возможности наших внуков // Вопросы экономики. 2009., № 6, С. 60-69.

4 См.: Паласиос-Уэрта И. (ред.) Через 100 лет: ведущие экономисты предсказывают будущее. М.: Из-во Института Гайдара, 2017.

5 Афанасов Н.Б. Свободное время как новая форма труда: цифровые профессии и капитализм // Гал-лактика медиа: журнал медиаисследований. 2019. № 1, С. 44-61.

6 Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика. 2006., С. 193-202.

7 Вахштайн В., Маяцкий М. Случайный труд -принудительный досуг. Дискуссия. Логос. 2019, № 1., С. 1-26.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

ников. Достаточно вспомнить серьезную шутку Марка Твена: «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».

В последующем развитии похвалы этим всегда актуальным и незаслуженно угнетаемым практикам, если не сказать полезным компетенциям, можно было бы ограничиться тремя из них, выстроив их в иерархическом порядке. Самая простая и многим доступная форма воздержания от труда - это прокрасти-нация, т. е. оттягивание выполнения, вторая, требующая большей убежденности и сил - это «отказ от труда», и, наконец, третья, наивысшая (как бы сказал Малевич, супрематическая) форма - это бездействие. Рассмотрим теперь подробнее эти три формы преодоления труда, или три формы возвращения человека к себе самому, т. е. практики активного очеловечивания.

Прокрастинация

Прокрастинация, т.е. откладывание и оттягивание выполнения работы, наказывается в системе, где инструментом являются приказы, директивы, разъяснения к приказам. В такой системе прокрастинация маргинализиру-ется тем, что ее приравнивают к тяжелой и вредной форме заболевания, с которой надо бороться с помощью медицины, общественного порицания и совести. В такой системе борьба с тунеядством носит директивный характер. В системе же с формально свободным трудом (рыночной экономике), когда, казалось бы, субъект имеет право отказаться от работы. Но и здесь такое поведение маргинализируется идеологией. Извечный спутник человека -прокрастинация - приравнивается чуть ли не к

недугу или болезни, тогда как это форма жизни, а иногда и форма сопротивления бессмысленности приказов или неправильной организации труда.

Одним из удачных примеров философского примирения с этой проблемой и в тоже время демонстрации как ее творческого потенциала, так присущего ей характера активного сопротивления, следует признать книгу Джона Перри «Искусство прокрастинации: как правильно тянуть время, лоботрясничать и откладывать на завтра»8. Уже в самом названии содержится позитивное послание о том, что прокрастинация может быть особого рода искусством, обращенным в пользу человека, что она парадоксальным образом может иметь положительные последствия, а правильное затягивание и откладывание выполнения вполне оправдано. Перри признается, что его научные работы не привлекали такого внимания и не пользовались таким успехом как его концепция упорядоченной прокрастинации (structured procrastination).

Упорядоченный прокрастинатор - это «человек, который успевает сделать многое, не делая чего-то другого»9. Прокрастинация не означает полного бездействия. Напротив, оттягивание выполнения одного дела двигает сильно вперед в других, на первый взгляд менее важных делах. Вместо того, чтобы писать статью или отчет - можно затеять важную уборку рабочего стола, составлять подробный график работ, прочесть роман, прогуляться, посмотреть последний сериал и т. д. Иными

81

8 Перри Дж. Искусство прокрастинации: как правильно тянуть время, лоботрясничать и откладывать на завтра. М.: Ад Маргинем Пресс. 2017. 210 с.

9 Там же. С. 15.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

словами, прокрастинатор делает многое, активничает, чтобы не делать того, что надо делать.

К примеру, чтобы оттянуть написание данного текста, я, к удивлению родственников, перебрал калину (имею в виду ягоду), которую привезли накануне с дачи, чем порадовал семью и стал примером для детей, поскольку это нудное занятие, требующее много времени и рутинных усилий. Я неистово перебирал калину, чтобы не делать того, что стоило бы делать - это стало мощной практикой моего активизма в отлынивании от работы. Не интересуясь особенно большим теннисом, я все же досмотрел до конца финал Медведев - Надаль на US Open, который длился почти пять часов. Сделал бы я это, если бы мне не надо было заканчивать текст? Сомневаюсь. Нарастание внутреннего напряжения заставило стать преданным фанатом большого тенниса, поэтика спорта захлестнула и дала уникальные переживания и наблюдения.

