Научная статья на тему 'Лексическая репрезентация концептов «Нация» и «Национальность» в печатных медиатекстах'

Лексическая репрезентация концептов «Нация» и «Национальность» в печатных медиатекстах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
192
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАЯЗЫК / КОНЦЕПТ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / НАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / MEDIA TEXT / MEDIA LANGUAGE / CONCEPT / LEXICAL¬SEMANTIC FIELD OF MEDIA / NATION / NATIONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Моисеева Ирина Юрьевна, Волохова Алина Вахидовна

Исследованием освещения межнациональных отношений в средствах массовой информации занимаются журналисты, социологи, политологи. Однако этот вопрос недостаточно изучен в современной лингвистике. Тексты изучены через концепты, которые являются «главным индикатором мысли автора». Основным сегментом изучения стала лексическая репрезентация концептов «нация» и «национальность» в печатных «медиатекстах». Анализ главной темы каждого текста «требует комплексного подхода». Значение имеет портрет потенциальной аудитории. Во многом именно «от интересов читателя зависит, о чем и как пишут авторы». Именно поэтому материалом исследования стали четыре российских издания, имеющие наибольший тираж и разную читательскую аудиторию: «Ведомости», «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец». Всего 1279 номеров. Журналистские произведения называют «зеркалом общества», поэтому не менее важен и период, в который создается медиатекст. Политическая обстановка в стране находит отражения в средствах массовой информации. Поэтому мы изучили номера, вышедшие до финансово-экономического кризиса в России (2011 г.) и после (2016 г.). Для гетерогенного общества, каким является Россия, этнический фактор входит в число наиболее приоритетных, определяющих атмосферу в обществе. Одним из важнейших каналов воздействия на мнение людей являются средства массовой информации. Изучением данной темы занимались многие российские ученые. Г.М. Ниязова утверждает, что «одной из часто применяемых технологий распространения «этнофобии» в СМИ является создание и распространение негативных этнических стереотипов». Современные исследователи отечественной журналистики считают, что «это своего рода следствие подхода «мир через этнические очки», когда в любом событии делается ударение на этнической составляющей». Серьезное внимание проблеме межнациональных отношений в средствах массовой информации уделяют и на государственном уровне. Министр регионального развития Игорь Слюняев отметил: «Межэтнические конфликты часто развиваются и подогреваются средствами массовой информации. Требуется серьезная работа и жесткая ответственность». В ходе исследования медиатекстов газеты «Ведомости», «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец» за 2011 г. 2016 г. мы пришли к выводу о том, что лексическая репрезентация концептов «нация» и «национальность» отражает политическую ситуацию в обществе. В 2011 году лексико-семантические поля изучаемых концептов составляли слова, направленные на формирование народного единства («все», «каждые», «любые», «вне зависимости от» и т. д). В 2016 году медиатексты направлены на укрепление международных связей и формирование образа России на мировой арене («достоинство», «реабилитация», «благополучие», «гордость» и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEXICAL REPRESENTATION OF CONCEPTS «NATION» AND «NATIONALITY» IN PRINTED MEDIATEXTS

The study of the coverage of interethnic relations in the media is carried out by journalists, sociologists, and political scientists. However, this question is slightly illuminated in modern linguistics. The texts have been studied through concepts that are «the main indicator of the author’s thoughts». The main segment of the study was the lexical representation of the concepts «nation» and «nationality» in printed «media texts». The analysis of the main theme of each text «requires an integrated approach.» The meaning has a portrait of a potential audience. In many respects it is «from the reader’s interests that depends on what and how the authors write». That is why the material of the study was four Russian publications with the largest circulation and different readership: «Vedomosti», «Kommersant», «Argumenty i Fakty», «Moskovsky Komsomolets». There are 1279 rooms in total. Journalistic works are called a «mirror of society», therefore, the period in which media text is created is equally important. The political situation in the country is reflected in the media. Therefore, we studied the numbers published before the financial and economic crisis in Russia (2011) and after (2016). For a heterogeneous society, which is Russia, the ethnic factor is among the most important, defining the atmosphere in society. One of the most important channels of influence on people’s opinions is the mass media. Many Russian scientists have studied this topic. GM Niyazova argues that “one of the most commonly used technologies for spreading” ethnophobia “in the media is the creation and dissemination of negative ethnic stereotypes.” Modern researchers of Russian journalism believe that “this is a kind of consequence of the” world through ethnic glasses “approach, when in any event an emphasis is placed on the ethnic component.” Serious attention is paid to the problem of interethnic relations in the media at the state level. Minister of Regional Development Igor Slyunyaev said: “Interethnic conflicts are often developed and heated by the mass media. Serious work and strict responsibility are required. “ During the research of media texts of the newspaper «Vedomosti», «Kommersant», «Arguments and Facts», «Moskovsky Komsomolets» 2011¬2011, 2016, we came to the conclusion that the lexical representation of the concepts “nation” and “ nationality “reflects the political situation in society. In 2011, the lexico¬semantic fields of the concepts studied were words aimed at the formation of people’s unity (“all”, “every”, “any”, “regardless of”, etc.). In 2016, media texts are aimed at strengthening international relations and shaping the image of Russia in the world arena (“dignity”, “rehabilitation”, “well-being”, “pride”, etc.).

