О.А. Петрянина
Петрянина Ольга Александровна - преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России
Легализация проституции: за и против
И к сифилису, и к проституции общество всегда относилось с затаенною брезгливостью...
В.М. Тарновский
В современном обществе отношение к проституции граждан разнятся, и это не зависит от их принадлежности к конкретной социальной группе. При этом наше общество можно поделить на три категории: первая - противники проституцию, относящиеся к ней либо с брезгливостью, либо с безразличием; вторая -лица, в силу различных жизненных обстоятельств потребляющие сексуальные услуги; и третья - лица, оказывающие сексуальные услуги за вознаграждение, включающие в себя тех, для кого проституция является основным и единственным доходом, а также тех, для кого данные доходы являются дополнительными.
Несмотря на то, к какой социальной или возрастной группе относится человек, вопрос о легализации проституции для него является актуальным. И после поднятия данной проблемы люди подключаются к активному обсуждению и доказыванию своей точки зрения.
Стоит вспомнить, что в 2003 году на рассмотрение Государственной Думы депутатом А.Ю. Вульфом был внесен на рассмотрение проект Федерального закона № 403261-3 «О регулировании платных услуг сексуального характера». На данный проект обрушилось много критики как со стороны депутатов, так и со стороны ученых.
В статье 2 законопроекта вводились такие понятия как «платные услуги сексуального характера», «потребитель» и «исполнитель». В ч. 1 ст. 2 под «платными услугами сексуального характера» понимаются услуги, предоставляемые исполнителем с целью удовлетворения сексуальных потребностей потребителей в различной форме, не запрещенной законодательством Российской Федерации1.
В части 2 ст. 2 дается понятие «потребителя» - физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее и использующее платные услуги сексуального характера исключительно для личных нужд. В части 3 ст. 2 указывается, что «исполнителем» является лицо, оказывающее услуги сексуального характера потребителям по возмездному договору. На основании ст. 3 законопроекта «исполнителем» в оказании платных сексуальных услуг может быть лицо, достигшее 18-летнего возраста и имеющее право на свободное использование своих физических данных и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности по оказанию платных услуг сексуального характера.
Форма организации и деятельности «исполнителя» на основании ст. 4 законопроекта определяется законодательством субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также законопроектом предусматривалась ответственность за ненадлежащее оказание платных услуг сексуального характера. Под ответственность попадали как «исполнители» так и «потребители», и на основании ст. 5 законопроекта могли нести уголовную или административную ответственность.
Хотелось бы отметить, что авторы данного законопроекта некорректно сформулировали цели, указанные в ст. 2 о признании прав граждан на предоставление и получение платных услуг сексуального характера в условиях контроля этих услуг со стороны государства. В своей пояснительной записке к проекту Федерального закона автор ссылается на ст. 20 Конституции Российской Федерации, что каждый человек имеет право на жизнь, а следовательно каждый имеет право на сексуальную ее разновидность. Представляется, что законодатель в данную статью Конституции РФ вкладывал иной смысл. Сексуальная жизнь это дело сугубо индивидуальное, выражающееся в отношениях между полами. Жизнь человека - высшая социальная ценность, охраняемая законом. Право на жизнь является естественным и неотъемлемым2. Во Всеобщей декларации прав человека провозглашаются «ценность человеческой личности» и право каждого человека на жизнь (ст. 3)3. В Международном пакте о
1 См.: Проект № 403261-3 федерального закона «О регулировании платных услуг сексуального характера» // СПС « Консул ьта нтПлюс».
2 См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М., 1994. - С. 133.
3 См.: Международные акты о правах человека: Сборник докуметов / Сост. В.А. Картанкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М., 2002. - С. 38-39.
гражданских и политических правах обращено внимание на неотъемлемость этого права, его охрану законом и недопустимость произвольного лишения жизни (ст. 6)1. Конституция Российской Федерации исходит из этих положений.
Вышеизложенное дает нам право констатировать, что право на сексуальную жизнь не является разновидностью права на жизнь, закрепленного в ст. 20 Конституции РФ.
Также авторы законопроекта ссылаются на ст. 34 Конституции РФ, согласно п. 1 которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности2. Из вышеизложенного вытекает, что каждый гражданин на основании Конституции РФ может использовать свои сексуальные способности для легального заработка денег. Субъектами любой предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством, могут быть как юридические, так и физические лица. Однако в данном законопроекте четко не оговорено, кто именно может оказывать услуги сексуального характера.
Главное, по мнению авторов законопроекта, эта предпринимательская деятельность должна быть не противозаконной, цивилизованной и подконтрольной государству. Хотя в финансово-экономическом обосновании данного законопроекта авторы говорят о пополнении государственного бюджета в результате налогообложения услуг сексуального характера3, данный факт не отражен в самом проекте ФЗ. Считаем, что это должно было найти свое отражение в проекте путем закрепления отчисления налогов в пользу государства как обязанности исполнителя услуг сексуального характера, с указанием процента данных налоговых сборов.
