Научная статья на тему 'Лексико-семантические группы слов в «Житии Сергия Радонежского» на примере списка XVI века'

Лексико-семантические группы слов в «Житии Сергия Радонежского» на примере списка XVI века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
843
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИТИЕ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА / АБСТРАКТНАЯ ЛЕКСИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горбунова Мария Сергеевна

В данной статье рассматривается лексика «Жития Сергия Радонежского» с точки зрения ее богатства и многообразия. На материале Жития были выявлены около 30 тематических групп конкретной лексики. Большим разнообразием характеризуется также абстрактная лексика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL-SEMANTIC GROUPS OF WORDS IN «THE LIFE OF ST. SERGIUS OF RADONEZH» (BASED ON THE MANUSCRIPT OF THE 2-nd HALF OF THE 16th CENTURY)

This article discusses the vocabulary of Life of St. Sergius of Radonezh in terms of its richness and diversity. On the material of manuscript were found around 30 thematic groups of specific vocabulary. Characterized by great diversity and abstract vocabulary.

Текст научной работы на тему «Лексико-семантические группы слов в «Житии Сергия Радонежского» на примере списка XVI века»

УДК 811.161.4’373(045)

ГОРБУНОВА Мария Сергеевна, аспирант кафедры русского языка Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 10 научных публикаций

лексико-семантические группы слов В «Житии Сергия радонежского» НА примере списка XVI века

В данной статье рассматривается лексика «Жития Сергия Радонежского» с точки зрения ее богатства и многообразия. На материале Жития были выявлены около 30 тематических групп конкретной лексики. Большим разнообразием характеризуется также абстрактная лексика.

Житие, лексико-семантическая группа, абстрактная лексика

«Житие Сергия Радонежского» - известный памятник русской агиографии. Это произведение уже давно привлекает внимание историков, текстологов и литературоведов, поэтому к настоящему времени существует большое число работ, посвященных «Житию Сергия Радонежского».

В отечественной филологической науке исследованиями житийных текстов занимались в основном литературоведы: В. Яблонский, А.Н. Робинсон, Л.А. Дмитриев, Г.М. Прохоров, М.Ф.Антонова, М.В. Меркулова и др. Стилистика житийной литературы рассмотрена в трудах В.П. Адриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, О.Ф. Коноваловой, Л.А. Дмитриева, М.Ф. Антоновой. Исследования по истории языка на материалах агиографической литературы проводились М.Л. Ремневой, Т. А. Мироновой и др. Анализу языка и стиля житий отводил место в своей работе В.В. Колесов1. Особого внимания заслуживает вклад в разработку этой темы академика В.В. Виноградова.

Однако язык древнерусской житийной литературы как таковой не был предметом спе-

© Горбунова М.С., 2011

циального исследования, и, таким образом, остался недостаточно изученным историками русского литературного языка.

Изучение словарного состава памятников письменности расширяет и обогащает знания о лексике русского языка на разных этапах его развития. Словники оригинальных агиографических произведений представляют собой интереснейший лексикографический материал, способный существенно дополнить как данные словарей, так и общие представления об эволюции древнерусской лексики.

В данной статье исследуется лексический строй «Жития Сергия Радонежского».

Для анализа языка «Жития Сергия Радонежского» (далее ЖСР) привлечен текст памятника, находящийся в отделе рукописей РГБ, ф. 304, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 698, «максимально отражающий редакцию Епифания»2. К этому списку в своих работах уже обращались исследователи, но специального лингвистического анализа текста не проводилось.

«Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца» Епифаний Премудрый писал в 1317-1418 годах, спустя 26 лет после смерти Сергия. Композиционно оно состояло из вступления, основной части, рассказывающей о жизни святого и о Троицком монастыре, и Похвального слова. Позже текст жития неоднократно претерпевал изменения. Известно, что Пахомий Логофет по заказу игумена Троицкого монастыря в 1440-1459 годах переработал «Житие Сергия Радонежского». Это было обусловлено двумя причинами: во-первых, нужно было добавить в текст чудеса, происходящие после обретения мощей святого в 1422 году, во-вторых, текст, созданный Епи-фанием, был слишком велик для литургии и нуждался в сокращении.

