Научная статья на тему 'Легкий фитнес'

Легкий фитнес Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
360
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алеся Следина

На российском рынке спортивно-оздоровительных услуг в последние несколько лет сформировался отчетливый тренд: главной точкой роста стали женские фитнес-центры и велнес-студии1 — «облегченные» версии традиционных фитнес-клубов. Популярность этих форматов немедленно сказалась на количестве франчайзинговых концепций, которые сейчас предлагаются на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легкий фитнес»

Алеся Следина

Легкий фитнес

На российском рынке спортивно-оздоровительных услуг в последние несколько лет сформировался отчетливый тренд: главной точкой роста стали женские фитнес-центры и велнес-студии1 — «облегченные» версии традиционных фитнес-клубов. Популярность этих форматов немедленно сказалась на количестве франчайзинговых концепций, которые сейчас предлагаются на рынке.

Открытие традиционного фитнес-клуба по франшизе обходится по нынешним временам не менее чем в 30 млн рублей и, как правило, сопряжено с мучительными поисками подходящего помещения. Формат женского фитнес-центра или велнес-студии обеспечивает куда менее затратный и более комфортный

ровку. В такие центры закупается специальное, «упрощенное» оборудование, которое к тому же требуется в значительно меньшем количестве, чем в обычный фитнес-клуб. Велнес-студии — это клубы легкого фитнеса и коррекции фигуры, где во время занятий от клиенток практически не требуется никаких физических усилий: здесь нужно только лежать, расслабляться и по-

Mi

I Первопроходцем формата женских фитнес-клубов стала американская Curves, сделавшая своим неофициальным девизом слова, которые в значительной степени определяют атмосферу заведений: «Без макияжа, без мужчин, без зеркал» ^^

1От англ. wellness — хорошее здоровье, самочувствие.

вход в бизнес: необходимый размер инвестиций, который заявляют франчайзеры, укладывается в диапазон от 800 тыс. до 3,5 млн рублей. При этом минимальные требования к площади помещения начинаются с 50-200 кв. метров.

В чем суть этих концепций? Женский фитнес-центр — это небольшое заведение, предлагающее клиенткам заниматься по программе 30-минутного силового и кардио-тренинга, который позволяет проработать все важные группы мышц и сжечь до 500 калорий за трени-

лучать удовольствие, в то время как специальные велнес-тренажеры (тонусные столы, виброплатформы, роликовые массажеры и др.) помогают сжечь лишние калории и подтянуть проблемные зоны. Стоит заметить, что разделение этих двух форматов достаточно условное: многие подобные заведения предлагают одновременно и фитнес-, и велнес-программы, а также вводят целый перечень «сопутствующих» услуг (составление программ питания и похудания, массаж, солярий, сауна, SPA, фитнес-бар).

Ограничением для франчайзи здесь может быть только наличие свободной площади, а иногда — требования франчайзера.

Ценность формата для потребителя достаточно очевидна: известно ведь, что для многих частота занятий фитнесом обратно пропорциональна расстоянию, которое требуется преодолеть до клуба. В этом смысле небольшой женский фитнес-центр или велнес-студия у дома или офиса — прекрасная альтернатива большому, но удаленному фитнес-клубу. Неудивительно, что такие заведения очень популярны среди женщин самых разных возрастов и национальностей, и поэтому женский фитнес и велнес активно развиваются во многих странах мира.

Первопроходцами формата стали американцы, супруги Гарри и Дайана Хевин, которые открыли свой первый женский фитнес-центр под вывеской Curves в Техасе в 1992 году. Именно они с самого начала стали продвигать идею «экспресс-фитнеса», предложив своим клиенткам удобные 30-минутные программы тренировок. Неофициальным девизом сети стали слова, которые в значительной степени определяют атмосферу заведений: «Без макияжа, без мужчин, без зеркал». Curves обрела невероятную популярность среди женщин в США, а затем и по всему миру — настолько, что

г

в конце концов поставила исторический рекорд по скорости развития. На открытие первых семи тысяч точек у Curves ушло менее десяти лет, в то время как у McDonald's — 25, а у Subway — 26.

В России женский фитнес стартовал в 2003 году, когда две отечественные предпринимательницы — Ирина Чирва и Елена Коростылева — открыли в Санкт-Петербурге первый «Тонус-клуб», вложив в него $30 тыс. На рынок оздоровительных услуг они выводили свое заведение под несколько провокационным лозунгом «Фитнес для ленивых», который, как оказалось, обеспечил им стопроцентное попадание в аудиторию. Первую франшизу предпринимательницы продали в 2007-м, и на сегодня в сети «Тонус-клуб» — 111 заведений (собственных — три). Как в шутку подсчитали в компании, клиентки за девять лет похудели на 350 тонн.

Успех «Тонус-клубов» привлек на рынок множество последователей. Велнес-франшизы в России предлагают Slimclub, «Атмосфера», Vitality Centre. Франшизы женских фитнес-клубов в стране сегодня продают сети «Броско фитнес», «Талия фитнес» и, конечно же, американская Curves. Стоит отметить, что «Броско» практически скопировала в свое время Curves:

концепции этих клубов и их предложения по франшизе очень похожи, но это не мешает обоим игрокам полноценно развиваться на российском рынке. Форматом заинтересовались и признанные лидеры отечественной фитнес-индустрии. Так, «Планета фитнес» запустила концепцию «Фитнес Точка ру», что само по себе свидетельствует о перспективности направления и большом будущем сегмента.

