Научная статья на тему 'ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ'

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА / ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саргсян Ж.А., Кусков А.Н.

В статье проанализирована ситуация в легкой промышленности на территории РФ. Актуальность темы исследования заключается в необходимости эффективного решения проблем развития легкой промышленности России с учетом закономерностей рыночной трансформации национальной экономики и ее модернизации. В данной статье выявлены основные проблемы отрасли и направления совершенствования ее функционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIGHT INDUSTRY AS THE MOST IMPORTANT BRANCH OF PRODUCTION OF CONSUMER GOODS

The article analyzes the situation in the light industry in the territory of the Russian Federation. The relevance of the research topic lies in the need to effectively solve the problems of the development of light industry in Russia, taking into account the patterns of market transformation of the national economy and its modernization. This article identifies the main problems of the industry and the directions of improving its functioning

Текст научной работы на тему «ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ОТРАСЛЬ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Ж.А. Саргсян, магистрант А.Н. Кусков, канд. воен. наук, доцент Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-5-174-178

Аннотация. В статье проанализирована ситуация в легкой промышленности на территории РФ. Актуальность темы исследования заключается в необходимости эффективного решения проблем развития легкой промышленности России с учетом закономерностей рыночной трансформации национальной экономики и ее модернизации. В данной статье выявлены основные проблемы отрасли и направления совершенствования ее функционирования

Ключевые слова: легкая промышленность, экономика, товары народного потребления, проблемы развития легкой промышленности.

Развитие легкой промышленности, организационно-экономическая и техническая перестройка данной отрасли является одной из наиболее актуальных задач российской экономики в ближайшей перспективе. Для повышения эффективности отрасли необходимо в полной мере использовать имеющийся потенциал страны.

Легкая промышленность является одной из отраслей комплекса, производящего товары народного потребления. Данная отрасль является обрабатывающей и выпускает продукцию для населения: ткани, одежду, обувь, трикотаж, чулочно-носочные и меховые изделия, головные уборы, текстильную и кожаную галантерею.

Для грамотного выстраивания алгоритма развития отечественной легкой промышленности необходимо четко определить, что необходимо сделать, чтобы добиться ее сохранения и развития, учитывая при этом высокую роль конкуренции со стороны развитых стран и преобладающего импорта, а также наметить инструменты государственной поддержки. Оперативное решение этих задач это во многом определит судьбу отечественного легпрома.

В отчете «Основных результатах деятельности Минпромторга России» было указано, что объем финансирования за 2017-2021 гг. составил более 71 млрд руб. (рис. 1) [4].

Рис. 1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» за 2017-2021 гг., млрд руб.

В 2021 году, общая сумма субсидий для легпрома составила 19,03 млрд руб. (339,2 млн руб. были направлены на компенсацию потерь в производстве камвольных

тканей; 217,8 млн руб. - на субсидирование затрат по производству пряжи и тканей из льна; 1,223 млн руб. - на субсидии для стимулирования спроса и повышения

конкурентоспособности продукции отрасли; 500,0 млн руб. - субсидирование части затрат на обслуживание кредитов на пополнение оборотных средств).

Все это свидетельствует о том, что государство заинтересовано в поддержке раз-

вития отечественной легкой промышленности, несмотря на то что продукция данной отрасли по значимости для россиян уступает продовольственным и многим другим товарам (рис. 2) [2].

Рис. 2. Товарная структура импорта за 2021 г., %

Относительно 2020 года структура импортных товаров практически не изменилась: по-прежнему высокий спрос имеет высокотехнологичное оборудование и машины, продовольствие, фармацевтические товары и т.д.

Но несмотря на все меры поддержки отечественной легкой промышленности, продолжает сохраняться преобладание импорта над экспортом. Так, большую часть товаров легпрома в Россию по-прежнему ввозят из-за границы (рис. 3) [2].

Импорт Производство Незаконный оборот

Рис. 3. Структура рынка товаров легкой промышленности

На сегодняшний день безусловными лидерами в сегменте лёгкой промышленности являются Китай, Индия, Турция и Бангладеш [2].

