ПЕРЕВОДЫ / TRANSLATIONS
«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ПРИПОМИНАНИЯ». ПЕРИПАТЕТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ГРЕЦИИ. ДИКЕАРХ И ФИЛОСОФСКАЯ БИОГРАФИЯ
Е. В. Афонасин Институт всеобщей истории РАН (Москва) Новосибирский государственный университет [email protected]
Eugene Afonasin
The Institute ofWorld History (Moscow), Novosibirsk State University, Russia Remediummemoriae. The Peripatetic construction of the intellectual history of Greece.
Dicaearchus' Biography of philosophy Abstract. The Peripatetic Dicaearchus composed a series of works dedicated to the intellectual history of Greece. In a sense, he was the first ancient author to write a comprehensive history of philosophy, centered on such key figures, as the Seven Sages, Pythagoras, Socrates, and Plato. The sages are known for their highly practical maxims and general rules of right conduct; Pythagoras developed a new lifestyle and promulgated it in his public and private teaching; Socrates introduced a new form of intellectual and moral pursuit; while Plato founded an institutional framework for philosophical studies having thus paved the way to a systematic research, conducted by the Peripatetics. The evidences are translated on the basis of a new edition of Dicaearchus' fragments, prepared by Mirhady (2001).
Keywords: the school of Aristotle, ancient biography, doxography, the seven sages, Socrates, Pythagoras, Plato, Academy.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда «Наследие Аристотеля как конституирующий элемент европейской рациональности в исторической перспективе» (проект № 15-18-30005, Институт всеобщей истории РАН).
EXOAHVol.il. 1(2017) www.nsu.ru/classics/schole
© Е. В. Афонасин, 2017 DOI: 10.21267/AQUILO.2017.11.4535
Предварительное замечание
«Мы не знаем, и возможно, никогда не узнаем, является ли переход от устного свидетельства к свидетельству письменному, архивному документу, в плане его полезности либо неадекватности в отношении живой памяти, целебным средством или ядом - pha.rma.kon...», - писал Поль Рикёр (2004, 235), имея в виду знаменитое «...лекарство (рЬагтакоп) не для памяти, а для припоминания (Ьуротпеэебэ)» из Федра Платона (275а), несколько ниже перефразировав другое знаменитое положение платоновского Сократа: «Документ, дремлющий в архивах, не только нем, он - сирота» (с. 236). Изучая перипатетическую историографию культурной истории Греции в целом и философии в частности - к сожалению, дошедшую до нас очень фрагментарно - мы оказываемся в самом начале этого процесса. Кого греки считали мудрецами, почему погиб пифагорейский союз, встречал ли Сократ индуса на агоре - возможно, мы никогда не узнаем, насколько адекватно отражены эти и подобные им явления в дошедших до нас свидетельствах. Каждому из этих и подобных им вопросам посвящены многочисленные исследования. Но не менее важен и другой аспект проблемы: интересно понять не только «что», но «как» и «почему» первые историки интеллектуальной жизни пожелали нам рассказать, как они конструировали историю и какими принципами руководствовались. И фундаментальным препятствием на пути решения этой проблемы оказывается не только ограниченность и фрагменти-рованность большей части наших источников, наиболее сложные вопросы ставит перед нами методология самой истории и механизм формирования исторической памяти. Возможно ли проникнуть через эту двойную завесу? Или же история «как она есть» - это миф? Не претендуя ответить на этот вопрос в полной мере, я попробую продемонстрировать работу ближайшего ученика Аристотеля Дикеарха, возможно, одного из первых авторов, сочинивших философскую биографию.1 О философской биографии речь пойдет в первой части данной работы. Во второй части планируется рассмотреть свидетельства о том, как Дикеарх представлял себе культурную историю Греции в более широком смысле этого слова.
