Научная статья на тему 'ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ НА РАННЕЙ СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ НА РАННЕЙ СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

9930
1194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лексика / лексический навык / лексическая единица / единица речи / семантизация / vocabulary / lexical skill / lexical unit / unit of speech / semantisation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Я.В. Пискун

Статья посвящена особенностям формирования лексических навыков. Рассматриваются разные принципы, методы и подходы к обучению лексике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL SKILLS AND PECULIARITIES OF THEIR FORMATION AT THE EARLY STAGE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article is devoted to the peculiarities of the formation of lexical skills. Different principles, methods and approaches to teaching vocabulary are considered.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ НА РАННЕЙ СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

3. Голошумова Г.С. Возможности использования электронной образовательной платформы Moodle в образовательном пространстве вуза / Г.С. Голошумова, О.Е. Чернова // Филологический класс. 2017. [Электронный ресурс] URL: https:^yberleninka.m/artide/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-elektronnoy-obrazovatelnoy-platformy-moodle-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата посещения: 16.02.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.

4.Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И.А. Карлов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт, Д.О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 56 с. 200 экз. - (Современная аналитика образования. №4 (34).

5. Stepik [Электронный ресурс] URL: https://welcome.stepik.org/ru (дата посещения: 6.11.2020). Загл. с экрана. Яз. рус.

6. Moodle [Электронный ресурс] URL: https://moodle.org/?redirect=0 (дата посещения: 6.11.2020). Загл. с экрана. Яз. англ.

7. GoogleClassroom [Электронный ресурс] URL: http://classroom.google.com/ (дата посещения: 19.02.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.

8. OnlineTestPad [Электронный ресурс] URL: https://onlinetestpad.com/ (дата посещения: 18.02.2021). Загл. с экрана. Яз. рус.

9. Edmondo [Электронный ресурс] URL: https://new.edmodo.com/?roistat_visit=19375589 (дата посещения: 18.02.2021). Загл. с экрана. Яз. англ.

Я.В. Пискун

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 37.022

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ НА РАННЕЙ СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования лексических навыков. Рассматриваются разные принципы, методы и подходы к обучению лексике.

Ключевые слова: лексика, лексический навык, лексическая единица, единица речи, семантизация.

LEXICAL SKILLS AND PECULIARITIES OF THEIR FORMATION AT

THE EARLY STAGE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the formation of lexical skills. Different principles, methods and approaches to teaching vocabulary are considered.

Keywords: vocabulary, lexical skill, lexical unit, unit of speech, semantisation.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Это обеспечивает ее неотъемлемое место на каждом уроке ино-

странного языка, определяя формирование лексических навыков как одну из приоритетных задач учителя. В то же время, проблема формирования лексических навыков является одной из наиболее важных проблем при обучении иностранному языку.

Лексика, то есть совокупность слов и сходных с ними по функциям соединений, является системой. Системность лексики заключается в объединении различных слов в группы, основываясь на схожести каких-либо качеств, свойств и прочее. Таким образом, лексика объединяется в семантические поля, лексико-семантические и тематические группы и др., которые связаны между собой. Здесь имеется в виду то, что слова в нашей голове хранятся не хаотично и изолированно, а в тесной связи между собой, сформировавшись в виде определенных словарных групп.

Формирование лексических навыков как важнейшего компонента рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности является основной целью обучения лексике на всех этапах изучения иностранного языка.

По словам А.Н. Леонтьева, лексическим навыком называют способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами [1]. Согласно Г.В. Роговой, под лексической единицей, или лексемой, принято понимать единицу языка, обладающую самостоятельным лексическим значением и способную выполнять функции единицы речи [2].

Проанализировав лингвистическую и методологическую литературу, выделим ряд компонентов, включаемых в состав лексического навыка:

- словоупотребление и словообразование [3];

- операция вызова и операция сочетания слова [4];

- операции вызова слова, сочетания лексических единиц, определения адекватности выбора и сочетания единиц в зависимости от ситуации

[5].

Важно помнить, что словоупотребление требует не только знания лексических единиц, но и умения использовать их в ходе высказывания. Существует два подхода к решению этой задачи: не только научиться употреблять лексику в собственной речи, но и понимать её в речи других. В свою очередь, лексическая правильность иноязычной речи выражается в правильном словоупотреблении, в знании лексической сочетаемости единиц, характерных для иностранного языка. При этом правила сочетаемости иностранного языка часто не совпадают с нормами родного языка.