В настоящее время в РФ на долю текстильной и швейной промышленности приходится порядка 80% общего объема реализуемой товарной продукции отрасли. В структуре производства российского легкопромышленного сектора выделяют четыре основных вида продукции, занимающие в ней наибольшую долю: одежда, ткани, обувь и постельное белье. Предпри-

ятия легкопрома расположены почти в каждом регионе, при этом наблюдается тенденция ежегодного снижения их числа, а также занятых на предприятиях [3].

Проанализировав состояние легкой промышленности за 2017-2021 гг. можно выделить основные проблемы и направления совершенствования ее функционирования.

Важнейшей проблемой является сильная зависимость легкой промышленности от импорта. В структуре затрат предприятий легкой промышленности преобладают

затраты на материальные ресурсы (сырье) и оплату труда, доли которых в общих затратах составляют 65% и 20% соответственно. В качестве сырья здесь используется хлопок, шерсть, лен, шелк, а также искусственные и синтетические волокна. С распадом Советского Союза большинство сырьевых производств оказались за пределами нашей страны, вследствие чего хлопчатобумажная промышленность стала целиком базироваться на импортном сырье. Хлопок-сырец, причем не самого лучшего качества, поступает в основном из Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана. Сегодня в нашу страну импортируются 100% хлопкового сырья, 85% шерсти, химических волокон и нитей, 95% шелка, в результате чего страна ежегодно теряет 1,1% ВВП. Наблюдается и рост цен на натуральное сырьё, происходящее в результате ограниченности сырьевых баз. Такая зависимость от импорта порождает дополнительные риски, связанные с колебаниями мировых цен на сырье и курса валют. Большая часть всех машин и оборудования для отрасли также закупается за рубежом. Что касается экспортной деятельности, то она почти не развивается, сохраняясь на том же уровне. Доля экспорта сырья в сравнении с импортом в десятки раз ниже. На экспорт идет преимущественно искусственно выращенный хлопок и полиэфирное волокно в страны СНГ. Следует отметить, что разрыв между объемами импорта и экспорта в натуральном выражении почти вдвое больше, чем в стоимостном, что свидетельствует о завозе в нашу страну преимущественно дешевой импортной продукции, которая по ценам значительно ниже, чем экспортируемые из страны товарные аналоги. Вследствие вступления РФ в ВТО защититься от импорта уже невозможно [5].

Серьезной проблемой, существующей в экономике России, является незаконный ввоз товаров и нерегулируемое производство, которое носит неформальный и подпольный характер. Удельный вес такой продукции составляет 30% от общего объема ввозимой и производимой в данном секторе продукции, а доля поставщиков, работающих по схеме «серого» импорта,

достигла 60%. Большая часть этих подделок продается через Интернет, который не контролируется должным образом регулирующими и правоохранительными органами [6].

Значительная проблема функционирования легкой промышленности заключается в физическом и моральном износе практически половины имеющегося оборудования предприятий отрасли. Такое оборудование неспособно не только производить современную качественную продукции, но создает и неудовлетворительные условия труда, приводящие к повышенному производственному травматизму. Использование устаревшего оборудования приводит к росту себестоимости продукции, снижая при этом её конкурентоспособность.

Затраты на закупку нового оборудования в России сегодня составляют в пределах 40 млн евро, в то время как в Индии -110 млн евро, а в Китае - 997 млн евро. На отечественных предприятиях коэффициент обновления оборудования находится в пределах 3% в год и осуществляется за счет заемных и собственных средств, а на зарубежных данный показатель превышает 15%, что в большей степени связано с инвестиционной господдержкой. Таким образом, темпы технического перевооружения предприятий отрасли в нашей стране оставляют желать лучшего. Технологическое отставание легкой промышленности связано в т.ч. с низкими объемами бюджетного финансирования НИОКР, отсутствием средств на развитие экспериментальной базы [5].