Текст научной работы на тему «Лексическая репрезентация концептов «Нация» и «Национальность» в печатных медиатекстах»

УДК8Г27

Моисеева И.Ю., Волохова А.В.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: desire2003@yandex.ru; alina.ehlbukaeva@yandex.ru

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОВ «НАЦИЯ» И «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ» В ПЕЧАТНЫХ МЕДИАТЕКСТАХ

Исследованием освещения межнациональных отношений в средствах массовой информации занимаются журналисты, социологи, политологи. Однако этот вопрос недостаточно изучен в современной лингвистике. Тексты изучены через концепты, которые являются «главным индикатором мысли автора». Основным сегментом изучения стала лексическая репрезентация концептов «нация» и «национальность» в печатных «медиатекстах». Анализ главной темы каждого текста «требует комплексного подхода». Значение имеет портрет потенциальной аудитории. Во многом именно «от интересов читателя зависит, о чем и как пишут авторы». Именно поэтому материалом исследования стали четыре российских издания, имеющие наибольший тираж и разную читательскую аудиторию: «Ведомости», «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец». Всего 1279 номеров. Журналистские произведения называют «зеркалом общества», поэтому не менее важен и период, в который создается медиатекст. Политическая обстановка в стране находит отражения в средствах массовой информации. Поэтому мы изучили номера, вышедшие до финансово-экономического кризиса в России (2011 г.) и после (2016 г.).

Для гетерогенного общества, каким является Россия, этнический фактор входит в число наиболее приоритетных, определяющих атмосферу в обществе. Одним из важнейших каналов воздействия на мнение людей являются средства массовой информации. Изучением данной темы занимались многие российские ученые. Г.М. Ниязова утверждает, что «одной из часто применяемых технологий распространения «этнофобии» в СМИ является создание и распространение негативных этнических стереотипов». Современные исследователи отечественной журналистики считают, что «это своего рода следствие подхода «мир через этнические очки», когда в любом событии делается ударение на этнической составляющей». Серьезное внимание проблеме межнациональных отношений в средствах массовой информации уделяют и на государственном уровне. Министр регионального развития Игорь Слюняев отметил: «Межэтнические конфликты часто развиваются и подогреваются средствами массовой информации. Требуется серьезная работа и жесткая ответственность».

В ходе исследования медиатекстов газеты «Ведомости», «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец» за 2011 г. 2016 г. мы пришли к выводу о том, что лексическая репрезентация концептов «нация» и «национальность» отражает политическую ситуацию в обществе. В 2011 году лексико-семантические поля изучаемых концептов составляли слова, направленные на формирование народного единства («все», «каждые», «любые», «вне зависимости от» и т. д). В 2016 году медиатексты направлены на укрепление международных связей и формирование образа России на мировой арене («достоинство», «реабилитация», «благополучие», «гордость» и т. д.).

Ключевые слова: медиатекст, медиаязык, концепт, лексико-семантическое поле, средства массовой информации, нация, национальность.

Освещение межнациональных тем регулируется рядом правовых и этических норм. Они были сформулированы в 90-е годы в «Законе о средствах массовой информации», а также в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста». Однако большая часть научной литературы написана лишь в 2000-е годы. Это такие исследователи, как М.И. Дзялошинская, И.М. Дзялошинский, В.К. Малькова, Р.П. Овсе-пян, Б. Р. Шулумба.

