Научная статья на тему '«Лед тронулся. . . », или о медиаобразовании как технологии декультивирования моральных паник'

«Лед тронулся. . . », или о медиаобразовании как технологии декультивирования моральных паник Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
206
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МОРАЛЬНЫЕ ПАНИКИ / СМИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ШКОЛА / УНИВЕРСИТЕТ / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефанов Александр Александрович

В статье изучается процесс введения медиаобразовательной концепции в программу среднего и высшего образования. Данная стратегия позволяет проводить профилактику аффективных реакций, подобных моральным паникам, в социальной среде. Объектом исследования стали магистерская программа «Медиаобразование», запущенная в Оренбургском государственном педагогическом университете в 2015 году, а также федеральный проект «ТАСС детям», который начал реализовываться в российских школах в 2017 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Лед тронулся. . . », или о медиаобразовании как технологии декультивирования моральных паник»

УДК 37

А. А. Ефанов

Оренбургский государственный институт культуры, Оренбург

«ЛЕД ТРОНУЛСЯ...», ИЛИ О МЕДИАОБРАЗОВАНИИ КАК ТЕХНОЛОГИИ ДЕКУЛЬТИВИРОВАНИЯ МОРАЛЬНЫХПАНИК

В статье изучается процесс введения медиаобразовательной концепции в программу среднего и высшего образования. Данная стратегия позволяет проводить профилактику аффективных реакций, подобных моральным паникам, в социальной среде. Объектом исследования стали магистерская программа «Медиаобразование», запущенная в Оренбургском государственном педагогическом университете в 2015 году, а также федеральный проект «ТАСС детям», который начал реализовываться в российских школах в 2017 году.

Ключевые слова: медиаобразование, моральные паники, СМИ, телевидение, школьное телевидение, школа, университет, Оренбургская область.

В современном неоинформационном обществе моральные паники представляют собой продукт масс-медийных технологий - следствие успешной реализации технологий манипулирования со стороны медиаконтролеров. Если говорить о дефиниции понятия, то в социологической науке под моральными паниками понимаются «чрезмерно эмоциональные реакции общества на ряд проблем, которые интерпретируются со стороны СМИ как серьезные угрозы устойчивой системе духовных норм и ценностей и в перспективе способны привести к разрушению социальной структуры» [2. С. 58]. По сути, эти проблемы являются искусственно инспирируемыми, тривиальными конструктами.

В ходе комплексного исследования данного социального феномена возник вопрос о необходимости разработки мер профилактики - возможности противодействия моральным паникам. Так, в 2014 году было проведено авторское социологическое исследование «Влияние моральных паник на социальные изменения современного российского общества» [3] методом полуструктурированного интервью, где в качестве экспертов (п=10) выступили менеджеры разных типов СМИ, Интернет-активисты, преподаватели кафедры журналистики, а также руководители социологических центров и лабораторий, играющие непосредственную роль в проектировании подобных явлений либо способные дать оценку действиям других участников медиапространства.

По мнению экспертов, основной технологией декультивирования моральной паники в социальной среде выступает повышение медиа-информационной грамотности, что станет возможным достичь благодаря развитию медиаобразования - совокупности «системных образовательных действий, способствующих самоорганизации личности в информационной среде, которые проявляются в осознанном медиаповедении на основе гуманистических идеалов и ценностей» [7. С. 45]. Необходимо включение курса медиаобразования в программу средней и высшей школы, что в конечном итоге будет способствовать поэтапному развитию медиакультуры общества. Согласно определению А. В. Федорова, по отношению к аудитории «медиакультура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа» [8. С. 26]. Таким образом, медиакультура способствует формированию у индивидов навыков осознания виртуальности искусственно насаждаемой посредством СМИ «картины мира».