Прокрастинатор склонен составлять списки важных дел, самое важное из которых редко выполняется, поскольку находится в самом начале списка. Но странно судить о результате именно по тому, что не все выполняется - ведь, кроме этого есть значительная масса дел, которые по рейтингу - не всегда правильному - выполняется и перевыполняется. В них прокрастинатор даже может добиться впечатляющих результатов, которые вряд ли достиг бы, если бы не надо было оттягивать выполнение чего-то такого, что внешний мир считает более важным. Конечно, от прокрас-тинации страдают сами исполнители и те, кто зависит от прокрастинатора. Таковы издержки прокрастинации, но для справедливого суждения об этом явлении необходимо учитывать и

те несомненные, часто неожиданные выгоды. Прокрастинация в этом смысле наделяет труд чертами хаоса, спонтанной организации, которые присущи языку и рыночной экономике. Именно поэтому активность прокрастинатора в других делах может приводить к непреднамеренным последствиям.

Прокрастинация часто связана с высокими критериями, предъявляемыми к себе, иными словами, с перфекционизмом или желанием идеально выполнить работу или пору-чение10. Если приглядеться к тем, кто сразу выполняет поручение, едва его получив, молниеносно отвечает на критику - за этим часто стоит низкое качество, формализм, неспособность глубоко разобраться в вопросе. Просто выполнить все в срок, если не ценить совершенство выполнения. Можно даже дойти до 82 того, что сказать, что часто тот, кто не способен затянуть выполнение, не способен к совершенству, к идеально выполненной работе. Оттягивание выполнения помогает прокрасти-натору сделать задание в последний момент и потратить все-таки не все свое время, а именно столько, сколько достаточно для выполнения. Из собственного опыта скажу, что часто приходится оттягивать подготовку рецензий на статьи, поскольку если делать по всем идеальным правилам, то надо внимательно прочитать текст, подумать над всеми аргументами, сверить сноски, проверить корректность интерпретации текстов, которые цитирует автор и т. д., затем в хорошем стиле одним духом написать цельный текст, написанный по правилам рецензирования. Вызвать этот дух - отдельное повивальное искусство. Другое дело, если

10 Там же. Гл. 2. «Прокрастинация и перфекцио-низм». С. 27-39.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

остался один день, тогда уже перфекционист способен сократить кое-какие этапы и все же создать достаточно профессиональную и адекватную ситуации рецензию, далекую от идеала. Стоит ли говорить, что многие работы оказываются напрасно выполненными, если человек сразу бросается за их выполнение.

Тем самым, прокрастинация активна в том отношении, что заставляет выполнять казалось бы второстепенные дела с усердием и рвением, она помогает минимизировать время выполнения перфекционистам, она упорядочивает и делает человека более активным во многих других делах, которые лежат на условной периферии, наконец, прокрастинация в условиях приказной системы может избавить от выполнения многих бессмысленных заданий, которые со временем оказываются отмененными или напрасно выполненными, поскольку перекрываются новыми распоряжениями и новыми изменившимися условиями. Прокрастинация отличает человека от робота и позволяет развить активность, которая приводит к непреднамеренным результатам.

Отказ от труда

Оттягивание выполнения работы недостаточно радикальная практика по сравнению с полным несогласием. Отказ от труда и бездействие - это те практики, которые тонко прочувствовал художественный авангард, поэтому наиболее красноречивыми примерами и вербализацией этих практик борьбы за освобождение человека стали Марсель Дюшан и Казимир Малевич.

Книга известного философа и в прошлом активиста Маурицио Лаццарато «Мар-

сель Дюшан и отказ трудиться»11 открывается следующими соображениями:

««Джон Кейдж хвалился, что ввел в музыку тишину, а я горжусь, что воссла-

I?

вил в искусстве лень12», - как-то сказал Марсель Дюшан. «Великая лень» Марселя Дюшана произвела в искусстве куда более радикальный и долговременный переворот, нежели кипучая активность Пикассо с его 50000 произведений. Дюшан упорно отказывается работать - идет ли речь о наёмном труде или о труде творческом. Он отказывается подчиняться обязанностям, ролям и нормам капиталистического обще-

13

ства»13.

