Научная статья на тему 'ЛЕГИТИМИРУЮЩИЕ СТРАТЕГИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ГУБЕРНАТОРА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ С. Е. ЦИВИЛЕВА'

ЛЕГИТИМИРУЮЩИЕ СТРАТЕГИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ГУБЕРНАТОРА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ С. Е. ЦИВИЛЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ЛЕГИТИМАЦИЯ / ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ТАКТИКА / ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Силкова М.А.

Одной из функций политического дискурса является легитимация политических решений. Важность данной функции заключается в том, что отсутствие легитимации политических решений может привести к кризису власти. Статья посвящена анализу эффективности легитимирующих персуазивных стратегий и тактик и способам их реализации в политическом дискурсе регионального политика России на материале видеопубликации губернатора Кемеровской области С. Е. Цивилева в сети Instagram, посвященной введению режима самоизоляции в начале разгара пандемии, и интернет-комментариев к ней. Методы исследования представлены методом лингвистического описания и методом сплошной выборки. В статье рассмотрены стратегии и тактики, используемые в легитимирующем дискурсе политика, и выявлены наиболее частотные из них, а также проанализированы речевые способы их реализации. В ходе анализа выявлено, что среди персуазивных стратегий в политическом дискурсе политика преобладающими являются информационно-интерпре-тационная стратегия для признания существования проблемы, стратегия самопрезентации, стратегия на повышение, стратегия уговаривания и стратегия театральности. Персуазивные стратегии в политическом дискурсе призваны внушить адресату определённый алгоритм действий и вызвать реакцию, легитимирующую политические решения политика. Тактики, реализующие данные стратегии, обслуживаются различными риторическими приемами. Эффективность/неэффективность выявленных стратегий и реализующих их тактик показана на примере интернет-комментариев, которые можно дифференцировать (легитимирующие, делегитимирующие, комментарии, относящиеся к теме публикации косвенно). Анализ комментариев показал преобладание делегитимизирующих комментариев, а следовательно, неуспешность персуазивных стратегий в исследуемом политическом дискурсе губернатора Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Силкова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGITIMATING STRATEGIES IN THE POLITICAL DISCOURSE OF THE GOVERNOR OF THE KEMEROVO REGION S. E. TSIVILEV

One of the functions of political discourse is to legitimize political decisions. The importance of this function is that the lack of legitimation of political decisions leads to a crisis of the Power. This article is devoted to the analysis of the effectiveness of legitimizing persuasive strategies and tactics as well as the ways of their implementation in the political discourse of Russia's regional policy based on the Instagram video publication of the Governor of the Kemerovo Region Sergei Evgenievich Tsivilev on. The publication is dedicated to the introduction of a self-isolation regime at the beginning in the midst of the pandemic and online comments to it. The research methods are presented by the method of linguistic description and the method of continuous sampling. The article examines the strategies and tactics used in the politician's legitimizing discourse, identifies the most frequent of them, and analyzes the speech methods of their implementation. It was revealed that among the persuasive strategies in the political discourse of a politician the following strategies are predominated: the information and interpretation strategy for recognizing the existence of the problem, the strategy of self-presentation, the strategy for promotion, the persuasion strategy and the strategy of theatricality. Persuasive strategies in political discourse are to inspire the addressee with a certain algorithm of actions and cause a reaction that legitimizes the political decisions. The tactics implementing these strategies are served by various rhetorical techniques. The effectiveness/ineffectiveness of the identified strategies and their tactics is realized in the Internet comments, which can be differentiated into legitimizing and delegitimizing ones as well as the comments related indirectly to the topic of publication. The comment analysis has shown the predominance of delegitimizing comments and the failure of persuasive strategies in the studied political discourse of the governor of the Kemerovo region.

