ХИРУРГИЯ
ЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕЛОМОВ ПРЕДПЛЕЧЬЯ
У СОБАК КАРЛИКОВЫХ ПОРОД МЕТОДОМ
НАКОСТНОГО ОСТЕОСИНТЕЗА
А.В. Шугаев1, 2, С.А. Ягников12, О.А. Кулешова2, Ф.А. Любоев2, Т.А. Леонова2, М.А. Ландарский1
1 Обнинский ветеринарный центр «ВЕЛЕС» 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова: карликовые породы собак, накостный остеосинтез, перелом предплечья
Сокращения: МТ - масса тела, ОС - остеосинтез
Введение
Большую популярность у жителей современных мегаполисов и небольших городов приобретают собаки карликовых пород.
Расширение их популяции за последние пять лет заставило врачей задуматься над совершенствованием методов лечения переломов у собак данной категории.
Внеочаговый ОС на долгие годы стал «золотым стандартом» в лечении переломов предплечья, наиболее типичных переломов для собак карликовых пород (рис. 1) (1...4). Использование двустороннего одноплоскостного фиксатора в комбинации с интрамедуллярной спицей Киршнера, на наш взгляд, имеет серьезные преимущества (низкая себестоимость имплантатов, обеспечивающих стабильно-функциональный ОС, простая техника наложения фиксатора и короткая продолжительность операции), что позволяет данную методику считать приоритетной (4). Однако методика имеет и ряд недостатков: наличие внешней конструкции на период сращения кости, сложность проведения спиц через проксимальный отломок, обусловленная анатомическими особенностями указанного сегмента кости, отсутствие выраженного интрамедуллярного канала в проксимальном и дистальном отломках кости.
Использование интрамедулляр-ного ОС спицей, иммобилизация отломков кости лонгетой, комбинация этих двух методов в большинстве случаев себя не оправдали, т. к. не обеспечивали стабильной фиксации отломков кости и сопровождались осложнениями в виде нарушения
оси конечности, псевдоартроза, атрофии отломков кости или их лизиса (рис. 2 а, б, в). Данные осложнения во многих наблюдениях являлись следствием нарушения методологии консервативного лечения и оперативного приема (ожог кости, нарушение кровоснабжения отломков, отсутствие стабильной фиксации отломков, использование имплантатов, не соответствующих размеру кости животного и др.) (рис. 3 а, б.).
66
ПОМНИ О ЖИЗНИ | MEMENTO VIVE RE
Рис. 3 а
Отсутствие на отечественном рынке адаптированных пластин для ОС собак карликовых пород на долгие годы отодвинуло использование метода в клинической практике.
Попытка апробировать пластины, используемые в медицине человека для челюстно-лицевой хирургии, не имела успеха из-за специальной формы имплантов и низкой их прочности на изгиб.
Цель работы
Разработать и внедрить в клиническую практику пластины для накостного ОС костей предплечья у собак карликовых пород.
Материалы и методы
Материалом для анализа послужили 25 собак карликовых пород, поступившие в Обнинский, Чеховский ветеринарные центры и Центр био-
логии и ветеринарии РУДН. Группа наблюдения была представлена следующими породами: той-терьеры -12; чихуа-хуа - 7; йоркширский терьер - 5; карликовый шпиц - 1.
Всех животных кормили от 3 до
5 раз в день. В качестве основного рациона владельцы использовали мясные продукты, каши, минеральные и биологически активные добавки, витамины. И только 3 животных получали коммерческие корма.
Время от момента травмы до обращения в клинику в 88 % случаев (22 из 25 животных) составило от 12 до 24 часов. Одна собака поступила через 8 суток после травмы. Возраст животных колебался от 3,5 до 12 мес. Половая принадлежность имела выраженный сдвиг: самки 76% (19 из 25), самцы 24%. МТ животных на момент операции варьировалась от 0,9 до 1,7 кг, в среднем составила 1,23 кг. Травмирующий фактор у 18 из 25 животных - прыжок на пол с высоты 30...70 см. В 7 случаях причина не установлена.
