Иоанесян Е. Р. Лексические трансформации при переводе / Е. Р. Иоанесян // Научный диалог. — 2016. — № 3 (51). — С. 29—41.
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
perkxmcals direciorv.-
УДК 81'37
Лексические трансформации при переводе
© Иоанесян Евгения Рафаэлевна (2016), доктор филологических наук, профессор, Институт языкознания, Российская академия наук (Москва, Россия), [email protected].
На материале нескольких языков рассматриваются лексические трансформации при переводе единиц кластера 'страх'. Исследование основано на изучении большого массива переводов с русского языка на другие языки и с иностранных языков на русский язык. Проведенное исследование показало, что указанные трансформации опираются на понятие прототипической ситуации страха, включающей компоненты 'опасность' / 'негативная ситуация', 'ощущение неконтролируемости ситуации', 'желание субъекта избежать опасной ситуации', 'неконтролируемые физиологические реакции на страх'. Автор выделяет трансформации двух типов: замена при переводе лексем со значением 'страх' языковыми единицами, эксплицирующими какой-либо из компонентов прототипической ситуации страха, и замена обозначения какого-либо компонента прототипической ситуации страха лексемами со значением 'страх'. Автор приходит к выводу, что русские авторы и переводчики чаще прибегают к глаголам лексического поля 'страх', чем, например, англичане и французы. Актуальность исследования определяется тем, что полученные данные могут использоваться при изучении особенностей русского коммуникативного стиля в сравнении с другими языками, а также послужить основой для описания переводческих стратегий на материале лексических единиц других кластеров.
Ключевые слова: семантика; кластер; предикат; прототипическая ситуация страха; переводческие стратегии.
1. Вводные замечания
Переводоведение всегда было одной из самых захватывающих областей лингвистики, а современный этап характеризуется новыми подходами и новыми возможностями, см., например, [Добровольский, 2015; Нестерова, 2015; Нуриев, 2015; Ромашко, 2015]. Особенно бурно развиваются корпусные исследования перевода, см. [Database..., 2013; Conceptual Framework..., 2014].
Наше исследование посвящено одной из проблем переводоведения: мы попытались описать некоторые способы перевода предикатных единиц
с одного языка на другой, опирающиеся на понятие прототипической ситуации. В качестве материала исследования мы выбрали предикаты кластера 'страх'.
Страх — это одна из базовых эмоций, имеющая несколько разновидностей. Страх может проистекать из ощущения непосредственной опасности. Страх может быть вызван предположениями человека о развитии событий в будущем. Он может быть рациональным и иррациональным, может полностью лишать человека способности мыслить и действовать, а может оставлять возможность для противостояния ему и т. д. (см. [Апресян В., 2015, с. 354; НОСР 1, с. 15—20]). Однако, как нам представляется, можно выделить прототипический сценарий страха, который включает следующие компоненты: 1) некоторая ситуация Р оценивается как негативная / опасная для субъекта Х; 2) мнение субъекта Х о возможности / вероятности ситуации Р; 3) ощущение неконтролируемости ситуации; 4) нежелание субъекта, чтобы опасная ситуация Р имела место / желание субъекта избежать опасную ситуацию Р или ее последствий; 5) физиологические реакции на страх, см. подробнее [Иоанесян, 2015а; Иоанесян, 2015б]. Ср. толкования русского глагола бояться в работах [Апресян Ю., 1995, с. 67; Зализняк, 2006, с. 529—546; Падучева 2004, с. 94, 295—297].
Анализ литературных переводов текстов, описывающих чувство страха, выявил интересную особенность. При переводе лексические единицы со значением 'страх' часто заменяются языковыми единицами, эксплицирующими какой-либо из компонентов прототипической ситуации страха. Существует и обратная тенденция: замена обозначения какого-либо компонента прототипической ситуации страха лексемой со значением 'страх'. Проанализированный нами материал позволяет, как нам представляется, сделать вывод о том, что русские авторы и переводчики чаще прибегают к глаголам семантического поля 'страх', чем, скажем, англичане или французы. Мы перечислим ниже основные виды компонентов прототипической ситуации страха, обозначения которых могут выступать в качестве переводных эквивалентов предикатов кластера 'страх'. Результаты наших наблюдений будут представлены схематически в виде соответствующих трансформаций (сокр. — Тр.).
