Лексика слухового восприятия и ее функциональный потенциал в прозе А.И. Куприна
Четверикова Ольга Владимировна,
доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» E-mail: chetverikova_o@mail.ru
Филько Наталья Николаевна,
аспирант кафедры отечественной филологии и журналистики, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
E-mail: 79528225714@yandex.ru
Селина Наталья Петровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» E-mail: selina-59@mail.ru
Статья посвящена изучению особенностей языкового воплощения в художественном тексте как эстетически направленной речевой деятельности результатов чувственного освоения творческой языковой личностью окружающей действительности, ибо в словесном творчестве тип восприятия реалии лежит в основе изучения авторской картины мира, представленной знаками языка, что составляет актуальную научную проблему, решение которой базируется на методологическом аппарате когнитивной лингвистики и психологии личности. Изучение значений и функций лексики слухового восприятия влечёт за собой рассмотрение способа представления чувственных и мыслительных категорий в языковых значениях, что обосновывает возможность сочетания когнитивного и семантического аспектов исследования, которые и реализуются в данной работе на материале прозы А.И. Куприна. Актуальность исследования обусловлена когнитивной природой процессов восприятия, ибо чувственное восприятие как один из способов познания мира обнаруживает связь с аффективной сферой и ценностными ориентациями автора речи. В процессе интерпретации текста читатель/исследователь, осуществляя его анализ, выявляет средства вербальной манифестации зафиксированного сознанием автора отношения к описываемому объекту, отражающие индивидуальный взгляд художника слова на мир и человека и служащие выдвижению текстовых смыслов.
Ключевые слова: модус восприятия, когниция, перцепция, слуховое восприятие, творческая языковая личность, модель, художественный текст, лексика слуха, функция, семантика, читатель.
С позиций когнитивного подхода к исследованию результатов речемыслительной деятельности художественный текст рассматривается как вторичная реальность, модель, отражающая посредством знаков языка отношение автора к действительности, обусловленное спецификой его «перцептивно-когнитивно-аффективной деятельности» [5], «направленностью и задачами эстетически ориентированной коммуникации», в которой нашла своё отражение смысловая сфера художника слова [17, с. 4].
Известно, что чувственное восприятие действительности первично и позволяет человеку составить своё представление о мире, судить о нём. Следовательно, можно установить и описать средства языкового означивания компонентов перцептивного процесса, протекающего в сознании личности (Рузин И.Г, Бутакова Л.О., Мещерякова О.А., Мишанкина Н.А. Моисеева С.А.).
В лингвистической науке перцептивность рассматривают как семантическую и эпистемическую категорию, раскрывающую возможности языка в плане репрезентации смыслового содержания на основании чувственного опыта познающей мир личности [6, с. 14]. Под «языковой перцептивно-стью» имеют в виду наличие в единицах языка семы 'чувственное восприятие'. А.В. Бондарко перцептивность связывает с ситуацией восприятия реалий, субъектом и объектом этого восприятия, пространством и временем [2, с. 97]. Д.Б. Сердю-кова отмечает, что вербализованные в речи модусы восприятия создают образ ситуации «(в модальной рамке я вижу, как)» [13, с. 20]. Как видим, понятие «модус восприятия» информирует о способе получения человеком сведений об окружающей его действительности [4, с. 13].
Чувственное восприятие всегда эмоционально окрашено, представляет собой результат деятельности личности как наблюдателя, находящегося в определённой ситуации восприятия; при этом наблюдение характеризуется избирательностью, субъективностью. О.Ю. Авдевнина говорит о трёхчленной структуре чувственного восприятия: субъект восприятия - перцептивное состояние - объект восприятия» [1, с. 119]. Подчеркнём, что свойства наблюдаемых в процессе восприятия предметов перерабатываются сознанием личности, а потом трансформируются в чувственный образ, который в той или иной речевой ситуации эксплицируется выбранными говорящим единицами языка. Согласимся с А.М. Пашутиным в том, что «на уровне человека существование восприятия описывается средствами языка, и это описание единственно возможное» [12, с. 10].
