УДК 81-26
Просвиркина И.И., Яхно М.Д.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ КОНЦЕПТА «ПАТРИОТИЗМ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В современной науке активно исследуется языковое сознание, которое представляет собой изменяющуюся категорию. Изменение в языковом сознании носителей русского языка можно проследить, проанализировав изменения в смысловой наполненности концептов, лексических единиц и т. д. Исследуются качественные изменения в языковом сознании молодежи на примере диахронического анализа концепта «патриотизм». В качестве метода выбран ассоциативный эксперимент. При описании эксперимента авторы систематизировали реакции-экспликаторы и сравнили данные «Русского ассоциативного словаря» под редакции Ю.Н. Караулова, опубликованного в 2002 году.
В языковом сознании носителей языка за пятнадцать лет произошли существенные изменения в отношении понимания концепта «патриотизм». В начале 2000-х годов в языковом сознании практически было разрушено понимание патриотизма, как формирующей части общественной и государственной жизни. Об этом свидетельствуют отсутствие экспликаторов, связанных с тематическими группами «малая Родина», «географические реалии». Также в ассоциативных связях начала века прослеживается большое количество негативных, критических оценок, что указывает на утрату положительного значения концепта патриотизм: любовь к Родине, уважение к ней и стремление делать все на ее благо.
В 2015 году наблюдается увеличение слов-реакций, которые эксплицируют, прежде всего, положительное отношение к Родине. Наблюдается тенденция к росту понимания патриотизма, как характеристики личности. Изменилось понимание концепта «патриотизм» в языковом сознании современной молодежи. Именно патриотизм становится «хорошим качеством», критерием воспитания человека в семье и в формировании его ощущения связи с окружающим миром.
Ключевые слова: концепт «патриотизм», лексические экспликаторы, языковое сознание
Языковое сознание - это «призма», через которую человек видит мир. Языковое сознание -категория изменяющаяся, возможно, в этом и кроется одна из причин её актуальности для современной науки (И.Н. Горелов, И.Г. Овчинникова, А.И. Стернин, Е.Ф. Тарасов, Т.Н. Ушакова и др.) Исследование изменения языкового сознания имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, потому что способствует процессам понимания и взаимопонимания между носителями языка, между представителями других национальностей. Одним из способов закрепления опыта познания мира в языковом сознании человека являются языковой феномен, получивший в научной литературе именование «концепт». Разноаспектные исследования данного феномена нашли отражение в многочисленных монографиях и диссертациях отечественных ученых (О.Б. Абакумова, С.Ю. Богданова, С.В. Буренкова, Е.И. Горошко, С.Г. Воркачева, Е.А. Грудева, А.В. Егорова, Ж.Б. Есмурзабае-вой, Е.Ю. Ильинова, Л.А. Инютина, Т.Н. Маляр, А.В. Осташевский, М.В. Пименова, С.А. Питина, И.В. Привалова, С.Г. Проскурин, М.Р. Проскуряков, Ю.Е. Прохоров, Е.Е. Стефанский, В.М. Топорова, О.В. Шаталова, И.П. Черкасова, С.А. Чу-гунова, Н.Л. Чулкина, Е.Б. Яковенко и др.), но
однозначного определения данного явления мы не найдем в научных трудах.
В работе Ю.С. Степанова «Константы: словарь русской культуры» данному научному феномену дано следующее определение: «...концепт - это смысл слова». [5]. Но это не просто смысл слова, а смысл, который складывается из комплекса смыслов. И эти «смыслы» обычно обусловлены факторами не только лингвистическими, потому что отражают весь спектр национальных специфичных коннотаций (социокультурных, исторических, этических, ассоциативных, оценочных). Смыслы реализуется языковом сознании носителей языка в виде экспликаторов концептов (слов, словосочетаний, устойчивых выражений), которые подвергаются «смыслоизменениям», о чем свидетельствуют многочисленные ассоциативные эксперименты, проводимые исследователями (Н.А. Власкина, С.Г. Дрыга, О.В. Евсеева и др.) с той или иной целью.
В нашей статье мы проанализировали изменения, которые произошли в языковом сознании современной молодежи в осмыслении концепта «патриотизм» за последние 15 лет.