2. Основные типы лексических трансформаций
I. Опасность / негативная ситуация
Тр. 1. 'Опасность / негативная ситуация Р имеет / будет иметь место' ^ 'Страх': (1) Gollum huddled himself together like a cornered spider (The Two Towers. Tolkien, John Ronald Reue). Горлум подобрался, точно перепуган-
ный паук [ABBYY]; cornered — букв. 'загнанный в угол', то есть оказавшийся в трудном, безвыходном положении. (2) The plight of internally displaced persons remains extremely serious (http://www.un.org/24.09.2010). Крайне серьезные опасения по-прежнему вызывает бедственное положение внутренних перемещенных лиц [ABBYY]. Английская фраза содержит смысл 'продолжает иметь место негативная ситуация Р', русский перевод
— 'ситуация Р вызывает страх'. Очевидно, что увеличение масштабов негативных / опасных ситуаций тоже может быть сопряжено со страхом, что проявляется при переводе. Тр. 2. 'Опасность / негативная ситуация Р усиливается ^ 'Страх': (3) The incidence and extent of gender violence in El Salvador are assuming significant proportions (http://www.un.org/17.03.2011. © United Nations 2010). Насилие в отношении женщин в Сальвадоре становится все более частным явлением, которое приобретает тревожные масштабы [ABBYY]. В английской фразе говорится о 'значительных масштабах, которые приобретает насилие', в русском переводе — о тревожных масштабах (то есть вызывающих страх). Тр. 3. 'Опасность / негативная ситуация Р не имеет / не будет иметь место' ^ 'Не бояться Р' / 'Можно не бояться Р' / 'Не следует бояться Р' и т. п.: (4) Oh! il n'y a plus de danger, nous nous connaissons maintenant (Une page d'amour. Zola, Emile). О, бояться уже нечего: теперь мы знаем друг друга! [ABBYY]. (5) ... и через несколько шагов обнаружилась ровная, как зеркало, "комариная плешь", многохвостая, будто морская звезда, — далеко, не страшно (А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий. Пикник на обочине (1971)). ... and a few steps later he saw a mirror-smooth mosquito mange, with many arms, like a starfish-far away, no danger [НКРЯ]. Характерно, что при переводе подобных фраз на русский язык переводчик часто, сохраняя исходную фразу, добавляет предикат из кластера 'страх'. Таким образом, имеет место следующая трансформация: Тр. 4. 'Опасная ситуация Р не имеет / не будет иметь место' ^ 'Опасная ситуация Р не имеет / не будет иметь место, не надо бояться / можно не бояться Р' (РЯ): (6) "You shan't be beheaded!" said Alice (Lewis Carroll. Alice's Adventures in Wonderland (1865)).
— Не бойтесь, — сказала Алиса. — Я вас в обиду не дам [НКРЯ]. И, наоборот, при переводе с русского языка предикат страха может быть опущен. Это соответствует следующей трансформации: Тр. 5. 'Опасная ситуация Р не имеет / не будет иметь место, не надо бояться / можно не бояться Р' (РЯ) ^ 'Опасная ситуация Р не имеет / не будет иметь место ': (7) Не страшись, не изгадят они твою избу, ведь всего-то на час один собираешь (Братья Карамазовы. Достоевский, Фёдор). They won't spoil his cottage, they would only be there one hour [ABBYY].
II. Мнение субъекта Х о возможности / вероятности ситуации р
II. 1. Используются показатели достоверности — модальные сло -в а типа англ. surely, perhaps, probably, франц. peut-être и т. п. Тр. 6. 'Возможно / вероятно, имеет / будет иметь место негативная ситуация Р' ^ 'Страх, что имеет / будет иметь место Р': (8) If I keep them on, Count Olaf will probably recognize me (Lemony Snicket. The Carnivorous Carnival (2002). Я боюсь, что в очках Граф Олаф меня узнает [НКРЯ]. И, наоборот, мнение субъекта о невозможности опасной ситуации Р исключает чувство страха у человека. Это лежит в основе трансформации семь. Тр. 7. 'Невозможно, что имеет / будет иметь место негативная ситуация Р' ^ 'Не бояться Р' / 'Можно не бояться Р' / 'Не следует бояться Р' и т. п.: (9) From this point on, there was no chance of failure (Isaac Asimov. The Gods Themselves (1972)). Теперь уже можно было не опасаться неудачи [НКРЯ].
II. 2. Ментальные предикаты: англ. to suppose, to fancy, to think, to guess и т. д., франц. croire, penser, supposer, s'imaginer и т. п. Тр. 8. 'Мнение, что имеет / будет иметь место негативная ситуация Р' ^ 'Страх, что имеет / будет иметь место Р'; Тр. 9. 'Мнение, что не имеет / не будет иметь место негативная ситуация Р' ^ 'Отсутствие страха, что имеет / будет иметь место Р': (10) Elle avait dû perdre confiance en moi, s'imaginant peut-être que je n'allais pas revenir (La promesse de l'Aube. Gary, Romain). Должно быть, она разуверилась во мне, испугавшись, что я не вернусь [ABBYY].
