Научная статья на тему 'Лексические и грамматические особенности глаголов, вводящих прямую речь в романе И. А. Гончарова «Обломов»'

Лексические и грамматические особенности глаголов, вводящих прямую речь в романе И. А. Гончарова «Обломов» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
507
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛ / ВВОДЯЩИЕ СЛОВА / ТЕКСТ / VERB / MISLEADING WORDS / TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Викторина Татьяна Валентиновна

В статье описываются лексико-семантические группы глаголов, вводящих прямую речь в анализируемом романе, и их видо-временные формы. Отмечается, что состав глагольных лексем отражает те изменения, которые происходили в истории русского романа в XIX веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Викторина Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the lexical-semantic group of verbs introducing direct speech in the novel, and their species-temporary forms. It is noted that the composition of the verbal lexemes reflects the changes that occurred in the history of the Russian novel in the 19th century.

Текст научной работы на тему «Лексические и грамматические особенности глаголов, вводящих прямую речь в романе И. А. Гончарова «Обломов»»

www.sibac.info

В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии ___________________________________№ 11 (54 2015 г

СЕКЦИЯ 2.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

2.1. РУССКИЙ ЯЗЫК

ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛОВ, ВВОДЯЩИХ ПРЯМУЮ РЕЧЬ В РОМАНЕ И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Викторина Татьяна Валентиновна

канд. филол. наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

РФ, г. Абакан E-mail: t. viktorina@mail. ru

LEXICAL AND GRAMMATICAL FEATURES OF VERBS INTRODUCING DIRECT SPEECH IN I.A. GONCHAROV'S NOVEL "OBLOMOV"

Tatiana Viktorina

candidat of Philology, senior lecturer Khakassian State University. N.F. Katanov

Russia, Abakan

АННОТАЦИЯ

В статье описываются лексико-семантические группы глаголов, вводящих прямую речь в анализируемом романе, и их видо-временные формы. Отмечается, что состав глагольных лексем отражает те изменения, которые происходили в истории русского романа в XIX веке.

42

В мире науки и искусства: (|Г^ СибАК

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии

№11 (54). 2015г_____________________________________________www.sibacinto

ABSTRACT

The article describes the lexical-semantic group of verbs introducing direct speech in the novel, and their species-temporary forms. It is noted that the composition of the verbal lexemes reflects the changes that occurred in the history of the Russian novel in the 19th century.

Ключевые слова: глагол; вводящие слова; текст.

Keywords: verb; misleading words; text.

Глагол во вводящих словах, по мнению многих исследователей, является организующим центром, выполняя, кроме вводящей и собственно-номинативной функции, художественно-изобрази-

тельную или эстетическую и текстообразующую. В романе «Обломов» диалоги занимают значительную часть. В целом, это художественное произведение можно охарактеризовать как роман-диалог, так как именно в диалогических формах часто сосредоточена повествовательная линия, это можно объяснить намерением автора сконцентрировать свое внимание на характеристике главного персонажа - Обломова, у которого рефлексия преобладает над действием. Таким образом, особенностью данного романа является доминирование речевого действия над физическим. Герои этого произведения не столько действуют, сколько говорят, мыслят, чувствуют. Прямую речь вводят не только речевые глаголы, но и глаголы, обозначающие эмоции, жесты, движения говорящего. Все глаголы, вводящие речь, объединены семой 'говорение', так как «непосредственное соседство прямой речи указывает на то, что соответствующие глаголы рассматриваются здесь как такие, которые замещают собой глаголы со значением речи или мысли, выполняют их функции» [1, с. 351]. Наличие в лексическом значении общей семы позволяет описать анализируемые глаголы в составе текстового семантического глагольного поля (ТСГП). Вслед за «Грамматикой русского языка» все глаголы мы разделили на две группы: глаголы, обозначающие речь или мысль, и глаголы, не обозначающие речь или мысль. Глаголы, относящиеся к 2 группе, на наш взгляд, включают в своё значение потенциальную сему 'говорение', которая фиксируется при текстоцентрическом анализе. Каждая из указанных двух групп включает в свой состав несколько лексико-семантических групп глаголов. Отдельную ЛСГ составляют глаголы, имеющие две общие семы, например, воскликнуть и взывать, эти глаголы включают в своё значение две общих семы: сему 'говорение' и сему 'громко'. При группировке глаголов учитывались прежде всего определения,

43

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г

представленные в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка», а также употребление лексем в контексте. В статье представлены дефиниции глагольных лексем из указанного словаря.

