Научная статья на тему 'Лечение нозокомиальных инфекций, вызванных метициллин-резистентыми золотистыми стафилококками (MRSA), у онкологических больных'

Лечение нозокомиальных инфекций, вызванных метициллин-резистентыми золотистыми стафилококками (MRSA), у онкологических больных Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
163
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Терещенко И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лечение нозокомиальных инфекций, вызванных метициллин-резистентыми золотистыми стафилококками (MRSA), у онкологических больных»

XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

ПОСТЕРЫ

ИНФЕКЦИИ

высоким, что не позволяет использовать аминопеницил-лины в качестве препарата выбора для лечения инфекций, вызванных E. faecium. В отношении антибиотика из группы липопептидов-даптомицина сохраняется высокая чувствительность штаммов E. fecalis — только 2—5% резистентны, однако настораживает рост резистентности к E. faecium - c 10% до 36% (p<0,0001). Поэтому назначение даптоми-цина должно быть строго ограничено результатами анти-биотикограммы. Нерациональное применение ванкомицина индуцирует появление в клинике ванкомицин-резистент-ных штаммов (VRE). Количество VRE колебалось от 3 до 8% (p>0,05). Препаратом выбора для лечения VRE является линезолид. В 2014 г. появились первые линезолид-резистент-ные энтерококки (LRE), а в 2016 г. их было уже 15. Крайне низкое количество VRE позволяет продолжать использовать ванкомицин в клинике. Появление LRE требует строго ограничить назначение линезолида только инфекциями, вызванными VRE.

Заключение. Среди энтерококков не отмечено нарастания VRE и LRE, однако их общее количество за весь период наблюдения составило 67 штаммов VRE и 21 штамм LRE, хотя в целом относительное количество VRE было невелико (2—7%), что позволяет использовать ванкомицин для эмпирической терапии. Использование линезолида должно быть строго ограничено как антибиотика резерва для лечения инфекций, вызванных VRE. Ампициллин/сульбактам показал хорошую активность и отсутствие нарастания резистентности в отношении E. faecalis, поэтому может быть использован в первой линии терапии инфекций, вызванных этим возбудителем. Использование даптомицина также должно быть ограничено инфекциями, вызванными VRE. Число резистентных случаев к даптомицину составило до 5% для E. facalis и 36% для E. faecium в 2016 г.

Место инфекций, вызванных Candida spp, в онкологической клинике

И.Н. Петухова'

Место работы: 'ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н. Н. Блохина» МЗ РФ, г. Москва e-mail: in.ter68@inbox.ru

Цель. Определить место грибковых инфекций, вызванных Candida spp., в структуре нозокомиальных инфекций у онкологических больных.

Материалы и методы. Были выделены 4 532 штамма (шт.) микроорганизмов из биоматериалов от онкологических больных в течение 12 месяцев (2016—2017). Место Candida spp. определено среди следующих микроорганизмов (включая мультирезистентные шт.): K. pneumoniae, E. coli, P. aeruginosa, A. baumannii, S. aureus, Enterococcus spp. Эти штаммы выделены из 993 биоматериалов, включая кровь (95 шт.), мочу (322 шт.), раневое отделяемое (304 шт.), мокроту и материал, полученный при бронхоскопии (271 шт.). Идентификацию шт. и определение чувствительности проводили на анализаторах: MS Maldi Tof, WalkAway, Vitek 2.

Результаты. K. pneumoniae была выделена в 15,3% (680/4 532), E. coli — 1,7% (81/4 532), P. aeruginosa — 8,0% (366/4 532), A. baumannii — 7,3% (331/4 532), S. aureus — 9,6% (433/4 532), Enterococcus spp. — 9,9% (452/4 532), Candida spp. — 9,0% (410/4 532), прочие — 39,2%. При инфекциях кровотока выделены: Candida spp. — в 16,8%, энтерококки — 15,6%, К. pneumoniae — 14,6%, P. aeruginosa —11,5%, А. baumannii — 9,3%, S. aureus — 9,3%. При раневых инфекциях Candida spp. выделена в 10,9%, А. baumannii — 11,5%,

К. pneumoniae — 24,0% и Enterococcus spp. — 28,2%. При мочевых инфекциях (ИМП) и инфекциях дыхательных путей (ИДП) Candida spp. выделялись в 30,7% и 29,5%, а гра-мотрицательные палочки — в 12—20%. Частота выделения Enterococcus spp., S. aureus и Candida spp. была практически одинакова (9,0—9,9%, p>0,05), и они заняли 2—4-е место после K. pneumoniae. Таксономическая структура Candida spp., выделенных из крови, была следующей: C. parapsilosis (51,1%), C. albicans (21,5%), C. guilliermondi (7,4%), C. krusei (3,5%), C. glabrata (3,2%) и C. tropicalis (2,6%). Другие виды Candida spp. встречались реже <1%. При ИДП Candida spp. чаще выделялись в ассоциациях с другими бактериями. Заключение. При анализе таксономической структуры инфекций у онкологических больных было выявлено, что Candida spp. занимает 2—4-е место наряду с энтерококками и золотистым стафилококком. При инфекциях кровотока Candida spp. (чаще всего C. parapsilosis) — на 1-м месте, что, вероятно, связано с большим количеством катетер-ассоциированных инфекций. При мочевых инфекциях и инфекциях дыхательных путей Candida spp. также выделялась наиболее часто. Эти данные необходимо учитывать при планировании эмпирической антибактериальной терапии у онкологических больных.