(11) ... во время бури, когда все боялись, что пароход, не имевший груза и балласта, опрокинется (А. П. Чехов. Жена (1891)). ... during a storm when everyone thought that our ship, which had no freight nor ballast, would overturn [НКРЯ]. Трансформация 'Мнение, что имеет / будет иметь место Р' ^ 'Страх, что имеет / будет иметь место Р' и трансформация 'Страх, что имеет / будет иметь место Р' ^ 'Мнение, что имеет / будет иметь место Р' по своей сути диаметрально противоположны. Используя первую трансформацию, переводчик, исходя из широкого контекста, «приписывает» герою чувство страха (возможно, и обоснованно), то есть вносит дополнительный смысл, которого не было в исходном предложении. Вторая же трансформация приводит при переводе к обеднению смысла, заложенного в исходной фразе. См. перевод на английский язык отрывка из повести Л. Н. Толстого — в английской фразе ничего не говорится о чувстве, возникающем у героя по поводу вероятности ситуации 'Вы меня презираете':
(12) Просто я всегда боюсь, что вы презираете меня за то, что я еще очень молод (Л. Н. Толстой. Отрочество (1854)). I always have an idea that you despise me for being so young [НКРЯ]. Если ситуация Р оценивается положительно, имеют место трансформации 10 и 11. Тр. 10. 'Мнение, что
хорошая ситуация Р не имеет / не будет иметь место' ^ 'Страх, что Р не имеет место'. (13) I don't think they achieved even that (Vladimir Nabokov. Lolita (1955)). Боюсь, что даже этого она не достигала [НКРЯ] (в английской фразе имеет место подъем отрицания). Тр. 11. 'Мнение, что положительная ситуация Р имеет / будет иметь место' ^ 'Отсутствие страха, что Р не имеет / не будет иметь место': (14) By means of this I had access to at least one spot in this great city where I could rely upon being free from interruption (Arthur Conan Doyle. A Study in Scarlet (1887)). Теперь у меня имелось хоть одно место в этом огромном городе, где можно было не бояться, что мне помешают [НКРЯ] (Р = 'не помешают'; уверен, что не помешают ^ не боюсь, что помешают).
III. ОЩУЩЕНИЕ НЕКОНТРОЛИРУЕМОСТИ, НЕПОДВЛАСТНОСТИ СИТУАЦИИ ЧЕЛОВЕКУ
Одним из факторов, определяющих невозможность человека управлять своей жизнью, в частности, предотвращать наступление неприятных, опасных для него ситуаций, является его зависимость от других людей, подчинение чьей-либо воле. Другим фактором может являться физическая или моральная слабость человека. Компонент 'ощущение неконтролируемости ситуации' лежит в основе номинации страха или соответствующей полисемии, и этот же компонент определяет наличие приводимых ниже лексических трансформаций при переводе. Тр. 12. 'Покорность' / 'зависимость' ^ 'Страх'; Тр. 13. 'Маленький' / 'слабый' ^ 'страх'. (15) "Pardon, Monsieur the Marquis! said a ragged and submissive man" (Charles Dickens. The Tale of two Cities (1859)). — Уж вы не извольте гневаться, господин маркиз! - робко промолвил какой-то оборванец [НКРЯ]. (16) (пол.) — Je-stem Weronika — przedstawiia sif nowo przybyia cicho. I poslusznie (Andrzej Sapkowski. Lux Perpetua (2006)). — Я Вероника, — представилась новоприбывшая тихо. И робко [НКРЯ]. (17) ... бросая в то же время чрезвычайно странные взгляды на ее супруга, взгляды, слишком не гармонировавшие, по своей пристальности и откровенности, с напуганностью этих людей (Ф. М. Достоевский. Бесы (1872)). ... at the same time turned upon her husband exceedingly strange glances, open and staring, quite out of keeping with their habitually submissive demeanour [НКРЯ]. (18) Some little voice in the back of my head said I couldn'tfight Dimitri (Shadow Kiss. Mead, Richelle). Робкий голосок в глубине сознания забормотал, что я не могу сражаться с Дмитрием [ABBYY]. (19) The dark deference offear and slavery, my friend, "observed the Marquis," will keep the dogs obedient to the whip, as long as this roof, "looking up to it," shuts out the sky (Charles Dickens. The Tale of two Cities (1859)). Рабское подобострастие и страх держат этих собак в повиновении, они дрожат перед кнутом, и так всегда будет, пока вот
эта крыша, — он поднял глаза к потолку, — держится у нас над головой и мы не живем под открытым небом [НКРЯ] (при переводе сохранен смысл 'подчинение', но также добавлен смысл 'страх' — дрожат перед кнутом).