Текст научной работы на тему «ЛЕГИТИМИРУЮЩИЕ СТРАТЕГИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ГУБЕРНАТОРА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ С. Е. ЦИВИЛЕВА»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 328-057.177(571.17)

ЛЕГИТИМИРУЮЩИЕ СТРАТЕГИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ГУБЕРНАТОРА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ С. Е. ЦИВИЛЕВА

М. А. Силкова

maria.silkova@mail.ru

Кемеровский государственный университет г. Кемерово, Россия

Аннотация. Одной из функций политического дискурса является легитимация политических решений. Важность данной функции заключается в том, что отсутствие легитимации политических решений может привести к кризису власти. Статья посвящена анализу эффективности легитимирующих персуазивных стратегий и тактик и способам их реализации в политическом дискурсе регионального политика России на материале видеопубликации губернатора Кемеровской области С. Е. Цивилева в сети Instagram, посвященной введению режима самоизоляции в начале разгара пандемии, и интернет-комментариев к ней. Методы исследования представлены методом лингвистического описания и методом сплошной выборки. В статье рассмотрены стратегии и тактики, используемые в легитимирующем дискурсе политика, и выявлены наиболее частотные из них, а также проанализиро-

ваны речевые способы их реализации. В ходе анализа выявлено, что среди персуазив-ных стратегий в политическом дискурсе политика преобладающими являются ин-формационно-интерпре-тационная стратегия для признания существования проблемы, стратегия самопрезентации, стратегия на повышение, стратегия уговаривания и стратегия театральности. Персуазивные стратегии в политическом дискурсе призваны внушить адресату определённый алгоритм действий и вызвать реакцию, легитимирующую политические решения политика. Тактики, реализующие данные стратегии, обслуживаются различными риторическими приемами. Эффективность/неэффективность выявленных стратегий и реализующих их тактик показана на примере интернет-комментариев, которые можно дифференцировать (легитимирующие, делегитимирующие, комментарии, относящиеся к теме публикации косвенно). Анализ комментариев показал преобладание делегитимизирующих комментариев, а следовательно, неуспешность персуазивных стратегий в исследуемом политическом дискурсе губернатора Кемеровской области.

Ключевые слова: политический дискурс; легитимация; делегитимация; стратегия; тактика; интернет-комментарий.

Для цитирования: Силкова М. А. Легитимирующие стратегии в политическом дискурсе губернатора Кемеровской области С. Цивилева. Российские исследования. 2021;2(2):8-21.

Политическое решение является одним из ключевых понятий политической жизни и системы государственных отношений [5, с. 20] Кроме всего прочего предназначение политического дискурса состоит в легитимации политических решений. Важность данной функции заключается в том, что отсутствие легитимации политических решений может привести к кризису власти.

Цель настоящего исследования заключается в описании легитимирующих стратегий в политическом дискурсе губернатора Кемеровской области Сергея Евгеньевича Цивилева

(https://www.instagram. com/ p/B-ZxEtsifqe/). Цель работы обусловила постановку следующих задач: определить легитимирующие стратегии и реализующие их тактики в политическом дискурсе политика, а также оценить эффективность воздействия применяемых стратегий и тактик на адресата.

Анализируемый пример представляет собой публичное обращение С. Е. Цивилева к жителям Кузбасса, в котором губернатор объявляет о введении режима временной самоизоляции и других ограничительных мер, вызванных началом пандемии COVID-19. Главная интенция видеообращения - легитимация мер, предпринимаемых губернатором для предотвращения распространения

эпидемии. Вводимые меры носят рекомендательный характер. Жителям области советуют не покидать место проживания, за исключением обращения за медицинской помощью, поездок на работу в случае невозможности работать удаленно, выгула собак на придомовой территории и посещения продуктового магазина. В обращении также сообщается о переводе работы транспорта в режим выходного дня, приостановлении работы заведений общественного питания, закрытии непродовольственных магазинов и остановке работы туристических объектов.

Достижению необходимого перлокутивного эффекта служат стратегии и реализующие их тактики. Для выявления легитимирующих стратегий и обслуживающих их тактик взяты классификации, предложенные О. Н. Паршиной, О. Л. Михалевой, О. С. Иссерс. В анализируемом политическом дискурсе выделены следующие персуазивные стратегии: информационно-интерпретационная стратегия для признания существования проблемы, стратегия самопрезентации, стратегия на повышение, стратегия уговаривания, стратегия театральности.

