Научная статья на тему 'Легитимизация политической элиты с помощью СМИ'

Легитимизация политической элиты с помощью СМИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
472
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / СМИ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ ВЛАСТИ / МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / НЛП / ЦЕННОСТИ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жолудев Владимир Юрьевич

В статье рассматриваются подходы, методы в легитимизации политической элиты России при помощи СМИ. Рассмотрены основные направления проведения легитимизации власти с помощью СМИ, проводимые в России. Отмечается, что легитимизация власти при помощи СМИ является важным условием высокой эффективности власти, обеспечения ею соответствующих ожиданий со стороны общества. Указывается, что происходящие трансформационные геополитические, общественно-экономические процессы в России обуславливают необходимость в подстройке власти под изменяющиеся требования социума, что решается с помощью манипулятивного воздействия на общественное сознание. Также возможно осуществление целенаправленного формирования самих потребностей с помощью манипуляций в СМИ таким образом, что требования общества и предлагаемые властью возможности совпадут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легитимизация политической элиты с помощью СМИ»

УДК 321.01.

Жолудев Владимир Юрьевич

аспирант кафедры государственного и муниципального управления Российского университета дружбы народов, Советник организационного отдела управы района Ясенево города Москвы vov2000@list.ru

Легитимизация политической элиты с помощью СМИ

Vladimir Yu. Zholudev

graduate student of chair of the state and municipal management Russian university of friendship of the people Adviser organizational department of a justice of the area Yasenevo of the city of Moscow vov2000@list.ru

The legitimization of

THE POLITICAL ELITE THROUGH THE MEDIA

Аннотация. В статье рассматриваются подходы, методы в легитимизации политической элиты России при помощи СМИ. Рассмотрены основные направления проведения легитимизации власти с помощью СМИ, проводимые в России. Отмечается, что легитимизация власти при помощи СМИ является важным условием высокой эффективности власти, обеспечения ею соответствующих ожиданий со стороны общества. Указывается, что происходящие трансформационные геополитические, общественно-экономические процессы в России обуславливают необходимость в подстройке власти под изменяющиеся требования социума, что решается с помощью манипулятив-ного воздействия на общественное сознание. Также возможно осуществление целенаправленного формирования самих потребностей с помощью манипуляций в СМИ таким образом, что требования общества и предлагаемые властью возможности совпадут.

Ключевые слова: Власть, СМИ, российское общество, легитимизация власти, манипуляция сознанием, политическая журналистика, НЛП, ценности, массовое сознание, манипулятивное воздействие.

Annotation. The article examines the approaches and methods in the legitimation of the political elite of Russia with the help of the media. The main directions of the legitimization of power through the media, held in Russia. It is noted that the legitimization of power with the help of the media is an important condition for high-power, ensuring it meets the expectations of the society. It is pointed out that the ongoing geopolitical transformation, socio-economic processes in Russia necessitate tuning in power under the changing demands of society that is solved by the manipulative influence on public consciousness. It is also possible to carry out purposeful formation needs themselves by manipulating the media in such a way that the requirements obeschestva and suggested the authorities to match.

Keywords: The authorities, the media, the Russian society, the legitimization of power, manipulation of consciousness, political journalism, NLP, values, mass consciousness, manipulative influence.

Во время Советского Союза средства массовой информации (СМИ) в своей превалирующей массе проводили курс на поддерживание существующей власти. Трансформационные геополитические, общественно-экономические

процессы современности поставили СМИ перед дилеммой - поддерживать или не поддерживать власть в их действиях. При полной поддержке происходило выделение дополнительного финансирования, присвоения определенного статуса в политической системе. В случае занятия СМИ оппозиционной позиции издания исчезали с рынка, руководство занималось поиском иных источников финансирования.

Легитимность власти предполагает, что массы принимают данную власть, их готовность к подчинению, они согласны с такими декларируемыми ее характеристиками, как справедливость, авторитет, признавая имеющийся порядок оптимальным для государственности и для общества.

Например, большой резонанс получило обсуждение в СМИ перехода от бюрократической модели государственного управления к модели нового государственного управления, тогда был использован небуквальный перевод- вместо New Public Management (новое общественное управление) выполнен перевод как «новое государственное управление». Привлечение СМИ к обсуждению изменения в стратегии государственного управления имеет большое значение для снижения политической напряженности в обществе - возникает ресурс надежды, что со сменой приоритетов в стратегии управления произойдут качественные и количественные изменения в лучшую сторону, которые непосредственно благоприятно отразятся на состоянии общества.

