Научная статья на тему 'ЛЕГАЛИЗАЦИЯ АЗАРТНЫХ ИГР: ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ'

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ АЗАРТНЫХ ИГР: ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1156
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АЗАРТНЫЕ ИГРЫ / ИГОРНЫЙ БИЗНЕС / GAMBLING BUSINESS / ИГОРНЫЕ ЗОНЫ / GAMBLING ZONES / КАЗИНО / CASINO / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ АЗАРТНЫХ ИГР / LEGALIZATION OF GAMBLINGS / GAMBLINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цуканова Е.Ю., Хоборова К.Р., Бакирова Д.М.

В статье рассматриваются практические вопросы правового положения игорного бизнеса в России. Актуальность проблемы заключается в необходимости реформирования законодательства, регулирующего имущественные отношения в сфере организации, проведения и участия в азартных играх. Целями исследования стали комплексный анализ правовых проблем, связанных с организацией, проведением и участием в азартных играх, ряд вопросов, не нашедших должного освещения в юридической литературе, а также предложения по их решению. Использовались историко-догматический, сравнительно-правовой, системно-аналитический и формально-юридический методы. Сделан вывод о том, что существование азартных игр в России при должном законодательном регулировании имеет ряд положительных моментов: налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты, дополнительные места трудоустройства для граждан, развитие инфраструктуры и т.д. Особое внимание в статье уделяется территориальному зонированию игорных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGALIZATION OF GAMBLING: PROHIBIT CAN NOT BE ALLOWED

This article discusses practical issues of the legal status of gambling in Russia.The relevance of the matter consists in the existing need of reforming of the legislation governing the property relations in the sphere of the organization, carrying out and participation in gamblings. The goals of the authors' research are the complex analysis of the legal problems connected with the organization, carrying out and participation in the gamblings and also a number of questions which haven't found due lighting in legal literature and offers on their decision. As a result of the research, the goal was achieved through applying historical-dogmatic, comparative-legal, system-analytical and formal-legal methods. Authors have formulated conclusions that existence of gamblings in Russia at due legislative regulation has many advantages. First of all, it is tax revenues in federal and regional budgets, the competition among gambling institutions, occasional seats of employment for citizens and development of infrastructure. Special attention is paid to territorial zoning of gambling zones.

Текст научной работы на тему «ЛЕГАЛИЗАЦИЯ АЗАРТНЫХ ИГР: ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ»

.0 X

го

о; <

ш О ш

оЕ 1=

5 1=

о; <

ш О ш

оЕ 1=

CD

о

0J

Е.Ю. Цуканова,

доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») К.Р. Хоборова, студентка 4-го курса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») Д.М. Бакирова, студентка 3-го курса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»)

E.Y. Tsukanova,

Associate professor, Candidate of legal

sciences, Associate professor of civil

law and process Law Institute Belgorod

national research University

(NRU «BelSU»)

tsukanova@bsu.edu.ru

K.R. Khoborova,

4th year student Law Institute Belgorod

national research University (NRU

«BelSU»)

1063363@bsu.edu.ru D.M. Bakirova,

3rd year student Law Institute Belgorod national research University (NRU «BelSU») 1145427@bsu. edu. ru

104

Легализация азартных игр: запретить нельзя разрешить

Аннотация: в статье рассматриваются практические вопросы правового положения игорного бизнеса в России. Актуальность проблемы заключается в необходимости реформирования законодательства, регулирующего имущественные отношения в сфере организации, проведения и участия в азартных играх. Цель исследования — комплексный анализ правовых проблем, связанных с организацией, проведением и участием в азартных играх. Затрагивается ряд вопросов, не нашедших должного освещения в юридической литературе, приводятся предложения по их решению. Использовались историко-догматический, сравнительно-правовой, системно-аналитический и формально-юридический методы. Сделан вывод о том, что существование азартных игр в России при должном законодательном регулировании имеет ряд положительных моментов, а именно: налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты, дополнительные места трудоустройства для граждан, развитие инфраструктуры и т.д. Особое внимание в статье уделяется территориальному зонированию игорных зон.

Ключевые слова: азартные игры, игорный бизнес, игорные зоны, казино, легализация азартных игр.

Legalization of gambling: prohibit can not be allowed

Abstract: This article discusses practical issues of the legal status of gambling in Russia. The relevance of the matter consists in the existing need of reforming of the legislation governing the property relations in the sphere of the organization, carrying out and participation in gamblings. The goals of the authors' research are the complex analysis of the legal problems connected with the organization, carrying out and participation in the gamblings and also a number of questions which haven't found due lighting in legal literature and offers on their decision. As a result of the research, the goal was achieved through applying historical-dogmatic, comparative-legal, system-analytical and formal-legal methods. Authors have formulated conclusions that existence of gamblings in Russia at due legislative regulation has many advantages. First of all, it is tax revenues in federal and regional budgets, the competition among gambling institutions, occasional seats of employment for citizens and development of infrastructure. Special attention is paid to territorial zoning of gambling zones.