Вообще, экономическая отдача легализации проституции очень сомнительна, так как деньги, поступившие бюджет от оказания услуг сексуального характера, в большинстве случаев будут уходить на выплату социальных гарантий для лиц, работающих в данной сфере услуг. Например, выплата пенсий, больничных листов, оплата обучения профессией, связанной с общественно-полезным трудом. Государство как контролирующий орган должно продумать механизм устройства на работу лиц, которые в силу своих физических и психических возможностей уже не смогут оказывать услуги сексуального характера.
В данном случае хотелось бы обратиться к опыту Германии в части легализации проституции. В частности, официально зарегистрированные проститутки имеют право на ежегодный отпуск и оплату по больничному листу. Многие проститутки приходят в сферу секс-услуг на короткое время, для улучшения своего финансового положения, и не хотят оставлять никаких документальных свидетельств о себе и именно поэтому не может быть речи о медицинском и пенсионном страховании для них. Большинство женщин постоянно меняет место работы, меняя с ним и работодателя. Но некоторые проститутки, которые, как правило, уже давно этим занимаются, все же задумываются о пенсионном и социальном страховании и становятся «штатными сотрудниками»4. Проведенный опрос среди проституток Германии, работающих на законных основаниях, показал, что их работодатели не хотят признавать их права на оплачиваемый отпуск и больничные.
В то же время легализация проституции не решает вопроса о ее нелегальных формах. Так как большинство лиц, которые приходят в сферу секс-услуг, относятся к бедным слоям населения и желают заработать «легкие» деньги, они либо будут укрывать доходы, либо уйдут в подполье, на улицу. Также на улицу их может толкнуть и нежелание проходить медицинский осмотр при регистрации, так как они являются носителями венерических или иных хронических заболеваний, например, туберкулеза. Ни в одной стране, где проституция легализована, нет такого закона, на основании которого клиенты обязаны проходить медицинский осмотр или предоставлять свежие справки об отсутствии у них венерических заболеваний. Из этого следует, что медицинский осмотр только проституток не защищает их от заражения венерическими заболеваниями и СПИДом, которыми их могут заразить клиенты.
Согласно данным одного из исследований CATW, опрос проституток показал, что 47% клиентов ждут оказание услуг сексуального характера без использования контрацепции; 73% предлагали более высокую оплату за небезопасный секс и 45% проституток подвергались насилию со стороны клиентов после того, как они потребовали использование контрацепции5.
При регистрации проститутка теряет анонимность и становится более уязвимой в обществе. О ее профессии могут узнать ее знакомые, друзья и близкие родственники, что может нанести им психологическую травму. Так как мы родились и выросли в религиозном государстве и с детства нам прививали чувства стыда и любви к своим близким, проститутки не захотят, чтобы их родители узнали о их профессии, что также может толкнуть их на тайную деятельность.
1 См.: Международные акты о правах человека: Сборник докуметов / Сост. В.А. Картанкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М., 2002. - С. 54.
2 См.: Конституция Российской Федерации. - М., 2012. - С. 8.
3 См.: Финансово-экономическое обоснование Проекта федерального закона «О регулировании платных услуг сексуального характера» // СПС «КонсультантПлюс».
4 http://www.deutsche-welle.com/dw/article/0,,2285069,00.html
5 http://womencw.narod.ru/10.htm
Проституция, как легальная форма деятельности, негативно скажется и на состоянии нравственности в обществе, будет способствовать деградации национальной культуры. В первую очередь под угрозу ставится институт семьи.
Особое внимание заслуживает то обстоятельство, что государство должно думать о правовых гарантиях для лиц, занимающихся данным видом предпринимательской деятельности. Насилие, которому подвергаются проститутки, как было, так и будет неотъемлемой частью сексуальной эксплуатации. Работодатели будут прибегать к насилию по различным причинам и с разными целями. Например, с целью пополнения и обновления штата проституток насилие будет использоваться для того, чтобы вовлечь лицо в занятие проституцией, сломить волю потерпевших. Насилие будет использоваться для наказания и утверждения превосходства работодателя. Нельзя забывать и о насилии со стороны клиентов. Проституток не спасут ни охранники, ни камеры наблюдения, которые будут стоять в борделях. Так как проститутка остается в комнате один на один с клиентом и случиться может все, что угодно. В обязанность охранников в первую очередь входит охрана целостности имущества заведения, а безопасность проституток уйдет на второй план.
