Научная статья на тему 'ЛЕКЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВРАЧА'

ЛЕКЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Re-health journal
Область наук
Ключевые слова
лекция / учебный процесс / медицинское образование / новые технологии. / lecture / educational process / medical education / new technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Нодира Исламовна, Закирова Фатима Исламовна

В статье приведены особенности чтения лекций в Самаркандском государственном медицинском институте РУз., показаны роль и место в организации учебного процесса в современном медицинском образовании, показаны методы повышения качества обучения, перспективы ее развития, преимущество визуальных средств преподавания..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LECTURE AS A LEADING METHOD OF TRAINING IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MODERN DOCTOR

The article presents the features of lecturing at the Samarkand State Medical Institute of the Republic of Uzbekistan, shows the role and place in the organization of the educational process in modern medical education, shows methods for improving the quality of education, the prospects for its development, the advantage of visual teaching aids.

Текст научной работы на тему «ЛЕКЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВРАЧА»

DOI: 10.24411/2181-0443/2021-10019

ЛЕКЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВРАЧА

Закирова Нодира Исламовна Закирова Фатима Исламовна

Самаркандский государственный медицинский институт Самарканд, Узбекистан

В статье приведены особенности чтения лекций в Самаркандском государственном медицинском институте РУз., показаны роль и место в организации учебного процесса в современном медицинском образовании, показаны методы повышения качества обучения, перспективы ее развития, преимущество визуальных средств преподавания..

Ключевые слова: лекция, учебный процесс, медицинское образование, новые технологии.

THE LECTURE AS A LEADING METHOD OF TRAINING IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A MODERN DOCTOR

The article presents the features of lecturing at the Samarkand State Medical Institute of the Republic of Uzbekistan, shows the role and place in the organization of the educational process in modern medical education, shows methods for improving the quality of education, the prospects for its development, the advantage of visual teaching aids.

Key words: lecture, educational process, medical education, new technologies.

МАЪРУЗА ЗАМОНАВИЙ ШИФОКОРНИНГ КАСБИЙ ФАОЛИЯТИДАГИ АСОСИЙ ТАЪЛИМ БЕРИШ УСУЛИ КУРИНИШИДА

Ушбу маЦолада Самарканд давлат тиббиёт институтида уЦиладиган маърузаларнинг узига хос хусусиятлари ёритилган, замонавий тиббий таълимда уЦув жараёнининг ташкил Цилинишида урни ва жойи курсатилган, таълим беришнинг сифатини ошириш усуллари, унинг ривожланиш истиЦболлари, уЦитишнинг визуал воситаларининг афзаллиги ифодаланган. Калит сузлар: маъруза, уЦув жараёни, тиббий таълим, янги технологиялар.

«Люди, преподающие какой-либо предмет, могут быть очень компетентными в нем и много знать в этой конкретной области. Однако, они очень мало знают том, как они этому научились и еще меньше о том, как научить

этому кого-либо другого» Ричард Бендлер

Медицинское образование — одно из самых перспективных и востребованных направлений высшего образования, отличающееся продолжительностью

обучения, сложностью, разнообразием учебных программ и особенностью учебных заданий. Вместе с тем, на сегодняшний день оно доступно для каждого , в том числе и для иностранных студентов. Получение качественного медицинского образования имеет важное значение для выпуска высококвалифицированных специалистов

[2,4].

В настоящее время лекции входят органической частью в систему медицинского образования институтов, они требуют совершенствования на основе научных изысканий, обоснованных подходов к построению современных лекций, оценке их эффективности.

В этой связи, решение проблемы совершенствования эффективности

лекционного обучения в медицинских институтах является актуальной в научно-теоретическом и практическом значениях.

Известно, что врач должен учиться всю жизнь. Китайская поговорка гласит: «Учиться — все равно, что грести против течения: только перестанешь — и тебя гонит назад» .

В век информационных технологий знания устаревают быстро, поэтому очень важно постоянно обновлять и повышать их уровень.

В настоящее время произошли значительные качественные изменения в сфере высшего образования медицинских ВУЗов, введена общепринятая в мировой практике трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат, магистр, доктор. Сегодня, наряду с сохранением лучших достижений, необходимы важные

преобразования, такие как стимулирование научного и клинического мышления студентов, обеспечение их знаниями, умениями и навыками.