Лечение нозокомиальных инфекций, вызванных метициллин-резистентыми золотистыми стафилококками (MRSA), у онкологических больных

И.В. Терещенко'

Место работы: 'Лаборатория микробиологической диагностики и лечения инфекций в онкологии ФГБУ «РОНЦ им. Н. Н. Блохина» МЗ РФ, г. Москва e-mail: in.ter68@inbox.ru

Цель. Анализ резистентности MRSA, вызывающих инфекционные осложнения у онкологических больных, к антибиотикам для определения стратегии их дальнейшего использования в клинике.

Материалы и методы. Исследованию подлежали 2 114 штаммов микроорганизмов, выделенные от онкологических больных, имеющих различные инфекционные осложнения в период 2014—2016 гг. В 38% случаев микроорганизмы были представлены ассоциациями грамположитель-ных и грамотрицательных микроорганизмов и анаэробами. Идентификация микроорганизмов, оценка чувствительности к антибактериальным препаратам производилась с помощью современных автоматизированных систем: Vitek-2, WalkAway, MS MALDI TOF.

Результаты. В течение периода наблюдения частота выделения золотистых стафилококков увеличилась в 2 раза: если в 2014 г. их количество составляло 160 штаммов, то в 2016 г. — 341 штамм. Все штаммы были устойчивы к ампициллину и в большинстве случаев сохраняли чувствительность к ампи-циллину/сульбактаму и амоксициллину/клавуланату. Отмечено нарастание устойчивости золотистых стафилококков к амоксициллину/клавуланату с 11,8% до 20,8% (p<0,01) соответственно, в то время как к ампициллину/сульбактаму количество устойчивых штаммов не изменялось, оставаясь на низком уровне 11,7—12,9% и количество резистентных штаммов к нему в 2016 г. было ниже (p<0,02), чем к амоксициллину/клавуланату. Наибольшие проблемы представляют штаммы, резистентные к метициллину/оксациллину-MRSA. Так, количество MRSA увеличилось к 2016 г. с 10,6% до 21,1% (p<0,02), в целом оставаясь на невысоком уровне. MRSA резистентны практически ко всем группам бета-лактамных

Злокачественные опухоли

www.malignanttumours.org

Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017

Malignant Tumours

www.malignanttumours.org

XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

ПОСТЕРЫ

ИНФЕКЦИИ

антибиотиков, включая цефалоспорины. Так, количество резистентных штаммов к цефтриаксону также составило 21,1% в 2016 г. и их количество увеличилось вдвое по сравнению с предыдущими годами (p<0,001). Настораживает тенденция к увеличению (p>0,05) относительного количества ванко-мицин-резистентных и даптомицин-резистентных штаммов золотистых стафилококков, хотя их абсолютное количество составляет 10—11 штаммов в 2016 г. и увеличилось почти в три раза по сравнению с предыдущими годами. Стали выявляться линезолид-резистентные золотистые стафилококки: в течение 2014—2015 гг. было выделено 5 штаммов. Заключение. Таким образом, проведенный анализ достоверно показал тенденцию к нарастанию MRSA штаммов: их количество к 2016 г. увеличилось в 2 раза и составило 21,1% от общего количества золотистых стафилококков. Отмечена тенденция к нарастанию ванкомицин-резистент-ных штаммов: к 2016 г. их количество увеличилось более чем в 2 раза, а за весь период наблюдения было выявлено 17 ванкомицин-резистентных штаммов. В целом относительное количество ванкомицин-резистентных стафилококков крайне низко 1,8—2,9%, что позволяет использовать ванко-мицин для лечения инфекций, вызванных MRSA.

Бактериемия Pseudomonas aeruginosa (PA) у онкологических больных

Ш.Р. Кашия', З. В. Григорьевская', И. А. Курмуков', О.А. Обухова', Н. В. Дмитриева'

Место работы: 'ФГБУ «РОНЦ им. Н. Н. Блохина» Минздрава России

e-mail: kurmukovia@gmail.com

Высокая частота и существенное влияние на ближайший прогноз инфекций, вызванных PA, привели к использованию антибиотиков с антипсевдомонадной активностью в эмпирической антибиотикотерапии онкологических пациентов; закономерно изменились спектр и антибиотикорезистент-ность возбудителей нозокомиальной инфекции, в том числе инфекции кровотока (ИК).