1 Дикеарх (о Д1ка!арход) из Мессены, перипатетик и, наряду с Теофрастом, Аристоксе-ном, Гераклидом, Евдемом и другими менее известными фигурами, личный ученик Аристотеля, писал о политике, философском образе жизни, культурной истории, литературе и географии. К сожалению, ни одно сочинение Дикеарха не сохранилось.
Дикеарх. Философская биография
Как показывает публикуемый набор выдержек из античных греческих и латинских авторов (тексты 33-52),2 Дикеарх внимательно изучал то, что можно назвать философским образом жизни. В определенном смысле, он стоял у истоков философской биографии и в этом качестве представлен в данном собрании фрагментов и свидетельств.
По свидетельству Цицерона (фр. 33), Дикеарх прежде всего интересовался практической составляющей интеллектуальной жизни. Практическую мудрость, а не умные изречения он ценит в апофтегмах древнейших «мудрецов» (фр. 36-38), Пифагору ставит в заслугу назидательные речи, обращенные к кротонским мужам, юношам, женщинам и детям (фр. 40), резко осуждает тех, кто каждодневный труд и служение на благо полису подменяет политической суетой и пустыми разговорами (фр. 43), Платона хвалит за то, что, «примешав к Сократу Ликурга», арифметической уравнивающей справедливости он предпочел геометрическую, когда каждый получает по заслугам (фр. 45, ср. 46С), и в то же время обвиняет его в том, что, сделав философию общедоступной, афинский философ способствовал тому, что ею начали заниматься все подряд, в том числе люди неподготовленные и поверхностные (фр. 46А-В, ср. фр. 44) и т. д. В этом контексте замечание Цицерона (фр. 33) о том, что Дикеарх, в отличие от Теофраста, активную жизнь предпочитал созерцательной, выглядит вполне осмысленным: собранию «мнений физиков» своего коллеги он противопоставил «жизнеописания философов», вопросу об их воззрениях предпочтя исследование того, какими они были людьми и как именно достигли того, чего достигли. Возможно, в этом проявлялось им же упомянутое разделение труда внутри Академии (а затем и перипатетической школы): «...Отказавшись от публичных дел, они поровну распределили между собой научные занятия, первыми избрав такой образ жизни» (46В).
В этой же связи следует прочитывать два замечания Цицерона и одно Плутарха (фр. 33-35), в которых Дикеарх представлен человеком, осуждающим не только пустословие и политические интриги. В равной мере его раздражают лень и нежелание продуктивно заниматься публичными делами. Поэтому наместнику не следует слишком долго «прохлаждаться» в провинции, а гражданину надлежит быть благожелательно настроенным ко
2 Здесь и далее нумерация фрагментов Дикеарха приводится по новому изданию М^-hаdу 2001, которое входит в состав сборника Fоrtеnbаugh-Schйtrumрf 2001; актуальный источник каждый раз эксплицитно указан. Старое издание Верли 1967 г. не утратило своего значения, однако для данной работы не потребовалось. Перевод и интерпретация фрагментов 13-32 Мirhаdу уже публиковались ранее (Афонасин 2015).
всем людям, не только к лучшим, ведь лишь подобное отношение к согражданам позволит ему эффективно участвовать в публичных делах.
33. Цицерон, Письма Аттику 2.16.3: Одним словом, если такой спор возник между твоим знакомцем Дикеархом и моим другом Теофрастом, так что тот отдает предпочтение жизни активной, тогда как этот - жизни созерцательной, то, как может показаться, я соблюдаю правила и той и другой. Мне кажется, что Дикеарха я достаточно удовлетворил, и оглядываюсь теперь на его родственников [эпикурейцев], которые не только позволяют мне лениться, но и критикуют меня за то, я не пребываю в покое постоянно.
34. Цицерон, Письма Аттику 7.3.1: Но сначала о том, в чем ты не согласен с Дикеархом, ведь если я и страстно желал, с твоего одобрения, не оставаться в провинции больше года, то это случилось помимо моих стараний;3 да будет тебе известно, что ни слова не было сказано в сенате по поводу нас, управляющих провинциями, относительно того, чтобы мы оставались в них дольше, нежели предписано сенатом. Так что на мне нет вины, так как я был в провинции не дольше, нежели это было необходимо.