Пахомий Логофет переделывал житие несколько раз, количество редакций Пахомия колеблется от двух3 4 до семи5. Также существуют мнения, что первоначальных редакций до нас не дошло6 7. С уверенностью мы можем говорить лишь о том, что посмертные чудеса в житии написаны Пахомием Логофетом.

В конце XV века инок Троицкого монастыря Сергий Старый написал молитву Сергию Радонежскому, которой обычно завершается Похвальное слово. Она является древнейшей молитвой, обращенной к святому. В XVII веке «Житие Сергия Радонежского» было продолжено «Сказанием об осаде лавры», написанным келарем Троице-Сергиева монастыря Ав-раамием Палицыным, и рассказами о чудесах Сергия, сочиненными старцем монастыря Симоном Азарьиным.

Д.М. Буланин в своей работе утверждает, что «описание жизни святого <...> подверглось под рукой Епифания существенным изменениям: он значительно сокращает пространное житие Епифания с тем, чтобы сделать его пригодным и для церковной службы, усиливает элемент похвалы святому в новом панегирическом стиле, удаляет нежелательные политические намеки. Удовлетворяя требованиям заказчиков, Пахомий придал «Житию Сергия» парадную форму8. Исследователями отмечалось, что текст Жития Сергия Радонежского

лексически богат и разнообразен, украшен цитатами из Священного писания и пространными рассуждениями Епифания Премудрого.

При анализе данного текста ЖСР мы выделили около 30 тематических групп конкретной лексики. Существительные с конкретным значением образуют многокомпонентные тематические группы слов9, обозначающих:

1) лиц по социальному и профессиональному признаку: учитель, МирАНе, келМОЖА, м&жь,

О^ЧНИК, КНАЗЬ, БОЛАрИНЬ, КрАЧЬ, ПАСТЫрЬ, СТрАЖЬ, ДОИлИЦА, НАМесТнИКЬ, рАЗБОИНИКЬ, КоИнЬ, Ор^ЖНИКЬ, рАТНИКЬ, МНИ^Ь, КрАТАрЬ, ГрАЖАНИНЬ, ЖИТеЛИНЬ, СЛОуГА, СТАреИШИНА, КАрКАрЬ, КО^ПеЦЬ, ПЛ£НИКЬ, НАЧАЛНИКЬ, шаница;

2) лиц по отношению к другим людям: Др^ГЬ, ПОДр^Жк, Пр1АТеЛЬ, КрАГЬ, БЛИЖНИКЬ, ГОСТЬ, СОПО^ТНИКЬ, СИрОТА, кдокица;

3) части человеческого тела: р^кА, Чресло,

Т^ЛО, ЛОБЬ, ОКО, ГЛАКА, О^СТА, НО5И, КОЛеНА, КЛАСЫ, Срце, ПЛОТЬ, ЧреКО, уТрОБА, ДеСНИЦА, НЬГОТЬ, рАМеНА, З^БЬ, пАсТЬ, ПЛе^И, ЛИЦО, СТОПА, КОЖА, ГрЬТАНЬ,

кость;

4) животных: птица, зм!и, конь, АГНець, ослата, СКОТЬ, ОЛеНЬ, ОреЛЬ, ГрЬЛИЦА, ПТЬНеЦЬ, КЬЛКЬ, 5КерЬ, МеДКеДЬ, СКИН1А, СКОрП1И, ЗАИЦЬ, лиса;

5) здания и постройки, их части: Кел1А, домь, ХИЗИНА, ПОКОИ, ЦрККЬ, МОНАСТЫрЬ, ОБИТеЛЬ, ЛАКрА, СТро'еже, ЧАСОКНИЦА, ДКОрЬ, ОКОНЦе, С^НИ, ПОКАрНА, ПОЛАТА, ТЕМНИЦА, СТ^НА, К^НеЦЬ, ПрИТКрЬ;

6) пищу и напитки: хл^бь, ПшеНицА, Медь, МАСЛИНА, АБЛОКО, БрАШНА, КОДА, МЛеКО, рЫБА, ПИКО, ЖИТО, МО^КА, Т^СТО, К0^Т1А, МАСЛО, СОЛЬ, КИНО и др.