IV. Нежелание субъекта, чтобы опасная ситуация Р имела место / желание субъекта избежать наступление опасной ситуации Р или ее последствий
IV. 1. Оценка субъектом некоторой ситуации Р как негативной предполагает нежелание субъекта, чтобы ситуация Р имела место, и может служить основанием для возникновения страха, связанного с возможностью ситуации Р. При переводе это отражается в следующей трансформации: Тр. 14. 'Х не хочет, чтобы негативная ситуация Р имела место' ^ 'Х боится, что негативная ситуация Р имеет / будет иметь место'. Используются отрицательные конструкции с глаголами, существительными и выражениями типа англ. to want; to like, to wish, to be loath, reluctance to, франц. vouloir; peu désireux и т. п.: (20) He doesn't want anything to happen to the Scone (Fifth Elephant. Pratchett, Terry). Однако он очень боится за Лепешку [ABBYY]. (21) Psychologists have observed that, when making risky decisions, people are particularly loath to incur losses (Principles of Corporate Finance. Brealey, Richard, Myers, Stewart). Психологи заметили, что, когда людям приходится принимать рискованные решения, они больше всего страшатся проигрыша [ABBYY]. Напротив, желание, чтобы положительно оцениваемая ситуация Р имела место, может сопровождаться страхом, что эта ситуация не осуществится. Тр. 15. 'Х хочет, чтобы положительно оцениваемая ситуация Р имела место' ^ 'Х боится, что ситуация Р не имеет / не будет иметь место': (22) It was what she had been thinking of, and wishing to be allowed to do (Jane Austen. Persuasion (1816)). Она и сама уж про это думала и боялась только, что ей не разрешат [НКРЯ].
IV. 2. Желание субъекта избежать опасную ситуацию Р проявляется в контролируемых или неконтролируемых поведенческих реакциях на чувство страха: бегство, попытки спрятаться, стать незаметным, приняв соответствующую позу и т. д. Это отражено в трансформациях 16 и 17. Тр. 16. 'Прятаться' / 'съеживаться' / 'убегать' ^ 'Страх': (22) ... think not that I will blench from thee (Yvanhoe. Scott, Walter). — Не думай, что я испугаюсь тебя [НКРЯ]. (23) ... and there false John's French mercenaries hover like crouching wolves without the town. [Jerome K. Jerome. Three Men in a Boat (To Say Nothing Of The Dog) (1889)). ... и рыщут, словно трусливые волки, французские наемники вероломного короля Джона [НКРЯ]. (24) But, his long-cherished desire to know more about these matters, not only stopped him in his running away, but lured him back again (Charles Dickens. The Tale of two Cities (1859)). Однако снедавшее его любопытство узнать
побольше про эти таинственные дела пересилило страх ('остановило его бегство'), и едва только он остановился, как его потянуло обратно [НКРЯ]. Тр. 17. 'Прятаться' / 'съеживаться' / 'убегать' ^ 'Прятаться' / 'съеживаться' / 'убегать' + 'страх': (25) Stage-coaches were upsetting in all directions, horses were bolting (Charles Dickens. The Posthumous Papers of the Pickwick Club (1836—1837)). Повсюду пассажирские кареты опрокидываются, лошади пугаются и несут [НКРЯ]. (26) ... Grandma Josephine dropped her false teeth, Grandpa George put his head under the blanket (Roald Dahl. Charlie and the Chocolate Factory (1964)). ... у бабушки Джозефины выпали изо рта протезы, а дедушка Джордж от страха залез с головой под одеяло.
IV. 3. Желание субъекта избежать опасную ситуацию Р проявляется в следующих контролируемых действиях, направленных на предупреждение опасности, — заботиться, следить, охранять, защищаться и т. п. Тр. 18. 'Защищаться' / 'следить' / 'скрывать' / 'оправдываться' ^ 'Страх': (27) 'Bridge. ' It was Daniel, defensively holding a pair ofjeans in front of him ' (Helen Fielding. Bridget Jones's Diary). — Бридж, — это был Даниел, он опасливо выставил руки, в которых держал джинсы [НКРЯ]. (28) "Hey, is she here?" she whispered, looking furtively toward Miranda's office (Lauren Weisberger. The Devil Wears Prada (2003)). — Она здесь? — прошептала Эмили, с опаской глядя на дверь кабинета Миранды [НКРЯ]. Тр. 19. 'Делать V, чтобы не было Р / чтобы избежать Р' ^ 'Делать V, боясь Р / из страха перед Р': (28) Eve narrowed her eyes (V) to forestall another interruption (Immortal in Death. Robb, J. D.). Ева нахмурилась (V), боясь, что ее снова перебьют [ABBYY]. (29) Elle niait (V) pour qu'il ne la tuât pas (La bête humaine. Zola, Emile). Не находя иного оправдания, она отрицала (V) из страха, что он убьет ее [ABBYY]. Тр. 20. 'Не защищаться' / 'не следить' / 'не скрывать' / 'не оправдываться' ^ 'Нет страха': (30) Non, ne te défends pas (La Faute de l'Abbé Mouret. Zola, Emile). Нет, не бойся меня [ABBYY].