35. Плутарх, Застольные беседы 4, б5де-66оа: Совет Полибия Сципиону Африканскому не покидать форума не обзаведшись новым другом из числа жителей следует, мой дорогой Сосий Сенекион, понимать не в строгом и философском смысле, когда речь идет о неизменно верном друге, но шире, когда друг - это просто благожелательно настроенный (suvouv) к вам человек. Именно так, согласно Дикеарху, всех людей необходимо располагать к себе, друзьями же делая лишь хороших. Ведь дружба завоевывается долговременным общением и [личной] доблестью, тогда как благожелательность обеспечивают совместные дела, [частное] общение и публичные собрания граждан, на которых каждый имеет возможность преследовать свои цели человеколюбивым образом и получить взамен свою долю благоволения.
36. Ватиканский кодекс 435 (Плутарх или Цецилий, Римские апофтегмы, Hermes 27 [1892] 119.37-120.26 Arnim): Древние римляне, о мой славный друг Себосис, не желали казаться мудрецами, поэтому они не стремились приобрести эту репутацию мастерскими речами или проницательными и убедительными речениями (апофтегмами), подобными тем, что изрекали некоторые эллины - тем, которым затем верить начали больше, чем оракулам: «ничего сверх меры», «следуй богу», «береги время», «познай себя», «поручишься - жди беды» и тому подобным, возможно, и полезным для тех, кто
3 Цицерон был наместником в Киликии в 51-50 гг. Эти свидетельства подробно разбирает НиЬу 2001.
им следует, а также приятным и привлекательным благодаря краткости и красоте слога. Напротив, Дикеарху они вовсе не казались мудрыми мужами, так как древние не «преследовали мудрость» одними лишь словами. Мудрость в те времена, как он думал, была связана со свершением (гшт^Згиочд) добрых дел, и лишь со временем было развито искусство произнесения публичных речей. Теперь каждый, говорящий убедительно, считается великим философом, в древности же таковым считался лишь добродетельный человек, даже если он и не занимался составлением замечательных публичных речей. Ведь они [древние] не спрашивали, следует ли заниматься публичными делами в городе (заниматься политикой, toAitsutsov) и как именно, а просто подобающим образом вели городскую жизнь (otoAitsuovto), [и не спрашивали,] следует ли создавать семью, но женились как положено и совместно жили со своими женами. Таковы, продолжает он, дела мужей и свершения мудрецов, а составление апофтегм - это пошлое занятие. Мне кажется, что твои праотцы были именно такими. Они стремились быть добрыми и достигали этого на деле, отнюдь не действуя в соответствии с теми краткими и благозвучными речениями, что придуманы ради того, чтобы показать свою исключительность, - и даже не знали о них. Каждый раз исходя из практических соображений (Лоу^оТд), они использовали для этого слова, подходящие случаю, пусть и не специально придуманные краткие изречения, но все же хорошие, если рассмотреть их смысл, не обращая внимания на слог, а также если учесть их полезность в конкретных случаях.
37. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 1.40: О всех семерых -ведь о всех них уместно упомянуть именно здесь - известно следующее: Да-мон из Кирены, сочинивший книгу О философах, критикует всех, в особенности семерых. Анаксимен4 сообщает, что все они сочиняли стихи. Дикеарх говорит, что они не были ни мудрецами, ни философами, а просто разумными людьми и законодателями.5
4 Имеется в виду не философ-досократик, а современник Дикеарха и автор сочинения «Риторика к Александру». Этот Анаксимен также решительно настаивал на том, что «мудрецы» были поэтами и их мудрость носила практических характер. Лишь позже их назвали философами.