В Оренбургской области данная инициатива начала успешно реализовываться в 2015 году, когда на базе кафедры журналистики Оренбургского государственного педагогического университета была запущена магистерская программа «Медиаобразование». В настоящее время осуществлен первый выпуск магистров, которые работают в системе среднего, дополнительного и дошкольного образования.

Для подготовки магистров направления «Медиаобразование» был разработан авторский спецкурс «Социология медиакультуры и медиаобразования» как синтез психологических, философских, культурологических, педагогических, лингвистических и медиалогических знаний

(изучение механизмов медиавосприятия, уровней медиакомпетентности, проблем современной медиакультуры, овладение методикой создания и обучения написанию медиатекстов, технологиями анализа готового медиапродукта). В рамках отдельного практического занятия «Развитие современной медиакультуры» особое внимание уделяется вопросу «Моральные паники как одна из главных проблем современной медиакультуры» [5. С. 27-28]. Анализируя социальные прецеденты последних 10 лет, спровоцировавшие возникновение аффективных реакций в обществе, студентам предлагается дать ответ на главный вопрос: «Можно ли противостоять моральным паникам?»

Профилактика моральных паник в структуре высшей школы осуществляется также посредством воспитания у будущих журналистов медиаответственного отношения к профессии. При подготовке бакалавров в рамках курса «Социология журналистики» отдельное практическое занятие посвящено теме «Моральные паники как результат манипулирования массовым сознанием» [4. С. 66-67]. В ходе изучения данной проблемы также делается особый акцент на обсуждение вопросов профилактики моральных паник в обществе - как не только предотвратить, но и не допустить возникновения аффективных реакций в социальной среде.

Что касается во многом новаторской для российской педагогической системы магистерской программы «Медиаобразование» (в Оренбурге она появилась вслед за крупнейшими образовательными центрами страны), то ее реализация в региональном вузе стала своего рода перспективным шагом, опережающим свое время на несколько лет. Объяснение данному тезису можно найти в июле 2017 года, когда министр образования и науки Российской Федерации О. Васильева сообщила о создании школьного телевидения: «Задача школы - воспитывать. У нас есть много проектов, которые рассчитаны на разный возраст. <...> Проект, который будет осуществляться совместно с сентября этого года в течение ближайших пяти лет, а потом и дальше - это проект «ТАСС детям». Это школьное телевидение, которое придет в каждую школу. Первая часть телевидения - это единая программа для всей страны, куда будут входить сюжеты на те темы, которые нас интересуют, сюжеты прежде всего воспитательного значения, новостные сюжеты, вторая часть - это школьная жизнь, жизнь каждой школы, о которой наши дети будут знать» [1]. По мнению О. Васильевой, появление школьного телевидения поможет восстановить и укрепить межнациональное согласие в подростковой среде, обеспечив гармоничное развитие личности.

Таким образом, главным законодательным шагом на пути конституирования медиакультуры в современном российском обществе станет появление школьного телевидения. К основным преимуществам данного нововведения можно отнести:

а) получение первичных навыков работы с информационными ресурсами (анализ материалов из разных источников, их сравнение, формирование целостной «картины дня» с позиций медиа-селективного подхода);

б) обучение основам телевизионного мастерства (операторскому искусству, законам видеомонтажа, написанию медиатекстов, умению работать в кадре и за кадром и т. д.);

в) приобретение коммуникативных навыков (умения брать интервью, слушать и слышать собеседника, проводить уличный опрос, импровизировать);

г) воспитание командного взаимодействия (любой телевизионный продукт, - прежде всего, результат труда большого слаженного коллектива);

д) повышение имиджа школы и школьника за счет позиционирования контента в поле Интернета.

Тем не менее, данное новшество и его повсеместное внедрение вызывает также ряд вопросов:

а) кадровый состав (кто будет реализовывать в школах данную программу - квалифицированные специалисты или учителя русского языка, литературы и информатики, имеющие лишь ряд сходных компетенций с работниками телевидения?);

б) принудительность участия (будет ли это в качестве факультатива или должно охватывать всех учеников - вопреки их стремлениям и способностям?);

в) жесткость и безапелляционность тем (смогут ли ребята заниматься творческим поиском или программа курса будет строго регламентирована и контролируема?).