В ТСГП выделяется несколько пластов: центр, зона ближней периферии, зона дальней периферии. Центр представлен глаголами, у которых сема 'говорение' отражена в словарной дефиниции. В зону ближней периферии входят глаголы, у которых сема 'говорение' не представлена в словарном определении, но так как одно из их значений в тексте обозначает речевую деятельность, то в структуре лексического значения у них выделяется имплицитная сема 'говорение'. Зона дальней периферии представлена глаголами, обозначающими эмоции, жесты, движения говорящего.

Среди глагольных лексем особое место занимают глаголы, обозначающие речь как таковую, без дополнительных качественных характеристик - сказать и говорить, они употреблены в прямом номинативном значении, ср.: — Ну, что, пожалуй, уберу, — сказал Захар снисходительно, взяв тарелку. Эти глаголы являются самыми многочисленными, они могут выступать универсальным заменителем других глаголов со значением «говорение». Эти глагольные лексемы являются «ядерными».

К «ядерным» примыкают глаголы, в значении которых остаются недифференцированными различные особенности произношения. Эти глаголы также употреблены в прямом номинативном значении: произнести, проговорить, выговорить, ср.: Произнести — 1. Передать голосом (слова, звуки); выговаривать. — Боже мой! — с ужасом произнес Обломов. В отличие от ядерных лексем, в романе они менее частотны и не всегда могут выступать заменителями других глаголов со значением «говорение», они образуют околоядерную зону. Все остальные глаголы мы квалифицируем как «характеризующие», то есть называющие акт речи и характеризующие речь.

Глаголы, обозначающие речь или мысль, объединены в следующие группы:

1. Собственно глаголы говорения, содержащие семы, характеризующие речь (с точки зрения интенсивности, членораздельности, тембра): воскликнуть, взывать, кричать, вопить, завопить, возопить, кликать, закричать, заголосить, провозглашать,

разразиться, зареветь, загреметь, грянуть, шептать, прошептать, бормотать, ворчать, проворчать, зашипеть, просипеть, захрипеть, прохрипеть, хрипеть, сипеть, проскрежетать, шипеть, вырваться, срываться, твердить, повторить, ср.: Воскликнуть — 1. говорить

44

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

что-либо громко, выразительно, произносить что-либо с чувством, волнением. - В какие дома мы еще поедем? — горестно воскликнул Обломов. Характеризующий компонент в структуре лексического значения этих глаголов для одних лексем будет являться общим, для других нет.

2. Глаголы, обозначающие процесс говорения и эмоциональное отношение говорящего к собеседнику, к речевой ситуации: хвастаться, похвалить, жаловаться, пожаловаться, упрекнуть, журить, стыдить, язвить, дразнить, передразнивать, ср.: Хвастаться — 1. хвалить самого себя, говорить о себе с похвальбой. — А контракт-то, контракт-то каков заключили? — хвастался Тарантьев.

3. Глаголы со значением вопроса-ответа: спросить,

переспросить, допрашивать, отвечать, отозваться, откликнуться, огрызаться, ср.: Спросить — 1. Обращаться к кому-либо с вопросом. — Не нужно ли еще чего-нибудь? — спросил Обломов с худо скрытой досадой.

4. Глаголы со значением «согласие-несогласие»: подтвердить, сознаться, опровергать, отговариваться, отнекиваться, возразить, ср.: Подтвердить — 1. Свидетельствовать достоверность, истинность чего-либо. — Да, — подтвердила она, — вчера вам нужно было.

5. Глаголы, обозначающие формы обращения друг к другу: доложить, обратиться, передавать, ср.: Обратиться — 4. Направлять какому-либо лицу, лицам свои слова, речь и т.п., адресоваться к кому-либо. — Ах, да, вот Тарантьев взял еще десять рублей, — живо обратился Обломов к Штольцу.

6. Глаголы, обозначающие воздействие на собеседника с целью

вызвать соответствующую реакцию: просить, упрашивать,

уговаривать, унимать, умолять, оправдываться, предостерегать, погрозить, грозить, приставать, успокоить, ср.: Просить —

1. Обращаться с просьбой, склонять к исполнению желаемого. — Ну, ну, полно, говори! — просил Обломов.