Цель. Изучить относительную частоту ИК, вызванной PA, ее причины и непосредственные результаты лечения. Методы. Ретроспективное когортное исследование взрослых пациентов с документированной ИК, проходивших стационарное лечение в нашей клинике в 2011—2014 гг. Идентификация микроорганизмов и определение чувствительности к антибиотикам проводились анализаторами MS MALDI Tof, VITEK-2 и WALK AWAY. Конечной точкой клинической эффективности была 30-дневная летальность; суррогатными — длительность госпитализации после выявления ИК (для выживших) и возможность продолжения противоопухолевого лечения. Результаты. У 432 пациентов выявлено 654 эпизода ИК; с PA было связано 18 эпизодов (2,8%) у 17 пациентов (3,9% с ИК). У 1 пациента было 2 эпизода ИК с интервалом 10 месяцев, на протяжении которых он получал противоопухолевую терапию. Медиана возраста 57,5 лет (от 22 до 74), мужчин 71%. У 13 были солидные опухоли, у 4 — гематогенные. У 6 пациентов ИК была одним из осложнений хирургического вмешательства. В 14 случаях ИК развивалась вторично при генерализации инфекции вследствие пневмонии (5), холангита (4), тяжелого энтероколита (2), перитонита (2), раневой инфекции (1). В 4 случаях ИК была катетер-ас-социированной. В 13 случаях PA были нечувствительны к некоторым антипсевдомонадным антибиотикам; случаев множественной лекарственной устойчивости не было. Госпитальная летальность составила 61%. Выздоровлением

завершились все эпизоды катетер-ассоциированной ИК, 2 — при холангите и 1 эпизод при перитоните. Медиана длительности госпитализации 7 пациентов, выживших после ИК PA, составила 9 дней (от 4 до 15), однако 4 пациента продолжали получать антибиотики амбулаторно. В исследованной когорте ИК не стала причиной отказа от противоопухолевого лечения.

Заключение. В 2011—2014 гг. в нашей клинике PA стали причиной всего 2,8% микробиологически подтвержденных ИК; при этом высокая летальность была обусловлена преимущественно уже имевшимися у пациентов тяжелыми мультиор-ганными расстройствами.

Ключевые слова: онкология, госпитальная инфекция, бактериемия, Pseudomonas aeruginosa

Инфекция Clostridium difficile в онкологической практике

И. А. Ключникова'

Место работы: 'ФГБУ «РОНЦ им Н. Н. Блохина» МЗ e-mail: dr.ryabova@yandex.ru

Clostridium difficile — анаэробная грамположительная споро-образующая палочка, являющаяся одной из основных причин развития внутрибольничной антибиотик-ассоциированной диареи (ААД).

Цель. Исследовать факторы риска и частоту развития ААД у онкологических больных, находящихся на стационарном лечении.

Материалы и методы. Наличие в кале токсинов А и В C. difficile определяли методом ИФА на автоматическом анализаторе miniVidas (BioMerieux SA), Франция. Положительным считали значение теста >0,37. В исследование включили 303 пациента с диареей. У 64 больных (21 %) (38 женщин и 26 мужчин) результат оказался положительным. Средний возраст составил 50 лет (18—78). Количество койко-дней — 47 (12—164). Пациенты с онкогематологическими заболеваниями составили 28,1%, с опухолями репродуктивной системы и желудочно-кишечного тракта — по 20,3%, заболеваниями мочевыделительной системы — 4,7% и дыхательной системы — 3,1%. До развития диареи 6 человек (10%) проходили курс химиотерапии и 58 пациентов (90%) принимали антибиотики в различных режимах: цефалоспорины — 36%, карбапенемы — 13%, фторхинолоны — 13% и ингибитор-защищенные пенициллины — 10%. У 42 пациентов (65%) диарея протекала в легкой форме, у 17 (27%) — средней степени тяжести, 5 (8%) — в тяжелой форме. В качестве лечения использовали ванкомицин и метронидазол: комбинация ванкомицина 500 мг. х 4 раза в сутки внутрь и метронидазола 500 мг х 3 раза в сутки в/в — 28%, монотерапия ванкомици-ном 500 мг х 4 раза в сутки внутрь — 49% и метронидазолом 500 мг х 3 раза в сутки внутрь — 23%. Клинический эффект при монотерапии и в комбинациях был достигнут у всех пациентов. Осложнений, связанных с этим заболеванием или проводимой терапией, не было.

Заключение. Наше исследование показало, что Clostridium difficile играет немаловажную роль в развитии диареи у онкологических пациентов, что в 90% случаев связано с применением антибиотиков. Наиболее часто ААД развивалась после применения цефалоспоринов (36%). ААД в 65% протекала в легкой форме. В 8% выявлена тяжелая форма заболевания. Однако излечение было достигнуто у всех больных, и осложнений выявлено не было. Монотерапия ванкомицином или метронидазолом была равноэффективна применению комбинации этих препаратов, что позволяет использовать

Злокачественные опухоли

www.malignanttumours.org

Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017

Malignant Tumours

www.malignanttumours.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.