Иногда оппозиционные СМИ могут выполнять двойственную функцию - критикуя действия власти, они могут, сами того не желая, вызвать обратную реакцию со стороны читателей, и уси-

73

лить влияние критикуемой власти и ее действий в случае, если данное оппозиционное издание воспринимается обществом негативно. В настоящее время в арсенале манипуляционных воздействий СМИ преимущественно применяется именно скрытое воздействие, т.к. его влияние более длительное по продолжительности и влияет на подсознательное, отвечающее в человеческой психике за принятие решений.

Необходимость легитимизации власти заключается в том, что с повышением ее уровня власть менее вынуждена прибегать к силовому принуждению структур общества, тем самым повышая мотивацию общественных структур к исполнению декларированных задач.

Вследствие бурного развития информационных технологий и проникновения их практически во все сферы жизнедеятельности человека информация сегодня становится важным средством управления обществом. Возможность осуществления контроля за информационным потоком является залогом успешности власти. Ограниченные возможности прямого контроля, при котором манипулируемым субъектам становится понятна сущность информационного манипуля-тивного воздействия, заменяются сегодня вбросами интерпретированной информации с элементами недосказанности, вырванности из контекста, а на международном уровне - за счет возможностей варьировать переводом и недо-информированности населения.

Проблемные аспекты легитимизации власти в России возникают вследствие существующей коррупции, фактов чрезмерного администрирования, проявлений бюрократизма, невосприимчивости значительного числа государственных и муниципальных служащих усилению прозрачности в работе, отдаленности от истинных потребностей населения. Следует осознать, что истинную лигитимизацию власти удастся обеспечить лишь с достижением реальной демократизации общества, что позволит не прибегать власти к таким приемам как манипуляция общественным сознанием. М. Вебером выделяются 3 типа легитимизации - традиционная (монархической предопределенности), харизматической направленности (подчинение харизматическим чертам характера политического лидера, рациональная (подчинение власти, основанной на демократических принципах) [1].

Мы выделяем такой тип власти, как синтетический, соединяющий в себе несколько основ для легитимизации - первоначально выдвигаются демократические основы, затем делается акцент на харизматичности лидирующей личности, как стадия, предшествующая усилению аспектов, содержащих в себе в той или иной мере элементы диктаторства. В качестве основного инструментария легитимизации выступают СМИ, позволяющие осуществлять манипуляцию общественным сознанием.

В XXI в. формируется новая отрасль знаний и специализированных институциональных структур, направленных на развитие форм и технологий ма-

нипулирования массовыми процессами, в том числе, и в политической сфере. Особую популярность и развитие приобрели PR-технологии, активно применяемые в политике и бизнесе, что достаточно подробно исследовалось в работах: Г.И. Герасимова, A.B. Иванова, A.C. Ковальчука, ВЛ. Музыканта, ЛЬ. Невзлина, E.H. Пашенцева, А. Санаева, ЛЬ. Федотовой, В.П. Шейнова.

При осуществлении коммуникационного воздействия в ходе PR-кампании применяются разные психологические подходы - при их помощи достигаются требуемые цели. PR-технологии базируются на применении выработанных методов воздействия, что указывает на их связь с мани-пулятивными технологиями, например, нейролингвистическим программированием (НЛП). Е.А. Колесниковым утверждается, что в значительной степени манипулятивные технологии характеризуют такой вид коммуникаций, используемых в СМИ, как реклама, влияющая на общественное сознание и последующее поведение людей [2].

Методы манипулятивного воздействия на общественное сознание в рамках донесения политического контекста гораздо шире и используют более развернутые сообщения по сравнению с ограниченной в своем объеме рекламой (брошюры, листовки, буклеты, рекламные листы, объявления в СМИ, баннеры, Амбиент медиа). Легитимизация власти политической элиты осуществляется более сложными способами - это, во-первых, выборы, во-вторых, политические институты, в-третьих, масс-медиа.

В профессиональной среде появилось понятие SMM (от англ. Social media marketing) - продвижение информации в блогах, на форумах, в социальных сетях. Его основная цель - привлечение внимания целевой аудитории и формирование ее лояльности [3]. Социальные Интернетсети представлены такими структурными сетевыми элементами, как: дискуссионные группы, форумы, wiki-ресурсы, сайты по раздаче контента, сетевые сообщества, социальные закладки, сайты с отзывами и рейтингами, подкасты, блоги и микроблоги, сетевые игры.