83

Лаццарато сопоставляет две очень разные реальности и находит точки неожиданного совпадения. Что общего между аристократическим жестом Дюшана, который вполне мог прожить на капитал, заботливо оставленный ему отцом, и стачкой рабочих, которые борются за свои права, не вполне осознавая, что значит право на лень? «Ленивое действие» Дю-шана Лаццарато ставит выше, именно по той причине, что в нем заключен не только отказ от труда, но и что-то ещё: праздная активность, ленивое действие. В отказе трудиться -радикальный жест, переворот, создание пространства новых возможностей. В этом Лацца-

11 Лаццарато М. Марсель Дюшан и отказ трудиться. М.: Грюндриссе. 2017. 96 с.

12 По поводу лени, а в случае Малевича «Лени» см.: Расков Д.Е. Лень и труд: по мотивам Малевича. Логос. 2019. № 1., С. 259-272.

13 Лаццарато М. Марсель Дюшан и отказ трудиться. М.: Грюндриссе. 2017. С. 15.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

рато видит даже выход за рамки тотальности труда: «Право на лень побеждает обмен, собственность и труд, но при этом отступает от марксистской традиции»14. Индивидуальную практику Дюшана Лаццарато сопоставляет и ставит в один ряд с коллективными практиками забастовки и бунта.

Отказ от труда15 - это прежде всего отказ от навязанных и навязчивых предложений, нежелание встраиваться в чужую игру, играть не по своим правилам. Тишина в музыке - это предложение каждому услышать свою музыку, у этой музыки нет авторства, нечего охранять патентами и правами собственности. Тишина в музыке подобна поэзии в языке, когда значение слов может приостанавливаться. Обычная речь не звучит, от нее отказываются. Прославление лени у Дюшана - это прямая отсылка к трактату Поля Лафарга «Право на лень», который появился как ответ на право на труд Луи Блана.

Лафарг задолго до Дюшана призывал отойти от христианских предрассудков и вернуться к античным идеалам и провозгласить право на лень много более священным, чем

14 Там же. С. 19.

15 Отказ от труда и его парадоксальный эффект ак-

тивизации внутренним образом связан с любой формой отказа. Такое религиозное явление как отказ от мира может порождать не оскудение и бедность, а, напротив, обогащение и приращение. Так, орден францисканцев, отказавшись от мирских благ и собственности, стал самым богатым орденом католической церкви. Интересные эффекты отказа от мира (эскапизма) наблюдались и у русских старообрядцев, когда те, кто смог радикальнее отказаться от соблазнов мира, получал в конечном итоге больше земных благ: см. Расков Д.Е. Бегство от мира и земной успех: экономическая культура зарубежных староверов. Идеи и Идеалы. 2016. № 4 (1). С. 37-53.

«чахоточное» право на труд16. Памфлет Лафарга призван был показать эксплуатацию, заложенную в труде, и освобождающий потенциал отказа от труда. Первобытный дикарь, который большую часть времени отдыхает и проводит в играх, гражданин античного полиса, который считает рабским унижением продажу труда за деньги - вот те идеалы, которые, по мнению Лафарга, могут помочь новому обществу. Лень не означает отсутствия активности, но способна осуществить переключение на другой тип активизма. Ленивое действие содержит переключение на другой тип активизма. Своеобразным лозунгом этого парадокса являются слова Лессинга, которые Лафарг помещает в качестве эпиграфа: «Будем ленивы во всем, кроме любви, пиров и лени».

Ленивое действие позволяет выйти за 84 рамки производительности и эффективности, культуры «тотального труда». Отказ от труда в привычном смысле дает новые силы, открывает пути для изобретений, означает новую антропологию и эстетику. Сама жизнь предпочитается работе. Человек освобождается, отказываясь подчиняться обязанностям, ролям, нормам, отказывается участвовать в том, смысл чего не понимает, отказывается плодить и умножать бессмысленность или чужие смыслы. Так человек работающий становится человеком создающим, человеком творящим. Именно в таком жесте может происходить освобождение и снятие отчуждения.

