Научная статья на тему 'ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ'

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
793
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРЫ ОЛИМПИАД / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ / ВИДЫ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колодеев Евгений Петрович

В статье рассматривается история развития легкой атлетики в программе Игр Олимпиад. Автором сделан анализ развития легкой атлетики в разные периоды игр Олимпиад, представлена история развития легкоатлетической олимпийской программы на основе динамики роста количества олимпийских дисциплин и определяющих ее факторов. Был сделан обзор неолимпийских дисциплин легкой атлетики, которые могут быть включены в легкоатлетическую программу Олимпийских игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHLETICS AT THE OLYMPIC GAMES AND PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT

The article deals with the history of athletics development in the Olympic Games program. The author analyzes the development of athletics in different periods of the Olympic Games, it presents the history of the development of the Olympic track and field program based on the dynamics of growth in the number of Olympic disciplines and its determining factors. A review was made of non-Olympic athletics disciplines that can be included in the track and field program of the Olympic Games.

Текст научной работы на тему «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ»

При составлении учебного плана учитывалось разнообразие существующих упражнений для развития выносливости у военнослужащих. Совершенствование личности военнослужащего должно быть разносторонним и полноценным, поэтому в процессе спортивной тренировки необходимо также учитывать теоретическую, тактическую и морально-волевую подготовку. Важность каждой из них определяется с учётом уровня развития обучающегося и разновидностью решаемых задач.

Контактная информация: nikita_kolesnichenko@list.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2021

УДК 796.032.2:796.42

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ

РАЗВИТИЯ

Евгений Петрович Колодеев, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры, Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, Нижний Новгород

Аннотация

В статье рассматривается история развития легкой атлетики в программе Игр Олимпиад. Автором сделан анализ развития легкой атлетики в разные периоды игр Олимпиад, представлена история развития легкоатлетической олимпийской программы на основе динамики роста количе -ства олимпийских дисциплин и определяющих ее факторов. Был сделан обзор неолимпийских дисциплин легкой атлетики, которые могут быть включены в легкоатлетическую программу Олимпийских игр.

Ключевые слова: игры Олимпиад, легкая атлетика, победители и призеры Олимпийских игр по легкой атлетике, виды легкоатлетической программы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p163-168

ATHLETICS AT THE OLYMPIC GAMES AND PROSPECTS FOR ITS

DEVELOPMENT

Evgeniy Petrovich Kolodeev, the candidate of legal sciences, senior lecturer, head of the department, Nizhniy Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Abstract

The article deals with the history of athletics development in the Olympic Games program. The author analyzes the development of athletics in different periods of the Olympic Games, it presents the history of the development of the Olympic track and field program based on the dynamics of growth in the number of Olympic disciplines and its determining factors. A review was made of non-Olympic athletics disciplines that can be included in the track and field program of the Olympic Games.

Keywords: Olympic Games, athletics, winners and prizewinners of the Olympic Games in athletics, types of track and field program.

Олимпийские игры являются самыми престижными и значимыми соревнованиями современности. Легкая атлетика была всегда представлена в программе игр Олимпиад, начиная с игр в Древней Греции и заканчивая современными Олимпийскими играми. Сегодня в программе игр Олимпиад легкая атлетика остается самым представительным видом спорта. На Олимпийских играх 2020 года в Токио (перенесены на 2021 год) программа соревнований будет включать 49 легкоатлетических дисциплин [4].

Легкая атлетика это один из самых древних видов спорта, который и сегодня остается наиболее массовым и любимым на всех континентах. Она является одним из самых доступных и демократичных видов спорта [4]. По количеству занимающихся легкая атле-

тика является одним из самых массовых видов спорта. Простота и доступность легкоатлетических упражнений позволяет участвовать в соревнованиях и добиваться успехов спортсменам из разных стран и континентов. Сегодня спортсмены из развивающихся стран способны в соревнованиях по легкой атлетике конкурировать и побеждать атлетов из развитых стран [3].