Наряду с практическими занятиями, лекция традиционно является ведущей формой обучения в ВУЗе. Особое место занимают клинические лекции, которые издавна используются клиницистами как

особая форма развития клинического мышления, соучастия, установления атмосферы доверия, партнерских

отношений, соблюдения принципов деонтологии(З).

С применением новейших информативных технологий секрет «долголетия» лекции в том, что заменить ее не удается даже Интернету . Выражение древних «viva vox docet»( «живой голос учит») остается верным, так как лектор использует живой звук.

В настоящее время для всех студентов Самаркандского государственного медицинского института доступен

Интернет во время занятий и дома, создана и переработана Система Электронного Обучения, т.е. организован единый образовательный портал института. Кроме того, наряду с традиционными информационными ресурсами, для обеспечения процесса дистанционного обучения, используется большой набор средств дистанционного обучения: специализированные учебники с

мультимедийными сопровождениями,

электронные учебники, пособия,

компьютерные лабораторные практикумы, тесты, учебные фильмы, видеоролики по практическим занятиям и практическим навыкам, ситуационные задачи по всем дисциплинам и курсам. Студенты заранее готовятся к лекционному материалу, который имеется на сайте института в Системе Электронного Обучения, каждый студент пользуется материалами практических занятий и лекций в любое удобное ему время, что способствует лучшему усвоению материала. Сегодня освоен опыт проведения телеконференций, вебинаров, когда ведущие преподаватели читают лекции

обучающимся.

В учебном процессе лекционная форма обучения выполняет следующие функции:

-информационную — обеспечивает непротиворечивыми сведениями,

выполняют функцию основного источника информации, когда новые научные данные по той или иной теме не нашли отражения в учебниках или руководствах и темы очень

сложны для самостоятельного изучения и освоения;

- мотивирующую — вызывает интерес к теме

- воспитывающую — дисциплинирует студентов

- развивающую — дает оценку явлениям, конкретизирует и развивает мышление, побуждает студента профессионально думать, рассуждать, сопоставлять , анализировать проблемы;

- ориентирующую — в поставленных задачах, проблеме, литературе

- разъясняющую — направленная, прежде всего, на формирование основной науки

- убеждающую — с акцентом на системе доказательств

- научную- дает новые направления , современные достижения науки, новейшие научные проблемы

Достигаемый результат лекции находится в прямой зависимости от методики ее изложения и информационно-технологического обеспечения. Известно, что к качествам клинической лекции относятся: содержание, методика,

управление работой студента,

преподавательский стиль, результативность занятия [2].

Лектор должен знать особенность аудиторного места, время и другие факторы при подготовке к лекции, усвоению материала во многом способствует и качество чтения лекции, что выражается авторитетом лектора, уровнем его знаний , профессиональной подготовкой его. Настоящий ученый-педагог излагает свой предмет с убеждением, увлеченностью, что является непременным условием

возбуждения интереса у студентов, должен быть обязательно контакт преподавателя со студентами. Многое зависит от того, как преподаватель подает себя, т.е. создает свой положительный образ. Лектор должен иметь ораторское искусство, важное значение имеет голос, темп, интонация, мимика и жестикуляция лектора, он должен уметь подчинять себе аудиторию, создавать уверенность в своих знаниях, эмоционально воздействовать на студента, соблюдать

принципы этики и деонтологии [1,3]. Лекция должна быть простая и ясная («Язык науки краток»), материал должен быть разнообразным, вызывать интерес у студента. Есть такое правило: «лекции надо читать достаточно громко, чтобы слышали, и в то же время, достаточно тихо, чтобы слушали». Как было сказано профессором С.М.Корнеевым, «в лекциях должна ощущаться свежесть материала,

чувствоваться дыхание времени».

Следовательно, от педагогической компетентности ученого, его

профессионально-личностных характеристик зависит и качество подготовки специалистов [1].

«Хорошей» лекцией считается:

- наличие в содержании гуманитарных целей и ценностей, нравственный потенциал;

- научность, информативность, доказательность, аргументированность содержания, наличие ярких убедительных примеров, фактов;

-четкая структура и логика раскрытия материала;

- методическая грамотность постановки цели и задач, выявление главного и второстепенного, подведение к выводам, использование обратной связи;

- эмоциональность формы чтения лекции, использование новизны, постановка вопросов и вовлечение студентов для клинического мышления.