Неслучайно сравнение с первобытным человеком в эпоху догосударственных родо-племенных отношений. Работа уступает место игре. Для Дюшана такой игрой становятся

16 Лафарг П. Право на лень. Религия капитала. Пер. с фр. М.: Либроком. 2017. 216 с.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

шахматы - он совершенствуется, участвует в соревнованиях, но не как спортсмен, вся жизнь которого зависит от исхода состязаний, а как игрок в полном смысле слова - человек играющий в шахматы.

Тонко прочувствовал и описал этот аспект отказа от труда такой современный философ как Джорджо Агамбен. Он ни раз соглашается с важной мыслью Аристотеля, изложенной в «Метафизике», что человек - «это животное, которое способно на собственную неспособность»11. Человек может действовать и не действовать, делать и не делать, лениться и не лениться. Сама способность сделать что-либо предполагает способность не сделать. Агамбен видит, что власть часто использует отделение человека от способности не делать, которая на самом деле есть органичная часть способности сделать: «Ничто не превращает нас в нищих и не лишает свободы так, как это отчуждение неспособности»18. Содержание действия наполняется лишь тем, что мы не можем не делать. Напротив, само действие становится осмысленным, если в нем подразумевается возможность отказа. Тем самым, труд человека содержит в себе отказ от труда. Интуитивно понятно, что даже армия или тюрьма содержит в себе возможность отказа от выполнения. Маргинальная форма этого отказа может принимать форму суицида.

Если хирург готовится сделать нам операцию, то нам лучше знать, что у него есть возможность отказаться от ее выполнения. Тот факт, что он все же решается на нее, свидетельствует о том, что это правильный, осо-

знанный выбор. В случае с хирургом ситуация неспособности отказаться кажется абсурдной. Еще очевиднее дистанция между выбором трудиться или не трудиться, если мы говорим о потреблении и выборе человека. Наличие выбора имманентно предполагает отказ. Способность не выбрать и отказаться формирует вкус. Это тонко подмечает Агамбен, когда развивает мысль об акте творения: «Тот кому не хватает вкуса, не способен удержаться от чего-либо, отсутствие вкуса - это всегда неспособность не сделать»19.

Бездействие или Великая «Лень»

Высшей формой отказа от работы является бездействие. Бездействие как ничегонеде-ланье сближает западную и восточную мысль. 85 Великая «Лень» стала в России начала XX века важным достижением художественного авангарда.

Великую «Лень» - именно в такой редакции, с кавычками и с большой буквы, -воспел Казимир Малевич. В феврале 1921 года в Витебске он опубликовал памфлет «Лень как действительная истина человечества» с подзаголовком «Труд как средство достижения истины. Философия социалистической идеи»20. Малевич превозносит лень как конечную цель, к которой устремлены как капитализм, так и социализм. Лишь по недоразумению считает он этот термин пежоративным. За термином «Лень» как раз скрывается бездействие. Это состояние созерцания, покоя, вечного отдыха,

17 Агамбен Дж. Нагота. М.: Грюндиссе., 2014. С. 75. См. также Агамбен Дж. Костер и рассказ. М.: Грюндиссе. 2015. С. 52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18Агамбен Дж. Нагота. М.: Грюндиссе., 2014. С. 76.

19 Агамбен Дж. Костер и рассказ. М.: Грюндиссе. 2015.С. 55.

20 Малевич К. Лень как действительная истина человечества. // Собрание соч. в 5 томах. Т. 5., сост. А С. Шатских. М.: Гилея. 2004. С. 178-187.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

блаженства и творчества, в этом контексте деньги - это знак соблазна блаженством ле-ни21. Лень - труд не «харчевой», но другого порядка, работа над совершенством, свобода действия и искания, без шаблона и фабрично-сти, подражание Богу «в момент полного бездействия». Искусство, наука составляют труд другого порядка, где творчество, свобода действия, искания содержат сокрытое состояние «лени», которое ведет к совершенствованию полного физического бездействия, переводя все физическое в состояние действия одной мысли (182). Бездействие - это состояние мысли, работа ума особого рода.