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
В художественном произведении персонаж является и участником событий, и выразителем ми-роотношения художника слова, являясь репрезентантом определённой модели «внутреннего человека», что проявляется в актуализации совокупности языковых значений, означивающих перцептивно-психологический процесс. Речь идёт о проявляющейся на разных уровнях структурно-смысловой организации художественного произведения перцептивной семантике. И.Г. Оконеш-никова отмечает, что «вербализованные модусы восприятия играют структурообразующую, коммуникативную и смыслообразующую роль для всего текста, а также структурируют основные компоненты сознания героя через системы доминантных смыслов, портретные и пейзажные формы, детализацию его профессиональной деятельности» [11, с. 3-4].
В художественной речи лексика чувственного восприятия «насыщается» субъективными, т.е. психологически обусловленными значениями, характеризуется приращением смыслов, отражающих специфику эмотивной сферы автора речи, его ценностные ориентации, актуальное состояние. Соединяя в себе конвенциональное и индивидуальное значения, перцептивная лексика ориентирована и на художественную коммуникацию, и на внутренний мир отправителя речи. В рамках смоделированной автором ситуации, перцептивная лексика «работает» на создание образа, участвует в означивании текстовых смыслов, объективируя в языке ассоциативные реакции говорящего.
Лексика чувственного восприятия - значимый фрагмент картины мира А.И. Куприна. Взаимодействие доминирующих модусов перцепции в сознании художника участвует в реализации творческого замысла, ибо автор стремится, прежде всего, нюансировать чувственные впечатления, раскрывающие особенности внутреннего состояния героев. Обратимся к рассказу А.И. Куприна «Белая акация»: Вы помните, конечно, очаровательную весну у нас на севере, с её тихими, томными, медленно гаснущими зорями, с несказанными ароматами трав и цветов, с соловьиными трелями ... [7, с. 361]. Герой рассказа - личность тонко чувствующая, даже романтичная, что означено в тексте тем предметным рядом, который возникает в памяти персонажа: зори, травы, цветы, трели соловья. Наличие в высказывании перцептивной лексики делает речь образной, эксплицирует грустно-мечтательное состояние говорящего. Отметим, что перцептивные образы определяются у А.И. Куприна не столько словарным значением лексем, сколько самой ситуацией восприятия и замыслом.
В рамках статьи мы сосредоточили внимание 5 на выявлении и описании лексики звучания как § одного из компонентов структурной и семантиче-Я ской организации текстов А.И. Куприна. Значение ° лексем с семой слуха является тем ментальным ав феноменом, который встраивается в когнитив-
ный образ создаваемой автором действительности. Именно текстовые ситуации предопределяют выбор и использование лексем с архисемой 'слух', установление характера парадигматических и синтагматических связей слуховой лексики. Отношение писателя к миру передаётся читателю, которого автор посредством созданной им художественной формы «вписывает» в орбиту своих эмоций, чувств, переживаний, состояний, что во многом облегчает понимание текстовых смыслов. Подчеркнём, что слово-перцептив как «живое», динамически развивающееся знание [5] функционирует в качестве средства доступа к смысловой сфере автора речи, ибо личностное понимание узуального значения слова есть результат когнитивной активности говорящего.
На наш взгляд, когнитивная модель ситуации звучания включает в себя следующие компоненты: а) источник звука; б) специфика звучания; в) особенности восприятия звука; г) личные ассоциации, связанные с воспринимаемым звуком. Слуховое восприятие предполагает наличие слушающего субъекта (вслушиваться, внимательно слушать, слышать). Е.В. Урысон отмечает, что когда человек слышит, «он воспринимает не тот или иной аспект предмета, а нечто иное - мы слышим звуки, а они сопутствуют какому-то действию (процессу), т.е. являются скорее компонентом ситуации» [16, с. 6].
Специфика структуры текстов А.И. Куприна обусловлена и принципом повтора перцепти-вов, что связано с наличием у слов общих сем. Частотны повторы корневых морфем: слух, слушать, слышать. В лексике звучания выделяются существительные с семой звучания, предикаты, обозначающие процесс звучания, атрибутивные конструкции, характеризующие качество звука, отношение говорящего к объекту, особенности ассоциативного поля автора речи. Учёт синтагматических связей способствует выявлению текстового ассоциативно-смыслового наполнения слов со слуховой семантикой, особенностей образного мышления автора, аксиологической вертикали его сознания. Парадигматика основывается на ассоциациях, которые позволяют художнику включать в одно смысловое поле разные реалии на основе их семантической общности в контексте.