5 Ср. Платон, Протагор 342а сл. (ср. Хармид 164d, ГиппийБольший 281с). Платон согласен с Дикеархом в том, что «мудрецы» были моралистами. Ср. фрагмент 45 (ниже). Разделив знание на теоретическое, практическое и творческое (tekhne), Аристотель соотнес мудрость с последним, отметив по ходу дела, что некоторые приравнивают ее к политическому искусству (Никомахова этика 1141а). Ср. Аристотель, фр. 8b Ross (из сочинения Аристотеля О философии), где, согласно Филопону, Стагирит считает, что мудрость изначально связывалась с ремеслом и искусством, и лишь затем стала ассоциироваться с политическим искусством, науками и, наконец, высшим теоретическим знанием.
38. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 1.41: Спорят и об их [мудрецов] числе. Леандрий вместо Клеобула и Мисона называет Леофанта, сына Горгия, Лебедосского или Эфесского, и Эпименида Критянина; Платон в Протагоре [343a] - Мисона вместо Периандра; Эфор - Анахарсиса вместо Мисона; другие добавляют еще и Пифагора. Дикеарх передает мнение о том, что разногласий не было только о четырех из них, о Фалесе, Бианте, Питтаке и Солоне. Он же перечисляет имена еще шестерых, из которых надлежит выбрать трех: Аристодема, Памфила, Хилона Лакедемонца, Клеобула, Анахарсиса и Периандра.6
39. Филодем, О музыке, РНегс 1572, fr. 2.20-39, Papyri Ercolanesi 1 (1969) 23ga2-11 Rispoli: ...из того, что Диоген Вавилонский заимствует из Дикеарха по поводу данного положения, каждый может извлечь, что хочет, например, что древние и певцов считали мудрецами, как это видно по тому, который оставался с Клитемнестрой [Гомер, Одиссея 3.267]. И всякий, как говорят, кто слушает их, особенно ясно это понимает. Благодаря ему [певцу] песня достигает согласного звучания и предоставляет для многих, в дополнение к другим своим способностям, отдохновение (xaxarauarixov) от споров и треволнений, успокаивая, как известно, и людей и животных. Потому и Архилох говорит, что «всякий житель укрощается (x^Awvxai) песней» [фр. 253 West].
40. Порфирий, Жизнь Пифагора 18-19: Сразу же после приезда в Италию и прибытия в Кротон [Пифагор], как говорит Дикеарх, [привлек всеобщее внимание] как человек, повидавший много мест, набравшийся опыта и чудесно одаренный судьбой особыми природными способностями. Ведь он отличался благородной внешностью, его голос зачаровывал своим великолепием и красотой, выделялся он своими поступками и всем остальным. Расположив к себе жителей Кротона, он обратился сперва к совету старейшин с многочисленными и прекрасными предложениями, затем, по просьбе правителей, - к молодёжи с речами, подобающими их возрасту, после них - к детям, приведенным к нему группами из школ и, наконец, к женщинам, собрание которых было для него организовано.
В результате великая его слава еще более умножилась и к нему начали стекаться последователи со всего города, причем не только мужчины, но и женщины, например, Теано, сама прославившая свое имя; пришли многие и из соседних варварских земель, причем, и цари и знатные люди. Однако, о чем он говорил с теми, кто его окружал, точно не известно, так как они не-
6 Подробнее см. статью Стивена Уайта (White 2001, 203 sq.), который, в частности считает, что именно Дикеарх, не Аристотель, предложил первый очерк развития «мудрости» в исторической перспективе.
