Научная статья на тему 'Лечение болезней у калмыков до и после прихода европейской медицины'

Лечение болезней у калмыков до и после прихода европейской медицины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ЛЕЧЕНИЕ / БОЛЕЗНИ / КАЛМЫКИ / ЭПИДЕМИЯ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Авлиев Вячеслав Николаевич, Горяев Мерген Саналович

Данное исследование посвящено вопросам исследования лечения болезней у калмыков-номадов, причем как на основе оригинальных традиционных методов, так и эффективных методов европейской медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лечение болезней у калмыков до и после прихода европейской медицины»

1 I SCIENCE TIME I

ЛЕЧЕНИЕ БОЛЕЗНЕЙ У КАЛМЫКОВ ДО И ПОСЛЕ ПРИХОДА ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ Авлиев Вячеслав Николаевич, Горяев Мерген Саналович, ФГБОУ ВПО Калмыцкий государственный университет, г. Элиста E-mail: [email protected]

Тш oi 1 1 1 lu • llq pi

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 14-11-08001 «Повседневная жизнь кочевников-калмыков: от номадизма к оседлости».

Аннотация. Данное исследование посвящено вопросам исследования лечения болезней у калмыков-номадов, причем как на основе оригинальных традиционных методов, так и эффективных методов европейской медицины.

Ключевые слова: лечение, болезни, калмыки, эпидемия, повседневная жизнь.

Болезни сопровождают жизнь человека на всем временном промежутке. От них невозможно застраховаться и уберечься, тем более в прошлом. Калмыки как один из последних кочевых народов, прибывших с востока на запад, отличался своими традиционными мерами борьбы с болезнями, которые уходят в глубину веков, когда еще родиной была территория Центральной Азии. Однако, находясь в составе огромной России и в окружении оседлых народов (кроме, возможно, киргиз-кайсаков, ведших в XIX в. также кочевой образ жизни) они не могли не подвергнуться влиянию европейской медицины.

В этой небольшой работе мы рассмотрим традиционные методы лечения, упоминавшиеся ранее в этнографической литературе о калмыках и присутствующие в архивных материалах. Причем в качестве хронологических рамок возьмем XIX в.

Стоит отметить, что описывая астраханских калмыков, этнограф И.А. Житецкий замечал, что «калмыки чрезвычайно жизнелюбивы. Этимъ объясняется между прочимъ почти полное отсутствiе среди калмыковъ

1 SCIENCE TIME 1

самоубшствъ и редкая любовь ихъ къ леченшю» [1, С.28].

Что касается первого и второго замечания этнографа, то здесь можно согласиться с автором, а третье замечание, думается, не является характерной чертой только калмыцкого народа.

К 80-м гг. позапрошлого века в Калмыцкой степи Астраханской губернии существовало несколько типов лечения. Как писал И.А. Житецкий: «Въ данный моментъ въ астраханской степи лечеше является с разных сторонъ и въ разныхъ формахъ къ ихъ услугамъ: а) европейская медицина въ лице офищальныхъ, фельдшеровъ и оспопрививателей; б) аз1атская медицина въ лице калмыцкихъ «эмчи»; в) релипя въ в идее спещально приспособленныхъ для этой цели и молитвъ и обрядовъ; г) знахари калмыцюе - «удгун» и «бё»; наконецъ д) знахари соседнихъ народностей, особенно татаръ» [1, С.28].

Действительно, к концу позапрошлого века у калмыков было несколько видов или типов лечения. Однако, европейская медицина в отношении остальных видов лечения, безусловно, отставала.

Об уровне медицины европейского, стационарного типа писал небезызвестный У Душан: «Первая больница на 25 коек была открыта 6 марта 1866 года при ставке Яндыко-Мочажного улуса. Она имела следующий штат: врач, фельдшер по вольному найму, акушерка (она же заведующая хозчастью) по вольному найму, 2 служителя и 3 прислужницы. Лечебница существовала на средства калмыцкого общественного капитала. Однако для медицинского обслуживания в этой больнице отсутствовали элементарные условия: вентиляция, ванная комната, нет безопасного (в смысле простуды) отхожего места, небольшие размеры палат, отсутствие прихожей (дверь со двора открывается непосредственно в палату). Об этом попечитель улуса 12 апреля 1889 г. писал в своем рапорте в управление калмыцким народом» [2, С.61].

Также обращает на себя факт упоминания Иродионом в пункте о европейской медицине оспопрививателей. С этим необходимо согласиться, ведь первые зачатки европейской медицины относятся к оспопрививателям, ввиду того, что эта болезнь была весьма распространенна у калмыков по крайне мере с XVIII в. Так, в работе Н.Ш. Ташнинова указывается, что впервые вопрос о создании оспопрививательных пунктов поднимался служащим Астраханского врачебного управления В. Шатиловичем в медицинской коллегии Астраханской губернии в 1797 г. Им поставлен был вопрос об учреждении в улусах калмыков оспопрививательных госпиталей. Но решение этого вопроса последовало только спустя несколько десятков лет, после принятия у калмыков правил оспопрививания [3, с. 27].

Касаясь калмыцких «эмчи» (которое в настоящее время переводится с калмыцкого как доктор или врач), стоит отметить, что в условиях кочевого образа жизни и малодостаточной, а точнее, крайне недостаточной медицины

1 SCIENCE TIME 1

европейского типа, они были самыми популярными среди населения. Так, эмчи болезни желудочно-кишечного тракта, по сведениям У. Душана лечили самым крепким супом или топленым маслом, а тиф исключительно водой [4, Л. 177].

