Научная статья на тему 'ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ'

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / БАНКОВСКИЕ ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ / МОШЕННИЧЕСКАЯ СХЕМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колтакова И.А.

Статья посвящена основным схемам легализации доходов, полученных преступным путем с использованием банковских карт. Сокрытие преступного происхождения денежных средств производится посредством совершения широкого спектра сделок и финансовых операций, которыми осуществляется смена номинального владельца имущества (подставная фирма, фирма-однодневка), формы имущества, изменение основания приобретения имущества, получения денежных средств. В настоящее время должны продолжаться мероприятия по повышению эффективности уголовно-правового контроля за злоупотреблениями в сфере использования данных расчетных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колтакова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALIZATION OF THE CRIMINAL INCOME WITH USE OF BANK PLASTIC CARDS AND ECONOMIC SECURITY

Article is devoted to the main schemes of legalization of income gained in the criminal way with use of cash cards. Concealment of a criminal origin of money is made by means of commission of a wide range of transactions and financial operations by which change of the nominal owner of property (false firm, short-lived firm), property forms, change of the basis of acquisition of property, receiving money is carried out. Now actions for increase of efficiency of criminal and legal control of abuses in the sphere of use of these settlement tools have to proceed.

Текст научной работы на тему «ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Applied economic researches, SA LLC, 2015

Legalization of the Criminal Income with Use of Bank Plastic Cards and

Economic Security Koltakova I.A.

___Moscow University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Abstract Article is devoted to the main schemes of legalization of income gained in the criminal way with use of cash cards. Concealment of a criminal origin of money is made by means of commission of a wide range of transactions and financial operations by which change of the nominal owner of property (false firm, short-lived firm), property forms, change of the basis of acquisition of property, receiving money is carried out. Now actions for increase of efficiency of criminal and legal control of abuses in the sphere of use of these settlement tools have to proceed.

Keywords: legalization of the criminal income; bank plastic cards; roguish scheme; national system of counteraction; criminal liability; improvement of activity of bodies of the state control.

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2015

Легализация преступных доходов с использованием банковских пластиковых карт и экономическая безопасность Колтакова И.А.

Московский Университет МВД России им. В.Я. Кикотя

Аннотация Статья посвящена основным схемам легализации доходов, полученных преступным путем с использованием банковских карт. Сокрытие преступного происхождения денежных средств производится посредством совершения широкого спектра сделок и финансовых операций, которыми осуществляется смена номинального владельца имущества (подставная фирма, фирма-однодневка), формы имущества, изменение основания приобретения имущества, получения денежных средств. В настоящее время должны продолжаться мероприятия по повышению эффективности уголовно-правового контроля за злоупотреблениями в сфере использования данных расчетных инструментов.

Ключевые слова: легализация преступных доходов; банковские пластиковые карты; мошенническая схема; национальная система противодействия; уголовная ответственность; совершенствование деятельности органов государственного контроля.Особенностью легализации преступных доходов в России является ее распределение по различным отраслям экономики. Правоохранительная практика, статистические данные, результаты криминологических исследований показывают, что кредитно-финансовая сфера остается наиболее криминализированной, что подтверждается официальной статистикой. Обусловлена такая «популярность» спецификой банковской и кредитной деятельности, где с большой скоростью оборачиваются значительные денежные средства. Это позволяет легко замаскировать преступные доходы, придав им видимость законного происхождения.__

Обслуживание наличного денежного оборота является излишне трудоемким и неэффективным мероприятием - по некоторым данным, в России, например, примерно четверть стоимости рубля составляет стоимость поддержания его обращения [1]. На сегодняшний день, по данным Федеральной службы государственной статистики, безналичный денежный оборот составляет порядка 70%, и его преимущества очевидны: сокращение издержек при обращении, удобство и скорость обслуживания и т.д. Таким об-

разом, неуклонно растет и роль пластиковых банковских карт. Согласно данным Центрального Банка России, на 1 июля 2014 года в России было эмитировано более 220 млн. банковских карт - то есть, на одного россиянина приходится 1,7 карты. Для сравнения, в 2008 году, на одного россиянина приходилось 0,73 пластиковой карты, что означает увеличение количества карт на 132% за пять лет.