За все время существования олимпийского движения современности, легкоатлетическая программа претерпела значительные изменения, являющиеся актуализирующим фактором для изучения накопившегося исторического опыта, для оценки дальнейших перспектив ее развития.

Цель исследования - анализ развития легкой атлетики в разные периоды игр Олимпиад и оценка перспектив дальнейшего развития легкоатлетической программы на Олимпийских играх.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве исследовательского материала использовали официальные протоколы с соревнований по легкой атлетике на играх Олимпиад современности с 1896 по 2016 годы [1, 2]. Всего был проведен анализ результатов соревнований по легкой атлетике в программе 28 игр Олимпиад [5]:

- Первый период (5 игр) - Игры 1-У Олимпиад (1896-1912 гг.);

- Второй период (5 игр) - Игры У11-Х1 Олимпиад (1920-1936 гг.);

- Третий период (11 игр) - Игры Х1У-ХХ1У Олимпиад (1948-1988 гг.);

- Четвертый период (7 игр) - Игры ХХУ-ХХХ1 (с 1992-2016 гг.)

Для оценки оценка перспектив дальнейшего развития легкоатлетической программы на Олимпийских играх использовался анализ научно-методической литературы и информация с сайта Всемирной легкой атлетики.

Метод математической обработки результатов исследования использовался для проведения анализа исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В современную олимпийскую программу входят беговые и технические виды дисциплин, а также многоборье. На соревнованиях по легкой атлетике на Играх ХХХ1 Олимпиады в 2016 году были разыграны 47 комплектов наград - 24 комплекта в мужских и 23 комплекта в женских дисциплинах.

На Олимпийских играх 2020 года в Токио (перенесены на 2021 год) программа соревнований будет включать 49 легкоатлетических дисциплин. К программе игр 2016 года будут добавлены дисциплины, апробированные на Чемпионате мира 2019 года: спортивная ходьба на 50 км у женщин и смешанная эстафета 4*400 м.

Развитие олимпийской программы легкой атлетики на Олимпийских играх трудно спрогнозировать, полагаясь только на исторический анализ ее содержания. Развитие легкой атлетики, как и многих других видов спорта, сегодня определяется задачами олимпийского движения, одной из которых является расширение географии участников соревнований. В таблице представлены результаты анализа данных трех показателей, характеризующих развитие легкой атлетики:

- количество легкоатлетических дисциплин на Олимпийских играх,

- количество стран-участниц,

- количество стран выигравших медали,

- доля стран, завоевавших медали от общего количества стран-участниц.

Анализ данных таблицы позволил составить определенную периодизацию изменения программы легкой атлетики и достижений стран на Олимпийских играх.

Первый период (5 игр) - Игры 1-У Олимпиад (1896-1912 гг.)

В первый период игр Олимпиад наблюдается активный рост легкоатлетической программы. Если на играх I Олимпиады в 1896 году медали были разыграны в 12 легкоатлетических дисциплинах, то на играх IV Олимпиады в 1912 году уже на соревнованиях по легкой атлетике разыграли 30 комплектов медалей. На играх Олимпиад данного периода в соревнованиях по легкой атлетике выступали только мужчины.

В программу соревнований по легкой атлетике, в основном, включались дисциплины, которые в будущем будут исключены из программы: кроссовый бег, прыжки с места, метания отдельно правой и левой рукой, гладкого и барьерного бега на нестандартные дистанции, перетягивание каната (входило в программу легкой атлетики).

Постепенно возрастает количество стран-участников игр и стран, выигравших медали в легкой атлетике. Но при этом снижается доля стран завоевавших медали от общего количества стран-участниц с 70% на играх I Олимпиады до 44,4% на играх V Олимпиады.