Если говорить об Оренбургской области, известно, что все открывшиеся в 2017 году в регионе школы уже имеют в своем составе телевизионную студию с необходимым набором современного оборудования (камера, фотоаппарат, студийный свет, хромакей, микрофоны, монтажный компью-

тер). Однако при общении с директором одной из новых школ удалось узнать, что педагоги пока не знают, как подойти к этому «ноу-хау». Кроме того, в штатном расписании не предусмотрены ставки - руководителя лаборатории, обеспечивающего медиаобразовательный процесс, и техника, ответственного за обслуживание всего оборудования.

Учитывая особенности производственного процесса на телевидении, была предложена авторская организационная модель функционирования медиаобразовательной лаборатории (Рис. 1).

Г \

«ТАСС детям»

ч /

1

г N

Руководитель лаборатории

ч

Специалист по программному обеспечению

^Приглашённые^ специалисты -

работники - телеканалов -

Рис. 1. Организационная модель функционирования медиаобразовательной лаборатории

«ТАСС детям»

Руководитель лаборатории (в идеале им должен быть профессиональный медиапедагог) станет осуществлять общую координацию работы (долгосрочное и текущее планирование, составление расписания, плана и форм проведения занятий, рекрутинг специалистов из телевизионной индустрии и проч.). В обязанности специалиста по программному обеспечению входит не только диагностика оборудования, но и выполнение функций монтажера и оператора, контроль за деятельностью школьников (предпочтителен специалист, имеющий опыт работы на телевидении). Отдельное внимание следует уделить на необходимости включения в медиаобразовательный процесс практикующих работников из телевизионной индустрии. С одной стороны, они смогут делиться имеющимся опытом, с другой, - школьников удастся заинтересовать медийными лицами (или их «громкими» проектами).

Несмотря на то, что некоторым школам уже приходится работать с новым оборудованием, до сих пор отсутствует единый медиаобразовательный стандарт. В этой связи была также разработана авторская модель организации учебного и воспитательного процесса в медиаобразовательной лаборатории «ТАСС детям» (Рис. 2).

Рис. 2. Модель организации учебного и воспитательного процесса в медиаобразовательной

лаборатории «ТАСС детям»

Прикладной курс «Основы тележурналистики» позволит сформировать у школьников общие представления о специфике профессии тележурналиста и особенностях организации производственного процесса на телевидении. Он будет включать в себя пять модулей:

1) «Основы телевидения» (получение знаний об истории телевидения; формирование общего представления о роли данного социального института в функционировании общества, рейтингах и запросах телезрителей);

2) «Секреты телевизионного текста» (овладение навыками написания медиатекста для телевизионных программ разных жанров);

3) «Операторское мастерство» (умение «выставлять» свет, выстраивать композицию кадра, снимать медиапродукты для проектов разной жанровой направленности (клипы, социальные ролики, репортажи, документальные фильмы и т. д.);

4) «Магия видеомонтажа» (приобретение навыков нелинейного монтажа с учетом особенностей производства разножанровых проектов);

5) «Конвергентная редакция» (изучение особенностей взаимовлияния телевидения и Интернета, специфики создания и размещения медиапродуктов на веб-платформах).

В рамках творческого практикума студенты смогут создавать как индивидуальные, так и групповые проекты (в зависимости от приобретенных компетенций), имея возможность попробовать себя как в качестве ведущего, корреспондента, редактора, так и видеооператора, монтажера.

Мастер-классы позволят организовать учебный и воспитательный процесс максимально интерактивно, поскольку, кроме главной функции - обмена опытом, - данная форма занятий также может быть представлена как пресс-конференция, и школьники, в свою очередь, получат возможность отработать свои навыки интервьюирования.