IV. 4. Действия субъекта в ситуации опасности — например, отказ от продолжения деятельности, от своего намерения и т. п. Тр. 21. 'Страх' ^ 'Отказ от намерений / от действий' и т. п. (31) Она с улыбкой выслушала его мечты; но только он вскочил, чтоб бежать объявить тетке, у ней так сжались брови, что он струсил (И. А. Гончаров. Обломов (1848—1859)). Elle écouta ses rêves en souriant; mais à peine était-il levé pour aller parler à la tante que ses sourcils se froncèrent, si fort qu'il y renonça [НКРЯ] (y renonça — 'отказался от своего намерения'). (32) Не бойсь, и немец струсит, на мировую пойдет (И. А. Гончаров. Обломов (1848—1859)). Et je crois, moi, que l'Allemand lui-même calerait et accepterait la transaction [НКРЯ] (caler — 'уступать, отказываться от чего-л.').
V. Неконтролируемые физиологические реакции на страх (потоотделение, дрожь, дефекация, испускание кишечных газов, опорожнение мочевого пузыря, изменение цвета лица, элевация волос и др.). В данном случае лексические трансформации оказываются обязательными в силу того, что симптоматическая лексика имеет национально-языковую специфику. Приведем лишь один пример. Во французском языке описание чувства страха часто сопровождается указанием на повышение блеска глаз, что не характерно для русского языка (и к тому же немотивированно с биологической точки зрения): "Ее глаза блестели от страха, ?В ее глазах сверкал страх. Ср., однако: On voyait briller ses prunelles effarées (I. Némirovsky. Jézabel). букв. 'Было видно, как блестят I сверкают ее испуганные глаза'.
З. Выводы
Итак, мы попытались описать два вида лексических трансформаций при переводе: 1) замена при переводе лексемы со значением 'страх' языковыми единицами, эксплицирующими какой-либо из компонентов прототи-пической ситуации страха; 2) замена обозначения какого-либо компонента прототипической ситуации страха лексемой со значением 'страх'. Особенность этих трансформаций состоит в том, что они не являются следствием отсутствия в языке перевода соответствующих лексических эквивалентов. Эти трансформации «являются необязательными операциями перевода», но их нельзя считать и «нестандартными эквивалентами» (см. об этом в [Разлогова, с. 246—248]), поскольку они встречаются при переводе разных авторов и разными переводчиками.
Как показывает сравнение русских текстов и их переводов на другие языки, с одной стороны, и иноязычных текстов и их переводов на русский язык — с другой, частотность лексических единиц кластера 'страх' в русских текстах оказывается выше. Приведем показательный пример на трансформацию 14: 'Х не хочет, чтобы негативная ситуация Р имела место' ^ 'Х боится, что негативная ситуация Р имеет I будет иметь место'. (33) [данный пример представляет перевод отрывка из Антуана де Сент-Экзюпери на итальянский, румынский, английский, немецкий, болгарский и русский языки] Je ne voulais pas qu'il fît un effort, "Laisse-moi faire, lui dis je, c'est trop lourd pour toi" : 1. ит. Non volevo che facesse uno sforzo ... ; 2. рум. Nu voiam ca el sä se osteneascä...; 3. англ. I did not want him to tire himself with the rope ...; 4. нем. Ich wollte nicht, dass er sich abmühte ...; 5. болг. Аз не исках малкият принц да се изморява...; 6. Я боялся, что он устанет. — Я сам зачерпну воды, — сказал я, — тебе это не под силу [НКРЯ]. Приведем
еще пример — перевод отрывка из Паоло Коэльо: (34) Sentia-se incomodado com a presença dele. Mas tinha encontrado um guia, e nao ia perder esta oportunidade. 1. англ. He felt uneasy at the man's presence. But he had found a guide, and didn't want to miss out on an opportunity; 2. пол. Czui siç trochç nieswojo w jego obecnosci. Ale znalazi juz przewodnika i nie zamierzal przepuscic takiej (zamierzac — 'собираться, планировать'); 3. чеш. Jeho prítomnost mu vadila ale kdyz nasel prüvodce, nesmí tuhle prílezitost promar-nit; 4. сербск. Njegovo prisustvo mu je smetalo. Ali nasao je vodica i nije hteo da propusti tu priliku (hteti — 'хотеть, собираться'); 5. При нем говорить не хотелось, однако он боялся упустить так удачно найденного проводника. В оригинале использована конструкция «ir + инфинитив», употребляющаяся в значении будущего времени: nao ia perder. В английском, польском и сербском переводах мы встречаем конструкцию со значением 'не хотеть I не собираться Р' (глагол собираться включает смысл 'хотеть', см. толкование этого предиката в [НОСР 1, с. 385]). В чешском переводе используется конструкция со значением 'не быть должным I не мочь P'. В русской фразе фигурирует глагол бояться.