Таблица - Легкая атлетика в программе Олимпийских игр

Год проведения игр Дисциплины, кол-во Страны-участницы игр, кол-во Страны, выигравшие медали, кол-во Доля стран завоевавших медали от общего количества стран-участниц, %

1896 12 10 7 70

1900 23 15 12 75

1904 24 10 6 60

1908 26 20 13 61,9

1912 30 27 12 44,4

1920 29 25 12 48

1924 27 40 15 37,5

1928 27 40 16 40

1932 29 34 16 47

1936 29 43 16 37,2

1948 33 53 22 41,5

1952 33 57 20 35,1

1956 33 59 19 32,2

1960 34 72 20 27,7

1964 36 80 22 27,5

1968 36 92 25 27,2

1972 38 104 24 23,1

1976 37 79 23 29,1

1980 38 70 17 24,3

1984 41 124 24 19,4

1988 42 148 24 16,2

1992 43 156 35 22,4

1996 44 190 45 23,7

2000 46 193 45 23,3

2004 46 196 40 20,4

2008 47 200 41 20,5

2012 47 201 42 20,9

2016 47 200 41 20,5

Второй период (5 игр) - Игры У11—Х1 Олимпиад (1920-1936 гг.)

Во второй период игр Олимпиад количество дисциплин соревнований по легкой атлетике оставалось стабильным (29-30 дисциплин). С 1928 года в соревнованиях по легкой атлетике на Олимпиадах стали участвовать женщины.

В программе соревнований по легкой атлетике происходит добавление женских дисциплин и уменьшение количества мужских дисциплин за счет исключения прыжков с места и раздельных метаний. Количество стран-участников с 1924 года остается примерно на одном уровне (40-43 страны), как и количество стран, выигравших медали в легкой

атлетике (15-16 стран).

Третий период (11 игр) - Игры Х1У-ХХ1У Олимпиад (1948-1988 гг.)

В третий период игр Олимпиад количество дисциплин соревнований по легкой атлетике стало постепенно увеличиваться, в основном за счет добавления в программу соревнований дисциплин для женщин. Если на играх Х1У Олимпиады в 1948 году медали были разыграны в 33 легкоатлетических дисциплинах, то на играх ХХ1У Олимпиады в 1988 году на соревнованиях по легкой атлетике разыграли 42 комплекта медалей. Причем в 18 дисциплинах соревновались женщины и 24 - мужчины. В этом периоде игр Олимпиад наблюдается резкий рост количества стран-участниц соревнований по легкой атлетике (с 53 до 148). Но количество стран, выигравших медали в легкой атлетике возрастает незначительно (с 20 до 24), и соответственно снижается доля стран завоевавших медали от общего количества стран-участниц с 41,5% в 1948 году до 16,2% на играх 1988 года.

Четвертый период (7 игр) - Игры ХХУ-ХХХ1 (с 1992-2016 гг.)

В четвертый период игр Олимпиад количество дисциплин соревнований по легкой атлетике незначительно увеличиваться, опять за счет добавления в программу соревнований дисциплин для женщин. На играх ХХУ Олимпиады в 1992 году медали разыгрывались в 43 легкоатлетических дисциплинах, а на играх ХХХ1 Олимпиады в 2016 году на соревнованиях по легкой атлетике разыграли 47 комплектов медалей (23 женских дисциплины и 24 мужских дисциплины). На играх 2020 года количество женских и мужских дисциплин сравняется. В этом период происходит дальнейший рост количества стран-участниц соревнований по легкой атлетике (с 156 до 201) и количества стран, выигравших медали в легкой атлетике (с 35 до 45). Доля стран завоевавших медали от общего количества стран-участниц остается примерно на одном уровне (20,4-23,3%).

Всего на сегодня победителями соревнований по легкой атлетике за всю историю игр Олимпиад стали представители 70 стран, а призерами - спортсмены из 101 страны.