В рассматриваемом дискурсе информационно-интерпретационная стратегия для признания существования проблемы, а именно эпидемии, вызванной COVID-19, реализуется одноименной тактикой1. Для акцентирования важности и масштабности происходящего С. Е. Цивилев использует слова и словосочетания высокого стиля с патетической коннотацией (синтагму огромная угроза и лексему человечество). С целью усиления эффекта губернатор использует средства убеждения, основанные как на эмоциональной, так и ментальной составляющих человеческого восприятия информации. Метафора растет заболеваемость, и синтагма динамика распространения болезни имеют эмоциональную коннотацию, связанную с базовой человеческой эмоцией -страхом. Кроме того, данные языковые средства относятся к медицинской лексике, что позволяет задействовать рациональную сторону человеческого мышления. Губернатор, говоря о корона-вирусе, отмечает рост заболеваемости во всем мире, употребляя лексику со значением множественности (во многих развитых странах), что подчеркивает серьезность проблемы. Прилагательное развитые в данном словосочетании усиливает воздействие на

1 Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01; СГУ. Саратов, 2005. С. 16.

10

адресата. Развитые страны считаются благополучными, и вспышки в них разного рода заболевания являются, скорее, исключением, чем правилом.

Стратегия самопрезентации обслуживается тактикой акцентирования положительной информации и тактикой дистанциро-вания2. Тактика акцентирования положительной информации реализуется на лексическом уровне. Рассмотрим пример: «В Кузбассе ситуация на сегодняшний день спокойная. У нас, как Вы знаете, ко-ронавирусом пока заболели три человека. Двое из них успешно выздоровели и уже выписаны домой. Еще один продолжает лечение в больнице». С. Е. Цивилев отмечает, что в Кемеровской области имеются лишь единичные случаи инфицирования COVID-19. Лексема спокойная имеет коннотативное значение «малоизменчивый». Словосочетание на сегодняшний день и наречие пока эксплицируют мысль о том, что дальнейший сценарий развития событий неизвестен, возможно, дальше ситуация будет меняться. Прибегая к помощи метаязыкового оператора - как Вы знаете - политик представляет приводимые им данные как общеизвестный факт, истинность которого не подвергается сомнению. Манипулируя статистикой (заболели три человека, двое уже выписаны, один продолжает лечение) губернатор акцентирует внимание на положительных результатах - двое уже выписаны - таким образом внушая мысль о верно принятых политических решениях.

Тактика дистанцирования реализуется на грамматическом уровне через употребление личных и притяжательных местоимений. Первая часть видеообращения губернатора Кемеровской области изобилует употреблением местоимения 2-го лица множественного числа вы и его вариантами: Дорогие жители Кузбасса!, как вы знаете; заботой о вас; вам за это спасибо; прошу вас; если вы не можете. В рамках жанра послания местоимение вы обозначает совокупность слушателей и служит цели поддержания контакта и привлечения внимания; так говорящий вовлекает реципиента в свое сообщение3. Еще одной функцией местоимения вы в контексте выступления губернатора является выражение дистан-цированности от адресата. Это нужно для того, чтобы выразить мысль о том, что для С. Е. Цивилева все население Кузбасса - подопечные, о которых он обязан заботиться в качестве лидера, даже

2 Там же. С. 8.

3 Василенко Е. Н. Языковые средства убеждения в политическом дискурсе. Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. С. 70.

принимая непопулярные решения. Обращаясь к интернет-пользователям, губернатор сочетает адресное обращение вы и его производные с инклюзивным мы и его вариантами: мы видим; у нас; наши врачи; наши земляки; мы все. Это нужно для того, чтобы сгладить эффект противопоставления власти и народа и показать свою сопричастность к всеобщей проблеме.