«Акустическая среда» художественной речи А.И. Куприна достаточно разнообразна. Источниками звуков в его текстах могут быть: а) предмет; б) живое существо; в) атмосферные явления (дождь, гроза, ветер): Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех... («Олеся»). Писатель передаёт особенности восприятия персонажем происходящего, его ассоциативный ряд, служащий репрезентации смыслов 'угрожающий гул ветра', 'состояние напряжения и тревоги'.
Ядерными у писателя являются следующие глаголы слухового восприятия: слушать - прислушиваться - не слышно; слышать - услышать -
слышаться - уловить; раздаться, долетать, доноситься. Базовые предикаты - слышать / слушать. Основное значение глагола слышать - «различать, воспринимать слухом» [14, с. 146-147] - реализуется во всех случаях употребления данной лексемы писателем: поют люди, говорит река, шумит дождь, гудит город, звучит человеческая речь или музыкальный инструмент: ...он <...> как только улавливал где-нибудь два слова о войне, то сейчас же подходил и прислушивался ... («Гамбринус»). Важен тот факт, что глаголы слухового восприятия направляют внимание читателя на те объекты, которые попадают в «акустическую зону» персонажа, актуализируют их смысловую значимость. Ближайшую периферию предикатов слухового восприятия у А.И. Куприна составляют:
а) глаголы с семой 'звук' (говорить, произносить, крикнуть, шептать, прибавить, спрашивать и т.д.): Я сирота, - прибавил он уныло («Гамбринус»);
б) глаголы с семантикой молчания (молчать, затихнуть): Он молчал с минуту, потом опять заговорил длинно и непонятно («Штабс-капитан Рыбников»). Иногда А.И. Куприн вводит в текст устойчивые сочетания слов с семантикой молчания: Больше никто не произнес ни слова («Собачье счастье»); в) глаголы, связанные с чувственной сферой человека (плакать, рыдать, стонать, хихикать,): Рыбников захихикал и с весёлой суетливостью потер руки («Штабс-капитан Рыбников»); г) глаголы, связанные с понятийным полем «музыка» (петь, играть, трубить, звенеть). Отметим, что музыка у А.И. Куприна выполняет характерологическую и сюжетообразующую функции: Она узнала с первых же аккордов это исключительное, единственное по глубине произведенье («Гранатовый браслет»); д) глаголы, обозначающие звуки, издаваемые животными, птицами, насекомыми (мычать, куковать, звенеть и др.): ...в лесном озерце низко и сипло мычит выпь. Дергач в болоте протяжно скрипит в последний раз. («Ночь в лесу»). Дальняя периферия ситуации звучания в текстах А.И. Куприна представлена прилагательными и причастиями, словами категории состояния, наречиями: Лёнька <...> был в некоторых случаях многозначительно и таинственно молчалив («Штабс-капитан Рыбников»).
Номинативный ряд обозначает у писателя объекты слухового восприятия, прежде всего, природный мир (гул, шелест, гром, шорох, хруст и др.), реже «звучит» город, встречаются звуки бытовых предметов (звон, стук): Я различаю теперь и второе колено его (глухаря) токования, похожее на мощное, глухое шипение («Ночь в лесу»); ... с улицы доносилось глухое рокотание города... («Гамбринус»); Где-то за перегородкой торопливо стучал будильник («Штабс-капитан Рыбников»). Звуки окружающих героев предметов - это звуки жизни, часто маркирующие однообразие существования персонажей А.И. Куприна, скуку. Писателя интересует человек, поэтому частотны в текстах писателя звуки человеческого голоса, что означено номинациями песни, пение, плачь,
крик, хохот, смех. Звучание музыкальных инструментов репрезентировано лексемами мелодия, вальс, флейта, скрипка и др. Так, в рассказе «Гамбринус» писатель говорит о пьесах, которые играл музыкант Сашка, и называет их странными, длительными и страстно-тоскливыми: Со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь, вся затканная и обвитая печальными цветами национальных мелодий. В рассказе «Свадьба» А.И. Куприн использует предикат «грянуть», описывая исполнение музыкантами польки: Музыка грянула какую-то первобытную польку. Лексика слуха вводится в текст с целью объективировать отношение музыкантов к мероприятию и брачующимся (музыкантам заплатили небольшие деньги. - Н.Ф.): Но, поиграв восемь тактов, музыканты вдруг опустили свои инструменты, и все хором запели тот же мотив в унисон, козлиными фальшивыми голосами..
