Научная статья на тему 'Лексическая структура поэтического цикла А. Блока «о чем поет ветер»'

Лексическая структура поэтического цикла А. Блока «о чем поет ветер» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
821
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА / СЛОВАРЬ-ТЕЗАУРУС / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ИДЕОЛОГЕМА / ОППОЗИЦИЯ / ИДИОСТИЛЬ / A LYRICAL CYCLE / THE LEXICAL STRUCTURE OF TEXT / DICTIONARY-THESAURUS / THE THEMATIC GROUP / IDEOLOGY / THE OPPOSITION / INDIVIDUAL STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воробьева Татьяна Алексеевна

Статья посвящена исследованию лексической структуры поэтического цикла А. Блока «О чем поет ветер» в коммуникативном аспекте. Лексическая структура цикла представлена в виде совокупности тематических групп с внутренней иерархией. В тематические группы объединены слова, связанные общей темой, а также глубинными лексическими смыслами и ассоциативной семантикой. На основании смыслового анализа тематических групп каждого отдельного стихотворения выделяется тематическое ядро цикла, анализируются связи и отношения между тематическими группами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL STRUCTURE of A. BLOCK POETIC CYCLE “WHAT THE WIND SINGS ABOUT”

The article investigates the lexical structure of the poetic cycle of Alexander Blok "What the wind sings about" in the communicative aspect. Lexical structure of the cycle is represented as a set of thematic groups with the internal hierarchy. The words united by a common theme, underlying lexical meanings and associative semantics are included into thematic groups. Based on semantic analysis of thematic groups in every poem, a thematic kernel of the whole cycle is allocated, the links and relations between the thematic groups are analyzed.

Текст научной работы на тему «Лексическая структура поэтического цикла А. Блока «о чем поет ветер»»

DOI 10.23859/1994-0637-2017-2-77-10 УДК 82-1/29

Воробьева Татьяна Алексеевна

Кандидат филологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: vta8@yandex.ru

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПОЭТИЧЕСКОГО ЦИКЛА А. БЛОКА «О ЧЕМ ПОЕТ ВЕТЕР»

Аннотация. Статья посвящена исследованию лексической структуры поэтического цикла А. Блока «О чем поет ветер» в коммуникативном аспекте. Лексическая структура цикла представлена в виде совокупности тематических групп с внутренней иерархией. В тематические группы объединены слова, связанные общей темой, а также глубинными лексическими смыслами и ассоциативной семантикой. На основании смыслового анализа тематических групп каждого отдельного стихотворения выделяется тематическое ядро цикла, анализируются связи и отношения между тематическими группами.

Ключевые слова. Лирический цикл, лексическая структура текста, словарь-тезаурус, тематическая группа, идеологема, оппозиция, идиостиль._

© Воробьева Т.А., 2017

Vorobyeva Tatyana Alekseyevna

PhD (Philology), Associate professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: vta8@yandex.ru

LEXICAL STRUCTURE OF A. BLOCK POETIC CYCLE "WHAT THE WIND SINGS ABOUT"

Summaru. The article investigates the lexical structure of the poetic cycle of Alexander Blok "What the wind sings about" in the communicative aspect. Lexical structure of the cycle is represented as a set of thematic groups with the internal hierarchy. The words united by a common theme, underlying lexical meanings and associative semantics are included into thematic groups. Based on semantic analysis of thematic groups in every poem, a thematic kernel of the whole cycle is allocated, the links and relations between the thematic groups are analyzed.

Key words. A lyrical cycle, the lexical structure of text, dictionary-thesaurus, the thematic group, ideology, the opposition, individual style._

Введение

Цикл А. Блока «О чем поет ветер» (1913) занимает особое место в контексте творчества поэта - это итоговая глава «романа в стихах», завершающая лирическую «трилогию вочеловечения».

Для анализа лексической структуры цикла в работе используется метод поэтической идеографии [6, с. 349-381]. Его суть - в составлении лексико-смыслового словаря-тезауруса поэтического цикла, в который включаются слова и группы слов, «отражающие существенные черты стиля художника» [9, с. 205].

Словарь-тезаурус стихотворения - это «лексико-смысловая система данного текста, структурными компонентами которой являются тематические группы, имеющие свои смыслотематические центры - идеологемы» [6, с. 352].

Тематическая группа (ТГ) - это объединение лексики на основе общности семантики, формирующей глубинные смыслы стихотворения. «Выявление лексического состава ТГ должно определяться глубинными лексическими смыслами, их общей темой, а также ассоциативной семантикой» [6, с. 357]. В каждой ТГ выделяется идеологема - базовое слово, идентификатор общей темы данной ТГ, который под-

чиняет себе периферийные слова. Идеологема выделяется на основе ассоциаций, которые появляются в сознании читателя.