Собранный материал позволяет, как представляется, говорить о преференциях при выборе номинации, характерных для того или иного языка, для той или иной культуры. Здесь мы усматриваем две возможности:
1. Возможно, указанные трансформации — явления того же порядка, что и «идеология», характерная для определенной культуры, закрепленная в значении определенных слов и определяющая особенности коммуникативного стиля. См., например, в связи с этим монографию Т. В. Лариной [Ларина, 2013], в которой, в частности, приводятся рассуждения А. Вежбицкой о том, что в английском слове emotional «скрыта некая идеология, согласно которой проявлять неконтролируемые эмоции является отклонением от норм поведения» [Ларина, 2013, с. 121—122]. Иными словами, можно предположить, что подобная «идеология» определяет выбор номинации и в случаях, описанных нами: там, где возможно, следует избегать указания на то, что имела место неконтролируемая эмоция страха. Это особенно наглядно проявляется при переводе с русского языка: Оставшись одна, Соня тотчас же стала мучиться от страха при мысли, что, может быть, действительно он покончит самоубийством (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание (1866)). Restée seule, Sonia s'était aussitôt mise à se tourmenter à l'idée qu'il finirait peut-être vraiment par se suicider [НКРЯ]. Наоборот, русскому человеку, по-видимому, более свойственно все называть своими именами. Если страх имел место, то так и надо об этом говорить. И даже если в языке
оригинала прямых указаний на страх нет, в русском переводе мы можем встретить лексемы, обозначающие это чувство: I still half expect the food to be doped (John Fowles. The Collector (1963)). Я до сих пор боюсь, что он может что-то подсыпать в еду [НКРЯ].
2. Возможно, указанные особенности перевода с русского языка на другой язык и обратно связаны с теми свойствами русского языка, на которые указывал В. Г. Гак (см., например, [Гак, 1975]). В частности, сравнивая употребление позиционных глаголов (глаголов типа рус. стоять, сидеть, лежать, висеть и т. п.) в русском и французском языках, он пишет: «Если же описывается местоположение предмета при устойчивых предметных отношениях, то во французском высказывании употребляется глагол абстрактного значения, в то время как в русском чаще отмечается позиция предмета (вертикальная, горизонтальная) и соответственно этому употребляются глаголы стоять, лежать, висеть и т. п. Например: Старый помещичий дом стоял в низине (П.). Le vieux manoir se trouvait dans une dépression. — Lequel? Celui qui est seul à sa table (MN). — Который? Тот, что сидит один за столиком? — Ma foi, dit le marchand, elle est ici depuis longtemps (MN). — Что ж, — сказал продавец, картина уже давно висит здесь. Хотя вполне очевидно, что здание занимает вертикальное положение, человек за столом — сидит, а картины, выставляемые для показа, обычно висят, в русских высказываниях все это находит специальное отражение» [Гак, 1975, с. 165]. Другими словами, можно объяснять описанные нами лексические трансформации при переводе на русский язык таким свойством нашего языка, как стремление к плеоназму — использованию лексических единиц кластера 'страх' даже тогда, когда из контекста совершенно очевидно, о каком именно чувстве идет речь: "Step up, lad, "cried Silver". I won't eat you" (Robert Louis Stevenson. Treasure Island (1883)). "Подойди ближе, приятель", — сказал Сильвер. И не бойся: я тебя не съем [НКРЯ]. В этом отношении представляется интересным изучение перевода единиц, обозначающих другие эмоции.
Источники и принятые сокращения
НКРЯ — Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа : //http://ruscorpora.ru.
НОСР 1 — Новый объяснительный словарь синонимов русского языка : первый выпуск / под общ. рук. Ю. Д. Апресяна. — Москва : Языки русской культуры, 1997. — 552 с.
ABBYY — ABBYY Lingvo [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.lingvo-online.