Стратегия на повышение реализуется тактикой отвода критики. Данная тактика, согласно О. Л. Михалевой, служит приведению с целью доказательства невиновности аргументов и/или фактов, с помощью которых можно объяснить (оправдать) какие-либо действия и поступки4. В анализируемом дискурсе губернатора Кемеровской области присутствуют безагенсные конструкции: «Наступившая неделя объявлена нерабочей; с сегодняшнего дня рекомендовано не покидать квартиру или дом; рекомендуется сообщить о своем прибытии; В Кузбассе временно остановлена работа всех ресторанов и кафе. Закрыты все магазины, кроме продуктовых и тех, где продаются товары первой необходимости». Прием деперсонификации используется политиком для ухода от ответственности, т. к. принимаемые меры по предотвращению распространения вируса заведомо могут вызвать негативную реакцию у адресата. С. Е. Цивилев ссылается на авторитетное мнение специалистов, однако не уточняет, каких именно, не называет их имен и апеллирует к примеру других регионов: «Поэтому, по совету специалистов и по примеру других регионов России сегодня мы вводим в Кузбассе временный режим самоизоляции для всех граждан». Говоря о принимаемых мерах по предотвращению распространения СОУШ-19, губернатор не приводит точных сведений о том, какие ресурсы, инструменты и возможности задействованы: «Мы используем все доступные ресурсы, инструменты и возможности». А также далее, ссылаясь на главу государства, Президента России В. В. Путина и Правительство Российской Федерации, губернатор Кемеровской области сообщает, что они «пошли на самые серьезные шаги», однако умалчивает, на какие именно.

Стратегия уговаривания в описываемом политическом дискурсе представлена тактикой уговора5. Целью уговоров является под-

4 Михалева О. Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 55.

5 Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. Москва: Издательство ЛКИ, 2008. С. 141.

чинение, побуждение партнера совершить определенные действия6. По мнению О. С. Иссерс, «коммуникативная тактика уговаривания (за редким исключением) не может сводиться к использованию только одного коммуникативного хода или ходов одного типа. При необходимости она может включать ходы иных речевых тактик (угрозы, упрека, комплимента), которые расширяют диапазон воздействия на партнера и способствуют успешной реализации коммуникативной задачи»7. В качестве коммуникативного хода для реализации тактики уговора С. Е. Цивилев активно апеллирует к общечеловеческим ценностям: здоровье и забота о ближнем: «От действий каждого из вас зависит здоровье всех жителей Кузбасса, в том числе самых близких Вам людей: ваших родителей, бабушек и дедушек». Помимо этого тактика уговора реализуется через упрек: «Знаю, что на выходных многие гуляли, общались с друзьями, ездили на природу и даже в другие регионы. Это безответственное, неразумное поведение». О. С. Иссерс полагает, что «в основе когнитивных предпосылок упрека лежат неоправдавшиеся ожидания. Однако если в своей основной функции упрек используется с целью вызвать стыд, раскаяние у слушающего, то в контексте уговоров этот ход преследует цель побудить его к определенным действиям в интересах говорящего, то есть выполняет инструментальную функцию. Это позволяет отнести "отрицательные" модели к косвенным реализациям речевой тактики уговаривания»8.

Отметим привлекающее внимание несоответствие в речи политика. С одной стороны, в высказывании «Если мы все будем слушаться врачей, то сможем избежать тяжелых последствий эпидемии» содержится некая инфантильность. Так рассуждают дети, когда понимают, что им грозит наказание/неодобрение со стороны родителей за какой-либо проступок. С другой стороны, обращение губернатора построено в явно назидательном тоне, который используют взрослые при разговоре с провинившимся ребенком: «Это не отпуск и не каникулы. Это вынужденное решение. И продиктовано оно только заботой о Вас. <...> Это значит, что с сегодняшнего дня рекомендовано не покидать квартиру или дом. Исключение только для обращения за медицинской помощью и поездок на работу, если Вы не можете работать удаленно. Можно ходить за покупками в ближайший к вашему дому магазин или апте-

6 Там же. С. 146.

7 Там же. С. 159.

8 Там же. С. 152.

ку, выносить мусор, выгуливать домашних животных, но на расстоянии не больше 100 метров от места вашего жительства. Если мы все будем слушаться врачей, то сможем избежать тяжелых последствий эпидемии. Не выходите из дома без крайней необходимости». Лексема рекомендовано имеет семантику решения, являющегося одним из лучших, но не обязательного для исполнения. Лексема можно реализует значение разрешения, позволительности. В качестве довода губернатор апеллирует к разуму адресата (ведь всем известно, что больной человек должен оставаться дома, а также здоровому человеку предпочтительнее не покидать дом для предотвращения заражения): «Чтобы остановить распространение вируса, каждому из нас нужно соблюдать режим изоляции, оставаться дома». Далее политик апеллирует к авторитету врачей: «Если мы все будем слушаться врачей, то сможем избежать тяжелых последствий эпидемии».