Банковские пластиковые карты активно используются в целях легализации до-

Финансы, денежное обращение и кредит

\ :ов, полученных преступным путем. Так с-- основной целью легализации является ■олучение денежных средств с «чистой» ис-т ?ией, схемы проведения операций по сня-- ю наличных денег со счетов пластиковых е^т разнообразны, и регулярно обновляются.

В качестве примера можно привести . ¿дующий. В мошеннической схеме участ-; ют несколько крупных банков, через счета г торых получают зарплату несуществую-_ е сотрудники фирм-однодневок. При этом 1 я оформления карт на этих «сотрудников» пользуются данные паспортов ничего не лразумевающих граждан. Поддельные с_г)ты выдаются с помощью злоумышленников, возглавляющих соответствующие отде-: банков. Бакномат размещается на закры-"эн территории без доступа простых граждан, обналиченные средства клиентам дос-мзляют по заранее отработанной схеме подловленные люди. За услуги берут некото-гый процент от обналиченной суммы: 5-

:о%.

В целом, наиболее распространены .ледующие преступления в сфере легализа-;ии преступных доходов с использованием банковских пластиковых карт [2]:

• незаконное получение конфи-:гнциальной информации;

• изготовление поддельных карт;

• использование поддельных

•:зрт;

• незаконное использование одлинных карт;

• незаконное использование реквизитов карты.

Как может происходить легализация, о каким схемам? Прежде всего есть не--холько вариантов открытия банковских сче-:ов пластиковых карт. Например, из числа .оциально незащищенных, малообразован-ых и недееспособных по различным об-.тоятельствам граждан отбирают клиентов, чоторым открываются банковские карты - за -¿которую плату. Далее эта карта передается частникам преступной группы, и на счет ержателя этой карты могут переводится газличные суммы по любым назначениям -■ переводов по договорам займа до оплаты определенных услуг. Также банковские кар--Ъ1 могут быть открыты на счета несущест-

вующих граждан, либо на граждан без их ведома (по украденным паспортам, например).

Далее открывается фирма - однодневка, организация-клиент «прачки» заключает с ней договор на оказание любых услуг. Из фирмы-однодневки средства попадают на банковский счет, а оттуда на пластиковые карты.

Схема может строится и на другом проекте - зарплатном. Опять же, фиктивная организация заключает с банком договор на обслуживание зарплатных карт сотрудников (из той же категории лиц, о которых говорилось выше), карточки получает генеральный директор, который передает их организаторам преступной группы. Налоговые отчисления по такой «зарплате», естественно, отсутствуют, а деньги в виде наличных средств получают преступники [3].

Одним из самых рискованных моментов любой из таких схем является непосредственное снятие со счета легализованных денег - поэтому обычно это предлагается сделать другим людям за некоторое вознаграждение. Такие добровольцы называются «дропами» или «мулами» - заказчик договаривается с ними, сколько денег они оставляют себе, сколько - передают дальше. Объявления о подобной «подработке» часто встречаются на сайтах объявлений, развлекательных порталах, социальных сетях, которые, в силу персонализации. в принципе вызывают у людей больше доверия.

Национальная система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, функционирует в России с 1 февраля 2002 года, с момента вступления в силу Федерального закона №115-ФЗ [4], который составляет ее законодательную основу (хотя ее формирование началось еще на закате 20 века в 1994 г.). В связи с его принятием в июне 2002 года Россия была исключена из «черного списка» ФАТФ, что стало оценкой всех предпринятых шагов в сфере обеспечения экономической безопасности в данной сфере.