Лексическая структура цикла представлена в виде совокупности тематических групп с внутренней иерархией.

Основная часть

Первым этапом работы стало создание словаря-тезауруса каждого отдельного стихотворения. Затем на основании интерпретационного анализа тематических групп каждого стихотворения выделяется тематическое ядро цикла. Оно состоит из ключевых ТГ, повторяющихся в разных стихотворениях.

ТГ цикла «О чем поет ветер» с идеологемой «время»

Первое стихотворение цикла: (мы) старики; всё... позади; всё прошло; ничего не вернешь; не жду; о том, что прошло, не грущу; как когда-то, ты помнишь тогда; моложе была; как тогда; какие то были года [1].

Второе стихотворение цикла: как прежде; баюкает и нежит время; бремя; древни мы; древен мира бег; очи навсегда сомкнуть; возврата нет [1].

Четвертое стихотворение цикла: из ничего - брызнул свет; его уж нет; рассыпался (пучком); (свет) зачах [1].

Пятое стихотворение цикла: (сказочник) сидел у огня; дверь отворил; в дверь постучали; (мальчик) стоит на пороге; провспоминаешь ты года; провспоминаешь ты века; припомнишь ты и то и се; всё, что было, что манило, что цвело, что прошло, - всё; терпи; терпи и спи; старик; мальчик; не забудешь никогда [1].

Шестое стихотворение цикла: темный времени полет; всё пройдет; жди; это помню неясно; терпеть недолго; старый друг [1].

В тематической группе с идеологемой «время» выделяются следующие составляющие: настоящее (терпи, спи, помню неясно), прошлое (как прежде, бремя жизни, все прошло), будущее (припомнишь все, никто не поймет, все пройдет), вечность.

Микротема со значением прошедшего - самая многочисленная в данном цикле и обнаруживается в каждом стихотворении: «Как когда-то, ты помнишь тогда / О, какие то были года!»; «Возврата нет / Страстям и думам...»; «Всё, что было / Что манило / Что цвело / Что прошло...» [1].

Прошлое представляется лирическому герою А. Блока насыщенным, полным цвета, эмоций и переживаний. Настоящее же - это призыв к терпению и смирению. «Сон» - понимание блоковского настоящего в цикле. Будущее безрадостно и бесперспективно; лирический герой уверен, что его «никто не поймёт».

Важное место в данной ТГ занимает микротема вечность: так древни мы.; в вечность перекинет мост.; очи навсегда сомкнуть. В последнем стихотворении цикла появляется образ иных миров (это - из жизни другой мне жалобный ветер напел; туманный ход иных миров...). Исследователь Никандрова О.В. предполагает, что так Блок утверждает место «иных миров» в собственной жизни [7, с. 68].

ТГ цикла «О чем поет ветер» с идеологемой «пространство»

Данный смысловой структурный комплекс включает в себя ТГ всех стихотворений цикла.

Первое стихотворение цикла: посидим в тепле; в комнатном теплом углу; только стены, да книги, да дни; одни на земле; октябрьскую мглу; и бурь и невзгод; за окном огоньки; все позади; что ж ты смотришь вперед?; хочешь прочесть там какую-то новую весть? [1].

Второе стихотворение цикла: (последней) ночи; объятьях ночи; полночным (шумом); последний свет померк; последний свет зари; туда, туда, на снеговую грудь последней ночи... [1].

Третье стихотворение цикла: не найти мне места в тихом доме; мирного огня; тихими плечами; страшен мне уют [1].

Четвертое стихотворение цикла: из ничего - брызнул свет; головы наверх закинем - его уж нет; рассыпался над черной далью пучком; а здесь - опять - дугой, спиралью.; вся ночь в лучах [1].

Пятое стихотворение цикла: сидел у огня; дверь отворил; в дверь постучали; стучался в окошко; стоит на пороге [1].

Шестое стихотворение цикла: туманный ход иных миров; темный времени полет; в вечность мост; Было то в темных Карпатах; было в Богемии дальней; это -из жизни другой [1].

В данной ТГ выделяется оппозиция дом, домашний уют - страшный мир за пределами дома.

Сравним:

Микротема со значением «дом, домашний уют»: «В этом комнатном, теплом углу / Поглядим на октябрьскую мглу.»; «Только стены, да книги, да дни.»; «Милый друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьет меня / Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня.» [1].

Микротема со значением «страшный мир»: «Поглядим на октябрьскую мглу.»; «Поет, поет / Поет и ходит возле дома.»; «Идет к нам ветер от зари / Последний свет / Померк. Умри.» [1].