Keywords: gamblings, gambling business, gambling zones, casino, legalization of gamblings.

го

ы ю с

Азартные игры, как и идея легализации игорного бизнеса, сталкиваются с резко негативной оценкой общества. Большая часть населения считает, что азартные игры аморальны, разрушают психическое здоровье человека, формируют у него зависимость и не допустимы в современном мире. Действительно, причин относить азартные игры к явлениям негативным и деструктивным достаточно, однако, полагаем, что все они (за исключением религиозного аспекта) являются следствием несовершенного законодательства, касающегося организации регулирования сферы игорного бизнеса.

В России игорный бизнес столкнулся со значительными ограничениями в 2006 г. в связи с принятием федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», цель которого — защиту нравственности, прав и законных интересов граждан — законодатель решил достичь путем установления всевозможных ограничений и запретов организации азартных игр [1].

Так, с 1 июля 2009 г. любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, может осуществляться только в специальных игорных зонах. Согласно указанному федеральному закону их пять — в Краснодарском, Алтайском, Приморском краях, Калининградской области и Республике Крым [2]. Возложенные ожидания на игорные зоны не оправдались. По данным Министерства финансов РФ, игорные зоны «Приморье» (Приморский край), «Янтарная» (Калининградская область) и «Сибирская монета» (Алтайский край) не работают, в некоторых из них только выделены участки под строительство казино. Ситуация с «Азов-Сити» получше: на территории Краснодарского края действуют всего три казино. Вопрос с игорной зоной на территории Республики Крым разрешен, в данный момент она находится на стадии проектирования.

Таким образом, реализация практически всех игорных зон по-прежнему пока в планах. Федеральный закон № 244 в части создания и развития игорных зон целей своих не достиг, в связи с чем появляется резонный вопрос, почему как у инвесторов, так и у игроков не возникло столь ожидаемого интереса к развитию и посещению установленных игорных зон? Можно е выделить несколько причин. Ь

Во-первых, провал официальных игорных зон в России состоял в выборе места. Выделить земельный участок и построить на нем казино еще 105

недостаточно. Важным условием для успешного развития игорного бизнеса -

в данной зоне является наличие достаточно развитой инфраструктуры: аэро- т ^т порта, хороших дорог, магазинов и отелей. т т 5

Во-вторых, серьезной причиной является чрезмерная строгость налогового законодательства по отношению к юридическим лицам, желающим получить лицензию на развитие игорного бизнеса. ооо

г» Г-» № № Й

В-третьих, немаловажную роль в данном вопросе играет коррупция. Запрет 01 ? » игорного бизнеса за пределами игорных зон не мешает десяткам казино успешно работать в Москве и других крупных городах. Эти заведения достаточно большие и комфортные, в связи с чем игрокам нет смысла далеко уезжать в специальные игорные зоны.

ш ш

Перечисленные просчеты — следствие отсутствия системности, комплексности и последовательности принятия управленческих решений [3, 4]. Несмотря на все запреты, установленные ФЗ № 244, игорный бизнес продолжает свою работу, маскируясь под интернет-кафе, лотерейные и ночные клубы. Большую проблему представляет и нелегальный онлайн-бизнес. По данным «Рейтинга букмекеров», из общего оборота в Интернете, оцениваемого в 422 млрд рублей, 274 млрд приходится на нелегальный сектор [6]. В России онлайн-казино запрещены, но для Интернета подобные запреты не становятся помехой, которую нельзя обойти. Как отмечает В. Дмитриев, можно «перерегистрировать доменную зону за рубежом, где эта деятельность разрешена, и оттуда свободно "вещать" на Россию. Ведь в данном случае на территории России будет иметь место лишь предоставление интернет-услуг, а клиент будет использовать услугу по своему усмотрению» [7]. По нашему мнению, онлайн-игры должны регулироваться законодательством так же, как и реально существующие игорные заведения.

Стартовавшая более 10 лет назад реформа игорного бизнеса в России потерпела сокрушительный провал. Более того, благая цель избавления граждан от искушения азартных игр так и не достигнута: как играли в них 13 млн ^ человек, так и продолжают играть, однако теперь ситуация стала гораздо ^ серьезней — весь игорный бизнес ушел в подполье.

