Научная статья на тему 'Легко ли быть методистом?'

Легко ли быть методистом? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легко ли быть методистом?»

РЕЦЕНЗИИ / REVIEWS

главе учебника представлены критерии, показатели (по видам услуг), методы и методики оценки библио-течно-информационных услуг («средняя оценка удовлетворенности пользователей», «методика взвешенных оценок», методика «значимость-удовлетворенность», иьоим).

Итак, учебник «Библиотечно-информационная деятельность» - глубокий и масштабный научный труд, итог серьезной исследовательской работы авторского коллектива. Он способствует получению теоретических знаний в области библиотечного обслуживания как целостной системы, обеспечивающей доступ пользователей к информационным ресурсам и ценностям культуры в целях удовлетворения их информационных потребностей, а также их реализации в практике библиотечно-информационного обслуживания. Стоит отметить, что учебник значительно бы выиграл, если бы в нем были представлены все ак-

тивно проникающие в библиотечную сферу деятельности сервисы, базирующиеся на таких технологиях, как «облачные вычисления», веб-технологии, способствующие развитию услуг дистанционного библио-течно-информационного обслуживания, веб-технологии персонализированного обслуживания и др. Вместе с тем учебник в полной мере соответствует утвержденной программе по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация «бакалавр»). Кроме того, рецензируемый учебник очень своевременен и значим, принесет несомненную пользу не только бакалаврам, но и специалистам библиотек, так как может использоваться в качестве справочного и практического пособия.

Н. С. Редькина, д-р пед. наук, зам. директора

по научной работе ГПНТБ СО РАН

УДК 025 ББК 78.349

Авраева Ю. Б. Типы методистов общедоступных библиотек: новая реальность : учеб. пособие. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2017. 184 с.

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МЕТОДИСТОМ?

Рецензируемая работа кандидата педагогических наук, доцента Ю. Б. Авраевой является актуальной и практически значимой. В ней отражена возросшая роль методистов в профессиональном развитии библиотекарей, в их правовой и социальной поддержке.

Рецензируемая работа имеет логичную, продуманную структуру, включающую три основных раздела: «Методическая служба и методисты библиотек: сущность и предназначение», «Легко ли быть методистом?», «Слагаемые профессионального развития методистов». Содержание разделов позволяет понять концептуальную точку зрения автора, в частности, при построении «Единой модели типов методистов библиотек» (с. 48), «Структуры специальных знаний, умений, навыков методистов библиотек», «Структуры профессиограммы методиста библиотеки» (с. 63).

Автором проделана огромная работа, ею изучена деятельность методистов различных методических центров: Республики Бурятия; Иркутской, Омской областей; Владивостока, Перми и др. Позиция автора заключается в том, чтобы привлечь внимание органов власти, библиотечной общественности к деятельности методистов общедоступных библиотек, осуществляющих модернизацию методической деятельности.

Права Ю. Б. Авраева, называя методистов «точкой опоры», «сердцем методических служб», отвечающих за формирование конкурентоспособных библиотекарей нового поколения, которым предстоит развивать библиотеки будущего. В связи с чем представляет интерес точка зрения автора о взаимодействии методистов и библиотекарей, об этике их взаимоотношений и корпоративной культуре, являющихся основой их общего успеха. Изучив деятельность методистов в условиях происходящей трансформации

Т. Н. Бояк, 2018, № 1, с. 92-93 / Т. N. Воуак, 2018, по. 1, рр. 92-93

библиотечной сети, изменения квалификационных требований, автор предлагает новое профессиональное название должности методиста: «Менеджер по сетевому взаимодействию библиотек».

Материалы пособия, безусловно, имеют научно-практическую значимость: могут применяться в деятельности библиотек; использоваться в процессе профессиональной подготовки студентов, изучающих основы библиотечного дела в вузе - рассчитаны на студентов, преподавателей учебных заведений, практиков (методистов) методических центров разного уровня и статуса. В пособие вошел материал мастер-класса «Методист библиотеки - высококлассный специалист», получивший одобрение участников Всероссийской научно-практической конференции «Мето-

дическая служба современной публичной библиотеки: от теории к практике» (Санкт-Петербург, 2728 ноября 2014 г.). В рамках межрегионального Книжного салона 28 сентября 2017 г. в Национальной библиотеке Республики Бурятия состоялась презентация пособия, организованная для руководителей и методистов муниципальных библиотек региона.

Надеемся, что пособие Ю. Б. Авраевой заинтересует не только библиотекарей, но и руководство библиотек, органы власти.

Т. Н. Бояк, д-р соц. наук, профессор, Институт социально-культурной деятельности, наследия и туризма ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»

УДК 01:001.8 ББК 78.5

В.П. ЛЕОНОВ

Леонов В. П. Очерк эволюции поэтики библиографии. Санкт-Петербург : Европейский дом, 2017. 228 с.

ОЧЕРК ЭВОЛЮЦИИ

поэтики

БИБЛИОГРАФИИ

БИБЛИОГРАФИЯ - НОВЫЙ ЭТАП ОСМЫСЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБЩЕСТВОМ

В 2017 г. вышла очередная, 14-я по счету, монография известного петербургского ученого В. П. Леонова. Она называется «Очерк эволюции поэтики библиографии». Все книги Валерия Павловича написаны в разных жанрах, в которых гармонично сочетаются идеи, факты и цитируемые документы. Они объединены одной темой, стержневыми направлениями которой являются книга, библиотека и люди. Не стала исключением и эта книга, представляющая собой научный очерк по изучению теории и поэтики библиографии, который синтезирует в себе документальную основу и публицистическую форму подачи материала. Если в предыдущей книге - «История Библиотеки Академии наук: опыт биографии» - Леоновым предложен новый подход к изучению истории БАН, то здесь он вводит новое понятие «поэтика библиографии» и определяет его как раздел теории библиографии, изучающий структуру и закономерности эволюции библиографического процесса. Предметом поэтики биб-

лиографии является исследование эволюции способов и средств описания книжного мира. Он сравнивает поэтику библиографии с книжным космосом, который делает ее автономной, и задача исследователя состоит в том, чтобы обозревать, понимать и описывать ее (с. 18). Им предпринята попытка осмыслить роль поэтики в библиографии и проложить новый путь к ее исследованию. Этим и определена структура книги, в которой автор выступает как исследователь и составитель.

Огромный исторический и теоретический материал, широкий сравнительный анализ, введение новых терминов, подходов и принципов позволили автору представить свою концепцию поэтики библиографии, основанную на изучении поэтического искусства и грамматики библиографического языка. Задача поэтики библиографии состоит в том, чтобы понять, насколько важен синтез между вновь открытыми знаниями и смыслами, между творческим и исследовательским направлениями научной деятельности. Такой интерес вызван не столько теоретическими, сколько практическими запросами библиографии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.