Созданный уют и размеренность жизни, казалось бы, должны были осчастливить лирических героев цикла, но им неспокойно в их доме. «Уют стихов о ветре страшен», - отмечает О.В. Никандрова [7]. С самого начала лирический герой А. Блока понимает, что его настоящее место не в тихом уюте, а там, где поет ветер.

Итак, для лирического героя цикла характерно субъективное восприятие времени и пространства.

ТГ цикла «О чем поет ветер» с идеологемой «отношения героев»: «Милый друг, мы с тобой старики.»; «Милый друг мой, привычны они.»; «Милый друг, и в этом тихом доме.»; «И ты, - мой друг»; «Жди, старый друг, терпи, терпи.»; «Даже за плечом твоим, подруга.» [1].

Отметим общность адресата стихотворений цикла - это лирическая героиня, близкий человек, спутница жизни, с которой герой делится своими мыслями и переживаниями.

Лирический герой и его подруга находятся вдвоем в своем теплом доме. За пределами дома - страшный мир (ветер, мгла, вьюга). Оба героя немолоды и полны воспоминаний о прошлом. Внутреннее состояние героя раскрывается при его обращении к подруге: «И ты, мой друг / Терпи и спи.»; «Жди, старый друг.»; «Что ж ты смотришь вперед / Ничего я не жду, не ропщу». Ценностная установка героя -это «терпеть», «не роптать», «ждать». В настоящем мире нет места «страстям» и «думам».

ТГ цикла «О чем поет ветер» с идеологемой «ветер»

Первое стихотворение цикла: точно ангела бурного ждешь? [1].

Второе стихотворение цикла: поет, поет.; ветер от зари; поет и ходит возле дома [1].

Третье стихотворение цикла: голоса поют; взывает вьюга; трепет крыл; бьет (очами); ангел бури - Азраил [1].

Пятое стихотворение цикла: дождик стучался в окошко; ветер в трубе завывал; ветер холодный; дождик порог окатил; озябший, мокрый [1].

Шестое стихотворение цикла: жалобный ветер напел; обрывки слов; вместе с ветром петь; ветер поёт, звеня [1].

Образ ветра является ключевым в творчестве А. Блока. Мотивы ветра исследователи находят в циклах «Город» (1904), «Разные стихотворения» (1904-1908), «Снежная маска» (1907), «Страшный мир» (1909-1916) [5].

В лирическом цикле «О чем поет ветер» лексема ветер употребляется 6 раз, она синтагматически связана с лексикой звучания, пения: «Идет к нам ветер от зари...»; «Ветер в трубе завывал...»; «Ветер ворвался холодный»; «Жалобный ветер напел»; «И вместе с ветром петь.»; «Ветер поет.». Кроме того, встречаются синонимически сближенные лексемы (вьюга, буря) и слова, ассоциативно связанные с ветром (холодно, дождь, дождик).

Концептуальную значимость идеологемы ветер подчеркивает позиция заглавия. Заглавие - это тема цикла, а каждое отдельное стихотворение можно рассматривать как рему, которая представляет особый ракурс в характеристике изображаемого, раскрывает новый аспект темы.

Ветер в цикле наделяется чертами живого существа (поет, поет и ходит возле дома; взывает вьюга; завывал, ворвался; жалобный ветер; вместе с ветром петь) и особой символической аурой, многогранностью символики. Ветер в блоковском цикле ночной - он является связующим звеном между прошлым и настоящим, между миром реальным и созданным поэтом «в туманном ходе иных миров». Поэтому невозможно однозначно ответить: о чем поет ветер?

Ветер - это символ вечности: «Это - из жизни другой мне / Жалобный ветер напел...», он сопровождает героя на протяжении всей его жизни и жизни его предков. Ветер - символ настоящего времени, который и сейчас находится вместе с лирическим героем. Герой А. Блока чувствует, что его призвание находится вне мира теплого дома, ему легче жить и «вместе с ветром петь». Ветер также является и символом смерти: «Идет к нам ветер от зари / Последний свет / Померк. Умри.».

О чем поет ветер? На наш взгляд, о скоротечности жизни, быстротечности времени. Лирического героя не отпускает прошлое, он понимает, что его место не в тихом доме, а там, где ветер, вьюга, стихия.

Выделенные ТГ являются сквозными для цикла, обладают циклообразующей функцией. Но, конечно, лексическое пространство цикла гораздо сложнее. Тематические группы связаны отношениями контраста («дом» - «страшный мир»; «свет» -«мгла»; «смерть» - «жизнь»), включения («дом» - «одиночество»; «холод» - «тьма, отсутствие света»; «пространство» - «дом»), дополнения («смерть» - «сон» - «тишина» - «ожидание» - «терпение»).

Подобные связи формируют глубинный смысл всего лирического цикла и выступают показателем мироощущения автора.