Наиболее точным эквивалентом «Лени» Малевича является бездействие. Совершенством Бога «в момент полного бездействия», Бог почиет на троне лени и созерцает свою мудрость. Особенно важно то дополнительное разъяснение, что добавляет Малевич о бездействии - это «действие как созерцание самоми-ропроизводства, наступает момент полной «лени», ибо я уже не могу участвовать в совершенстве: оно достигнуто»22. Это предельная точка лени/бездействия. Машинам Малевич тоже не отказывает в лени: «В будущем машина должна освободиться и возложить свой труд на другое существо, освободив себя из-под гнета социалистического общества, обеспечив себе тоже право на «Лень»23.

Бездействие как цель труда легче всего обнаружить в труде художника и ученого. Бездействие объединяет труд и отдых на более высоком уровне самопроизводства мира, т. е.

21 Малевич К. Лень как действительная истина человечества. // Собрание соч. в 5 томах. Т. 5., сост. А С. Шатских. М.: Гилея. 2004. С. 179.

22 Там же. С. 183.

23 Там же. С. 181.

человечества свободного от производства, где не доминирует труд и отдых, подчиненные логике производства и капитала. Тем самым, именно бездействие является выходом за рамки обоих, знаменует их предельное совершенство. В бездействии труд и досуг перестают быть оппозицией, бездействие является выходом за пределы и труда, и досуга. Малевич недоумевает по поводу сумасшествия и нелепости мира, в котором оказался: почему социализм не возьмется сразу за строительство правильного мира, противопоставив себя системе капитала и наемного труда с отчуждением?

В этой связи ясно, что текст Малевича о «Лени» - не эпатаж, вернее: не только эпатаж, но серьезное размышление, серьезная критика. Это высказывание органично встраивается в 86 его другие высказывания и является в какой-то степени их продолжением. Свой художественный стиль в этот период Малевич обозначает как супрематизм (от лат. наивысший), ищет универсальные формы - квадрат, круг, крест, универсальный цвет. Его супрематические крестьяне приобретают статичность, недвижность, в какой-то степени даже иконичность. Любой предмет подвергается ржавчине, поэтому то, что действительно достойно изображения - это беспредметность, недвижность мироздания. В работе 1923 года «Мир как беспредметность. Труд и отдых» Малевич пишет: «Жизнь состоит из двух состояний: труда и отдыха, которые в свою очередь распадаются на множество различий форм труда и отдыха. Труд и отдых - это тело и лень, они неразделимы, поэтому отдых еще не есть достижение покоя - это затишье перед трудом ... искусство в сути своей беспредметно, в нем отсутствует и труд, и отдых ...» В искус-

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

стве предмет предохраняется от ржавчины жизни и становится беспредметным. Движно-сти (гараж, фабрика, завод) противопоставлена недвижность мироздания. Предмет превращается в образ.

К похожим идеям подводит «взорванная художественная заповедь», «зародыш всех возможностей», как называл сам Малевич «Черный квадрат». Эта работа впервые выставляется в 1915 года в Петрограде, выставляется как икона в красном углу. Супрематическая беспредметность черного квадрата, по мысли Малевича, превосходит видимый мир. В 1919 году Малевич выставляет серию «Белое на белом» на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм», впоследствии Малевич выставлял уже и просто пустые холсты24. Это нулевой отсчет, «нуль форм», взрыв действительности. Это бездействие, которое содержит колоссальный творческий потенциал по преображению мира и созданию нового.

На это диалектическое понимание бездействия у Малевича обращает внимание и Джорджо Агамбен. Во время визита в Петербург в октябре 2018 года Агамбен не раз подчеркивал, что бездействие (тореговка) не означает инерции. Подобно ойиш, бездействие - это особая форма действия, которая позволяет приостановить и дезактивировать действия человека и направить в новое русло, открыть для нового использования. В этом смысле бездействие содержится в любой деятельности человека - экономической, политической, религиозной, языковой. Только бездействие и созерцание делают человека по-настоящему счастливым. Именно в момент переключения,

24 Андреева Е. Казимир Малевич. Черный квадрат. СПб.: Арка. 2019. С. 6, 37-38, 49, 52.

дезактивации человек является самим собой и именно в этом, как разъясняет и Агамбен, и Малевич, проявляется действительная истина человечества. Бездействие как бесцельное, непрактичное, беспредметное действие становится Действием с большой буквы.