^ Стоит отметить, что при должном законодательном регулировании существование игорных заведений может быть вполне оправданным. Игорный ш бизнес имеет большую потенциальную возможность приносить значительные оъ суммы налогов, как в региональный, так и в федеральный бюджеты. Для ^ сравнения, по данным ФНС РФ, в 2008 г. (за год до принятия ФЗ № 244) в < стране насчитывалось 5,7 тыс. игровых столов и 257 тыс. игровых автоматов, ¡Е налоги от которых принесли в казну порядка 33 млрд рублей. С касс тотали-^ заторов и букмекерских контор сумма уплаченных налогов составила около ^ 38,5 млн рублей. В 2016 г. картина налоговых платежей выглядела совсем к иначе. Игровых столов осталось всего 224, с них бюджет получил 226,5 млн т рублей. Имеющиеся на данный момент 2,7 тыс. игровых автоматов принесли ^ 178,3 млн рублей налогов. 36 процессинговых центров букмекерских контор с и 4,7 тыс. их пунктов приема ставок обогатили казну на 364,3 млн рублей [5].

Действие ФЗ № 244 практически показало, что запретить азартные игры 106 нельзя — люди по-прежнему играют. С запретом государство теряет посту- пления в бюджет, а игроки все равно будут находить различные лазейки и

играть в Интернете или за рубежом. Легализация азартных игр принесла бы ? больше пользы государству и стране в целом.

° Помимо ярых противников игорного бизнеса в России, существуют и сторонники, предлагающие легализацию азартных игр. «ФЗ № 244 "О регулировании игорного бизнеса" не работает: разрешенных игорных зон нет, регионы лишились местного налога с игорного бизнеса, все ушло в подполье. Возвращение больших казино оздоровит текущую ситуацию, так как подпольные игровые заведения начнут постепенно исчезать, с ними будут бороться не только правоохранительные органы, но и появятся коммерческие основания легализации игорного бизнеса. Регионы смогут получить дополни-

го

ы

ш j=

тельные налоговые поступления в местные бюджеты, будут дополнительные поступления в пенсионный фонд» [7].

Тем не менее, не стоит забывать и о безопасности: легализация азартных игр должна сопровождаться строгим законодательным регулированием. Для начала необходимо разработать и принять комплексный закон, регулирующий всю сферу азартного бизнеса. В данном нормативном правовом акте следует установить общие для любого вида азартных игр стандарты и правила для всех операторов, включая правила об «ответственной игре».

Обязательным условием при выборе места расположения игорной зоны должна выступать хорошо развитая инфраструктура. Более того, игорные зоны можно подстроить под туристическую и гостиничную направленность, что будет еще более выгодным с экономической точки зрения, как для самой зоны, так и для развития территории. Показателен пример с городом-курортом Сочи. В 2016 г. Правительство РФ подписало распоряжение № 1697-р «О создании игорной зоны "Красная поляна" на территории муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края» [8]. Идея получила большое количество одобрений, поскольку после проведения Олимпиады инфраструктура города Сочи находится на высоком уровне, сам город привлекателен для туристов.

Целесообразно создать для казино такую ситуацию на рынке игорного бизнеса, при которой конкуренция исключит мелкие и подпольные организации, а основная «борьба» будет происходить только между наиболее успешными крупными центрами. В таком случае подпольные казино не смогут удержаться на «игровой арене» и самоликвидируются.

Может ли Россия снова зарабатывать на игорном бизнесе? Да, но для этого необходимы четкие, строгие, обоснованные ограничения. В игорном бизнесе должен быть один хозяин — государство, а сам игорный бизнес превращен в легальный, цивилизованный, привлекательный вид отдыха с разветвленной инфраструктурой, и соответствующий лучшим мировым стандартам.

Список литературы:

1. Багров, Д.В. Правовое регулирование азартных игр в сети «Интернет» // Вестник экономики, права, социологии. — 2012. — № 2.

2. О государственном регулировании деятельности по организации и прове- е дению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2006 г № 244-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru

3. Азарт в подполье // Деловой еженедельник «Профиль». — 2017. — 11 июля.

— URL: http://m.profile.ru/economics

4. Белозерцев, С.М. О стратегических просчетах в борьбе с негативными по- ta ^ ¡и следствиями азартных игр // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. §Тэ<5

- 2012. - № 4.

5. URL: https:// bookmaker-ratings.ru | ? g

6. Дмитриев, В. Казино выведены в резервации // ЭЖ-Юрист. — 2007. — № 2. о о о Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Высшая школа». g § §

7. Инициатива № 77Ф1223 «Легализация азартных игр». Уровень инициативы: федеральный. О создании игорной зоны «Красная поляна» на территории муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края: распоряжение Правительства РФ от 10 августа 2016 г. № 1697-р. — URL: http://www.garant.ru.

в ш

го

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.