В последнее время вследствие изменения соотношения в структуре СМИ происходит трансформация - Интернет-воздействие расширяется за счет сокращения проникновения телевидения в сферы жизнедеятельности людей. В ситуации возникновения единого информационного пространства, динамики и трансформаций ценностного аппарата, потребностей, идеалов интернет-СМИ становятся достаточно интенсивно применяемым средством, с помощью которого осуществляется манипуляция массовым политическим сознанием.

М. Кастельсом при исследовании фундаментальных цивилизационных процессов отмечалось, что повышение эффективности функций управления власти преследуется достижение эффективного государственного управления с наименьшим расходом ресурсов, обеспечение духовного и материального воздействия на со-

74

циум, когда его представители без видимого, очевидного давления со стороны властных структур подчиняются их воле.

Согласно О. Тоффлеру, в современном государственном институте управление признано высокоэффективным, в случае достижения «искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников» [4, С. 34].

Оценивая историю изучения и осмысления понятия «манипуляция» в отечественной литературе, можно также отметить, что проблема исследуется с позиции техники воздействия на само общество, в целом, предоставления информации, рассчитанной на принятие информации и направленной на различные социальные и этнические слои населения

В основном, исследователями манипуляция рассматривается в негативном аспекте, т.к. происходит навязывание позиции, мнения под прикрытием, возможно, совершенно других. Легитимность и манипуляция в политическом управлении являются взаимосвязанными. В данном контексте ряд современных исследователей анализирует легитимность политических форм организации социума сквозь призму технологий манипулирования массовым сознанием.

Уже в 1990-х гг. в стране формируется новая система легитимизации власти. Институирова-ние системы осуществлялось по нескольким направлениям. Также началось формирование правовой и экономической базы. Властью осуществлялось создание базы политтехнологий и исполнителей, ряд из которых не выходит в открытое пространство связей с общественностью,

Литература:

1. Вебер М. Политика как призвание и профессия. М. : Прогресс. 1990. 808 с.

2. Колесников ЕЛ. Механизмы легитимации технологий политического манипулирования : автореф. дис. ... канд.полит. наук : 23.00.02 / Колесников Евгений Александрович. Ростов-на-Дону, 2011.

3. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Москва.-АСТ. 2009. С. 34.

4. Слугина Ю.Н. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях: проблемы и перспективы // Вестник Финансового университета. 2015. № 2. С. 130-134. URL: http://elib.fa.ru/ art2015/ bv1619. pdf Дата обращения 14.12.2015.

а занимается непосредственно разработкой новых политических технологий, их отработкой, мониторингом, корректировкой на основе промежуточных результатов.

Происходит наращивание новых структурноиерархических элементов политической элиты, что обуславливает усложнение легитимизации власти, что повышает роль СМИ в данном процессе.

В связи с этим политологами выделяются два направления - духовно-информационное и идеологическое. Особенность духовно-информационной власти вызвана следующим: политические решения интегририруются с потребностями отдельных граждан, сообществ, организаций в реализации своих интересов и волеизъявления при помощи средств политико-государственного

управления и социального контроля в виде партий, общественно-политических организаций, общественных движений, СМИ.

Итак, СМИ являются целостными системами, способствующими легитимизации власти. Происходящие трансформационные геополитические, общественно-экономические процессы в России обуславливают необходимость в подстройке власти под изменяющиеся требования социума, что решается с помощью манипулятив-ного воздействия на общественное сознание. Также возможно осуществление целенаправленного формирования самих потребностей общества с помощью манипуляций в СМИ таким образом, что требования общества и предлагаемые властью возможности совпадут. Это поможет избежать конфронтации, повысить легитимизацию власти и способствовать проведению выбранной стратегии развития государства без дополнительных расходов.

Literature:

1. Weber M. Politics as a vocation and professiya. M. : Progress. 1990. 808p.

2. Kolesnikov E.A. The mechanisms of legitimation of political manipulation technology: PhD of politolo-gy. Sciences: 23.00.02 / Kolesnikov Evgeny Alexandrovich Rostov-on-Don.-2011.

3. Toffler E. Metamorphoses of power. M. : AST. 2009. P. 34.

4. Slugina Y.N. Marketing communications in social networks: problems and prospects // Bulletin Financial universiteta. 2015. № 2. pp.130-134. URL: http://elib.fa.ru/art2015/bv1619.pdf Date Treatment 12/14/2015.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.