обыкновенно строго хранили молчание. То же, что хорошо известно всем, сводится, во-первых, к тому, что, по его словам, душа бессмертна, далее, что она переселяется в другие роды живых существ и, наконец, что через определенные периоды то, что случилось, случится вновь, то есть, попросту говоря, не происходит ничего нового,7 а, значит, должно верить, что все одушевленные существа принадлежат к одному роду. Кажется, в Элладу все эти учения первым принес именно Пифагор.8
41А. Порфирий, Жизнь Пифагора 56-57: Дикеарх и другие писатели из числа более точных (oi ахрфготгро!) говорят, что Пифагор присутствовал во время заговора. Ведь Ферекид умер еще до его отъезда с Самоса. Сорок его сторонников были схвачены во время собрания в чьем-то доме, остальных перебили по одиночке в разных местах в городе. Когда его друзья потерпели поражение, Пифагор сначала нашел безопасное укрытие в Каулоне, а затем перебрался в Локры. Когда Локрийцы узнали об этом, они отправили к границам своих земель нескольких старейшин. Приблизившись к нему, те сказали: «Пифагор, мы слышали, что ты мудрый муж и грозный. Но так как нам не за что привлечь тебя по нашим законам, да и сами мы предпочтем жить, как жили, то ты лучше уходи куда-нибудь еще, взяв у нас, если надобно, то в чем испытываешь нужду». Покинув по указанной причине Локры, он отплыл в Тарент, а когда претерпел там нечто подобное тому, что случилось в Кротоне, отправился в Метапонт. Ведь повсюду случались великие мятежи, да такие, что о них вспоминают и говорят до сих пор в этих городах, причем называют их «пифагорейскими». [А пифагорейцами звалась вся группа единомышленников, которые следовали за ним.] В окрестностях Метапонта Пифагор, говорят, и умер, укрывшись в святилище муз и оставаясь там, лишенный всего необходимого, в течение сорока дней.
41В. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 8.40: Дикеарх говорит, что Пифагор умер так: укрывшись в Метапонте в храме Муз он уморил себя голодом за сорок дней. Согласно же «Обзору Сатировых Жизнеописаний» Гераклида, похоронив на Делосе Ферекида, Пифагор вернулся в Италию и, увидев там пирующего Килона Кротонского, не вынес этого зрелища, бежал в Метапонт и уморил себя голодом.
7 Или: «.то, что некогда родилось, родится вновь, так что ничего нового не возникает.».
8 От предшествующих ему мудрецов Пифагор отличался, согласно Дикеарху, тем, что облекал свое моральное учение в речи и обращался к своей аудитории непосредственно. Подробно описывая политическую активность и последние дни Пифагора, Дикеарх почти не касается его учения и не сообщает содержания речей. Подробнее о биографии Пифагора см. Жмудь 2012 58 сл. (Пифагор и древние пифагорейцы) и Афонасин-Афонасина-Щетников 2014,196 сл. (позднейшая пифагорейская традиция).
42. Авл Геллий, Аттические ночи 4.11.14: Хорошо известно утверждение Пифагора, что он ранее был Эвфорбом, более странным выглядит то, что сохранили Клеарх и Дикеарх, что он затем был Пирром из Пирантия [Ру-rаndrum], потом Эталидом [АеШаШеп] и, наконец, публичной женщиной с прекрасным лицом по имени Алко.9
43. Плутарх, О том, следует ли старику участвовать в публичных делах 26, 79бс-797а: Более того, не следует забывать, что участвующий в публичных делах (яоХ1ТЕйЕСТ0а1) не только занимает должности, участвует в посольствах, кричит на собраниях и бегает как вакхант по трибуне, произнося речи или предлагая законы. Так большинству представляются занятия публичными делами. Они же полагают, что философствовать - значит рассуждать, восседая на кресле, или записывать свои опыты в книги. Как настоящая публичная жизнь, так и философствование, проявляющиеся в каждодневных делах и действиях, ускользает от таких людей: ведь прогуливающихся вверх и вниз по стоям они называют «занимающимися перипатетической философией» (таротат£?