Изучая примеры нарушений «Кодекса профессиональной этики российского журналиста» и «Закона о средствах массовой информации», мы пришли к выводу, что значение имеет характер читательской

аудитории. В конце 19 века в Англии впервые раздели печатные издания на «качественные» и «массовые». Качественные издания рассчитаны на высокообразованного читателя. Также их называют «прессой мнений для интеллектуальной части общества» [6, с. 95]. В то время как массовые издания (бульварные), наоборот, созданы для развлечения читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Материалом исследования стали четыре российские газеты, имеющие наибольший тираж и разную читательскую аудиторию. Среди качественных изданий мы выделили «Ведомости»1 и «Коммерсант»2, а среди массовых - «Ар-

1 Официальный сайт газеты «Ведомости» - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru

2 Официальный сайт газеты «Коммерсантъ» - Режим доступа: http://www.kommersant.ru

Моисеева И.Ю., Волохова А.В._

гументы и факты»3, «Московский комсомолец»4. Всего 1279 номеров.

Журналистские произведения называют «зеркалом общества», поэтому не менее важен и период, в который создается медиатекст [1, с. 62]. Политическая обстановка в стране находит отражения в средствах массовой информации. В связи с этим мы изучили номера, вышедшие до финансово-экономического кризиса в России (2011 г.) и после (2016 г.).

Исследованием освещения межнациональных отношений в средствах массовой информации занимаются журналисты, социологи, политологи [12, с. 40]. Однако этот вопрос незначительно освещен в современной лингвистике. В данной статье эта тема рассмотрена с филологической точки зрения. Цель нашей работы - определить лексическую репрезентацию концептов «нация» и «национальность» в печатных медиатекстах.

В статье применены методы сплошной выборки фактического материала, метод контекстуального анализа и метод количественной обработки данных.

Анализируя медиатексты, мы руководствуемся определением В.Ю. Кожановой: «сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа, адресованное массовой аудитории» [11, с. 217].

Медиатекст - это «базовое понятие в ме-диалингвистике, медиастилистике, медиа-культуре, медиаобразовании» [16, с. 7]. Значительный вклад в его изучение внесли такие ученые, как Т.Г. Добросклонская, Г.Я. Солга-ник, А.В. Федорова и др. С точки зрения социолингвистики и стилистики медиатексты изучали: Я.Н. Засурский, Ю.А. Бельчиков, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, Ю.В. Рождественский, С.И. Трескова и др. Исследованием медиатекстов занимаются и прикладные науки. Например, психология, социология, культурология [4, с. 38].

Определить суть медиатекста, в первую очередь, помогают концепты. Ведь именно в них заложена «картина мира, сформировавшаяся в человеческом сознании» [8, с. 71]. По мнению Е.С. Кубряковой, это «единица ментальных или

_Лексическая репрезентация концептов...

психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека» [5, с. 24]. Исследователь пишет, концепт можно также считать «содержательной единицей памяти» [5, с. 25]. Изучением концептов занимались многие ученые. Представители когнитивной лингвистики, среди которых А.П. Бабушкин, З.Д. Попова, И.А. Стернин, в первую очередь, рассматривают «ментальную сущность концепта» [14, с. 138]. «Этнокультурная обусловленность концепта» является приоритетной для приверженцев линг-вокультурного направления [7, с. 244]. Среди них: Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, Г.Г. Слыш-кин, Ю.С. Степанов.

В основе исследования лежит определение Е.С. Кубряковой, так как мы изучаем концепт «с точки зрения семантико-когнитивного анализа» [15, с. 140].

При анализе медиатекста и лексической репрезентации концептов «нация» и «национальность» нами был составлен алгоритм работы: 1) выбор СМИ и их группировка; 2) выбор медиатекстов, освещающих межнациональный вопрос; 3) подсчет концептов «нация» и «национальность»; 4) анализ лексической репрезентации концептов «нация» и «национальность».

Мы рассмотрели 280 номеров газеты «Коммерсантъ» и 260 номеров газеты «Ведомости» за 2011 год. Для изучения отобраны материалы, в которых использовались концепты «нация», «национальность».

Исследование показало, что в большинстве номеров (65%) поднимаются вопросы межнациональных отношений. На основе медиатекстов мы посчитали, какие термины репрезентуют концепты «нация» и «национальность».