Текстовое пространство заполнено у А.И. Куприна и звуками, объективирующими внутреннее состояние персонажа. Частотны имена прилагательные, эксплицирующие отношение говорящего к реалиям действительности, их оценку: Кровь перестала гудеть в ушах, но зато удивительно уточнилось и стало чудесно внимательным чувство слуха («Ночь в лесу»). В художественной модели мира писателя акустический образ эксплицирует эмоциональное состояние персонажа, изменения в его ценностной сфере: Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия ... («Олеся»). Ситуация «отсутствие звуков» репрезентирована А.И. Куприным лексически и синтаксически: тишина, тишина немая, тишина растёт, затихла ночь, замолчал соловей, мёртвая тишина. Встречается в текстах противопоставление звучания и тишины: Ни один звук не нарушал глубокой тишины, кроме далекого, утихающего тарахтанья телеги («На реке»). Тишина - возможность не только вслушаться в мир ночной природы, но и что-то понять в себе. Тишина у писателя чаще связана с положительными эмоциями, саморефлексией героя; реже она служит способом экспликации душевных терзаний героя или его погружения в состояние безразличия, бездействия: Мы молчали, на меня нашло <...> странное, неподвижное очарование тишины... («На реке»); Становилось как-то сонно и тихо в подземелье... («Гамбринус»).
Знаком авторства А.И. Куприна можно считать приём нагнетания звуковых характеристик. Так автор готовит своего читателя к восприятию информации, более глубинному её пониманию, а также воздействует на получателя речи посредством повтора звуков, лексем, мены ритма повествования: Дождик глухо барабанит по крыше, стучит в оконные стёкла, стучит по меркуловской фуражке («Ночная смена»). Повторяемость слуховой лексики выстраивает внутри текста ассоциативные связи, служит его образному и семантическому развёртыванию.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
о с
и
см см
Важным компонентом художественного мира А.И. Куприна является опредмечивание ситуации звучания с помощью слов, означивающих другие перцептивные модусы. Синестезия, создавая эффект непривычности, неожиданности соединения слов, участвует в формировании образной системы текста и служит выдвижению смыслов. Покажем модели, в которых лексика слуха вступает в синтагматические отношения с языковыми единицами, репрезентирующими иные перцептивные модусы: а) лексика слухового восприятия + лексика со значением зрительного восприятия: Пламя факела трепетало с тихим рокотом ... («На реке»); б) лексика тактильного восприятия + лексика слухового восприятия + лексика со значением цвета: Вдруг пахнуло ветерком. Привлеченная нашим огнем, мимо нас низко и бесшумно пролетела какая-то большая серая птица («На реке»); в) лексика слухового восприятия + лексика со значением запаха + лексика тактильного восприятия + вкусовое восприятие: И вместе с ароматом фиалок мальчик слышит какое-то новое, шёлковое, тёплое, сладкое благоухание («Гранатовый браслет»). В этом примере модус слуха маркирован предикатом «слышит», употреблённом в значении 'воспринимать запах', т.е. представлен метафорически; г) лексика со значением запаха + лексика слухового восприятия + лексика тактильного ощущения: ...из машинного отделения, вместе с тёплым запахом нефти доносилось непрерывное шипение, мягкие удары работающих поршней и какие-то глубокие, правильные вздохи («Одиночество»). Использование А.И. Куприным перцептивной лексики свидетельствует о способности писателя тонко чувствовать и описывать реалии действительности, мастерски передавать психологическое состояние персонажа, воздействовать на читателя, побуждая его к рефлексии над текстом.
Таким образом, лексика слуха в прозе А.И. Куприна выполняет следующие функции: а) участвует в создании художественного образа; б) объективирует внутреннее состояние субъекта речи, его настроение; в) является репрезентантом авторских суждений, оценок; г) формирует эмоциональный фон текста, его тональность; д) объективирует ценностные ориентации говорящего; е) выполняет структурирующую функцию, ибо служит экспликации дополнительных смысловых обертонов, соединяет в тексте разные ситуации, выполняя тем самым текстообразующую функцию.