В составе абстрактной лексики широко представлены существительные с суффиксами -НИ], -еНИ], -стко, -ОСТЬ, -И], -ОТ, -еТ, -об различной семантики. Это понятия веры и религии, понятия социального характера, понятия, относящиеся к сфере духовного развития человека. Например, слова, выражающие отвлеченные действия и состояния, связанные с религией (черНЬЧеСТКО, роЖтКО, Иг^МеНСТКО, ИНОЧЬСТКО, БЛГОке^еше, пострИЖеше); слова, обозначающие свойства, качества, признаки (достоИнстко, КОКАрЬСТКО, Л^КАКсТКО, Б^ДеНЬСТКО, ПрОНЫрСТКО, БОГАТЬСТКО, тПОКОрЬСТКО, ХУДОСТЬ ), психическое и физическое состояние человека (рЫДАШе,

Н£Д0уМ£Н1£, К£С£Л1£, П£ЧАЛЬ, МЛЬЧАН1£, ГОрДОСТЬ,

ЛЕНОСТЬ, МОуДрОСТЬ, СЛАБОСТЬ, ЛЮТОСТЬ, Ж£СТОКОСТЬ, СК^ТЛОСТЬ, ДОБрОТА, КрАСОТА, |£др0ТА, НАГОТА, ЛЕПОТА, злоба), отвлеченное действие (прОЗр£НИ£, рАЗЛ^Ч£Н1£, ХОЖ£Н1£, СЛЫШАШ£, СТрА^ОКАнк, Ц£Л0КАН1£, КНАЖ£Н1£, ЗАБк£н1£, ДАр0КАН1£, Д£АН1£, СКАЗАН1£,), результат (ЙСТЛ£Н1£, Пр£С£Л£Н1£, 0уКр£ПЛ£Н1£,

оутк£ржд£Ш£, искоуплшк), сферы духовного мира человека и его разума (мАлок^рк, ц^ломоудрк,

ЧЛК0ЛЮБ1£, Ж£ЛАН1£, ГОрДОСТЬ), отвлеченные понятия (П0ХКАЛ£Н1£, НАД£ЖДА, СЛАКА, ПрАКДА, П0Тр£БА,

подкигь, ОБрАЗЬ, но^жда, польза), понятия общественно-социального характера (кьспиташ£,

Пр£З0рЬСТК0, 0уЧ£Н1£, П0М0ГАН1£, П0ДААН1£, СЬК^|АН1£), отвлеченные качества и свойства (дльгота, ШИрОТА, глубина), отвлеченные понятия времени и пространства (начинаш£, пр£д^ль), возраста (млад£ньстко, д^тьстко) и некоторые другие.

При рассмотрении глаголов, употребленных в ЖСР, учитывалось прежде всего их прямое, а не переносное значение. Нами были выявлены следующие лексико-семантические группы: группа глаголов движения (кЬЗКрАТИТИСА, ДОСТИГН&ТИ, ИДТИ, СЛ^ДОКАТИ, Б^ГАТИ, ПрИБЛИЖИТИСА, Ш£СТК0КАТИ,

дкигатиса, мИноути, прит£кАТи), глаголов бытия

(прИКЛЮЧАТИСА, БыТИ, ЖИТИ, 0\*Мр£ТИ, СЛ^ЧАТИСА,

стати, покоИтиса), модальных глаголов (^От^ти, ждати, мочь, см^ти). В виде глаголов состояния выделяются группы физического (ЗрИТИ, БОЛ^ТИ, ИСТИ, СПАТИ, КИД^ТИ, ПОЧИКАТИ, СЛЫШАТИ, ОСАЗАТИ, КЬЗИрАТИ, ПОДкИзАТИСА, ИСЦ^Л£ТИ, ОжИтИ, др^МАТи) и психического (боатиса, козлюбити,