«Коммерсантъ» - 2011 год:

1. Концепт «нация» использован в 142 номерах (см. рис. 1).

Нация - «лидер» (27), «объединение» (24), «единая» (18), «титульная» (17), «здоровая» (12), «будущее» (10), «суверенитет» (5), «авторитетная» (5), «наша» (6), «совесть» (4) и т. д.

2. Концепт «национальность» употреблен в 64 номерах (см. рис. 1).

3 Официальный сайт газеты «Аргументы и факты» - Режим доступа: http://www.if.ru/

4 Официальный сайт газеты «Московский Комсомолец» - Режим доступа: http://rn.mk.ru/

Национальность - «разные» (17), «любые» (16), «другие» (14), «иные» (13), «основные» (9), «неславянские» (7) и т. д.

«Ведомости» - 2011 год:

1. Концепт «нация» использован в 79 номерах (см. рис. 1).

Нация - «здоровая» (34), «титульная» (32), «лидер» (28), «русская» (26), «объединение» (24), «единая» (23), «самоуважение» (5), «сплочение» (3), «дух» (2), «память» (2).

2. Концепт «национальность» потреблен в 91 номере (см. рис. 1).

Национальность - «все» (16), «каждая» (13), «любые» (11), «разные» (10), «прочие» (8), «неславянские» (4), «нетитульные» (3), и т. д.

Например:

1. «Игры 2014 года — это не просто новые рабочие места, дороги иа идея, объединяющая нацию!» («Дмитрий Чернышенко: Игры в Сочи как волшебная палочка», «Коммерсантъ» .№69 от 30.11.2011 г.).

2. «Требование к национальности не является каким-то стандартом. Все зависит от человека.» («Виллем ван Дуйн: «Мы смотрим на Россию с точки зрения перспективы», «Ведомости» №2981 от 15.11.2011 г.).

За 2016 год. мы проанализировали 270 номеров газеты «Коммерсантъ» и 260 номеров газеты «Ведомости». На основе данного исследования мы составили выборку наиболее частотных концептов.

«Коммерсантъ» - 2016 год:

1. Концепт «нация» использован в 102 номерах (см. рис. 1).

Нация - «российская» (21), «единство» (18), «укрепление» (16), «здоровье» (11), «лидер» (8), «совесть» (5), «раскол» (3) и т. д.

2. Концепт «национальность» употреблен в 87 номерах (см. рис. 1).

Национальность - «разжигание» (11), «рознь» (10), «равенство» (9), «объединить» (7), «вражда» (6), «ненависть» (3), «напряжение» (3), дестабилизация (3), «напряжение» (2) «титульная» (3) и т. д.

«Ведомости» - 2016 год:

1. Концепт «нация» использован в 88 номерах (см. рис. 1).

Нация - «здоровье» (19), «достоинство» (14), «лидер» (9), «интересы» (6), «объединение» (4), «опыт» (3), «реабилитация»(2), «растворение» (2), «развращение» (2).

2. Концепт «национальность» употреблен в 93 номерах [18] (см. рис. 1).

Национальность - «различные» (17), «лидер» (16), «многие» (13), «суверенитет» (11), «укрепление» (9), «русская» (7), «особенность» (2).

Например:

1. «Можно предположить, что на сокамерников нетитульной нации господин Константинов изначально смотрел с некоторой предвзятостью...» («Зеленая зона», газета «Коммерсантъ» №12 от 27.01.2016 г.).

2. «Зампред Госдумы от «Единой России» осудил «авторов фейсбучных постов», высмеивающих « базовые составляющие нашего национального сознания и госустройства».» («Слова», «Ведомости» №4197 от 07.11.2016 г. ).

Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что межнациональный вопрос в разные годы одинаково актуален для качественных СМИ. Однако лексическая репрезентация концептов «нация» и «национальность» имеет свои особенности. 2011 год эксперты характеризуют, как «положительный для России [3, с. 75]. Это отражено и в медиатекстах. Концепты «нация» и «национальность» определяются такими терминами, как «лидер», «объединение», «титульная», «здоровая». Противоположная ситуация в 2016 году. Концепты «нация» и «национальность» репрезентованы такими понятиями, как «разжигание», «рознь», «вражда».