Вероятными перспективами развития легкой атлетики в программе Олимпийских игр в соответствии с концепцией расширения олимпийской географии может стать включение дисциплин, по которым проводятся Чемпионаты мира или континентов, в которых успешно выступают спортсмены из разных стран, в том числе, ранее не завоевавшие олимпийских медалей, возможно равное участие женщин и мужчин, и проведение которых не потребует существенных дополнительных материальных затрат.

Среди неолимпийских легкоатлетических дисциплин для возможного увеличения легкоатлетической программы наиболее вероятными являются следующие:

1. Полумарафон. По полумарафону 1 раз в 2 года проводятся Чемпионаты мира. Соревнования 2018 года собрали 279 спортсменов из 80 стран мира. В полумарафоне разыгрывается 4 комплекта медалей (2 в личном первенстве и 2 в командном первенстве). По полумарафону фиксируются высшие мировые достижения.

2. Кроссовый бег. Кроссовый бег уже был в программе игр Олимпиады с 1904 по 1924 года. По кроссу 1 раз в 2 года проводятся Чемпионаты мира. Соревнования 2019 года собрали 507 спортсменов из 59 стран мира. В кроссовом беге разыгрывается 9 комплектов медалей (по 2 - в личном первенстве, по 2 - в командном первенстве, 1 - в смешанной эстафете).

3. Горный бег. Чемпионаты мира по горному бегу проводятся с 1985 года. 35-ый чемпионат мира по горному бегу состоялся в 2019 году. В нем приняли участие 213 спортсменов из 30 стран мира. В горном беге разыгрывается 4 комплекта медалей (2 в личном первенстве и 2 в командном первенстве).

4. Эстафетный бег. Эстафета является одним из самых зрелищных видов легкой атлетики. С 2014 года проводятся Чемпионаты мира по легкоатлетическим эстафетам. В 2019 году в Чемпионате мира, который прошел в Иокогаме (Япония), приняли участие

546 спортсменов из 35 стран. В 2021 году в Чемпионате мира в польском городе Хожув участвовали более 600 атлетов из 37 стран. Команды из 16 стран сумели выиграть награды на этом чемпионате мира.

Программа соревнований Чемпионата мира по эстафетному бегу периодически меняется. Наиболее приемлемыми для включения в программу Олимпийских игр являются следующие эстафеты: 4*200 м, 4*800 м, 4*100/110 м с/б. По данным эстафетам фиксируются высшие мировые достижения. Возможно проведение шведской эстафеты 800*400*200*100 м. Причем предложенные эстафеты могут проводиться и в смешанном формате. Проведение эстафет позволит значительно увеличить количество участников соревнований по легкой атлетике.

5. Экиден. Экиден - представляет собой эстафету на марафонской дистанции 42 км 195 м, которая делится на 6 этапов (5 км+10 км+5 км+10 км+5 км+7,195 км). Это наиболее распространенный вариант, в котором фиксируются мировые рекорды. Четвертый Чемпионат мира по экидену 1998 года собрал 222 спортсмена из 28 стран. Сейчас экиден наиболее популярен в Японии. В экидене разыгрывается 2 комплекта медалей (среди мужских и женских команд). Возможно проведение экидена в смешанном формате (мужчины и женщины в одной команде).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Доступность и массовость легкоатлетического спорта подтверждают данные о количестве стран-участниц Олимпийских игр и представителях разных стран, ставших победителями и призерами соревнований по легкой атлетике в программе игр Олимпиад. Всего с 1896 года и по наше время победителями соревнований по легкой атлетике стали представители 70 стран из всех континентов, а призерами - спортсмены из 101 страны. Причем значительный рост стран, чьи представители вошли в число призеров соревнований по легкой атлетике, приходится на конец 3 периода и весь 4 период Олимпийских игр. История развития олимпийской легкоатлетической программы позволяет охарактеризовать каждый из периодов игр Олимпиад на основе динамики роста количества олимпийских дисциплин и определяющих ее факторов.