Стратегия театральности в анализируемом видеообращении реализуется тактикой побуждения. Использование таких языковых средств, как перформативы и императивы, является свидетельством значимости фактора аудитории, которую говорящий учитывает постоянно, и которая предопределяет существование стратегии театральности в политическом дискурсе9. Императивы, употребленные во втором лице множественного числа, свидетельствуют о навязывании воли адресанта реципиенту: не выходите; пообщайтесь; выспитесь; посмотрите; почитайте; берегите. Перформативная конструкция прошу + инфинитив (прошу Вас переслать) и модальный глагол + инфинитив (хочу заверить) применяются в речи для того, чтобы адресат не сомневался в достоверности слов адресанта10, кроме того, данные конструкции подчеркивают лидерскую позицию говорящего11. Губернатор заканчивает видеообращение этикетными словами благодарности и призывом беречь себя: «Огромное спасибо. Берегите друг друга».

Поскольку показателем легитимности принятых политических решений является реакция населения, проанализируем комментарии к выступлению. Для определения эффективности/неэффективности выявленных стратегий и реализующих их тактик нами проанализированы интернет-отклики пользователей социальной сети Instagram на видеообращение губернатора. Ана-

9 Михалева О. Л. Указ. соч. С. 61.

10 Михалева О. Л. Указ. соч. С. 58; Иссерс О. С. Указ. соч. С. 146.

11 Василенко Е. Н. Указ. соч. С. 93.

лизируемые интернет-комментарии можно дифференцировать, выделив среди них легитимирующие и делегитимирующие комментарии, а также комментарии, относящиеся к теме публикации косвенно. Соотнесенность комментариев с той или иной группой основана на выделенных нами в анализируемом дискурсе стратегиях легитимации, делегитимации и реализующих их тактиках. К легитимирующим тактикам нами отнесены тактики выражения благодарности, похвалы, поддержки, защиты, призыва. Среди тактик, обслуживающих делегитимирующую стратегию, выделены: тактика упрека, тактика оскорбления и тактика призыва.

Из всего количества проанализированных комментариев (201) можно выделить только несколько полностью легитимирующих политические решения губернатора. Легитимация осуществляется посредством употребления этикетных слов благодарности, похвалы и сравнения с другими регионами страны, в том числе при помощи графического языка, а именно эмотиконов. 1) Огромное спасибо за вашу работу. Мне приятно слышать от родных какие мероприятия проводят с целью защиты народа. У меня есть сравнение с другими регионами. Кузбасс рулит. Вы молодцы; 2) Хорошие слова!! (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохраняется).

К легитимирующим в той или иной степени комментариям отнесены отклики, содержащие слова поддержки и защиты губернатора. Комментаторы призывают пользователей не критиковать решения политика, а следовать им: 1) На моей памяти ни разу правительство не принимало таких беспрецедентных мер безопасности. Сейчас очень много зависит от людей. Это нытье, что нет того, нет другого раздражает. Ну нет. Во всем мире нет. Кто придет и сошьет вам маску, и на нос наденет? Какую-то гражданскую сознательность проявляйте сами; 2) Во всех странах начиналось одинаково, нам дали время на самоизоляцию, возгласы в адрес губернатора об отсутствии масок, обработки подьездов, мне напоминают обстановку на дорогах, сами нарушаем, сами возмущаемся, антисептики есть, маску сшейте сами; 3) к сожалению, не все соблюдают требования властей.

В отношении описываемой видеопубликации подавляющее количество комментариев отражают негативную реакцию с разной степенью эмоциональной окрашенности. Возможно, это связано с тем, что публикация касается заведомо непопулярных по-

литических решений12. Делегитимация выражена тактикой упрека, тактикой призыва и тактикой оскорбления.