СОБЛАЗНИТИСА, СМ^АТИСА, ПЛАКАТИ) состояний,

а в классе глаголов, обозначающих действие, можно выделить лексико-семантические группы говорения (ОТК^ТИТИ, ГЛАГОЛАТИ, КЬПрОСИТИ, испок^дати, кьзк^стити, зкати, р£чи), насильственного действия (рАЗЛ^ЧИТИ, ЗАПр£ТИТИ, БИТИ, МуЧИТИ, ОСКрЬБЛАТИ, ПрИНО^ДИТИ, ИСТАЗАТИ, ГрОЗИТИ, рАЗОрИТИ, рАЗДрОБИТИ, ГЛО\*МИТИСА,

докл^ти, сьдрАТи, отьати, одол^ти), созидания и разрушения (СЬЗДАТИ, МНОЖИТИСА, СЬТКОрИТИ, д^лати, с^ати, сжигати, ткорити, чинити), физического действия и воздействия (рАЗр£ШИТИСА, ПрИАТИ, ПрИН^СТИ, КОрМИТИ, ПрОСИТИ, СПИСАТИ, ДАрОКАТИ, ПрИИМАТИ, Д£рЗН0уТИ, ПОКЛОНИТИСА,

П0\*ЧИТИ, КрАЗ^МИТИ, ПОГруЖАТИСА, ПОДОБАТИ, ОСТАКЛАТИ, ПрОПАДАТИ, ПЛЬЗОКАТИСА, ПИТАТИ, НАСАЖДАТИ, 0СК0Б0ДИТИ, КАСАТИСА, 0\*ПрАЖНАТИСА, Пр£С£ЛИТИСА, ИЗОБИЛОКАТИ, ОБНИфАТИ, 0СК&Д£ТИ, ПрОЦК^ТАТИ, 0Ж£НИТИСА, ИЗБИрАТи).

Конкретные действия конфессионального характера также составляют целую группу: СЛ^ЖИТИ, ЗНАМ£НАТИ, МОЛИТИСА, ШС|АТИ,

ПрИЧАСТИТИСА, ПОМАЗАТИ, ПОСТрИЧИ. В Этом же классе глаголов действия большие группы слов обозначают психические действия и воздействия (КОСПИТАТИ, ХКАЛИТИ, СЖАЛИТИСА, ПрОСЛАКЛАТИ) и действия интеллектуальные (рАЗ^М£ТИ, ПОЗНАТИ, К^ДАТИ, Д^МАТИ, ПОМЫШЛАТИ, КЬСПОМАНуТи).

Важной отличительной чертой ЖСР является организация текста, при которой слова определенной лексико-семантической группы располагаются в пределах одного фрагмента. Такое использование тематически и семантически однородных слов прослеживается достаточно четко. Например, при «нанизывании» прилагательных: ти^ыи кротКыИ нрАКь ИМ^А. И СМИр£ННыИ. И ДОБрОНрАКыИ ПрИК^ТЛИКыМ

И бЛгО^К^ТЛИКыЙ. Ут^ШИТ£ЛЬНы, слакогЛаны.

И БЛГОПОДАТЛИКы. мЛткыИ. И ДОБрОСрЬДыИ. СМИр£Н0МрыИ. И Ц^Л0М^Др£НыИ. блгогок^иныИ. И НИ|£ЛЮБИКыИ. СТрАнНоЛЮБНыИ. И МИрОЛЮБНыИ. И БГОЛЮБНыИ (л.161).

Или при употреблении существительных:

гттг» Пг» / г* ^ ^ г* ^

ЫЦМЬ ОЦЬ. И 0\*ЧТЛ£ДЧТЛЬ. НАКАЗАТ£ЛЬ К0ЖД£. ПАСТыр£ ПАСТырЬ. ИгуМ£Н0 НАСТАКНИ. МНИ^ОМЬ НАчАЛнИКЬ. МАНАСТыр£ СТроИт£ЛЬ. ПОСТНИКО ПОХКАЛА. МЛЬЧАЛНИКО уД0Бр£Н1£ И£р£ШКрАС0ТА. С|£НИК0 БЛГ0Л^ПИ£. Су|1И КьЖь. И Н£Л0ЖНЬ1 оучТль. ДОБрыИ ПАСТырЬ. ПрАКыИ учТлЬ. Н£Л£СТНы НАСТАКНИКЬ. СуМНы^ ПрАКИТ£ЛЬ. КС£БЛГыЙ НАКАЗАТ£ЛЬ. ИсТиНыМ КОрМНИ. БГ0П0ДАТ£ЛНы КрАЧЬ. ИзА|НыИ Пр£СТАТ£ЛЬ. С|£нНыИ ЧИСТИТ£ЛЬ._ НАчАлНы 0Б|£ЖИТ£ЛЬ. мЛтыНА П0ДАТ£ЛЬ.

тр^долЮБны покижникь. млтк£никь кр^покь. и Чтот^ ХрАНИТ£ЛЬ. СТОЛПЬ Т£рП^Н1А (л. 161 об).

Также сосредотачиваются в тексте семантически близкие глаголы, например, глаголы говорения и мышления: И Дроу Др^ГА КЬСПрОСАТЬ О С£. И П0ЧТ£Ш£ рАЗум^ЮТЬ. И ИН^ КЬЗК^СТАТЦ. ИК0Ж£ КЬ сТо ПИСАН1И р£сА. КЬПрОСИ р£ ШЦА ТК0£ И КЬЗК^СТИТЬ Т£Б£. СТАрЦА ТКОА. И р£К0уТЬ Т£Б^

елико кид^шл и слышлшл. и рлз^м^шл. оци наши

■ ^ *1 *1 / туу А- О /

пок^длшл НА^ДА Н£ оутлитсА ы чл ихь к ро их склзлти сноко скоимь да познлеть ро инь. сноке

“I <1 |1 I «-* її-

роДА^еисА ДА кьстлн^ть и ПоК^ДАТЬ, А сноко

скои. не злБОудсуть Д^ль Бжіихь; или созидания: сьткорістл ордину и хизину и покрыстл и потом же к^лію един^ сьзлстл и оБложистл црккии^ мллоу и руБистл и (л.42).

Конечно, в составе глагольной лексики сложнее установить сосредоточение слов одной лексико-семантической группы. Это обус-

ловлено непредметным значением глаголов, их более обобщенным лексическим значением и многозначностью.

Итак, своеобразие лексического состава данного памятника заключается в разнообразии слов различной семантики; в организации текста, при которой слова одной тематической или лексико-семантической группы употребляются в пределах одного фрагмента; в широком использовании бытовой лексики; в риторическом, украшенном стиле «извития словес».

Примечания

1 Колесов В.В. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.

2 Иванова М.В. Древнерусские жития конца XIV-XV веков как источник истории русского литературного языка. М., 1998. С. 170.

3 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 113-167.

4 Колесов В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры // Жизнь и житие Сергия Радонежского. М.,1991. С. 337.

5 Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Биографический и библиографический литературный очерк. СПб., 1908.

6 Зубов В.П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб // ТОДРЛ. Т. IX. М.-Л., 1953. С. 145-158; ДробленковаН.Ф. Житие Сергия Радонежского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина XIV -XVI в. Ч. I. Л., 1988. С. 133.

7Дробленкова Н.Ф. Указ. соч.

8 Буланин Д.М. Житие Сергия Радонежского. Комментарии // Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. М., 1981. С. 571.

9 За основу классификации была взята классификация, предложенная М.В. Ивановой «Древнерусские жития конца XIV-XV веков как источник истории русского литературного языка». М., 1998.

Gorbunova Maria

lexical-semantic groups of words in the «LIFE of sT. sERGius of RADoNEzH»

(based on THE manuscript of THE 2-nd HALF oF THE 16th cENTuRY)

This article discusses the vocabulary of Life of St. Sergius of Radonezh in terms of its richness and diversity. On the material of manuscript were found around 30 thematic groups of specific vocabulary. Characterized by great diversity and abstract vocabulary.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Петров А.В., доктор филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.