У одного животного был перелом обеих предплечий. Таким образом, количество наблюдений - 26.
Всех животных подвергали клиническому исследованию, выполняли рентгенографию костей предплечья в боковой и прямой проекциях, клинический и биохимический анализы крови, консультировались у анестезиолога.
В качестве имплантата использовали разработанные совместно с ООО «Остеосинтез» г. Рыбинска три вида пластин: Т-образную шестигне-здную динамическую компрессирующую пластину и две прямые пятигнездные динамические компрессирующие пластины под само-нарезающие винты диаметром 2,0 мм. Конструктивные особенности пластин заключаются в том, что их размеры и конфигурация адаптированы для фиксации отломков кости
Рис. 4 а
при переломах предплечья у собак карликовых пород (рис. 4 а, б, в).
Под общей анестезией проводили латеральный доступ к перелому. После рассечения кожи лучевой разгибатель запястья отводили дорсально, чтобы обнажить поверх-
П О МН И О Ж И З Н И | M E ME N TO VI VE RE
67
ность отломков лучевой кости. По дорсальной поверхности скелетиро-вали проксимальный и дистальный костные отломки лучевой кости, с последующей их репозицией. Моделировали пластину по поверхности кости. Для формирования отверстий в кости использовали спицу диаметром 1,0...1,2 мм с трехгранной заточкой. Во время сверления кости постоянно орошали спицу и кость физиологическим раствором. Перед введением винта в кость в 18 наблюдениях предварительно метчиком нарезали резьбу, а у 8 пациентов резьбу формировали самона-резающим винтом. Во всех случаях использовали самонарезающие кортикальные винты диаметром 2,0 мм, длиной 8,0...10,0 мм (рис. 5 а, б, в).
На первом этапе пластину двумя винтами фиксировали к дистальному отломку кости, контролируя положение отломков и ось лучевой кости. Затем вводили винт в проксимальный отломок кости через компрессирующее отверстие. После чего в проксимальный отломок вводили еще два винта в нейтральном положении (рис. 6 а, б). Операционную рану закрывали наглухо, простыми узловыми швами на кожу монофиламентной нитью 4-0, 5-0.
В послеоперационном периоде животным назначали антибиотики пенициллинового ряда в течение 3 суток, прогулки на поводке 14 суток, снятие швов на 10...12-е суток. С 14-х суток режим содержания был
без ограничений. У 5-ти животных через 3 месяца после операции на основании контрольных рентгенограмм (констатация сращения отломков) по желанию владельцев пластину сняли. После удаления пластины конечность не иммобилизировали.
Результаты и обсуждение
Все исследованные животные имели простой перелом диафизарного сегмента лучевой кости. В 69% наблюдений (18 из 26) был перелом левого предплечья, а правого в 31% (8 из 26). При этом простой поперечный перелом диагностирован в 73% (19 из 16), а простой косой перелом в 27% наблюдений. В 20 из 26 на-
блюдений протяженность дистального сегмента варьировалась от 8 до 14 мм, в шести наблюдениях превышала 20 мм.
Наличие у всех животных простого поперечного и простого косого перелома, где вся нагрузка при ходьбе передается с одного отломка на другой, минуя имплантат, за счет большой площади контакта между двумя отломками, стало еще одним аргументом в пользу накостного ОС.
88% (22 из 25) животных содержали на несбалансированном рационе, состоящем из мяса птицы или говядины и различных минеральных и биологически активных добавок, витаминов. Отсутствие выраженного
травмирующего фактора свидетельствует о том, что рацион, состоящий в основном из мясных продуктов, может провоцировать вторичный пищевой гиперпаратиреоз - патологию, которая характеризуется снижением минерализации костной ткани, что, в свою очередь, способствует у собак карликовых пород переломам костей предплечья при физиологической нагрузке или незначительной травме.
Основные клинические симптомы перелома предплечья - полное выпадение опорной функции конечности -100 %, деформация предплечья, нарушение оси конечности - 96% (25 из 16).