В интернет-комментариях тактика упрека является преобладающей, авторы указывают на несоответствие происходящих событий вводимым мерам. Тактика упрека реализована риторическими средствами выразительности и пунктуацией. На синтаксическом уровне главной особенностью анализируемых интернет-откликов является вопросительная форма комментариев, в которых вопросительные предложения модифицируются в упрек. Приведем пример: «Здравствуйте! В Тисуле бездействуют власти, сегодня например проходит ярмарка в центре! У меня вопрос- почему ребятишек недалеко от дома полиция приезжает гоняет, а ярмарка проходит? Причём на неё приехали и с Ачинска другого региона, и с области! А деткам запрещено гулять!?Хотя сидя дома в духоте, они сума сходят!» В данном комментарии содержится указание на диссонанс между принимаемыми мерами и актуальным положением дел. Автор возмущен, что режим самоизоляции, введенный для всех жителей Кузбасса, соблюдается не всеми, и полиция, олицетворяющая власть, проявляет попустительство. В данном контексте лексема гонять имеет метафорическое значение: полиция гоняет ребятишек. Автор комментария обличает власти в небрежном выполнении собственных решений, замечая, что на ярмарку приехали жители не только области, но и соседнего региона.

Рассмотрим следующий блок примеров, реализующих тактику упрека: 1) что именно "все возможное" делает правительство, если ни в одной аптеке города элементарно нет ни масок ни дезинфицирующих средств?; 2) Для кого этот цирк, все как работало так и работает, подародники, шаурмечные, суши!; 3) На что жить? Кто посиделки оплачивать будет? Вы позакрывали все. А смысл сидеть половине семье дома на изоляции если друга половина работает? транспорт по режиму выходного дня, серьезно это действенная мера по вашему?; 4) Сергей Евгениевич, на каком основании нарушается мое конституционное право свободно передвигаться? Что это за интересные формулировки «режим повышенной готовности», «режим самоизоляции»? Где режим ЧС? Государство все проблемы будет решать только за мой счёт? Тогда за что я ему плачу?; 5) Скажите что делать если с работы вчерауво-

12 Трохинова О. И. Легитимация непопулярных политических решений: коммуникационный аспект: дис. ... канд. полит. наук: 10.01.10; Санкт-Петербург, 2019. С. 7.

16

лили. Как жить. Дети кушать хотят. Кредиты теперь работы нет. Денег нет. Как детей кормить.; 6) Люди вы вообще о чём?! Какой карантин!!!!! Все как ходили на работу так и ходят общепит закрыли!!!! Нам лично никто ЗП не оставил мы неофициально устроены!!!! А если дальше так пойдет как жить будем!!!! Пол города работает неофициально и что теперь делать этой половине!!! Вы нас по домам посадили!!! А магазин выходишь и смотришь как цены подскакивают на глазах!!!! Мы жить по вашему на что будем? Детей кормить?! Вот этот вопрос меня больше всего мучает!!!!!!; 7) А как быть людям, которых на работе заставляют писать заявления, якобы просим разрешить работать в карантин. Или сидеть без оплаты. Такой безпридел на угольных предприятиях; 8) А мы на шахте перед сменой дышим в один алкотестер, а это 100-200 человек. Сочетание вопросительных и восклицательных знаков, употребление ассертивов, синтагм, содержащих отрицание нет, парцелляций свидетельствует об эмоциональном состоянии автора в момент написания отклика. На лексическом уровне данная тактика также обслуживается различными коммуникативными ходами, как, например, уточняющей лексемой именно, лексемой смысл, подменяющей в данном высказывании лексему цель, метафорами цирк и посиделки, союзом так и, наречиями серьезно, тогда, вопросительными словосочетаниями что это за, на каком основании, как быть, что делать если, и что теперь делать, вопросительными словами где, как, какой.

Большое количество комментариев, выражающих упрек, содержат иронию и сарказм: 1) Меры такие-ей богу смешно.... правильно здесь пишут. А смысл сидеть половине семье дома на изоляции если друга половина работает? ...мне одной это кажется абсурдным?))) нет возможности работать удаленно? Ну уважаемые, это не карантин вовсе, это показуха)) А Ваши меры, простите конечно, но полный бред!; 2) Спасибо вам огромное. Только простой люд остался без работы, без денег, с кредитами и ипотекой и с головной болью как жить дальше и чем кормить своих детей; 3) Как диагностируют корона вирус в Кузбассе, если пару дней назад ГОСПОЖА Голикова сказала, что средств для диагностирования в России нет? В данных примерах ирония направлена в адрес губернатора Кемеровской области и реализуется при помощи лексем спасибо, показуха, абсурд, словосочетаний полный бред, синтагмы меры такие-ей богу смешно. Также в данном отклике содержится

сарказм, выраженный лексемой госпожа и усиленный прописными буквами на орфографическом уровне. Саркастический комментарий касается заместителя председателя Правительства Российской Федерации по вопросам социальной политики Т. А. Голиковой.