Формирование и развитие любых навыков, в том числе лексических, это достаточно долгий и трудоемкий процесс, в котором можно выделить несколько этапов. Этапами формирования навыков называют «отрезки времени, отличающиеся друг от друга по своим задачам и способам обучения» [2]. Все этапы формирования лексических навыков представляют собой единое целое, а вычленение этапов обусловлено методически для конкретизации каждого из этапов.

Большинство ученых выделяет три этапа формирования лексических навыков. Так, Г.В. Рогова указывает следующие этапы работы над лексикой:

- ознакомление с новыми словами (словосочетаниями);

- тренировка, т.е. многократная «встреча» с учебным материалом;

- применение изучаемого материала в коммуникативных целях

[2].

Е.И. Пассов обозначил эти этапы следующим образом:

- семантизация лексических единиц;

- автоматизация лексических единиц;

- дальнейшее совершенствование лексических навыков [4].

Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез называют следующие этапы, которые в принципе являют собой то же самое:

- ознакомление с новым материалом (включая семантизацию);

- первичное закрепление;

- развитие навыков и умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения [5].

Как видно из приведенных классификаций, восприятие и осмысление нового слова являются первой стадией формирования лексических навыков. Этой стадии соответствует этап ознакомления с новой лексикой, который определяет прочность ее усвоения. Здесь осуществляется раскрытие лексического значения нового слова. Педагоги сходятся во мнении, что важную роль играет выбор способа семантизации слова, то есть процесс раскрытия значения слова. Считается, что этот этап должен быть экономичен во времени и эффективен для запоминания. Важно объяснить учащимся коммуникативную функцию слова, т.е. что с помощью этого слова можно сказать или передать в некой ситуации общения.

Выбор способов семантизации зависит от нескольких факторов: от лингвистических (логических характеристик слов-понятий, типологии предъявляемой лексики), а также психолого-педагогических (возрастных особенностей учащихся, ступени обучения, уровня владения языком). Учет таких логических характеристик слов-понятий, как их содержание и объем, имеет принципиальное значение особенно в младших классах, где происходит процесс формирования самих понятий, и многие лексические единицы родного языка обладают зачастую неясным значением.

Г.В. Рогова выделяет переводные и беспереводные способы семанти-зации. К беспереводным способам семантизации можно отнести демонстрацию предметов, жестов, действий, картин, рисунков, а также раскрытие значений слов на иностранном языке. К переводным способам семантизации относится замена слова (словосочетания или оборота) соответствующим эквивалентом родного языка и перевод-толкование, при котором помимо эквивалента на родном языке учащимся сообщаются сведения о совпадении (или расхождении) в объеме значения [2].

Второй и третий этап считаются центральными при развитии лексических навыков. Они реализуются при помощи упражнений, направленных на

формирование продуктивного лексического навыка и его совершенствование. Поскольку слово (его форма и значение) усваивается благодаря ситуативной отнесенности и необходимости для высказывания своих мыслей и чувств, первичная тренировка в употреблении новой лексики после ее презентации осуществляется в условно-речевых упражнениях (упражнениях на имитацию, подстановку, трансформацию, репродукцию, осуществляемых в условиях специально организованного общения) [7].

Тренировка начинается с воспроизведения слова за учителем или диктором, если слово содержит новые звуки, вначале снимается эта трудность. Такая тренировка позволяет создать у учащихся на основе ощущений звуковой и зрительный образ слова, который связывается с речедвигательным, что обеспечивает прочность запоминания формальных признаков слов. При этом происходит также осознание значения и назначения слова в их единстве, с одной стороны, и ассоциирование формы слова со значением и назначением - с другой. Подстановочные упражнения способствуют упрочнению этих ассоциативных связей и развивают операцию вызова слова [6].

Последующие упражнения, связанные с применением лексики на репродуктивном и продуктивном уровне, предполагают использование новых слов в речи. От учащихся требуется использовать новые слова в высказываниях, в диалогической и монологической форме, понимать текст при аудировании, понимать новые слова при чтении текста, то есть во всех видах речевой деятельности, а также через использование игровых форм.

Следует помнить, что на раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя - сделать этот предмет интересным и любимым. Здесь очень важна коммуникативная деятельность учителя. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с другом, общую атмосферу в классе, а также качество усвоения изучаемого материала [8].

В силу своих психофизиологических особенностей дети в младшем школьном возрасте отличаются повышенной эмоциональностью и подвижностью, что крайне важно учитывать при работе с детьми. Лексический материал должен соответствовать их интересам и увлечениям. Учителю необходимо использовать наглядный материал, большой эффективностью обладают игры, соревнования, конкурсы. Интерактивный метод также является одним из продуктивных способов, способствующих успешному освоению лексики. Под интерактивным методом в современной педагогике подразумевают живой диалог, общение и непосредственное взаимодействие учеником между собой [9].