В случае легализации проституции также увеличится поток мигрантов, желающих зарегистрироваться в роли индивидуального предпринимателя с целью оказания сексуальных услуг, и в связи с этим увеличится число лиц, болеющих венерическими заболеваниями и СПИДом. После отказа в регистрации они будут оставаться на территории Российской Федерации и заниматься проституцией нелегально, что будет способствовать распространению венерических заболеваний.
Рост нелегальной проституции повлечет рост преступности, в особенности женской. Проститутки во многих случаях являются соучастниками в совершении корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Прослеживается связь проституции и с другими преступлениями, вплоть до деяний, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства. Будучи вовлеченными в разнообразные криминальные отношения, проститутки представляют собой одну из типичных групп риска с повышенной виктимностью1.
Стоит помнить и о том, что в последнее время увеличился интерес к сексуальным отношениям с использованием несовершеннолетних лиц. А, как известно, спрос порождает предложение и можно предположить, что даже в лицензируемых борделях можно будет найти несовершеннолетних лиц, оказывающих услуги сексуального характера. Рассматривая проблему детской проституции, хотелось бы привести в пример Нидерланды, где сама проституция легализована, но уровень детской проституции резко вырос. По оценке организации «Права ребенка» из Амстердама, число детей в проституции возросло за пять лет в 5 раз и, согласно оценке, по меньшей мере 7 тысяч детей привезены из-за рубежа. В основном это девочки из Нигерии. Также согласно данным исследования, проведенного организацией ЕСРАТ («Покончим с детской проституцией и торговлей людьми») для Национальной справки по детской проституции в Австралии, было отмечено усиление организованной коммерческой эксплуатации детей2.
При легализации проституции неизбежно появление конкуренции между заведениями, предоставляемыми услуги сексуального характера; владельцы данных организации будут вынуждены давать рекламу о удовлетворении особых наклонностей клиентов, что также будет унижать и уничтожать проституток как личность. Реклама, которыми будут пестрить газеты, интернет-сайты на молодое поколение будут действовать негативно, вследствие чего дети и подростки будут относиться ко всем женщинам как к существам второго сорта.
Например, правительство Швеции с 1999 года ввело в действие закон, запрещающий и преследующий покупку «сексуальных услуг». Данный правительственный подход преломляет мнение «спрос порождает предложение». Клиенты опасаются привлечения к уголовной ответственности, что дало уменьшение спроса на проституцию и привело к снижению роста уличной проституции в Швеции. За первые 2 года действия закона было осуждено 100 клиентов, оплачивающих услуги сексуального характера.
Данный опыт лег в основу последних изменений регионального закона об административных правонарушений Белгородской области. На сайте Российской газеты 28 июня 2012 года появилась статья Валагина Антона, в которой он сообщает, что Белгородская областная дума внесла поправки в региональный закон об административных правонарушениях, о появлении новой статьи 6.24, согласно которой получение платных сексуальных услуг на территории области караются штрафом пять тысяч рублей3. Стоит сказать о том, что Белгородская область стала первопроходцев в борьбе за снижение спроса на покупку услуг сексуального характера в Российской Федерации.
1 См.: Конев А.Н. О социально-политической, культурно-воспитательной и морально-правовой недопустимости легализации проституции в России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2011. - № 1 (14). - С. 205.
2 http://womencw.narod.ru/10.htm
3 http://pda.rg.ru/2012/06/28/reg-cfo/intim-anons.html
Также война клиентам проституток объявлена и в Белорусской Республике. Генпрокуратура Белоруссии предложила ввести административную ответственность за пользование услугами проституток и потребовала от МВД Белоруссии заблокировать доступ к сайтам, на которых рекламируются услуги проституток1.
В конце статьи хотелось бы поднять вопрос, о котором все при обсуждении легализации проституции забывают. А хотят ли сами проститутки, чтобы их «бизнес» был легальным? Проститутка вынуждена жить во лжи. Ложь - это основа ее «должностных инструкций», сама система взглядов обычных обывателей на проституцию построена на ложных представлениях, что «проституткам это нравится», что занимаются они этим «добровольно». Несмотря на то, что социологические опросы показывают, что большинство проституток пришли в сферу услуг сексуального характера добровольно, нельзя верить им полностью. Как было сказано ранее, сами проститутки запуганы и подвергаются насилию со стороны «работодателей», которые контролируют не только выход на работу, но и все, что проститутки говорят или делают. Подобно женщинам, которые подвергаются насилию в семье, проститутки отрицают факты насилия над собой, боясь расправы со стороны. Никто из проституток не хочет такой же судьбы для своих детей. Со слов женщин, которым удалось вырваться из паутины проституции: «Проституция лишила их права на счастливую жизнь, здоровье и женское счастье».
Легализация проституции не изменит нашего мнения ни о клиентах проституток, ни о самих проститутках.
1 http://banana.by/index.php?newsid=39922
278 ------------------------------------