Анализ применения пластин разной формы показал, что Т-образная пластина не всегда удобна для расположения на дистальном отломке кости из-за смещения одного отверстия за край контура кости. Кроме того, требуется более широкое ске-летирование дистального отломка. При этом не отмечено более высокой прочности фиксации отломков, за счет увеличения числа винтов и расширения площади контакта пластины с костью (рис. 6 б).
Две другие пятигнездные пластины (рис. 4 а, б, в) имели одинаковую длину, но различались формой в поперечном и продольном сечении. Наиболее рациональной в клиниче-
ской практике оказалась пластина в форме желоба на поверхности прилежания к кости (рис. 4 б). Это позволило уменьшить высоту пластины, улучшить ее расположение на кости и сохранить прочность на изгиб. Так как на предплечье у собак данной группы мягких тканей очень мало, пластине придали в сагиттальной плоскости конусовидную форму с максимальной толщиной на уровне перелома кости и постепенным сужением по мере распределения на отломки (рис. 4 а, в). Это также сохранило ее прочность на изгиб над линией перелома и уменьшило натяжение тканей при ушивании операционной раны. Для создания компрессии между отломками в пластине имеется одно скользящее отверстие, расположенное на стороне крепления пластины к проксимальному отломку (см. рис. 4 а;
6 а, б).
Благодаря спицам с трехгранной заточкой удается легко формировать канал в кости для введения винтов. Мы не отметили разницы в прочности фиксации винта в момент его закру-
чивания в кость при формировании отверстия спицей 1,0 и 1,2мм.
Нарезание резьбы метчиком имеет приоритет перед нарезанием резьбы винтом, ввиду более длинной конусовидной части метчика, способной легко входить в просверленный канал (рис. 5 в). Преимущество прослеживается и при нарезании резьбы в отверстии кости диаметром 1,0 и 1,2 мм. При нарезании резьбы винтом, особенно в отверстиях проксимального отломка, представленного кортикальной костью, отмечается большая «выборка» костной ткани. При нарезании резьбы в отверстии диаметром
1,0 мм «выборка» костной ткани максимальна.
Животные начинали опираться на оперированную конечность на 2...3-е сутки, а к моменту снятия швов (10...12-е сутки) конечность полностью восстанавливала свою опорную и двигательную функции. У всех пациентов операционная рана зажила по первичному натяжению.
На основании анализа рентгенограмм 22-ти животных на...40-70-е
сутки можно говорить, что сращение костных отломков происходило за счет формирования интермедиар-ной и эндостальной костной мозоли, что свидетельствует о стабильной фиксации отломков (рис. 7 а, б, в).
После снятия пластины ни у одного из 5 животных не было перелома кости по месту отверстия, оставшегося от выкрученного винта.
Заключение
Переломы у собак карликовых пород могут быть обусловлены вторичным (пищевым) гиперпаратирео-зом на фоне кормления животных мясом. Смена рациона на коммерческие корма, на наш взгляд, может предупреждать переломы в данной группе животных.
Накостный ОС динамической компрессирующей пластиной под винты
2,0 мм, - это эффективный, комфортный, рациональный метод лечения простых переломов предплечья у собак карликовых пород.
Литература
1. Ерофеев С.А., Петровская Н.В., Ема-нов А.А. Чрескостный остеосинтез при переломах дистального отдела предплечья у собак. // Тезисы XII Международного Московского конгресса по болезням мелких домашних животных. Москва, 2004.
2. Еманов А.А., Петровская Н.В., Степанов С.А. Применение чрескостного остеосинтеза при лечении последствий травматических повреждений костей предплечья у собак карликовых пород. // Российский ветеринарный журнал. Мелкие домашние и дикие животные, 2009, 2: 10 12.
3. Карелин М.С. Лечение переломов предплечья у собак карликовых пород. // Тезисы XVII Международного Московского конгресса по болезням мелких домашних животных. Москва 2009.
4. Ягников С.А. Стабильно-функциональный остеосинтез в травматологии, ортопедии и онкоортопедии собак. М.: КолосС, Зоомедлит, 2010.