Развитие олимпийского движения в целом и легкой атлетики в частности определяет необходимость расширении легкоатлетической программы на Олимпийских играх. Новыми видами легкоатлетической программы на Олимпийских играх могли бы стать дисциплины, по которым проводятся Чемпионаты мира или континентов, в которых успешно выступают спортсмены из разных стран, возможно равное участие женщин и мужчин, и проведение которых не потребует существенных дополнительных материальных затрат.

ЛИТЕРАТУРА

1. World Athletics : official website. - URL: https://www.worldathletics.org/ (дата обращения: 31.10.2020).

2. Всероссийская федерация легкой атлетики : официальный сайт. - URL: http://rusathletics.info/ (дата обращения: 31.10.2020).

3. Ерохина О.А. Методика краткосрочного прогнозирования результатов и достижений легкоатлетов России на международных соревнованиях : дис. ... канд. пед. наук / Ерохина Ольга Арсентьевна. - Волгоград, 2014. - 192 с.

4. Оринчук В.А. Легкая атлетика и методика преподавания : учебное пособие. / В.А. Оринчук, А.Н. Оринчук. - 2-е изд. перераб. и дополн. - Нижний Новгород : Типография «Цвет-Мир», 2020. - 304 с.

5. Твой олимпийский учебник : учебное пособие для олимпийского образования / [В. С. Родиченко, С.А. Иванов, А.Т. Контанистов и др.] ; Олимпийский комитет России. - 27-е изд. перераб. и дополн. - Москва : Спорт, 2019. - 216 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. World Athletics : official website, available at: https://www.worldathletics.org/ (accessed: 31.10.2020).

2. Rusathletics : official website, available at: http://rusathletics.info/ (accessed: 31.10.2020).

3. Erokhina, O.A. (2014), Methodology for short-term forecasting of results and achievements of Russian track and field athletes at international competitions, dissertation, Volgograd.

4. Orinchuk, V.A. and Orinchuk, A.N. (2020), Athletics and teaching methods, Printing house "CvetMir", Nizhniy Novgorod.

5. Rodichenko V.S. et al (2019), Your Olympic textbook, Russian Olympic Committee, Sport, Moscow.

Контактная информация: orinchuk.sl@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.06.2021

УДК 796.012.234

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ

Татьяна Геннадьевна Коновалова, старший преподаватель, Иркутский национальный исследовательский технический университет; Инга Игоревна Изотова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Байкальский государственный университет, Иркутск

Аннотация

Статья посвящена анализу влияния занятий спортивными танцами на физическую подготовленность студенток Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ). Целью работы является изучение эффективности занятий спортивными танцами, выявление динамики показателей физической подготовленности у студенток контрольной и экспериментальной групп. Проведенный анализ результатов исследования показывает разницу между показателями физической подготовленности у студенток данных групп и доказывает, что занятия спортивными танцами существенно влияют на совершенствование физической подготовленности студенток.

Ключевые слова: студенты, спортивные танцы, физическая подготовленность. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p168-171

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL READINESS OF STUDENTS OF THE TECHNICAL UNIVERSITY IN SPORT DANCING

Tatyana Gennadievna Konovalova, the senior teacher, Irkutsk National Research Technical University; Inga Igorevna Izotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Baikal State University, Irkutsk

Abstract

The article is devoted to the analysis of the influence of sports dance classes on the physical fitness of female students of the Irkutsk National Research Technical University (IRNTU). The purpose of this work is to study the effectiveness of sports dance classes, to identify the dynamics of physical fitness indicators in students of the control and experimental groups. The analysis of the results of the study shows the noticeable difference between the indicators of physical fitness in students of the control and experimental groups and proves that sports dancing classes contribute to the physical development of students.

Keywords: students, sports dancing, physical development, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая активность формирует образ здорового, выносливого и сильного человека. Однако студенты в большинстве своем (до 85%, [2]) ведут малоподвижный образ жизни, что часто приводит к значительному снижению работоспособности, увеличению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.