Литература
1. Авдевнина, О.Ю. Категория восприятия и средства её выражения в современном русском языке: автореф. дисс. ... докт. филол. наук. / О.Ю. Авдевнина. - Москва: Моск. гос. пед. ун-т., 2014. - 47 с.
2. Бондарко, А.В. Время и перцептивность: инварианты и прототипы / А.В. Бондарко // Мысли о русском языке: Прошлое, настоящее, бу-
дущее. - СПб.: Изд-во С.- Петербург. ун-та, 2005. - С. 96-104.
3. Бутакова, Л.О. Роль модальностей восприятия в формировании смысловой системы автора и ее репрезентации в структуре художественного текста / Л.О. Бутакова // Восприятие: лингвистический и психолингвистический аспекты: сб. научн. тр. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2005. - С. 71-98.
4. Демешкина, Т.А. Модели восприятия в поэтическом тексте как способ интерпретации мира / Т.А. Демешкина // Европейский интер-лингвизм в зеркале литературы: Картина мира в немецкой поэзии и в ее русских переводах: От романтизма к модернизму: мат-лы российско-германского семинара (24-28 апреля 2006 г.). - Томск: Том. гос. ун-т, 2006. -С. 9-18.
5. Залевская, А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: Избранные труды / А.А. Залевская. - М.: Гнозис, 2005. - 543 с.
6. Колесов, И.Ю. Проблемы концептуализации и языковой репрезентации зрительного восприятия (на материале английского и русского языков): монография / И.Ю. Колесов. - Барнаул: БГПУ, 2008. - 354 с.
7. Куприн, А.И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. / А.И. Куприн. - Москва: Правда, 1964.
8. Мишанкина, Н.А. Феномен звучания в интерпретации русской языковой метафоры: автореферат дисс. ... канд. филол. наук / Н.А. Мишанкина. - Томск, 2002. - 23 с.
9. Мещерякова, О.А. Семантика перцепции в аспекте художественной когниции И.А. Бунина: автореф. дисс. ... докт. филол. наук / О.А. Мещерякова. - Елец, 2011. - 51 с.
10. Моисеева, С.А. Семантическое поле глаголов восприятия в западно-романских языках: монография. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. -263 с.
11. Оконешникова, И.Г. Роль модусов перцепции в организации смыслового и коммуникативного пространства художественного прозаического текста (на материале романов Р. Киплинга): автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Н.Г. Оконешникова. - Омск, 2009. - 18 с.
12. Пашутин, А.М. Восприятие и метод наблюдения / А.М. Пашутин. - Москва: Прометей, 1991. - 88 с.
13. Сердюкова, Д.Б. Речевое представление ситуации разлада отношений в биографическом нарративе (на материале документальной художественной прозы): автореф. дисс. . канд. фи-лол. наук / Д.Б. Сердюкова. - СПб., 2010. - 24 с.
14. Словарь русского языка: в 4 т. Т. 4 / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. - Москва: Русский язык, 19851988.
15. Рузин, И.Г. Модусы перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке: дисс. ... канд. филол. наук / И.Г. Рузин. - Москва, 1995. - 199 с.
16. Урысон, Е.В. Языковая картина мира vs обиходные представления (модель восприятия в русском языке) / Е.В. Урысон // Вопросы языкознания. - 1998. - № 2. - С. 3-21.
17. Четверикова, О.В. Знаки авторства как средства вербальной манифестации смысловой сферы творческой языковой личности: авто-реф. дисс... докт. филол. наук / О.В. Четверикова - Тверь: Изд-во ТвГУ, 2013. - 52 с.
THE VOCABULARY OF AUDITORY PERCEPTION AND ITS FUNCTIONAL POTENTIAL IN A.I. KUPRIN'S PROSE
Chetverikova O.V., Filko N.N., Selina N.P.
