Научная статья на тему 'Легитимность публичной власти: формы понимания и конкретно-историческое содержание'

Легитимность публичной власти: формы понимания и конкретно-историческое содержание Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
493
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ЛЕГИТИМНОСТЬ / ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВОПОНИМАНИЕ / МОДЕЛЬ / СОДЕРЖАНИЕ / СПОСОБЫ / ТИП / ФОРМА / ПРАВОПОНИМАНИЕ / LEGITIMACY / THE POWER / UNDERSTANDING OF THE STATE / MODEL / THE MAINTENANCE / WAYS / TYPE / THE FORM / UNDERSTANDING OF THE RIGHT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Князев Дмитрий Анатольевич

В статье рассматриваются современные проблемы в трактовке легитимности государственной власти, определяются форма познания данного феномена, а также его конкретно-историческое содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGITIMACY OF THE PUBLIC POWER: UNDERSTANDING FORMS AND THE CONCRETE HISTORICAL MAINTENANCE

In article modern problems in treatment of legitimacy of the government are considered, the form of knowledge of the given phenomenon, and also its concrete historical maintenance is defined.

Текст научной работы на тему «Легитимность публичной власти: формы понимания и конкретно-историческое содержание»

Д.А. Князев

ЛЕГИТИМНОСТЬ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ: ФОРМЫ ПОНИМАНИЯ И КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В статье рассматриваются современные проблемы в трактовке легитимности государственной власти, определяются форма познания данного феномена, а также его конкретно-историческое содержание.

Ключевые слова: легитимность, власть, государствопонимание, модель, содержание, способы, тип, форма, правопонимание.

Проблематика легитимности власти не нова для юридической науки, и можно с уверенностью сказать, что последняя является традиционной в государствоведении. О легитимности написано достаточно много, она исследовалась в различных конкретноисторических контекстах, применительно к отдельным публичным институтам и персонам, государству в целом. Кроме того, интерпретация данного феномена зависит не только от контекста и объекта социального признания, но и от способа восприятия государственно-правовой действительности, мировоззренческого подхода, типа

правопонимания и государствопонимания, стиля национального мышления. При этом содержание данного понятия каждый раз конкретизируется, модифицируется исходя из контекста, целей и задач проводимого исследования.

Тем не менее сущностные характеристики данного феномена остаются практически неизменными и эволюционируют достаточно медленно. Общая форма понимания легитимности власти в отличие от конкретно-исторического содержания данного понятия, которому свойственна концептуальная эволюция, остается практически неизменной. Форма понимания концепта «легитимность», с нашей точки зрения, традиционно связана с поиском атрибутивных свойств, социально-политических качеств публичной власти*. Например, на это обстоятельство уже указывал ряд исследователей, полагая, что легитимность представляет собой свойство власти, отражающее состояние правильности, оправданнос-ти, целесообразности, законности и другие стороны соответствия конкретно-исторической системы публичной власти установкам, ценностям, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом [1, с. 66]. В том же аспекте анализирует легитимность и А.-Н.З. Дибиров, указывая на то, что данный концепт выражает прежде всего одну из основных характеристик властных отношений, развивающихся в обществе [2, с. 12].

Понимание легитимности как качества, состояния публичной власти, которое, несомненно, эволюционирует и концептуально конкретизируется исходя из пространственно-временных и социально-духовных характеристик, выступает одной из доминирующих стратегий исследования этого явления. Так, вышеуказанную форму понимания легитимности следует рассматривать как неотъемлемую качественную характеристику государственно-правовой организации общества, которая в свою очередь содержательно раскрывается посредством ряда взаимосвязанных феноменов (легальность, легитимация, легитимный и проч.) [3].

В качестве конкретно-исторического содержания современного концепта «легитимность» можно выделить ряд взаимосвязанных направлений его анализа. Во-первых, под легитимностью власти понимается как процесс, так и явление. В первом случае рассматриваются способы социального признания, оправдания функционирования публичных институтов власти, их представителей, а во втором - легитимность предстает в качестве специфического политико-правового и социально-политического явления, придающего стабильность и обеспечивающего воспроизводство институциональновластной структуры общества. Во-вторых, исследование данного концепта связано с

определенной сферой («зоной легитимности»), охватывающей людей, публично-властные институты, организации [4, с. 216]. В-третьих, под легитимностью власти понимается структурно-функциональная характеристика властно-правовых отношений,

функциональный механизм реализации государственной власти [5, с. 230]. В-четвертых, легитимность анализируется как социально-психологическое состояние общества, воспроизводящее особый тип властных отношений, специфическую форму властноправового мышления в социальном взаимодействии [6; 7]. В-пятых, данный феномен содержательно раскрывается в качестве консервативного нормативно-ценностного фактора, привязывающего властные действия, реформаторские усилия, представления, интересы и потребности, действующие в публично-правовом взаимодействии, к определенным исконным, исторически (традиционно) сложившимся практикам, социальным моделям отношений и национальным типам мыследеятельности [8; 9].