Безусловно, в отличие от вузовской аудитории, занятия с детьми должны быть построены в игровой манере, содержать максимум наглядного материала и минимум теоретической информации (либо все важные термины необходимо сопровождать визуальным рядом - своего рода «видеодоказательством»), что поможет обеспечить включенность школьников в общий медиао-бразовательный процесс.

Конечно, положения медиаобразовательного проекта «ТАСС детям» будут уточняться и корректироваться. Однако, как и у любой разработки, проект школьного телевидения не лишен некоторых изъянов. В частности, возникает вопрос - не устарела ли подобная инициатива на 10-15 лет? С одной стороны, обучение школьников умению ориентироваться в медиапростран-стве (особенно в поле Интернета как следствие недавней моральной паники в отношении «групп смерти» [6]) кажется весьма продуктивным, с другой, - желание заинтересовать безнадежно оторванных от «традиционных» СМИ подростков телевизионными продуктами на фоне общей тенденции «старения» аудитории ТВ представляется довольно утопичным.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в российском обществе сделан первый, главный и осознанный шаг на пути формирования медиакультуры - внедрение медиаобра-зовательной программы посредством реализации во всех средних учебных заведениях проекта «ТАСС детям». С одной стороны, в теории он поможет развитию медиаграмотности и медиаком-петентности, как результат, - сократить распространение моральных паник в социальной среде, с другой, - неизвестно, как это будет осуществляться в практическом плане, поскольку программа пока далека от совершенства и имеет много спорных моментов. Остается надеяться, что данный проект будет корректироваться и модернизироваться теми же темпами, как меняется само общество. В противном случае это может вызвать лишь раздражение и отторжение у подрастающего поколения.

Список литературы

1. В России появится школьное телевидение - О. Ю. Васильева [Электронный ресурс] // Российское образование. - 2017. - URL: http://www.edu.ru/news/education/v-rossii-poyavit-sya-shkolnoe-televidenie--vasileva/ (дата обращения: 06.09.2017).

2. Ефанов, А. А. Использование дискурсивных стратегий при конструировании моральных паник в региональной медиа-повестке [Текст] / А. А. Ефанов // Языковая норма и речевая практика в Оренбургском регионе: в 2 ч. Ч. 1. Материалы Международной научной конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 14 октября 2016 г. / сост. и науч. ред. П. А. Якимов. - Оренбург: Оренбургская книга, 2016. - С. 58-61.

3. Ефанов, А. А. Моральные паники как социокультурный феномен современного информационного общества [Текст] / А. А. Ефанов // Наследие Ю. И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории: Материалы Третьей Международной научно-практической конференции (Краснодар, 23-24 сентября 2016 г.). -Краснодар: Новация, 2016. - С. 38-41.

4. Ефанов, А. А. Социология журналистики: учеб. пособие [Текст] / А. А. Ефанов. - Оренбург: Участок оперативной полиграфии ОГУ, 2017. - 100 с.

5. Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования: учеб. пособие [Текст] / А. А. Ефанов. - Оренбург: Агентство «ПРЕССА», 2016. - 92 с.

6. Ефанов, А. А. Трансформация моральных паник в условиях модернизации информационного общества [Текст] / А. А. Ефанов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2017. - Т. 3. - № 2.

7. Жилавская, И. В. Медиаобразование молодежи: монография [Текст] / И. В. Жилавская. -М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 243 с.

8. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / А. В. Федоров. - М.: МОО «Информация для всех», 2014. - 64 с.

"THE ICE BECAME THROUGH...", OR ABOUT THE MEDIA EDUCATION AS THE TECHNOLOGY OF MORAL PANICS DECULTIVATION

Yefanov A. A., Orenburg State University, Orenburg, [email protected]

The article studies the process of introducing the media education concept into the secondary and higher education program. This strategy allows the prevention of affective reactions similar to moral panics in the social environment. The subject of the study was the master program "Media Education", launched in Orenburg State Pedagogical University in 2015, as well as the federal project "TASS to children", which began to be implemented in Russian secondary schools in 2017.