Заключение

Ирония ленивого действия Дюшана и Малевича в том, что сегодня именно их работы высоко оцениваются рынком. Правильно выполненный жест по отказу от труда получил свою валоризацию. Капитализм обволакивает этот жест, демонстрируя свою оболочковую всеядность, свою подобность вьюнку, который готов оплетать, или, иными словами, паразитировать даже на наиболее ярких практиках 87 отказа от труда и практиках ленивого действия. Ready-made Дюшана символизировал отсутствие прибавочной стоимости, но именно этот жест придал этим арт-объектам Дюшана -«Фонтану» или перевёрнутому писсуару, «Сушилки бля бутылок» - дополнительную ценность. Черный квадрат и, тем более, «Белое на белом» Малевича должны были служить тем же целям, чтобы показать вершину супрематического искусства, которое преодолевает само понятие искусства. Это нулевая отметка искусства, в которой творец дает самому мирозданию творить. Можно ли считать эти жесты, этот отказ играть по правилам отсутствием активности? Является ли парадоксом высокая рыночная оценка этих работ? И да, и нет. Да, поскольку отказ от труда и бездействие или ленивое действие - это легко прочитываемый жест. Сложно ли, трудно ли купить фабрично-изготовленный товар и выставить его в перевернутом виде? Много ли труда в том, чтобы

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

закрасить черный квадрат с неровными краями или в том, чтобы изобразить белое на белом? При этом высокая цена показывает, что рынок ценит эти проявления как высшие проявления активности, как практики, которые эквиваленты огромной массе рутинного труда.

Тема лени, прокрастинации, отказа от труда и бездействия содержит в себе мощный потенциал для мысли и действия. Становится понятно, как возможен выход за рамки оппозиции труда и досуга, за рамки «культуры тотального труда». Осознание подлинного смыла таких действий позволяет человеку в большей степени стать свободным и счастливым. Лень, отказ от труда и бездействие - не болезнь, но практики освобождения, практики создания нового, практики сопротивления и борьбы, наконец, практики создания новых ценностей и богатства.

Прогнозы Кейнса и Рассела начала XX века не сбылись: люди не стали меньше работать, искусство жить не стало достоянием большинства. Напротив, есть ощущение, что количество откровенно бессмысленной и бесполезной работы лишь увеличилось25. Аппарат управления всюду растет, охранители безопасности всех типов несут свою службу, генерируются изменения ради их самих, растет вал бумаг, отчетов, проектов, который лишь увеличивается и быстрее устаревает благодаря цифровым технологиям. Поставить предел этому разрастанию бессмысленной работы, которая лучше бы не делалась, и должен подлинный активизм отказа и бездействия.

Список литературы

1. Агамбен Дж. Костер и рассказ. М.: Грюндиссе. 2015.

2. Агамбен Дж. Нагота. М.: Грюндиссе., 2014.

3. Андреева Е. Казимир Малевич. Черный квадрат. СПб.: Арка. 2019.

4. Афанасов Н.Б. Свободное время как новая форма труда: цифровые профессии и капитализм // Галлактика медиа: журнал медиаиссле-дований. 2019. № 1, С. 44-61.

5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М. «Республика». 2006.

6. Вахштайн В., Маяцкий М. Случайный труд -принудительный досуг. Дискуссия. Логос. 2019, № 1., С. 1-26.

7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990. 88

8. Кейнс Дж.М. Экономические возможности наших внуков // Вопросы экономики. 2009., № 6, С. 60-69.

9. Лафарг П. Право на лень. Религия капитала. Пер. с фр. М. «Либроком». 2017.

10. Лаццарато М. Марсель Дюшан и отказ трудиться. М.: Грюндриссе. 2017.

11. Малевич К. Лень как действительная истина человечества. // Собрание соч. в 5 томах. Т. 5., сост. А.С. Шатских. М.: «Гилея». 2004., С. 178187.

12. Паласиос-Уэрта И. (ред.) Через 100 лет: ведущие экономисты предсказывают будущее. М.: Из-во Института Гайдара, 2017.

13. Перри Дж. Искусство прокрастинации: как правильно тянуть время, лоботрясничать и откладывать на завтра. М.: Ад Маргинем Пресс. 2017.

14. Расков Д. Е. Бегство от мира и земной успех: экономическая культура зарубежных староверов // Идеи и Идеалы. 2016. № 4 (1), С. 37-53.