Выше отмеченные направления содержательной конкретизации концепта «легитимность» представляют и анализируют различные аспекты данного явления и в своей системной целостности выражают его современное содержание. При этом, подчеркнем, легитимность как качественное состояние публичной власти выступает формообразующим для всех выше выделенных направлений содержательной трактовки легитимности публичной власти, воспроизводя в тех или иных концептуальных вариациях именно качество, состояние публичной власти и ее функционирование в обществе. Естественно, что форма и содержание легитимности представляют собой две неразрывно связанные между собой категории, две стороны одного и того же явления. Форма понимания легитимности выступает в качестве «энергетического» источника, магистрального направления содержательного познания данного концепта и его пространственно-временной и социокультурной конкретизации. Справедливо в этом плане отмечает известный методолог права Д.А. Керимов, что «форма не только соотносится с тем, что она оформляет, но и является неизбежно необходимым атрибутом субстанции как ее целостность и тотальность, как ее тождественность самой субстанции, как ее определенность, ее энергия, как условие возможности и направленности развития. И именно благодаря этому форма превращает субстанцию в содержание, а содержание в содержательность» [10, с. 171].

В то же время обращение к историко-культурным условиям концептуализации понятия «легитимность» и его эволюции в рамках той или иной государственно-правовой действительности позволяет выявить: во-первых, специфические типы, модели

легитимизации и легализации власти, свойственные тому или иному социокультурному универсуму пространства; во-вторых, режим властно-правового взаимодействия в системе «личность-общество-государство», а также способы и приемы поддержания конкретного институционально-властного порядка, его преемственное развитие; в-третьих, сопоставить традиционные социокультурные формы легитимирования публичной власти с правотворческими и управленческими инновациями, а сложившийся государственноправовой опыт - с современными политико-правовыми проектами преобразования.

В данном аспекте не согласимся с часто представляемым положением согласно которому легитимность как теоретический конструкт изначально направлена на обоснование жесткой социально-правовой связи общественного мнения с властным действием. При этом «только народ является исключительным субъектом легитимации власти», а «властвующий субъект должен реально осознавать свое право на власть» [5, с. 230]. Приведенные рассуждения подменяют реальные основания, форму и содержание легитимности «идеологическими клише», аксиоматическими представлениями того или иного типа правопонимания и государствопонимания, т.е. относятся в большей степени к должному, чем к сущему. Процесс легитимной эволюции публичной власти более многообразен и сложен, он основывается не только на индивидуальных (субъективных) позициях и действиях, но и зависит от интерсубъективных факторов общественной жизни (сложившийся стиль государственно-правового мышления, модели и формы властного

взаимодействия, эмоционально-психологические готовности и сюжеты в восприятии институтов власти, во многом преемственно воспроизводящиеся из поколения в поколение). Немалое влияние на процесс легитимации оказывают и бессознательные структуры, архетипические национальные коды, первообразы и символы, формирующие когнитивные готовности и предправовые кодексы поведения, и проч. Не следует забывать, что, несмотря на законодательные инновации и политические трансформации в обществе, в той или иной группе, сохраняются национальные, этнические константы, которые не содержат в себе четко систематизированных представлений о направленности и содержании деятельности, но обусловливают их, а также способ политико-правовой рефлексии.

Справедливо в этом плане отмечает С.В. Лурье, что направленность действий и развития политико-правового мышления задается в большей степени существующей системой ценностных ориентаций (правовых, политических, духовно-нравственных и т.п.). В свою очередь национальные, этнические константы и ценностная конфигурация соотносятся как способ и цель действия. Это, прежде всего, имеющаяся социальнопсихологическая взаимосвязь между народом (населением) и формально-юридическая -закрепляющая механизм формирования государственной власти и режим функционирования властных отношений [11, с. 33].

Кроме того, в отдельных ситуациях функционирование властных институтов и официальных лиц может, по сути, не только вписываться в существующие принципы и формы институционально-властной организации, но и противоречить национальным ожиданиям, общественному мировоззрению и проч. Даже официальная терминология, используемая в формировании правовой материи, в политической риторике может подвергаться общественной «репрессии», существенно снижая уровень легитимности всей властно-правовой организации. Эта социальная напряженность распространяется на всю, без исключения, информацию, противоречащую национальным константам мышления, тем внелогическим понятиям, которые служат каркасом и подоплекой национальной, этнической традиций в любой ее модификации, и противоречит не конкретным формам выражения этих внелогических понятий, а их глубинному содержанию.

Литература

1. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. № 8.

2. Дибиров А.-Н.З. Теория политической легитимности. М., 2007.

3. Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю., Дуденко-ва А. А. Легитимность как качественная

характеристика политико-правовой организации государства и общества: понятие,

источники, уровни // Юристъ-Правоведъ. 2008. № 2.

4. Мамут Л.С. Легитимация государства // Право и общество в эпоху перемен: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца. М., 2008.

5. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под общ. ред. Р. А. Ромашова, Н.С. Нижник. М., 2005.

6. Гурвич Г.Д. Философия и социология права // Избр. соч. СПб., 2004.

7. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003.

8. Мордовцев А.Ю., Попов В.В. Российский правовой менталитет. Ростов н/Д, 2007.

9. Овчинников А.И. Правовое мышление: теоретико-методологический анализ. Ростов н/Д, 2003.

10. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

11. Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания: Опыт разработки теоретических основ этно-психологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.