Литература
1. Апресян В. Ю. Механизмы образования и взаимодействия сложных значений в языке : диссертация... доктора филологических наук / В. Ю. Апресян. — Москва, 2015. — 637 с.
2. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Том II : Интегральное описание и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. — Москва : Школа «Языки русской культуры», 1995. — 767 с.
3. Гак В. Г. Русский язык в сопоставлении с французским / В. Г. Гак. — Москва : Русский язык, 1975. — 278 с.
4. Добровольский Д. О. О границах переводимости в художественном переводе / Д. О. Добровольский // Профили языка : социолингвистика, национальное варьирование, переводоведение, контрастивная стилистика : сборник трудов к 90-летию со дня рождения А. Д. Швейцера. — Москва : Буки Веди, 2015. — С. 135— 150.
5. Зализняк Анна А. Многозначность в языке и способы ее представления / Анна А. Зализняк. — Москва : Языки славянских культур, 2006. — 672 с.
6. Иоанесян Е. Р. Семантические переходы в лексическом поле страха / Е. Р. Иоанесян // Научный диалог. — 2015. — № 12 (48). — С. 81—92.
7. Иоанесян Е. Р. Способы номинации страха в языке / Е. Р. Иоанесян // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков : периодический сборник научных трудов ИЯз РАН (электронное научное издание) [Электронный ресурс]. — 2015. — Вып. 7.— Режим доступа : http://www.iling-ran.ru/library/sborniki/
8. Ларина Т. В. Англичане и русские : Язык, культура, коммуникация / Т. В. Ларина — Москва : Языки славянских культур, 2013. — 360 с.
9. Нестерова Н. М. Теория перевода и лингвистика текста : точки пересечения / Н. М. Нестерова // Профили языка : социолингвистика, национальное варьирование, переводоведение, контрастивная стилистика : сборник трудов к 90-летию со дня рождения А. Д. Швейцера. — Москва : Буки Веди, 2015. — С. 186—195.
10. Нуриев В. А. Переводоведение : перспективы развития / В. А. Нуриев // Профили языка : социолингвистика, национальное варьирование, переводове-дение, контрастивная стилистика : сборник трудов к 90-летию со дня рождения А. Д. Швейцера. — Москва : Буки Веди, 2015. — С. 196—206.
11. Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики / Е. В. Падуче-ва. — Москва : Языки славянской культуры, 2004. — 608 с.
12. Разлогова Е. Э. О нейтральном переводе / Е. Э. Разлогова // Профили языка : социолингвистика, национальное варьирование, переводоведение, контрастив-ная стилистика : сборник трудов к 90-летию со дня рождения А. Д. Швейцера. — Москва : Буки Веди, 2015. — С. 243—250.
13. Ромашко С. А. Переводчик как посредник : коммуникативные и межкультурные аспекты / С. А. Ромашко // Профили языка : социолингвистика, национальное варьирование, переводоведение, контрастивная стилистика. Сборник трудов к 90-летию со дня рождения А. Д. Швейцера. — Москва : Буки Веди, 2015. — С. 251—267.
14. Database of Equivalent Verbal Forms in a Russian—French Multivariant Parallel Corpus / Anna A. Zalizniak, D. V. Sitchinava, S. Loiseau, M. Kruzhkov, I. M. Zats-man // Proceedings of the 2013 International Conference on Artificial Intelligence (ICAI'13). — Vol. I. — Las Vegas, 2013. — Pp. 101—107.
15. Conceptual Framework for Development of Computer Technology Supporting Cross—Linguistic Knowledge Discovery / I. Zatsman, N. Buntman, M. Kruzhkov, V. Nuriev, Anna A. Zalizniak // Proceedings of the 15th European Conference on Knowledge Management. — Reading, 2014. — Vol. 3. — Pp. 1063—1071.
Lexical Transformations at Translation
© Ioanesyan Yevgeniya Rafaelevna (2016), Doctor of Philology, professor, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia), [email protected].
On the material of several languages lexical transformations in translating of the units in the cluster 'fear' are considered. The research is based on the study of a large corpus of translations from Russian into other languages and from foreign languages into Russian. The study showed that these transformations are based on the notion of the prototypical situation of fear, including the components of 'danger' / 'negative situation', 'feeling of uncontrolled situation', 'the desire of the subject to avoid dangerous situation', 'uncontrolled physiological reactions to fear'. The author distinguishes two types of transformation: substitution in the translation of lexemes with the meaning 'fear' by linguistic units which explicit any of the components of the prototypical situation of fear, and substitution of the designation of any component of prototypical situation of fear by the lexemes with the meaning 'fear'. The author comes to the conclusion that Russian authors and translators resort to verbs of the lexical field of 'fear' more often than, for example, the British and French. The relevance of the study is determined by the fact that the obtained data can be used when studying the peculiarities of the Russian communicative style in comparison with other languages, and also can serve as a basis for the description of translation strategies on the material of lexical units of other clusters.