Заработная плата в отрасли остается одной из самых низких в России. Наблюдается стабильное сокращение численности работников предприятий отрасли, острый дефицит рабочих и инженеров. Можно предположить, что одной из причин таких низких зарплат является то, что на теневой бизнес приходится высокий процент производства, и, наряду с этим, продажа российской и зарубежной контрафактной продукции и импорт, в связи с чем с 1 июня 2018 г. в России была предпринята попытка введения маркировки продукции (Постановление Правительства РФ от

30.05.2018 N 620 «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации обувных товаров на территории Российской Федерации») [1].

Для преодоления «кадрового голода» необходимо изменить налогообложение в отрасли. Также во многом благодаря государственным производственным программам и оперативному государственному регулированию, отечественный легпром сможет повысить конкурентоспособность на рынке. Необходимо учитывать причины, по которым промышленные предприятия каждый год теряют своих сотрудников.

По уровню организации работ и контроля за технологическим процессом предприятия российского легкопрома отстает от зарубежных передовых предприятий, вследствие чего удельная трудоемкость производства в отрасли в пять раз выше, чем за рубежом, а продолжительность выполнения заказов два раза дольше.

К причинам низких зарплат в отрасли можно отнести несовершенство налогообложения, непредсказуемость государственного регулирования, коррупция, административные барьеры, проблемы развития производственной инфраструктуры,

несовершенство внутреннего регулирования, снижение платежеспособного спроса, жесткие условия получения кредитных ресурсов банковским сектором и т.п.

Таким образом, для повышения эффективности деятельности предприятий легкой промышленности возможно за счет разработки и реализации антикризисных мер, при этом необходимо уделить особое внимание расширению государственных мер поддержки; совершенствованию законодательной базы в сфере производства, импорта, экспорта, таможенно-тарифного и налогового регулирования; повышению инвестиционной привлекательности отрасли; улучшению условий труда; обеспечению роста заработной платы промыш-ленно-производственных рабочих предприятий легкопрома; финансированию НИОКР; активному участию предприятий легкой промышленности в процессах государственно-частного партнерства; выходу на новые рынки сбыта; развитию новых направлений производства [7].

Реализация предложенных мероприятий позволит сформировать мощный потенциал, направленный на развитие производства легкой промышленности РФ и усилить конкурентные позиции отрасли на мировом и отечественном рынках.

Библиографический список

1. География легкой промышленности России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofscience.ru/geografija-mira/35-geografija-rossii/972-geografija-legkoj -promyshlennosti-rossii.html (Дата доступа: 07.12.2022).

2. Напольских, Д.Л. Легкая промышленность России: состояние и проблемы / Д.Л. Напольских, У.В. Опарина // Обществознание и социальная психология. - 2022. -№ 8 (38). - С. 118-127. - EDN

3. Литвинова А.Г. Анализ ситуации в российской легкой промышленности // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2014. - №2.

4. Минпромторг России. Открытый бюджет для граждан. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://budget.minpromtorg.gov.ru/citizens/card/dolya-prodovol-stvennykh-tovarov-v-strukture-rossiyskogo-eksporta-v-strany-dal-nego-zarubezh-ya-v-2012-2019-godakh.

5. Печаткина, Е.Ю. Особенности предприятий легкой промышленности / Е.Ю. Печаткина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. -№ 8(263). - С. 117-123. - EDN ОХЦНЦР.

6. Саляхова, Н.С. Легкая промышленность как многопрофильный производственный комплекс // Молодежь и наука: шаг к успеху : сборник научных статей 3-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 5 т., Курск, 21-22 марта 2019 года. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2019. - С. 302-305. - EDN 2СКЛОЬ.

7. Цыпин, И.С. Государственное регулирование экономики: Учебник / И.С. Цыпин, В.Р. Веснин. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 296 с.

LIGHT INDUSTRY AS THE MOST IMPORTANT BRANCH OF PRODUCTION OF

CONSUMER GOODS

Zh.A. Sargsyan, Graduate Student

A.N. Kuskov, Candidate of Military Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article analyzes the situation in the light industry in the territory of the Russian Federation. The relevance of the research topic lies in the need to effectively solve the problems of the development of light industry in Russia, taking into account the patterns of market transformation of the national economy and its modernization. This article identifies the main problems of the industry and the directions of improving its functioning

Keywords: light industry, economy, consumer goods, problems of development of light industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.