- использование наглядных средств — повышает интерес студентов к лекции. Используются такие аниминированные презентации, которые включают информацию по теме лекции, иллюстрации (рисунки, фотографии, снимки и т.д.). Кроме того, в настоящее время перспективным направлением считается использование видеоматериалов, в лекцию включаются видеоролики, фильмы, анимационные материалы, что повышает интерес студентов, запоминаемость, интенсивность внимания, повышает познавательную деятельность. Лекции обычно читаются с использованием мультимедиа.

Вместе с тем, рекомендуются новые инновационные формы лекционного обучения :

1. проблемные лекции, которые излагаются двумя лекторами. Эти лекции строятся в проблемном контексте, обеспечивают творческое усвоение студентами принципов и закономерностей течения патологического процесса, усвоение знаний и применение их на практике. Так, в формировании у медиков научного мировоззрения, способности критического осмысления потоков новой информации, основополагающую роль играют такие дисциплины, как физика, химия, биология, терапия, хирургия, анестезиология-реаниматология, эндокринология и др. При чтении проблемных лекций по клиническим дисциплинам целесообразно расширять межкафедральное сотрудничество и привлекать лекторов по другим специальностям для глубокого изучения какой-либо проблемы. Актуальность такого сотрудничества возрастает сегодня в Самаркандском государственном медицинском институте в связи с применением модульного изучения учебного материала по темам или разделам. Следовательно, целесообразно усилить научно-практическое интегрирование и межкафедральное сотрудничество между кафедрами., особенно на старших курсах обучения.

2. лекции с визуализацией -визуализация лекционного материала является одним из видов технологического обеспечения обучения. Применение информационных инноваций, использование мультимедийной технологии позволяет повысить эффективность обучения.

3.лекция с заранее запланированными ошибками - лектор управляет мнением студентов , выявляет ошибочные мнения, и тем самым, способствует развитию мышления, при этом у студентов возрастает внимание к лекционному материалу и он лучше запоминает.

4. лекция — конференция или консилиум. Лектор при изложении лекции, задавая вопросы студенту, организует свободный обмен мнениями во время перехода различных подразделов, что оживляет лекцию. Дискуссия общения лектора со студентами позволяет не только заинтересовать студента, но и повысить восприятие лекционного материала.

Поэтому необходима особая подготовка к лекции, пересмотр методов представления лекции, т.е. переориентация на визуальные средства.

В конце каждой лекции дается список литературы и сайтов, по которому студент занимается дальше дома.

Таким образом, применение новых технологий, компетентный подход в медицинском образовании, переход преимущественно на визуальные средства, разработанные на кафедрах, являются перспективными для улучшения качества лекционного обеспечения и изучения медицинской дисциплины, способствуют лекциям стать востребованными в практике высшего образовательного обучения, а также подготовить врачей, отвечающих высоким требованиям и современным мировым стандартам. Система образования должна становиться более разнообразной, повышать значимость и качество образования на всех уровнях.

Выводы:

1.Повысить качество чтения лекций возможно путем использования материала из системы электронного обучения , разработанного сотрудниками кафедр.

2.Использование новых технологий подачи лекционного материала (преимущественно визуальные средства) способствует повышению качества обучения.

3. Необходимо усилить научно-практическое интегрирование и межкафедральное сотрудничество между теоретическими и практическими кафедрами.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Васильев В.С. «Роль и место лекции в учебном процессе в высшей медицинской школе в современных условиях» Ж. Гродненский Государственный Медицинский Университет, 2009, №2(26).,с.224-227

2.Ермалович А.В. «Педагогические аспекты медицинского образования»» Ж. «Навуковыя публикацыи» 2017, с. 60-64.

3.ПетрушенкоТ.А., Бублий Т.Д.,Попович И.Ю.,Ступак Е.П. «Особенности чтения лекций англоязычным студентам на кафедре теоретической стоматологии» СМБ,2013,№2 — 1(37)

4.Родзаевская Е.Б. «Классическая аудиторная лекция в преподавании гистологии как фундаментальной медико-биологической дисциплины» Вестник медицинского института «Реавиз» ,2016, №1,(21).

4.Фильцова М.С. «Об изучении аудинированию иностранных студентов — медиков (англоязычнаяформа образования)» Ж. «Молодой ученый» №23(103), декабрь1.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.