7. Глаголы со значением побуждения действию: требовать,

приказывать, настаивать, добиваться, напомнить, торопить, понукать, командовать, ср.: Требовать — 1. Настойчиво,

повелительно просить, добиваться чего-либо. — Да? Да? — настойчиво требовала она ответа.

8. Этикетные глаголы: поздороваться, приглашать,

извиняться, представить, встретить, останавливать, удерживать, ср.: Поздороваться — 1. Поприветствовать при встрече поклоном, пожатием руки, словами и т.п.

45

СибАК В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo__________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г

— Здравствуй, Судьбинский! — весело поздоровался Обломов.

В структуре лексического значения глаголов останавливать и удерживать не содержится сем, указывающих на этикетные формулы, однако они могут выполнять этикетные функции в определенных ситуациях, ср.: Удерживать — 3. Принуждать кого-либо остаться где-нибудь, не отпускать, задерживать.

— Погодите, - удерживал Обломов, — я хотел было поговорить с вами о делах.

9. Глаголы, обозначающие фазы и перебивы речевого действия: заговорить, добавить, примолвить, прибавить, прервать, договорить, досказать, заключить, замять, продолжать, вмешаться, подхватить, остановиться, ср.: Заговорить — 2. Начать говорить. — Уж коли я ничего не делаю... - заговорил Захар обиженным голосом.

10. Глаголы мысли. Эти глагольные лексемы в романе вводят

внутреннюю речь персонажей: думать, подумать, вспомнить,

мечтать, размышлять, рассуждать, соображать, догадаться, утешаться, ср.: Думать — 1. Мыслить, размышлять, предаваться раздумью над чем, о ком- чем-либо. «Что, если б кто-нибудь слышал это?.. — думал он, цепенея от этой мысли.

К этой же группе относятся лексемы, употребленные в переносном значении: обступить, стучать, ворочаться, блеснуть, играть, ср.: Обступить — 1.// перен. Неотступно возникать

в сознании, беспокоить, тревожить. О мыслях, заботах и т. п. «Денег ни гроша, три месяца, приехать самому, разобрать дела крестьян, привести доход в известность, служить по выборам», — все это в виде признаков обступило Обломова; и лексемы, входящие в состав фразеологических единиц: мелькнуть, раздаваться, являться,

дрожать, сверкнуть, ср.: Мелькнуть — 1. Показываться на короткое время и скрываться. «Что ж это такое? А другой бы все это сделал!» — мелькнуло у него в голове.

Автор также употребляет глагольные лексемы для обозначения мыслительного процесса героев, сопровождаемого попыткой

совершить речевое действие, ср.: 1) — Бобы восемь гривен фунт! — пошевелилось у него в горле, но на язык не сошло. Пошевелиться —

1. Прийти в движение, подвигаться. 2) «Ду-р-р-ак!» - грянуло внутри Обломова обращение к Захару.

Грянуть — 1. О звуке. Внезапно и с силой раздаться; загреметь, загрохотать.

Глаголы следующих групп не обозначают речь или мысль.

11. Глаголы, обозначающие эмоциональное состояние

говорящего: мучиться, терзаться, обрадоваться, ср.: Мучиться —

46

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

1. Испытывать муки, страдания. Страдать. «Зачем...я любила?» — в тоске мучилась она.

12. Глаголы, обозначающие мимику и физические действия как эмоциональные реакции: вздохнуть, смеяться, зевать, очнуться, ср.: -Видите, что я не кокетничаю! — смеялся он, довольный, что поймал ее.

13. Глаголы, обозначающие жесты: указать, махнуть,

погрозить, ср.: — Не смей! — она даже погрозила ему.

14. Глаголы, обозначающие физические действия. Они не заменяют речь, а только сопровождают ее и в тексте продолжают повествовательную линию: исчезать, тронуть, разорвать, подойти, разглядывать, перевернуться, сесть, взять, налить, свернуть, побежать, щелкать, ср. : — Где письмо Обломова? — Он взял письмо со стола.

Кроме того, прямую речь в романе вводит глагол понюхать из группы глаголов восприятия: — Кажется, масло? — Она понюхала пятно; глагол запеть из группы глаголов звучания: ...Gasta diva... gasta diva! — запел Обломов; и глагол ждать, обозначающий процесс:

— Вы?... — нетерпеливо ждал он.

Итак, глаголы мы объединили в 14 лексико-семантических групп.