Based on the results of the study, the author comes to the conclusion, that the first, the main and conscious step on the path of media culture formation has been made in Russian society - the introduction of media education through the implementation of the project "TASS to children" in all secondary schools. On the one hand, in theory, it will help the development of media literacy and media competence, as a result, reduce the spread of moral panics in the social environment, on the other, - it is not known, how this will be implemented in practical terms, as the program is far from perfect and has many controversial points. It remains to be hoped, that this project will be adjusted and modernized at the same pace as the society itself changes. Otherwise, it can only cause irritation and rejection in the younger generation.

Keywords: media education, moral panics, media, television, school television, school, university, Orenburg region.

References

1. "V Rossii poyavitsya shkol'noe televidenie - Vasil'eva" (2017) [=In Russia there will be school television - Vasilyeva], in: Rossiiskoe obrazovanie [=Russian education], available at: http://www. edu.ru/news/education/v-rossii-poyavitsya-shkolnoe-televidenie--vasileva/, accessed 06.09.2017. (In Russ).

2. Yefanov, A. A. (2016), "Ispol'zovanie diskursivnykh strategii pri konstruirovanii moral'nykh panik v regional'noi media-povestke" [=The use of discursive strategies in constructing moral panics in a regional media agenda], in: Yazykovaya norma i rechevaya praktika v Orenburgskom regione: v 2 ch. Ch. 1. "Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Orenburg, Orenburgskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 14 oktyabrya 2016 g. [=Language norm and speech practice in the Orenburg region: at 2 p. Part 1. Materials of the International Scientific Conference. Orenburg, Orenburg State Pedagogical University, October 14, 2016], Orenburg, pp. 58-61. (In Russ.).

3. Yefanov, A. A. (2016), "Moral'nye paniki kak sotsiokul'turnyi fenomen sovremennogo informatsionnogo obshchestva" [=Moral panics as a socio-cultural phenomenon of the modern information society], in: Nasledie Yu. I. Selezneva i aktual'nye problemy zhurnalistiki, kritiki, literaturovedeniya, istorii: Materialy Tret'ei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii

(Krasnodar, 23-24 sentyabrya 2016 g.) [=The legacy of Yu. I. Seleznev and topical problems of journalism, criticism, literary criticism, history: Materials of the Third International Scientific and Practical Conference (Krasnodar, September 23-24, 2016)], Krasnodar, pp. 38-41. (In Russ.).

4. Yefanov, A. A. (2017), Sotsiologiya zhurnalistiki: Uchebnoe posobie [=Sociology of Journalism: a Tutorial], Orenburg, 100 p. (In Russ.).

5. Yefanov, A. A. (2016), Sotsiologiya mediakul'tury i mediaobrazovaniya: Uchebnoe posobie [=Sociology of Media Culture and Media Education: a Tutorial], Orenburg, 92 p. (In Russ.).

6. Yefanov, A. A. (2017), "Transformatsiya moral'nykh panik v usloviyakh modernizatsii informatsionnogo obshchestva" [=The transformation of moral panics in the context of information society modernization], in: Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya [=Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research], Tyumen, Vol. 3, no. 2. (In Russ.).

7. Zhilavskaya, I. V. (2013), Mediaobrazovanie molodezhi: monografiya [=Media Education of Youth: monograph], Moscow, 243 p. (In Russ.).

8. Fedorov, A. V. (2014), Slovar' terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [=Dictionary of terms on media education, media pedagogy, media literacy, media competence], Moscow, 64 p. (In Russ.).

Ефанов Александр Александрович - кандидат социологических наук, доцент кафедры связей с общественностью и журналистики, Оренбургский государственный институт культуры, Оренбург.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.