Как уже было сказано выше, лексика необходима как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения). Поэтому лексике отводится одно из самых важных мест на уроке иностранного языка. При этом возникает множество вопросов: как этого добиться? С чего стоит начинать, чтобы процесс обучения стал эффективным и результативным? Как сделать так, чтобы уче-

317

ники могли уверенно пользоваться иноязычной речью в повседневном общении?

Многие ученые считают, что добиться этого можно, в первую очередь, с помощью игрового метода. Игровая деятельность является эффективным способом введения нового материала, закрепления пройденного, объяснения правил, отработки сложных конструкций [10]. Это способ внести разнообразие в учебный процесс при изучении (в данном случае) лексики английского языка. Главная задача учителя - заинтересовать детей, сделать процесс обучения запоминающимся, создать благоприятную психологическую атмосферу, развивать и поддерживать мотивацию учеников (как внутреннюю, так и внешнюю) [11].

Подводя итог, следует отметить, что в процессе изучения лексики на раннем этапе обучения учителю необходимо помнить об особенностях развития младших школьников, знать и применять методы и подходы, соответствующие возрасту учеников, и сделать изучение иностранного языка интересным.

Список использованной литературы

1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1981. 331 с.

2. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебное пособие / Г. В. Рогова. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

3. Шатилов С. Ф. Практикум по методике преподавания иностранных языков: учебное пособие / С. Ф. Шатилов, К. И. Саломатов. М. : Просвещение, 1985. 224 с.

4. Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. М. : Глосса-Пресс, 2010. 640 с.

5. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.

6. Соловова E. H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособия для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. М.: Просвещение, 2005. 239 с.

7. Мигачева А. А., Горбунова Е. Н. Коммуникативная деятельность учителя и её специфика / А. А. Мигачева, Е. Н. Горбунова // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. Издательство «Саратовский источник», 2018. С. 301-305.

8. Никитина Г.А. Формирование речевого поведения будущего учителя: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Никитина Галина Александровна. Саратов, 2004. 238 с.

9. Шимчук Д.В., Горбунова Е.Н. Применение интерактивных систем управления учебными ресурсами в рамках преподавания иностранных языков студентов неязыковых направлений / Д. В. Шимчук, Е. Н. Горбунова //Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Издательство «Саратовский источник», 2020. С. 346-351.

10. Гюльмамедова Р.Р., Логинова А.А. Игровые технологии в процессе обучения иностранным языкам // В сборнике: Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. Материалы докладов XII Всероссийской научно-практической конфе-

ренции с международным участием. 2020. С. 181-186.

11. Магомедова А. К., Горбунова Е. Н. Обучение лексике на начальном этапе изучения иностранного языка. Формирование лексических навыков / А. К. Магомедова, Е.Н. Горбунова // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидакти-ческий аспекты. Материалы III Международной научно-практической конференции. Издательство «Саратовский источник», 2018. С. 297-301.

А.В. Попп

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 378.147

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЛИЗАЦИИ

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье теоретически обосновывается сущность коммуникативного подхода к обучению, а также определяются предпосылки к созданию среды, способствующей реализации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению иностранным языкам в условиях школы. Вместе с тем, описываются возможные решения проблемы организации учебного процесса таким образом, чтобы в рамках описанного подхода развивались все виды речевой деятельности обучающегося. Определяется роль учителя в реализации обучения учеников говорению.

Ключевые слова: коммуникативно-деятельностный подход, коммуникативная компетенция, коммуникативная среда, виды речевой деятельности, говорение.

SOME FEATURES OF THE COMMUNICATIVE AND ACTIVE

APPROACH TO FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE FRAMEWORK OF THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' SPEECH

Abstract. The article defines the nature of the communicative approach to teaching and describes the background for the implementation of the communicative-activity approach to teaching a foreign language. In addition, the author points out some ways of organizing the educational process in such a way that all the four skills of students are developed. The teacher's role in teaching students to speak is also considered.

Keywords: communicative-activity approach, communicative competence, communicative environment, language skills, speaking.

В настоящее время основной целью обучения школьников иностранному языку считается формирование у них коммуникативной компетенции - умения владеть изучаемым языком как средством общения, что подразумевает наличие у детей базового представления о том, как изучаемый язык может быть использован в коммуникативных ситуациях различной направленности. Процесс развития у учащихся коммуникативной компетенции сопряжен с овладением ими историей существования и особенностями изуча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.