Тактика призыва в анализируемых примерах вербализуется императивом, лозунговыми высказываниями и визуально подкрепляется прописными буквами на орфографическом уровне. Призывы не предлагают адресату искать собственное решение задачи, а дают уже готовый ответ: 1) Пока вы будите прорабатывать вопросы вьезда, к нам уже заразу завезут из других регионов! МЕРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИНЯТЫ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНЫЕ! Вы нас как потом и где лечить то будете? И главное чем????? Прекратите тратить деньги на строительство ненужных нам обьектов для спорта, развлечений и т.д НАПРАВЛЯЙТЕ СРЕДСТВА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН, НА ЗАКУПКУ МЕД.ОБОРУДОВАНИЯ, ЛЕКАРСТВ И ДЕЗИНФЕКЦИЮ! ПОТОМ БУДЕТЕ СТРОИТЬ ЕСЛИ КОНЕЧНО БУДЕТ ДОЯ КОГО! ОЧНИТЕСЬ АДМИНИСТРАЦИЯ КУЗБАССА!; 2) Если и идёт речь о карантине, так закройте все, люди ходят на работу и контактируют с людьми, в чем смысл? Посадите всех дома, с сохранением 100% заработной платой, тогда все будут соблюдать ваши «рекомендации» а пока это только показуха; 3) Уважаемый Сергей Евгеньевич. Закройте, пожалуйста закройте въезд в область, хоть на 2 недели,как это сделали другие регионы. Меньше людей из вне,меньше заразы ( пропускать только с местными прописками); 4) Отмените повышение взносов за капремонт, не позорьтесь! Итак, живём хуже всех. Не время повышать плату за капремонт на зарплаты бездельникам из этого фонда.

В следующем комментарии тактика оскорбления выражена инвективной метафорой и местоимением 2 лица единственного числа и подкреплена тактикой упрека (комментатор сетует, что по состоянию здоровья должен находиться под наблюдением специалиста, поэтому вынужден посещать больницу): «Не могу понять всяких Курносенков. Что вам сделали пенсионеры. Забыла кто тебя ростил учил, но не доучил. Я в неделю по 2, а то 3 раза посешаю онкологическое отделение. А там в основном одни пенсионеры. Надо про сто иногда думать головой, что говорить и очём. Не дай Бог вам оказатьса на нашем месте». Употребление местоимения 2 лица единственного числа свидетельствует о негативном отношении

к губернатору, а вопросительная форма предложений отражает эмоциональное состояние комментатора. Кроме того, автор отклика обвиняет политика в недальновидном поведении, прибегая к фразеологическому обороту думать головой.

Комментарии, относящиеся к видеопубликации косвенно, выражены уточняющими вопросами, касающимися организации жизни и поведения в условиях пандемии: Возможно ли как-то покинуть Кемеровскую область? И если нужен какой-то пропуск, то где его взять?; Доминго будет работать??

В заключение отметим, что в проанализированном политическом дискурсе губернатора Кемеровской области использован широкий спектр персуазивных стратегий и реализующих их тактик. Однако степень достижения перлокутивного эффекта оказалась недостаточной для легитимации озвученных политических решений. Несоответствия политических решений общественным ожиданиям и, как следствие, скептическая оценка предпринимаемых действий, явились предпосылками проявления делегитима-ции власти в лице губернатора со стороны интернет-комментаторов. Анализ комментариев к видеопубликации губернатора Кемеровской области показал преобладание делегитими-рующих откликов, а следовательно, неуспешность персуазивных приемов в исследуемом политическом дискурсе. Значительное количество комментариев с неодобрительным содержанием направлено не столько на личность политика, сколько на принятые им заведомо непопулярные политические решения.