Среди массовых изданий мы изучили 52 номера газеты «Аргументы и факты» и 53 номера газеты «Московский комсомолец» за 2011 год. Слово «нация» используется 283и 257 раз, соответственно.

«Аргументы и факты» - 2011 год:

1. Концепт «нация» употреблен в 283 раза (см. рис. 1).

Нация - «здоровая» (27), «лидер» (23), «единство» (19), «титульная» (17), «каждая» (11), «наша» (9), «сохранение» (3), «дух» (2), «память» (2), «потенциал» (2) [21].

2. Концепт «национальность» использован 141 раз [21] (см. рис. 1).

Национальность - «разные» (23), «вне зависимости от» (15), «другие» (13), «неславянские» (10), «русские» (7), «любые» (3), «титульные» (3), «нетитульные» (2) и т. д.

«Московский комсомолец» - 2011 год:

1. Концепт «нация» был использован 257 раз [24] (см. рис. 1).

Моисеева И.Ю., Волохова А.В.

Лексическая репрезентация концептов..

Нация - «титульная» (24), «каждая» (21), «здоровая» (17), «любая» (16), «единая» (8), «лидер» (7), «кавказская» (5), «чужая» (2).

2. Концепт «национальность» употреблен 127 раз [24] (см. рис. 1).

Национальность - «разные» (17), «все» (15), «славянские» (13), «титульные» (12), «близкие» (7), «дружеские» (5), «нерусские» (3).

Например:

1. «Нужна система подготовки кадров, чтобы люди разных национальностей, из разных регионов могли расти и составлять элиту страны.» («3-е лицо - женское? С каким багажом В. Матвиенко переедет в Москву», «Аргументы и Факты» №26 29.06.2011 г.).

2. «Я всецело разделяю мысль председателя правительства Владимира Путина о том, что от консолидации представителей различных наций и вероисповеданий зависит будущее России.» («Национальная идея в мягком месте», «Московский комсомолец» №25711 от 5 августа 2011 г.).

За 2016 год изучен 51 номер газеты «Аргументы и факты» и 53 номера газеты «Московский комсомолец».

«Аргументы и факты» - 2016 год:

1. Концепт «нация» использован 299 раз [21] (см. рис. 1).

Нация - «российская» (14), «здоровая» (13), «единая» (11), «гордость» (8), «все» (7), «наша» (5), «объединение» (5), «укрепление» (3), «благополучие» (3).

2. Концепт «национальность» употреблен 172 раза [21] (см. рис. 1).

Национальность - «разные» (14), «другие» (12), «вне зависимости от» (11), «русские» (7), «любые» (5), «развивающиеся» (2).

«Московский комсомолец» - 2016 год:

1. Концепт «нация» использован 301 раз [24] (см. рис. 1).

Нация - «единая» (23), «здоровая» (20), «наша» (17), «лидер» (14), «развитие» (10), «каждая» (10), «сотрудничество» (8) и т. д.

2. Концепт «национальность» употреблен 151 раз [24] (см. рис. 1).

Национальность - «объединение» (27), «все» (24), «разжигание» (21), «вражда» (15), «равенство» (19), «укрепление» (14) и т. д.

Например:

1. «Очень важными для меня были дебаты, посвящённые сбережению нации, - это та тема, которой я занимаюсь всю свою жизнь.» («Геннадий Онищенко: добиться результатов можно только объединив усилия», «Аргументы и факты» №24 от 15.06.2016 г.).

2. «Когда-то символами русской нации для мира были Толстой, Чайковский, Шагал и Тарковский. А теперь это Путин на майках и олигархи на фоне церковных куполов.» («Патриотизм - это русофобия», «Московский комсомолец» №27067 от 30 марта 2016 г.).

Анализ газет «Аргументы и факты» и «Московский комсомолец» за 2011 год и 2016 год показали, что, в среднем, 5 материалов каждого номера посвящены национальному вопросу. До и после кризиса в медиатекстах присутствуют негативно окрашенные сегменты концептов «нация» и «национальность». Например, «разжигание», «рознь», «ненависть», «дестабилизация», «напряжение» и пр.