Key words: semantics; cluster; predicate; prototypical situation of fear; translation strategies.
References
Apresyan, V. Yu. 2015. Mekhanizmy obrazovaniya i vzaimodeystviya slozhnykh znacheniy v yazyke: dissertatsiya... doktora filologicheskikh nauk. Moskva. (In Russ.).
Apresyan, Yu. D. 2009. Issledovaniya po semantike i leksikografii. I: Paradigmatika. Moskva: Yazyki slavyanskikh kultur. (In Russ.).
Dobrovolskiy, D. O. 2015. O granitsakh perevodimosti v khudozhestvennom perevode.
In: Profili yazyka: sotsiolingvistika, natsionalnoye varirovaniye, perevodo-vedeniye, kontrastivnaya stilistika. Sbornik trudov k 90-letiyu so dnya rozh-deniya A. D. Shveytsera. Moskva: Buki Vedi. 135— 150. (In Russ.).
Gak, V. G. 1975. Russkiy yazyk v sopostavlenii s frantsuzskim. Moskva: Russkiy yazyk. (In Russ.).
Ioanesyan, E. R. 2015. Semanticheskiye perekhody v leksicheskom pole strakha. Nauchnyy dialog, 12 (48): 81—92. (In Russ.).
Ioanesyan, E. R. 2015. Sposoby nominatsii strakha v yazyke. In: Lingvistika i meto-dika prepodavaniya inostrannykh yazykov: periodicheskiy sbornik nauch-nykh trudov IYaz. RAN (elektronnoye nauchnoye izdaniye), 7. Available at: http://www.iling-ran.ru/library/sborniki/for_lang/2015_07/5. (In Russ.).
Larina, T. V. 2013. Anglichane i russkiye: Yazyk, kultura, kommunikatsiya. Moskva: Ya-zyki slavyanskikh kultur. (In Russ.).
Nesterova, N. M. 2015. Teoriya perevoda i lingvistika teksta: tochki peresecheniya. In: Profili yazyka: sotsiolingvistika, natsionalnoye varirovaniye, perevodove-deniye, kontrastivnaya stilistika. Sbornik trudov k 90-letiyu so dnya rozh-deniya A. D. Shveytsera. Moskva: Buki Vedi. 186—195. (In Russ.).
Nuriev, V. A. 2015. Perevodovedeniye: perspektivy razvitiya. In: Profili yazyka: sotsi-olingvistika, natsionalnoye varirovaniye, perevodovedeniye, kontrastivnaya stilistika. Sbornik trudov k 90-letiyu so dnya rozhdeniya A. D. Shveytsera. Moskva: Buki Vedi. 196—206. (In Russ.).
Paducheva, E. V. 2004. Dinamicheskiye modeli v semantike leksiki. Moskva: Yazyki slavyanskoy kultury. (In Russ.).
Razlogova, E. E. 2015. O neytralnom perevode. In: Profili yazyka: sotsiolingvistika, natsionalnoye varirovaniye, perevodovedeniye, kontrastivnaya stilistika. Sbornik trudov k 90-letiyu so dnya rozhdeniya A. D. Shveytsera. Moskva: Buki Vedi. 243—250. (In Russ.).
Romashko, S. A. 2015. Perevodchik kak posrednik: kommunikativnyye i mezhkulturnyye aspekty. In: Profili yazyka: sotsiolingvistika, natsionalnoye varirovaniye, perevodovedeniye, kontrastivnaya stilistika. Sbornik trudov k 90-letiyu so dnya rozhdeniya A. D. Shveytsera. Moskva: Buki Vedi. 251—267. (In Russ.).
Zaliznyak, Anna A. 2006. Mnogoznachnost'vyazyke i sposoby eepredstavleniya. Moskva: Yazyki slavyanskikh kultur. (In Russ.).
Zalizniak, Anna A., Sitchinava, D. V., Loiseau, S., Kruzhkov, M., Zatsman, I. M. 2013.
Database of Equivalent Verbal Forms in a Russian—French Multivariant Parallel Corpus. Proceedings of the 2013 International Conference on Artificial Intelligence (ICAI'13), I. Las Vegas. 101—107.
Zatsman, I., Buntman, N., Kruzhkov, M., Nuriev, V., Zalizniak, Anna A. 2014. Conceptual Framework for Development of Computer Technology Supporting Cross—Linguistic Knowledge Discovery. Proceedings of the 15th European Conference on Knowledge Management, 3. Reading. 1063—1071.