Роман «Обломов» относится к традиционному нарративу, для которого базовым временем является прошедшее нарративное [4, с. 214]. Доминирующими в романе являются глаголы прошедшего времени совершенного вида. Также автор использует глаголы в форме прошедшего времени несовершенного вида, выбор которых описан в работе Н.И. Чирковой:

1. Необходимостью представлять само действие как протекающее:

— О баловень, сибарит! — говорил Волков, глядя куда бы положить шляпу, и. видя везде пыль, не положил никуда.

2. Некоторыми особенностями в строении реплик:

а) глагол несовершенного вида появляется при реплике, содержащей повторяющиеся элементы: - Вон, вон, - говорил он, - все подметено, прибрано...

б) глагол несовершенного вида может быть связан с ситуацией поиска ответа, заминок и перерывов в речи, которая представлена в репликах: — Дай... квасу... — говорил он в промежутках зевоты.

в) глагол несовершенного вида может включаться в начало пространной реплики монологического характера: - Надеюсь, что ты понял свой проступок, - говорил Илья Ильич, когда Захар принес квасу,

— и вперед не станешь сравнивать барина с другими. Чтоб загладить

47

СибАК В мире науки и искусства:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo__________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г

свою вину, ты как-нибудь уладь с хозяином, чтоб мне не переезжать. Вот как ты бережешь покой барина: расстроил совсем и лишил меня какой-нибудь новой, полезной мысли....

3. Давлением контекста: в предшествующем авторском тексте или авторском сопровождении может быть представлен глагол в этой же форме, вводящий глагол включается в этот ряд: Он думал, думал, волновался, волновался...

«Два несчастья вдруг! — говорил он, завертываясь в одеяло совсем с головой — Прошу устоять!»

4. При расширении преддиалогового компонента - контекста, непосредственно вводящего в ситуацию диалога, - глаголы несовершенного вида могут передавать действия и состояния типичные, повторяющиеся, обычные для данной ситуации: Бывало и то, что отец сидит в послеобеденный час под деревом в саду и курит трубку, а мать вяжет какую-нибудь фуфайку или вышивку по канве; вдруг с улицы раздается шум, крики, и целая толпа людей врывается в дом.

— Что такое? — спрашивает испуганная мать.

— Верно, опять Андрея ведут, — хладнокровно говорит отец. Состав глагольных лексем отражает те изменения, которые

происходили в истории русского романа в XIX веке. Во-первых, увеличение количества глаголов в структуре вводящих слов автора. По данным В.И. Кодухова, в XVII-XVIII веках в русском

литературном языке количество глаголов говорения, вводящих прямую речь, не превышало двух десятков. И.А. Гончаров в романе «Обломов» в структуре вводящих слов употребил более 120 глаголов со значением «речевое действие». Во-вторых, исследователи отмечают, что «в русской художественной литературе, начиная с 30-40 годов XIX века, получила развитие конструкция, в которой во вводящем предложении нет глаголов речи или мысли. Вместо этих глаголов во вводящем предложении находятся глаголы, которые обозначают сопутствующее высказыванию действие» [1, с. 351]. В анализируемом романе автор использовал 26 подобных конструкций.

Список литературы:

1. Грамматика русского языка. Т. 2. Ч. 2. - М. Изд-во АН СССР, 1954. -437 с.

2. Гончаров И.А. Избранные сочинения. - М.: Худож. лит., 1990. - 575 с.

3. Кодухов В.И. Прямая и косвенная речь в современном русском языке. -Л., 1957. - 87 с.

48

В мире науки и искусства:

вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________

С

СибАК

www.sibac.mto

Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке: Семантика нарратива. - М.: Шк. «Языки рус. культуры», 1996. - 464 с.

4

5. Словарь современного русского литературного языка. В 17-ти томах. -М.: Изд-во АН СССР, 1948-1956.

6. Чиркова Н.И. Репрезентация диалога в художественном прозаическом тексте (на материале романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»). Автореф. дисс... канд.филол. наук. - СПб., 1991. - 19 с.

АНТОНИМЫ В ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОМ ПОЛЕ «ВЗГЛЯД»: ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ПРОЕКЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»)

Остапчук Наталья Андреевна

студент 5 курса Южного федерального университета

РФ, г. Ростов-на-Дону E-mail: ostap1003@yandex. ru

Белик Наталья Александровна

асс. кафедры теории языка и русского языка Южного федерального университета РФ, г. Ростов-на-Дону E-mail: natalva-belik@yandex. ru

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.