у), как сказал где-то Дикеарх, а идущих по полю или к друзьям - нет. Участие в публичной жизни подобно философствованию. Сократ ею занимался, однако он не ставил скамей и не восседал на троне, и не назначал специального времени для беседы со своими учениками, и не прогуливался с ними. Он делал это во время игры и застолья, в военном лагере и на площади и, наконец, попал в тюрьму и выпил яд, не переставая философствовать. Он первым показал такой образ жизни, всегда, во всем, в любых испытаниях и делах не переставая философствовать. Те же мысли уместны и в отношении публичных дел. когда склонный к общению, человеколюбивый, любящий свой город и заботливый человек, даже если он и не носит хламиду, всегда занят публичными делами, помогая советом правителям, направляя нуждающихся, размышляя вместе с сомневающимися, отвращая заблуждающихся и поддерживая здравомыслящих. Ясно, что он проявляет незаурядный интерес к общим делам и, особенно в случае важных дел или собраний, идет в театр или на заседание совета не ради награды, как если бы это было состязание, представление или декла-
9 Текст испорчен и восстанавливается на основании других источников. Так, Диоген Лаэртий (8.1.9) говорит, что Пифагор сначала был Эталидом, затем Эвфорбом, Гермотимом и делосским рыбаком Пирром, а Аполлоний Родосский (1.1.645) сообщает, что Пирр происходил не с Делоса, а с Крита, то есть, возможно, из города Пирантия на Крите, если верить нашему фрагменту. Но не исключено, что Руrаndrum, стоящее в тексте, - это просто испорченное имя Пирр.
мация, и даже если не сможет прийти телесно, он все равно присутствует в своих мыслях и устремлениях, одобряя одни дела и осуждая другие.10
44. Зиновий, Эпитома собраний Луциллия Таррея и Дидима 3.65 (Zenobius, Epitome collectionum Lucilli Tarrhaei et Didymi, CPG, ed. Leutsch et Schneidewin): Гончарное дело изучаю на пифосах. - Это поговорка относится к тем, кто пренебрегает начальным обучением и сразу же переходит к более сложным вещам, подобно тому, кто, изучая гончарное дело, вместо того, чтобы сначала научится лепить пластинки и другие небольшие предметы, сразу пытается приложить свою руку к изготовлению больших сосудов для вина (пифосов). Однако Дикеарх понимает эту пословицу иначе, именно, как относящуюся к упражнению в различных вещах, когда, например, кормчий изучает корабль, а наездник - лошадь.
45. Плутарх, Застольные беседы 8.2, 719a-b: Конечно же, бог не нуждается в математике в качестве инструмента для того, чтобы отвратить свой разум от сотворенных вещей и направить его на истинно сущее. Все это уже находится в нем, с ним и вокруг него. Однако взгляни, не мог ли Платон, незаметно для тебя, намекнуть на нечто близкое и подходящее для тебя, примешав к Сократу Ликурга не в меньшей степени, чем Пифагора, как думал Дикеарх. Ведь тебе известно, что Ликург изгнал арифметическую пропорциональность из Спарты, как демократическую и охлократическую, вместо нее учредив геометрическую, так как она лучше подходит для умеренной олигархии и законной монархии. Ведь в первом случае распределяют поровну по числу, во втором - пропорционально по достоинству.
46А. Филодем, История академиков, РНегс 1021, col. 1.1-43 Gaiser:11 Приняв [философию], [Платон] полностью обновил ее, [добавив] к тому что было [то есть к сократической и пифагорейской философии?] прекрасную соразмерность в речах. Однако многое он добавил и от себя, благодаря чему -ведь я должен открыто рассказать обо всем произошедшем - более других людей развил (sü^csv) философию, но и ослабил (хатгАистг) ее. Ведь он обратил к философии бесчисленное число людей благодаря записи своих сочинений, способствуя в то же время тому, что некоторые занялись филосо-
10 Сократ для Дикеарха - это воплощение настоящего мудреца, и ему важно провести различие между подлинно философским образом жизни и философскими занятиями, не обязательно захватывающими всего человека. Далее эта тема продолжится в связи с Платоном (фрагмент 46А).