Исследование показало, что массовые издания в 10 раз чаще обращаются к межнациональным темам. Эта тенденция прослеживается и в 2011 году, и в 2016 году. При этом, в 2016

Рисунок 1 - Частота использования концептов «нация» и национальность в газетах «Коммерсантъ», «Ведомости», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец» за 2011 год и 2016 год (1:10)

году в «Аргументах и фактах» и «Московском комсомольце» число публикация, в которых используются концепты «нация» и «национальность», увеличилось на 3% и 10%, соответственно. В качественных изданиях политическая обстановка не влияет на освещение вопроса межнациональных отношений. Например, в газете «Ведомости» 3% материалов рассказывают о национальном вопросе в 2011 году и в 2016 году. В газете «Коммерсантъ» число публикаций, в которых используются концепты «нация» и «национальность» в 2011 году -5%, а в 2016 - 4%. Необходимо отметить, что лексическая репрезентация концептов «нация» и «национальность» в газетах «Коммерсантъ» и «Ведомости» носит нейтральный характер.

В изученных нами текстах обращение авторов к национальному вопросу всегда оправдано, а высказывания сдержанные. Медиатексты авторов «Аргументов и фактов» и «Московского комсомольца» более эмоциональны. Не всегда упоминание межнациональных отношений имеет прямое отношение к теме материала. Однако и у качественных, и у массовых изданий есть общая направленность медиатекстов. В 2011 году лексико-семантические поля изучаемых концептов составляли слова, направленные на формирование народного единства («все», «каждые», «любые», «вне зависимости от» и т. д). А в 2016 году медиатексты направлены на укрепление международных связей и формирование образа России на мировой арене.

14.06.2017

Список литературы:

1. Авксентьев, В. А. Этническая конфликтология. В 2 ч. ИНИОН РАН, - М.: УРСС, 2001. - 180 с.

2. Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2013. - 280 с.

3. Володина, М. Н. О роли языка в познании // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. — 2016. — №3. — С. 74-83.

4. Карасик, В. И. Этнокультурные типы институционального дискурса // Этнокультурная специфика речевой деятельности. -М.: ИНИОН РАН, 2000. - С. 37-63.

5. Кубрякова, Е. С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) // ИАН СЛЯ. — 1997. — Т.56, — №3. -С.22-31.

6. Лазутина, Г. В., Распопова, С. С. Жанры журналистского творчества. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 310 с.

7. Попова, З. Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика // - М.: ACT: Восток-Запад, 2010. — 314 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Стернин, И. А. Концепт и языковая семантика // Связи языковых единиц в системе и реализации. Когнитивный аспект. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. - №3. — С.69-75.

9. Шулумба, Б. Р. СМИ в процессе межэтнического взаимодействия в культурной среде. - М.: МГУ 2010. - 179 с.

10. Blakemore, Diane Relevance and linguistic meaning: The semantics and pragmatics of discourse markers / Diane Blakemore. Cambridge; New York; Melbourne (Vic.): Cambridge university press, 2003. - VIII, 200 p.

11. Cognitive stylistics: Language and cognition in text analysis / Ed. by Elena Semino, Jonathan Culperer. Amsterdam; Philadelphia: Benjamins publishing company, 2002. - XVI, 333 p.

12. Graeme Trousdale, Muriel Norde, Degrammaticalization and constructionalization: Two case studies, Language Sciences, 2013. Vol. 36, p. 32-46.

13. Jill de Villiers, What kind of concepts need language? Language Sciences, 2014. Vol. 46, pt 2B, p. 100-114.

14. Language and conceptualization / Ed.by Jan Nuyts and Eric Pederson. Cambridge; New York; Melbourne: Cambridge univ. press, 1999. - 281 p.

15. Niclas Burenhult, Language and landscape: a cross-linguistic perspective. Language Sciences, 2008. Vol. 30, p. 135-150.

16. Tao Gong, Multidisciplinary approaches in evolutionary linguistics. Language Sciences, 2013. Vol. 37, p. 1-13.

Сведения об авторах:

Моисеева Ирина Юрьевна, заведующий кафедрой романской филологии и методики преподавания французского языка факультета филологии и журналистики) Оренбургского государственного университета,

доктор филологических наук, профессор 460018 г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 4103, e-mail: desire2003@yandex.ru

Волохова Алина Вахидовна, магистрант кафедры романской филологии и методики преподавания французского языка факультета филологии и журналистики Оренбургского государственного университета 460018 г Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 4103, e-mail: alina.ehlbukaeva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.