Для решения данной задачи мы использовали методику ассоциативного эксперимента. Главным критерием при выборе метода стал неоспоримый
факт того, что ассоциативный эксперимент по праву считается универсальной методикой, которая может быть применена в большинстве исследований. Ассоциативные реакции — это сосредоточение ценной информации о характеристиках, явлениях, которыми люди демонстрируют то, как они понимают данное слово, какой аксиологический признак становится основным для каждого индивида. Характерным для данного метода становится то, что экспликатор, актуализируясь в эксперименте, реализует помимо своих прямых и переносных значений еще и информацию о текстовом потенциале стимула.
Можно утверждать, что вся система значений слова буквально пронизана ассоциативными реакциями, связывающими как аспекты отдельного значения, так и аспекты разных значений, связанных с экспликатором-стимулом. Абсолютно любая работа человеческой мысли содержит в себе ассоциативные связи.
Ассоциативный эксперимент проводился среди студентов «Оренбургского государственного университета» и «Гуманитарно-технического техникума». Ассоциативный эксперимент проводился в группах, обучающихся по различным направлениям (филология, журналистика, география, геология и разведка полезных ископаемых, экология и природопользование, электроэнергетика и электротехника, строительство, автомобильные дороги и аэродромы, экономика, финансы и кредит, таможенное дело) методом случайной выборки. Средний возраст респондентов составляет от 17-25 лет. Количество участников - 150 человек, 95 из которых представители женского пола, 55 — мужского.
Респондентам было предложено написать свои ассоциативные реакции на слово-стимул «патриотизм». Максимальное время, отводимое для написание реакций, составляло 3 минуты. Таким образом, были выявлены первичные, а значит наиболее ярких ассоциативные экспли-каторы, отражающие концепт в языковом сознании молодежи. В условиях эксперимента мы не ставили обязательным выражение реакции одним словом, то есть участники могли ответить и словом, и словосочетанием, и даже целым предложением.
Проанализировав полученные результаты, мы распределили экспликаторы на следующие
тематические группы и расположили их по принципу частотности:
1) экспликаторы, называющие положительные чувства, которые испытывают опрошенные к слову-стимулу (любовь, гордость, верность, преданность, уважение, долг, служение Родине, благодарность, вера в будущее, самопожертвование, готовность отдать жизнь, самоотдача, внутренняя сила, стремление к цели, сила духовного начала, вдохновение своей Родиной, чувство собственного достоинства, ответственность, качество человека, единство, сила воли, стремление к изменению, храбрость);
2) экспликаторы, связанные в сознании носителя языка с темой «семья, семейные отношения» (семья, мама, дети, дом, воспитание, родня, династия);
3) экспликаторы, отражающие историческую память (война, парад, армия, служба, герои, войска, мужество, защитник, 9 Мая, память о родной истории, мощь, вечный огонь, георгиевская лента);
4) экспликаторы, фиксирующие географические реалии (Россия, Российская Федерация, Русь, Москва, Оренбург, Казахстан, Актобе, Сибирь);
5) экспликаторы, связанные с природой (береза, ковыль, поле, небо, леса, реки, степи);
6) экспликаторы, отражающие государственную власть, государственная геральдику (гимн, герб, флаг, парламент, Путин, Ленин, президент, закон);
7) экспликаторы, называющие негативные чувства, которые испытывают опрошенные к слову-стимулу (эгоистическое понятие, ограничение, однообразие, я не патриот, сколько людей умерло за свою страну, сложности).
Как видим, в некоторые тематические объединения входят слова, которые уже являются концептами, часто базовыми концептами русской культуры [1]-[3]-[4]. Для того, чтобы понять, какие концепты, выступающие в роли реакций, остались неизменны в сознании людей, а какие наоборот только претерпели смысловые изменения, необходимо было сравнить полученные нами экспликаторы-реакции с теми, которые были получены ранее и зафиксированы в «Русском ассоциативном словаре» под редакции Ю.Н. Караулова в начале 2000-ого года.