При расстройстве желудка и сильной диарее, больному давали пить крепкий черный чай, кумыс или же «чигян» - «кумыс из коровьего молока». Кумысом же лечили и продолжают поныне лечить туберкулез легких, т.к. болезнь еще не побеждена современной медициной и методы борьбы с этим недугом у калмыков достаточно разнообразны. Для лечения туберкулеза пьют отвар из сайгачьих рогов, желчь отборного валуха, которого режут специально для этого в мае месяце. Также закалывают собаку, больного кормят сваренным мясом и поят бульоном, принимают внутрь собачий жир. Широко применятся суслиный, барсучий жир, отвар травы «шаган будг» - «гусиные лапки». Используют желчь и бульон из костей и альчиков сайгака [5].

Довольно широко применялось прижигание - «тоон». Перед тем как приступить к процедуре, предварительно накладывали на больное место сырое мясо. Так лечили кровотечения из носа и сибирскую язву. Нарывы вскрывали предварительно нагретым на огне ножом. Этим методом лечили и воспаления лимфатических узлов. Костоправы - «отчи», занимались лечением травматических повреждений, вправляли вывихи, лечили переломы костей, забинтовав место травмы [5]. Применяли и хирургическое вмешательство в удалении некоторых мелкораздробленных длинных костей, заменяя их костью верблюжонка. Аппендицит лечили свежим бараньим бульоном [6, с.240].

О костоправах писал и И. Житецкий: «Въ разрядъ народныхъ знахарей калмыковъ находятся еще «одчи» - костоправы, которые лечатъ исключительно вывихи, переломъ костей какъ у людей, такъ и у животных; лечение ихъ совершенно механическое. Костоправовъ довольно много въ степи и некоторые изъ нихъ пользуются славою опытности и имеютъ большую практику» [1, с.28].

Довольно-таки интересным будет сравнить вышеназванные свидетельства Житецкого с мнением главного пристава калмыцкого народа начала XIX в. Якова Кирилловича Ваценко. Он описывал основной способ лечения самых тяжелых больных, которые находились при смерти. Так, калмыцкие врачеватели для удержания «души» умирающего «возле больнаго день и ночь поют молитвы и играют на инструментах» [7, Л.19]. Описывая это лечение, автор с иронией замечал, что «кто богаче, тот более таковым лечением бывает мучим» [8, с.66].

Итак, можно сказать, что в последнем абзаце идет речь о религиозном лечении калмыков, получаемых от гелюнгов.

Однако, как бы не старались калмыцкие эмчи, гелюнги и знахари, но справиться с такой болезнью как натуральная оспа калмыки в XIX в. были не в состоянии. Как верно описал Авлиев В.Н. ситуацию с этой болезнью в своей работе «Оспа была настоящим бичом для кочевников в их повседневной жизни.

1 SCIENCE TIME 1

Как свидетельствовала в XIX в. местная администрация, «оспа, свирепствуя в улусах в самых широких размерах, наводила такой ужас на калмыков, что они нередко решались бросать в степи без всякого надзора даже родных своих детей, заболевших оспою, из боязни распространения ее на остальных членов общества» [9].

Как писал инспектор Саломон: «В его (калмыцких - прим. авт.) улусах зараза постоянно поддерживается небрежным прививанием предохранительной

оспы.....и на убийственные действия натуральной оспы между ними - так что их

десяти человек взрослых, наиболее распространенных к принятию заразы, выздоравливают не более трех» [10, Л.1-2].

Таким образом, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, калмыки были жизнелюбивым народом и крайне не суицидальным. Во-вторых, у астраханских калмыков XIX в. были распространены несколько видов или типов лечения к коим относились: недостаточная пока европейская медицина, калмыцкая традиционная медицина в лице «эмчи», религиозная медицина в лице гелюнгов, и нетрадиционная медицина в лице знахарей как калмыцких, так и других кочевых народов (главным образом, татар). В-третьих, все виды медицинской помощи, кроме европейской были бессильны помочь в борьбе с эпидемиями натуральной оспы, поэтому в данном случае калмыкам приходилось уповать на расторопность чиновников в оказании им профессиональной помощи.

Литература:

1. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. М., 1893.

2. Очерки истории здравоохранения Калмыкии (Воспоминания министра). Элиста, 2006.

3. Ташнинов Н.Ш. Просвещение. Народное образование. О медицинском обслуживании // Из истории культуры дореволюционной Калмыкии. Волгоград, 1967.

4. Душан УД. Материалы по этнографии калмыков // Архив КИГИ РАН. Ф.6. Оп. 2. Д. 132. Л. 177.

5. Шантаев Б.А. Традиционные методы лечения у калмыков в прошлом и настоящем // Материалы первых Бертагаевских чтений. Элиста: АПП «Джангар», 2005.

6. Эрдниев УЭ. Калмыки. Элиста: Калм. кн. Изд-во, 1985.

7. КУ РК Национальный архив Республики Калмыкия. Фонд 35. Опись 1. Дело 161.

8. Батыров В.В. Очерки истории традиционной культуры калмыков последней трети XVIII - первой половины XIX в. (По материалам фондов НА РК). Элиста,

1 SCIENCE TIME 1

2014.

9. История эпидемии натуральной оспы у калмыков в условиях кочевого образа жизни (начало XIX в.) // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/120-15994 (дата обращения: 13.12.2014).

10. КУ РК Национальный архив Республики Калмыкия. Фонд 2. Опись 1. Дело 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.