25 См. Graeber D. Bullshit Jobs: a Theory. N.Y.: Simon & Schuster. 2018. 333 p.

| 1 (38) 2020 |

АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM. ПО КРАЯМ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPOLOGY AD MARGINEM. THE EDGES OF HUMAN

Данила Евгеньевич РАСКОВ / Danila RASKOV

| Лень и прокрастинация как практики активизма / Laziness and Procrastination as Practices of Activism |

15. Расков Д.Е. Лень и труд: по мотивам Малевича // Логос. 2019. № 1., С. 259-272.

16. Graeber D. Bullshit Jobs: a Theory. N.Y.: Simon & Schuster. 2018.

17. Pieper J. Leisure, the basis of culture. South Bend: St. Augustine Press. 1988 [1948].

References

1. Afanasov N.B. Svobodnoe vremya kak novaya forma truda: cifrovye professii i kapitalizm (Free Time as a New Form of Labour: Digital Professions and Capitalism) // Gallaktika media: zhurnal mediaissledovanij. 2019. вДЦ 1, pp. 44-61. (In Russian)

2. Agamben G. Koster i rasskaz (Il fuoco e il rac-conto). Moscow: Gryundisse. 2015. (In Russian)

3. Agamben G. Nagota (NuditVf). Moscow: Gryundisse., 2014. (In Russian)

4. Andreeva E. Kazimir Malevich. Chernyj kvadrat (Kazimir Malevich: Black Square) Saint Petersburg: Arka. 2019. (In Russian)

5. Baudrillard J. Obshchestvo potrebleniya. Ego mify i struktury (La sociV©tV© de consommation: ses mythes et ses structures) Moscow: "Respublika", 2006. (In Russian)

6. Graeber D. Bullshit Jobs: a Theory. N.Y.: Simon & Schuster. 2018.

7. Keynes J.M. Ekonomicheskie vozmozhnosti nashih vnukov (The Economic Possiblities of our Granchildren) // Voprosy ekonomiki. 2009., вДЦ 6, pp. 60-69. (In Russian)

8. Lafargues P. Pravo na len'. (Le droit Vf la paresse) Moscow: "Librokom". 2017. (In Russian)

9. Lazzarato M. Marsel' Dyushan i otkaz trudit'sya

(Marcel Duchamp et le refus du travail). Moscow: Gryundrisse. 2017. (In Russian)

10. Malevich K. Len' kak dejstvitel'naya istina che-lovechestva (Laziness as Actual Truth of Humankind). // Sobranie soch. v 5 tomah. T. 5., ed. A.S. Shatskih. Moscow: "Gileya". 2004., pp. 178-187. (In Russian)

11. Palacios-Huerta I. (red.) Cherez 100 let: vedush-chie ekonomisty predskazyvayut budushchee (In 100 Years: Leading Economists Predict Future). Moscow: Iz-vo Instituta Gaidara, 2017. (In Russian)

12. Perry J. Iskusstvo prokrastinacii: kak pravil'no tya-nut' vremya, lobotryasnichat' i otkladyvat' na zavtra. (The Art of Procrastination: A Guide to Effective Dawdling, Lollygagging and Postponing). Moscow: Ad Marginem Press. 2017. (In Russian)

13. Pieper J. Leisure, the basis of culture. South Bend: St. Augustine Press. 1988 [1948].

14. Raskov D.E. Begstvo ot mira i zemnoj uspekh: ekonomicheskaya kul'tura zarubezhnyh staroverov (Escapism and Worldly Success: Economic Culture of Russian Old Believers Abroad) // Idei i Ide-aly. 2016. b^H 4 (1), P. 37-53. (In Russian)

15. Raskov D.E. Len' i trud: po motivam Malevicha (Laziness and Labour: Variations on a Malevich Theme) // Logos. 2019. b^H 1., pp. 259-272. (In Russian)

16. Vahshtayn V., Maiacky M. Sluchajnyj trud -prinuditel'nyj dosug. Diskussiya. (Contingent Labour - Forced Leisure). Logos. 2019, b^H 1., pp. 1-26. (In Russian)

17. Weber M. Protestantskaya etika i duh kapitalizma (The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism) // Izbrannye proizvedeniya. Moscow: Progress. 1990. (In Russian).

S9

| 1 (38) 2020 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.