11 Папирусы, обнаруженные при раскопках в погибшем в результате извержения Везувия городе Геркулануме, дошли до нас в очень плохом состоянии. Перевод, сделанный на основании реконструкций Гайзера и Мирхади, очень приблизителен. Дополнительные текстуальные наблюдения: White 2001, 218 sq.; Dorandi 2011, 343 sq.
фией поверхностно (ешяоХа!^), ступив на проторенный путь. Заметив, что «как число, так и образ (o^iv) звезд бог создал в качестве руководства для философии» [ср. Государство 522с-534е, 53id-532d; Тимей 47а-с, После-законие 97бс-д78Ь], он затем тех, кто не только не знает, но и не желает знать ничего о небесных явлениях причислил не просто к числу «любителей мнений», но и счел заблудшими (яХ^^еАгТд). Ясно, что людей было легко направить по этому проторенному пути, так как он написал весьма мудрено: «Людям надлежит почитать Эрота, [и различать то, что относится к Эроту, и всем] во всем покориться Эроту» [ср. Пир 212b], так что все, «привлеченные Эротом», вполне в силах оправдать этим недостаток своего образования, более того, претендовать на обладание хранилищем (xx^civ) добродетели, при помощи которого лишь они одни в силах постичь учение своего благородного и наимудрейшего наставника. Это отмечал Дикеарх, критикуя [Платона].12
46В. Филодем, История академиков, РНегс 1021, col. Y.1-41 Gaiser: .существенное продвижение, как он говорит, было достигнуто и в математике того времени, ведь Платон формулировал и давал задачи, а математики затем основательно их исследовали. Первыми высшей точки достигли теория измерения и проблемы, связанные с определением, когда Евдокс и его последователи пересмотрели устаревшей метод Гиппократа [Хиосского]. Затем существенных успехов добились в геометрии, ведь появился и метод анализа, и лемма, касающаяся определения (то тар! Siopiayoug Х%ца) и, в целом, много чего было разработано в области геометрии.13 Не оставили они без внимания также оптику и механику. Они составили для собственного употребления целое собрание таких [проблем], которое оказалось полезным многочисленным пустословам [сттар^оХоу^]. Но был и другой род уче-
12 Платон опубликовал свои философские сочинения. Этот радикальный шаг, согласно Дикеарху, привел к необратимым последствиям, как благоприятным, так и не очень. Последние прежде всего связаны с поверхностными риторическими и «эротическими» упражнениями платоников (поэтому он критикует Платонов Федр, см. фр. 48), тогда как первые положили начало серьезным занятиям философией и наукой, в особенности математикой. В следующем фрагменте эта тема развивается, причем Дикеарх, сам занимающийся географией (фр. 118-123 Mirhady), отмечает недостаточную разработанность оптики и механики, то есть практических приложений теоретического знания. По крайней мере, он не упоминает ни об одном новом результате в этой области. И снова, прежде всего Дикеарха интересует эволюция образа жизни философа от одиноких размышлений «мудрецов», через социальный морализм Пифагора и Сократа до «академической» жизни ученого. Последующие фрагменты показывают, что, как и ранее, на этом пути Дикеарх одним из первых в античной историографии проявляет особое внимание к биографическим деталям.
13 Ср. Прокл, Комментарий к первой книге Начал Евклида 66.4-68.4, 211.18-23; Диоген Лаэртий 3.24.
ников, которые пожинали собственную жатву. Отказавшись от публичных дел, они поровну распределили между собой научные занятия (i'o^v xai xoiv^v ctxo^v ^yov), первыми избрав такой образ жизни. Подлинную общность и совместную жизнь свободных людей они отличали от равноправия Даков и Гетов. Ведь истину и науки, к ней стремящиеся, должно отделять от усилий, направленных на выживание, а помышляющие лишь о пользе ничем не отличаются от домашних слуг. Зная силу письменного слова, Платон вдохновил многих на расстоянии через свои книги. Уникальный случай -я уверен - Аксиотея, покоренная [его сочинениями], и она была действительно мудрой женщиной, не уступающей в доблести мужчинам, так как не только размышляла и разбиралась [в философии], но даже, нисколько не стесняясь, носила потрепанный плащ. И она посещала...