Armavir State Pedagogical University
The article is devoted to the study of peculiarities of the linguistic embodiment in the literary text as an aesthetically directed speech activity of the results of sensual mastering of the surrounding reality by the creative language personality, because in the verbal creation the type of perception of reality is the basis for the study of the author's picture of the world, represented by the signs of language, which is an important scientific problem, the solution of which is based on the methodological apparatus of cognitive linguistics and personality psychology. The study of meanings and functions of the lexicon of auditory perception entails the consideration of the way of representation of sense and thought categories in linguistic meanings, which substantiates the possibility of combining cognitive and semantic aspects of research, which are realized in this work on the material of A.I. Kuprin's prose. The relevance of the study is due to the cognitive nature of the processes of perception, because sensual perception as one of the ways of cognition of the world reveals a connection with the affective sphere and value orientations of the author of the speech. In the process of text interpretation the reader/researcher, performing its analysis, reveals the means of verbal manifestation of the attitude to the described object, recorded by the consciousness of the author, reflecting the individual view of the artist of the word on the world and man and serving to put forward textual meanings.
Keywords: modus of perception, cognition, perception, auditory perception, creative language personality, model, fiction text, auditory vocabulary, function, semantics, reader.
References
1. Avdevnina, O. Yu. The category of perception and the means of its expression in modern Russian: author. diss. ... doc. philol. Sciences. - Moscow: Mosk. state ped. un-t., 2014. - 47 p.
2. Bondarko, A.V. Time and perceptivity: invariants and prototypes // Thoughts on the Russian language: Past, present, fu-
ture. - St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg. unta, 2005. - S. 96-104.
3. Butakova, L.O. The role of modalities of perception in the formation of the author's semantic system and its representation in the structure of a literary text // Perception: linguistic and psy-cholinguistic aspects: coll. scientific tr. - Omsk: Omsk. state un-t, 2005. - S. 71-98.
4. Demeshkina, T.A. Models of perception in a poetic text as a way of interpreting the world // European interlingualism in the mirror of literature: The picture of the world in German poetry and its Russian translations: From romanticism to modernism: materials of the Russian-German seminar (April 24-28, 2006). -Tomsk: Tom. state un-t, 2006. - S. 9-18.
5. Zalevskaya, A.A. Psycholinguistic research. Word. Text: Selected Works. - Moscow: Gnosis, 2005. - 543 p.
6. Kolesov, I. Yu. Problems of conceptualization and linguistic representation of visual perception (on the material of English and Russian languages): monograph. - Barnaul: BSPU, 2008. -354 p.
7. Kuprin A.I. Sobr. cit.: In 9 vols. T. 3. - M .: Pravda, 1964.
8. Mishankina, N.A. The Phenomenon of Sounding in the Interpretation of Russian Language Metaphor: abstract of diss. ... cand. philol. Sciences. - Tomsk, 2002. - 23 p.
9. Meshcheryakova O.A. Semantics of perception in the aspect of artistic cognition I.A. Bunin: author's abstract. diss. ... doc. philol. Sciences. -Yelets, 2011. - 51 p.
10. Moiseeva, S.A. Semantic field of verbs of perception in the Western Romance languages: monograph. - Belgorod: Publishing House of BelGU, 2006. - 263 p.
11. Okoneshnikova, I.G. The role of modes of perception in the organization of the semantic and communicative space of an artistic prose text (on the basis of R. Kipling's novels): Author. diss. ... cand. philol. Sciences. - Omsk, 2009. - 18 p.
12. Pashutin, A.M. Perception and method of observation. - Moscow: Prometheus, 1991. - 88 p.
13. Dictionary of the Russian language: in 4 volumes / USSR Academy of Sciences, Institute of Rus. lang.; ed. A.P. Evgenieva. 3rd ed., stereotype. - Moscow: Russian language, 1985-1988.
14. Serdyukova, D.B. Speech representation of the situation of discord in the biographical narrative (on the material of documentary fiction): Author. diss. ... cand. philol. Sciences. - St. Petersburg, 2010. - 24 p.
15. Ruzin, I.G. Modes of perception (sight, hearing, touch, smell, taste) and their expression in language: diss. . cand. philol. Sciences. - Moscow, 1995. - 199 p.
16. Uryson, E.V. Linguistic picture of the world vs everyday representations (a model of perception in the Russian language) // Questions of Linguistics. - 1998. - № . 2. - P. 3-21.
17. Chetverikova, O.V. Signs of authorship as a means of verbal manifestation of the semantic sphere of a creative linguistic personality: author. diss. doc. philol. Sciences. - Tver: Publishing house of TVGU, 2013. - 52 p.