Полагаем, что сопоставление результатов исследований, полученных в начале 2000
Теория языка_
года, и тех результатов, которые мы получили
в 2015 году позволяет увидеть изменение понимания смысла концепта «патриотизм» в русском языковом сознании молодежи. В словаре Ю.Н. Караулова [2] отмечены 102 реакции на слово-стимул «патриотизм» (это чуть меньше, чем получено в результате нашего эксперимента), но они в отличие от нашего эксперимента не распределены по тематическим группам, а просто расположены по частотности. В словаре представлены реакции из одного слова, в то время как в нашем исследовании мы фиксировали как отдельные слова, так и словосочетания и даже предложения, потому что для многих современных респондентов представлялось сложным объяснение понятия с помощью только одного слова. Для объективности эксперимента и для удобства, мы объединили реакции-экспликаторы, зафиксированные в словаре Ю.Н. Караулова, в тематические группы:
1) экспликаторы, характеризующие и оценивающие слово «патриотизм» (русский, большой, военный, глубокий, истинный, людской, настоящий, повсеместный, неподдельный, человека);
2) экспликаторы, отражающие негативную оценку объекта, называющие отрицательные чувства, которые испытывают опрошенные к объекту (ложный, идиотизм, фанатизм, деланный, дикость, дурацкий, измена, квасной, слепой, ушел, фанатный, боевик);
3) экспликаторы, отражающие историческую память (герой, солдат, война, Великая Отечественная война, воин, знамена, память, советский);
4) экспликаторы, отражающие государственную власть, государственная геральдику (государство, коммунизм, знамя, комсомол, флаг, ЛДПР, Ленин, социализм, Сталин);
5) экспликаторы, называющие положительные чувства, которые испытывают опрошенные к слову-стимулу (Родина, героизм, во всем, за дело, Отечество, чувство, нравы, позиция, хорошее качество, совесть);
6) экспликаторы, связанные с природой (береза).
Примечательно, что тематическая группа «экспликаторы, называющие положительные чувства, которые испытывают опрошенные к слову-стимулу» представлена в нашем экс-
перименте широким спектром значений и по частотности стоит на первом месте, в то время как в словаре Ю.Н. Караулова эта группа реакций располагается по частотности только на пятом месте. Более того, данная тематическая группа показывает, что патриотизм понимается молодежью как нечто, что дает силы к новым начинаниям, формирует человека как личность и, самое главное, становится стимулом к объединению граждан государства. Экспликаторы, называющие положительные чувства, которые испытывают опрошенные к слову-стимулу выражают отношение человека к Родине, присутствуют и в данных «Русского ассоциативного словаря», и по результатам нашего исследования. В этой группе существенно количество слов-реакций, которые выражены, в основном, именами прилагательными. Мы считаем, что употребление имени прилагательного вместо имени существительного носит уточняющий и качественно-оценочный характер и передаёт отношение.
Устойчивы ассоциации, связанные с темой «историческая память», - и в словаре, и в нашем исследовании данные экспликаторы по частотности располагаются на третьей позиции, но часто они наполнены иным смыслом, связаны с иными реалиями. Так, для современной молодежи экспликаторами исторической памяти становятся георгиевская лента, вечный огонь, мощь, служба в армии и праздник Победы, которых нет в реакциях 2000 года. Но отсутствует экспликатор Великая Отечественная война, который был довольно частотным пятнадцать лет назад. Мы считаем, что частое упоминание в СМИ вместо «Великая Отечественная война» словосочетания «Вторая мировая война» повлияло на изменение понимания исторического события (в современных реакциях молодежи осталось только одно слово - война, напоминающее, что в истории страны было такое историческое событие). На примере трансформации концептуальных смыслов мы можем наблюдать как происходит изменение исторической памяти народа.
В исследовании 2015 года имеется семь слов-реакций, которые свидетельствуют о том, что любовь к природе той страны, в которой живут молодые люди в их языковом сознании связана с пониманием любви к Родине. На наш
взгляд, естественно, что чувство любви и уважения к Родине основывается на ассоциативной связи с окружающей средой того места, где человек родился и вырос. Наличие всего одного слова-реакции в группе «экспликаторы, связанные с природой» в «Русском ассоциативном словаре» указывает на то, что в начале 21 века в языковом сознании наблюдалась несущественная связь между отношением к природе страны и концептом «патриотизм».
Довольно устойчивы и экспликаторы, отражающие государственную власть, государственную геральдику, но в смысловом плане они тоже претерпели существенный смысловой сдвиг. Ушли ассоциации, связанные с понятиями коммунизм, комсомол, социализм, Сталин и ЛДПР, но появились экспликаторы-символы государственной геральдики: гимн, герб (ранее были только флаг, знамя); государственности: парламент, президент, закон, Путин. Самой устойчивой реакцией в этой тематической группе продолжает оставаться экспликатор Ленин.