Легализация преступных доходов криминализирована ст. 174 и 174.1 УК РФ. Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных статьями 174 и \74.\ УК РФ, являются общественные отношения, ко-

торые формируются в сфере распределения экономических ресурсов, полученных в результате совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом. Предмет преступления определен законодателем как денежные средства или иное имущество, заведомо приобретенные другими лицами либо самостоятельно преступным путем. Субъектом преступлений по ст. 174 и 174 УК может быть вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. При этом неотъемлемой характеристикой данных преступлений является субъективная сторона преступления, характеризующаяся в свою очередь умыслом субъекта в форме вины.

Совершенствование деятельности органов государственного контроля в рассматриваемой сфере зависит от наличия и надлежащего использования полномочий по выявлению нарушений законов о противодействии легализации преступных доходов и привлечению нарушителей к ответственности, улучшению взаимодействия контролирующих органов между собой и с правоохранительными органами.

В целях предупреждения легализации преступных доходов необходимо также развитие соответствующих полномочий органов государственного контроля, направленных на противодействие проникновению криминальных элементов в финансовые организации. Другим направлением оптимизации государственного контроля и надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации преступных доходов является повышение эффективности взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов. Отсутствие должного взаимодействия существенным образом сказывается на эффективности контрольных полномочий по противодействию легализации преступных доходов, в ходе исполнения

которых государственные органы столкнулись с проблемой разделения компетенции по привлечению нарушителей к ответственности.

С другой стороны, кредитные организации должны также самостоятельно противостоять использованию счетов по банковским картам с целью снятия наличных денежных средств, полученных преступным путем. Прежде всего это достигается с помощью мониторинга зачислений на счета банковских карт, заградительных тарифов и лимитов, а также мониторинга банкоматов на предмет проведения сомнительных операций (например, снятие крупных сумм наличных денег в течении короткого периода времени по различным картам).

В целях предупреждения легализации преступных доходов, совершаемой посредством использования фирм - «однодневок», необходимо усилить контроль регистрации юридических лиц. Отсутствие такого контроля позволяет учредителям указывать любое местонахождение организации, что приводит к осложнению поиска данного юридического лица и его органов управления в необходимых случаях, поскольку в одном помещении может быть зарегистрировано несколько десятков фактически отсутствующих организаций.

Таким образом, можно заметить, что, несмотря на принимаемые меры, противодействие легализации преступных доходов с использованием банковских карт еще недостаточно эффективна в силу ряда обстоятельств, в частности из-за пробелов в законодательстве и недостатков в деятельности государственных органов контроля и надзора, что указывает на необходимость совершенствования системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Литература:

1. Куликов А. «Деньги. Кредит. Банки» Учебное пособие для вузов. - М.: КНОРУС,

2010

2. Киселев И.А., Лебедев И.А.. Никитин Д.В. Правовые проблемы управления корпоративными рисками в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма / под общ. ред. В.И. Авдийского // ИД «Юриспруденция», 2012

3. Крестовский И.А. «Противодействие легализации преступных доходов с использованием банковских платиковых карт» // Управление в кредитной организации - № 3. 2011

денежное ooрасценке и кредит

4. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // «РГ» - Федеральный выпуск №2764 от 09.08.2001

References:

1. Kulikov A. "Money. Credit. Banks" Manual for higher éducation institutions. - M.: xNORUS, 2010

2. Kiselyov I.A., Lebedev I.A., Nikitin D. V. Legal problems of management of corporate -îsks for counteraction to money laundering and financing of terrorism / under a general edition of V. I. Avdiysky//"Law", 2012

3. Krestovsky I.A. "Counteraction of legalization of the criminal income with use bank the ?latikovykli of cards'V/Management in the credit organization - №3. 2011

4. The Federal Law of 07.08.2001 №115 "About counteraction of legalization (laundering) of income gained in the criminal way, and to financing of terrorism "//by "RG" - Federal release №2764 of

09.08.2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.