46С. Филодем, История академиков, РНегс 1021, col. 2.1-8 Gaiser: ... другими не узнанный. [Платон] иногда не брал денег, из общего человеколюбия и потому, что предоставлял «равное равным». И хотя Дикеарх так это все описывает, Филохор в шестой книге своего Атфида порицает имя Платона, говоря.
47. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 3.4: Начальное образование он [Платон] получил в школе Дионисия, упоминаемого в Соперничающих любовниках [132a]. Гимнастикой он занимался с борцом Аристоном из Аргоса. Другие говорят, что он в качестве борца участвовал в Истмийских играх, - так пишет Дикеарх в первой книге Жизнеописаний, - а также занимался рисованием и писал стихи, сначала дифирамбы, а затем - песни и трагедии.
48. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 3.38: Говорят, что Федр он написал первым. В самом деле, есть в его предмете что-то мальчишеское. Дикеарх же критиковал весь способ его письма, считая его вульгарным.
49. Цицерон, Тускуланские беседы 4.71: Мы видим, что их любовная поэзия14 весьма фривольна: мы, философы, призваны, - и вдохновитель для нас Платон, не так уж и несправедливо критикуемый Дикеархом, - отдать преимущество любви.
50. Диоген Лаэртий, Жизнеописания философов 3.46: Его ученики - Спев-сипп Афинский, Ксенократ Халкидонский, Аристотель из Стагиры, Филипп Опунтский (...) Гераклид Понтийский и многие другие, в том числе две женщины, Ластения из Мантинеи и Аксиотея из Флиунта; последняя носила мужскую одежду, как сообщает Дикеарх.
14 Цицерон имеет в виду Алкея, Анакреонта и Ивика.
51. Филодем, История академиков, РНегс 164, fr. 22.1-7 = PHerc 1021, col. 11.19-21
Dorandi: Дикеарх говорит. Но [Хирон]... показал дерзкими делами.15
52. Филодем, О стоиках, РНегс 155, fr. 15 Dorandi: И Дикеарх. / жизни
означает.
Библиография
Афонасин, Е. В., Афонасина, А. С., Щетников, А. И. (2014) Пифагорейская традиция. Санкт-Петербург.
Афонасин, Е. В. (2015) «Дикеарх о душе», Платоновские исследования 2, 226-243.
Жмудь, Л. Я. (2012) Пифагор и ранние пифагорейцы. Санкт-Петербург.
Рикёр, П. (2004) Память, история, забвение. Пер. с франц. И. И. Блауберг, И. С. Вдо-виной, О. И. Мачульской и Г. М. Тавризян. Москва.
Dorandi, Т. (2001) "La Tradizione Papirologica di Dicearcho," Fortenbaugh-Schütrumpf 2001, 343-352.
Fortenbaugh, W., Schütrumpf, E., eds. (2001) Dicaearchus of Messana: Text, Translation, and Discussion. New Brunswick, NJ and London: Transaction Publ.
Huby, P. (2001) "The Controversia between Dicaearchus and Theophrastus about Best Life," in Fortenbaugh-Schütrumpf 2001,195-236.
Mirhady, D. (2001) "Dicaearchus of Messana: The Sources, Text and Translation," in Fortenbaugh-Schütrumpf 2001,1-142.
Smethurst, S. E. (1952) "Cicero and Dicaearchus," Transactions and Proceedings of the American Philological Association 83, 224-232.
White, S. A. (2001) "Principes Sapientiae: Dicaearchus' Biography of Philosophy," in Fortenbaugh-Schütrumpf 2001,195-236.
15 Речь идет об ученике Платона Хироне.