Литература

1. Василенко Е. Н. Языковые средства убеждения в политическом дискурсе. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2018. 164 с.

2. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. Москва: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.

3. Михалева О. Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 256 с.

4. Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01/Паршина Ольга Николаевна; СГУ. Саратов, 2005. 48 с.

5. Трохинова О. И. Легитимация непопулярных политических решений: коммуникационный аспект: дис. ... канд. полит. наук: 10.01.10 / Трохинова Ольга Игоревна; СПбГУ. Санкт-Петербург, 2019. 336 с.

LEGITIMATING STRATEGIES IN THE POLITICAL DISCOURSE OF THE GOVERNOR OF THE KEMEROVO REGION S. E. TSIVILEV

M. A. Silkova

Kemerovo State University Kemerovo, Russia

Abstract. One of the functions of political discourse is to legitimize political decisions. The importance of this function is that the lack of legitimation of political decisions leads to a crisis of the Power. This article is devoted to the analysis of the effectiveness of legitimizing persuasive strategies and tactics as well as the ways of their implementation in the political discourse of Russia's regional policy based on the Instagram video publication of the Governor of the Kemerovo Region Sergei Evgenievich Tsivilev on. The publication is dedicated to the introduction of a self-isolation regime at the beginning in the midst of the pandemic and online comments to it The research methods are presented by the method of linguistic description and the method of continuous sampling. The article examines the strategies and tactics used in the politician's legitimizing discourse, identifies the most frequent of them, and analyzes the speech methods of their implementation. It was revealed that among the persuasive strategies in the political discourse of a politician the following strategies are predominated: the information and interpretation strategy for recognizing the existence of the problem, the strategy of self-presentation, the strategy for promotion, the persuasion strategy and the strategy of theatricality. Persuasive strategies in political discourse are to inspire the addressee with a certain algorithm of actions and cause a reaction that legitimizes the political decisions. The tactics implementing these strategies are served by various rhetorical techniques. The effectiveness/ineffectiveness of the identified strategies and their tactics is realized in the Internet comments, which can be differentiated into legitimizing and delegitimizing ones as well as the comments related indirectly to the topic of publication. The comment analysis has shown the predominance of delegitimizing comments and the failure of persuasive strategies in the studied political discourse of the governor of the Kemerovo region.

Key words: political discourse; legitimation; delegitimation; strategy; tactics; internet commentary.

For citation: Silkova M. A. Legitimating Strategies in the Political Discourse of the Governor of the Kemerovo Region S. Tsivilev. Journal of Russian Studies. 2021;2(2);8-21. (In Russian).

References

1. Vasilenko, E. N. (2018). Yazykovyye sredstva ubezhdeniya v politicheskom diskurse [Linguistic means of persuasion in political discourse]: Mogilev. 164 p. (In Russian).

2. Issers, O. S. (2008). Kommunikativnyye strategii i taktiki russkoy rechi [Communicative strategies and tactics of Russian speech]: Moskva. 288 p. (In Russian).

3. Michaleva, 0. L. (2009). Politicheskiy diskurs: Spetsifika manipulyativnogo vozdeystviya [Political discourse: Specificity of manipulative influence]: Moskva. 256 p. (In Russian).

4. Parshina, 0. N. (2005). Strategii i taktiki rechevogo povedeniya sovremennoy politicheskoy elity Rossii [Strategies and tactics of speech behavior of the modern political elite of Russia]: avtoref. dis. doct. filol. nauk. Saratov. 48 p. (In Russian).

5. Trochinova, 0. I. (2019). Legitimatsiya nepopulyarnykh politicheskikh resh-eniy: kommunikatsionnyy aspekt [Legitimation of unpopular political decisions: the communication aspect]: avtoref. kand. polit. nauk. Saint Petersburg. 336 p. (In Russian).

Автор публикации

Силкова Мария Александровна - старший преподаватель кафедры иностранных языков Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций Кемеровского государственного университета, г. Кемерово, Россия. E-mail: maria.silkova@mail.ru

Author of the Publication

Maria A. Silkova - Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Institute of Philology, Foreign Languages and Media Communications, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia.

E-mail: maria.silkova@mail.ru

Поступила в редакцию / Received 15.04.2021 Принята к публикации / Accepted 22.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.