На наш взгляд, интересные изменения произошли с экспликаторами, называющими негативные чувства, которые испытывают опрошенные к слову-стимулу: прежде всего, по частотности эта группа реакций переместилась со второй позиции на последнюю. Изменилась данная тематическая группа и в смысловом аспекте: ушли реакции, в которых была эмоциональная отрицательная оценка: ложный, идиотизм, фанатизм, деланный, дикость, дурацкий, квасной, фанатный; и вместо экспрессии пришли слова нейтральные, имеющие сдержанную оценку слова-стимула, но характеризующие патриотизм как нечто, ограничивающее свободу и потому неудобное: эгоистическое понятие, ограничение, я не патриот, сложности. Анализ данной тематической группы экспликаторов позволяет нам отметить рост позитивного восприятия и отношения к патриотизму, как к компоненту, формирующему общественное сознание.
В словаре Ю.Н. Караулова отсутствуют такие экспликаторы, которые могли бы быть объединены темами «семья, семейные отно-
шения», «географические реалии». Мы можем предположить, что за пятнадцать лет в сознании начало формироваться понятие «малой» родины, которое лексически может быть выражено названием родного города, края, республики, а также появилось осознание того, что осознание семейных ценностей, ощущение связи с корнями связано с понимании концепта «патриотизм».
Анализ тематических групп реакций-экспликаторов позволяет нам сделать вывод о том, что в языковом сознании носителей языка за пятнадцать лет произошли существенные изменения в отношении понимания концепта «патриотизм». В начале 2000-х годов в языковом сознании практически было разрушено понимание патриотизма, как формирующей части общественного и государственной жизни. В языковом плане отсутствует экспликация патриотизма через названия «малой Родины», так называемые географические реалии. Также в ассоциативных связях потеряны одни из основных составляющих концепта патриотизм: семья, дом, природа родной страны. В тот период времени прослеживается большое количество негативных, критических оценок и ассоциаций со словом-стимулом «патриотизм», что указывает на утрату основного положительного значения концепта патриотизм: любовь к Родине, уважение к ней и стремление делать все на ее благо.
Данные нашего эксперимента 2015 года указывают на увеличение слов-реакций, которые эксплицируют, прежде всего, отношение к Родине, тем самым раскрывая, что значит Родина для отдельной личности. Наблюдается тенденция к росту понимания патриотизма, как характеристики личности. Именно патриотизм становится «хорошим качеством», критерием воспитания человека в семье и в формировании его ощущения связи с окружающим миром.
Итак, наше исследование позволяет говорить об изменении понимания концепта «патриотизм» в языковом сознании молодых людей и его экспликации в современном дискурсе.
09.10.2015
Список литературы:
1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Наука, 1990. - С.181.
2. Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику: учебное пособие. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 245.
3. Воркачев, С. Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования: монография. - Волгоград: ВолГУ 2007. -С. 6-7.
Теория языка
4. Воркачев, С. Г. Страна своя и чужая: идея патри отизма в лингвокультуре: монография. - М.: ИНФРА-М, 2015. - С. 12.
5. Есмурзабаева, Ж.Б. Концепт Родина в педагогическом дискурсе на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: дис. ...канд. фил. наук / Ж. Б. Ес-мурзабаева. - Омск, — 2010. — 25.
6. Занегина, Н. Н. Концепт «семья» в русском литературном языке и принципы его описания: автореф. дис. .канд. фил. наук / Н. Н. Занегина. - М, — 2011. - С. 18.
7. Караулов, Ю. Н. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасов, Н.В. Уфимцева. — М.: Астрель, 2002. — Т. 1.
8. Красных, В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. — М.: Гнозис, 2002. - С. 12.
9. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — С. 90
10. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз. — М., 1993. — Т. 52, №1. — С.5
11. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Академия, 2001. — С. 51.
12. Матвеева, М. В. Концепт семья и его репрезентация в русском языке: дис. .канд. фил. наук. / М. В. Матвеева. - Тамбов, — 2007. - С. 56-63.
13. Прохоров, Ю. Е. Россия. Большой лингвострановедческий словарь / Ю. Е. Прохоров [и др.]. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. — С. 320.
14. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. — М.: Языки русской культуры, 2001. - С. 10-41.
15. Топорова В.М. Основы когнитивной лексикологии. Сопоставительно-семантический анализ геометрических номинаций. — Воронеж, ВГУ 2003 — С. 22.
Сведения об авторах:
Просвиркина Ирина Ивановна, доктор пед.наук, профессор кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного университета 460018, Оренбург, пр-т Победы, д. 13, каб. 1106, е-таП:ргс«уккта06@таП.га)
Яхно Мария Дмитриевна, магистрант кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка
Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]