Давайте, впрочем, трезво оценим и недостатки формата. Первый — это изначально заложенные в него гендерные ограничения. Среди клиентуры обычных фитнес-клубов соотношение мужчин и женщин, как правило, составляет 40:60. Сознательный отказ от мужской аудитории значительно сужает круг потенциальных клиентов. Не стоит забывать и про детский фитнес, который набирает популярность в стране: для женских фитнес-и велнес-клубов это тоже станет «упущенной возможностью». Второй недостаток вырастает из небольшой квадратуры помещений, которые обычно используют женские клубы. Владельцу предстоит нелегкий выбор, какие дополнительные услуги оказывать на имеющихся свободных площадях. Часто вопрос встает просто: сауна или солярий? И тут легко промахнуться мимо того, что в действительно-

сти будет востребовано клиентами «здесь и сейчас». Наконец, нужно понимать, что получасовые тренировки и велнес-тренажеры в любом случае не заменят полноценного фитнеса: если женщина действительно серьезно настроена работать над собой, то она наверняка сделает выбор в пользу классического фитнес-клуба.

Паушальные взносы при покупке женских фитнес- и велнес-франшиз весьма велики, что имеет свое объяснение. Ведь франчайзеры не только продают оборудование своим партнерам, но и обучают персонал, консультируют по организации

бизнес-журнал сентябрь #9 2012

65

г

Алеся Следина

консультант по франчайзингу компании «ФРАНКОН»

бизнеса, выстраивают маркетинговую стратегию партнерскому заведению. Самую высокую плату за присоединение к сети взимают «Тонус-клуб» и «Броско» — 420 и 450 тысяч рублей соответственно, самую низкую, 100 тысяч — Vitality Centre. В данном случае размер паушального взноса напрямую зависит от степени распространенности бренда: Vitality Centre только выходит на рынок, в то время как «Тонус-клуб» и «Броско» — уже старожилы и успели развить свою сеть.

Другой немаловажный финансовый параметр любой франшизы — роялти. Тут подходы франчайзеров, работающих в сегменте, значительно различаются. Фиксированное роялти установлено по франшизе «Броско», Vitality Centre и «Талии фитнес». Между тем «Фитнес-точка», «Тонус-клуб» и Slimclub берут процент от выручки фран-чайзи, причем сумма отчислений

зависит в том числе и от площади клуба. А франчайзер «Атмосфера» пытается привлечь внимание к своей франшизе с помощью нулевого роялти, установленного вплоть до конца 2012 года. Наиболее рациональный подход, как показывает практика, — это роялти с фиксированной ставкой на квадратный метр, поскольку выручка фран-чайзи очень сильно разнится в зависимости от площади, занимаемой клубом, и, соответственно, от предлагаемого набора услуг.

Разумеется, ничто не мешает предпринимателю не открывать клуб по франшизе, а пуститься в самостоятельное плавание. Тем более что на рынке уже появились компании, занимающиеся консалтингом по созданию подобного бизнеса (часто они так или иначе аффилированы с поставщиками соответствующего оборудования). Правда, в этом случае нужно при-

кк Концепция «легкого фитнеса для женщин» — не без врожденных изъянов: она означает добровольный отказ заведения от мужской аудитории и клиенток, решивших заняться фитнесом всерьез, а также от оздоровительных программ для детей ущ

готовиться к самостоятельному набиванию шишек: все-таки «легкий фитнес» вовсе не синоним «легкого бизнеса». ■

Наиболее заметные франшизы

в российском сегменте женского фитнеса и велнеса

Франшиза Год основания (год начала продажи франшиз) Количество точек (в том числе собственных) требования к площади, кв. м Инвестиции, тыс. руб. Паушальный взнос, тыс. руб. Роялти

«Тонус-клуб» 2002 (2007) 111 (3) 100-300 от 3 500 420 250 руб. / кв. м в мес.

Slimclub 2009 (2009) 48 (2) 70-250 1 900-3 600 300 150 руб. / кв. м в мес.

Curves (США) 1992 (2010 -в России) 26 (0) — в России от 305 от 1 400 — от 295 евро

«Броско фитнес» 2010 (2010) 15 (0) 200-400 от 2 500 450 10 тыс. руб. в регионе / 15 тыс. руб. в Москве (фиксир.)

«Талия фитнес» 2007 (2010) 6 (4) 100-115 800-1 500 150 8 тыс. руб. (фиксир.)

«Атмосфера» 2010 (2011) 4 (1) 130-250 1 000-2 000 195 0 (до конца 2012 г.)

Vitality Centre 2012 (2012) 2 (2) от 50 1 100 100 7,5 тыс. руб. (фиксир.)

«Фитнес Точка ру» («Планета фитнес») 2010 (2010) 1 (1) 100-150 от 2 900 105 10% выручки, но не менее $725 в мес.

Источник: ФРАНКОН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.