Выводы

Итак, лексико-сематическое целое А. Блока является многоступенчатой, так как представляет собой совокупность и взаимодействие ТГ «время», «ветер», «отношения героев», «пространство» и др., которые находятся в иерархических отношениях.

Внутри каждой ТГ выделяются семантический и ассоциативный уровни. Семантический уровень представлен словами, связанными с идеологемой в их прямых и переносных значениях; ассоциативный уровень представлен ассоциативными группами, в которые входит лексика, попавшая в радиус образного действия идеологемы

[4].

Доминантными в структуре цикла, на наш взгляд, являются тематические группы «ветер» и «время». Центральный узел первой доминирующей микроструктуры -идеологема ветер - находится в препозиции цикла и является стимулом для последующего ассоциативно-смыслового развертывания в тексте. Эта микроструктура эксплицитна, индуктивного типа. Центральный узел второй доминирующей микроструктуры [2] - время - находится в интерпозиции, фокусируя и предшествующие лексические микроструктуры и последующие. Эта микроструктура имплицитна, индуктивно-дедуктивного типа. Столкновение микроструктур разных типов осложняет восприятие текста, предполагает неоднократное его прочтение [3].

По характеру отношений между лексическими микроструктурами цикл Блока «О чем поет ветер» скорее относится к контрастивному типу структурирования (это доминантные смысловые отношения в рамках цикла), хотя присутствуют и другие типы смысловых отношений: дополнение, усиление. С этой точки зрения лексическую структуру цикла можно назвать неоднородной [2].

По степени эксплицитности/имплицитности доминирующих лексических микроструктур лексическая структура цикла «О чем поет ветер» является имплицитной, что соотносится и с поэтикой символизма, и с идиостилем автора.

Литература

1. Блок А. А. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 3. М.; Л., 1962.

2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. М., 2007.

3. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

4. Воробьева Т.А. О понятии «семантический центр» и принципах его выделения (на материале поэтического языка Н.А. Заболоцкого 1932-1958 гг.) // Актуальные проблемы современной русистики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции памяти

B.И. Чернова. 22-24 мая 2000 года. Киров, 2000.

5. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.

6. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста. М.; Екатеринбург, 2004.

C. 349-381.

7. Никандрова О.В. Изменение жанровой семантики лирического цикла в поэзии начала XX века // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 3: Филология. 2013. №31 (1). С. 63-69.

8. Образное слово А. Блока. М., 1980.

9. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997.

References

1. Blok A.A. Sobranie sochinenii v deviati tomah [Edition in nine volumes]. T. 3. Moscow; Leningrad, 1962.

2. Bolotnova N.S. Filologicheskii analiz teksta [Philological analysis of the text]. Moscow, 2007.

3. Bolotnova N.S. Hudozhestvennyi tekst v kommunikativnom aspekte i kompleksnyi analiz edinic leksicheskogo urovnia [Artistic text in the communicative aspect and integrated analysis of lexical units level]. Tomsk, 1992.

4. Vorob'eva T.A. O poniatii «semanticheskii centr» i principah ego vydeleniia (na materiale poeticheskogo iazyka N.A. Zabolockogo 1932-1958 gg.) [About the concept of semantic Center "and the principles of his selection (as exemplified in the poetic language of N.A. Zabolockiy 193258)]. Aktual'nye problemy sovremennoi rusistiki: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferencii pamiati V.I. Chernova. 22-24 maia 2000 goda [Actual problems of modern Russian philology. Materials of all-Russian scientific-practical Conference in memory of V.I. Chernova. 22-24 May 2000 year]. Kirov, 2000.

5. Grigor'ev V.P. Poietika slova [Poetics of speech]. Moscow, 1979.

6. Kazarin Iu. V. Filologicheskii analizpoieticheskogo teksta [Philological analysis of the poetic text]. Moscow ; Ekaterinburg, 2004, pp. 349-381.

7. Nikandrova O. V. Izmenenie zhanrovoi semantiki liricheskogo cikla v poiezii nachala XX veka [Changing the genre of lyric poetry cycle semantics of the beginning of the 20th century]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 3: Filologiia [Herald of the Orthodox St. Tikhon Orthodox University for the humanities. Series 3: Philology], 2013, no. 31(1), pp. 63-69.

8. Obraznoe slovo A. Bloka [Plug the word Blok]. Moscow, 1980.

9. Pocepnia D.M. Obraz mira v slave pisatelia [Image of the world in the word writer]. St-Peterburg. 1997.

Воробьева Т.А. Лексическая структура поэтического цикла А. Блока «О чем поет ветер» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 72-77.

For citation: Vorobyeva T.A. Lexical structure of A. Block poetic cycle "What the wind sings about". Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 2 (77), pp. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.