Медицина
УДК 615.825:796.342.084.2 РС! 10.21661/Г-465231
А.Ю. Тихомиров, О.В. Миняева, Р.А. Тихомиров
Лечебно-профилактическое значение корригирующей гимнастики у детей с нарушением осанки, занимающихся асимметричными видами спорта
Аннотация
В статье проведено исследование юных спортсменок, занимающихся настольным теннисом и имеющих нарушение осанки, с оценкой метрических и силовых показателей. В опытной группе параллельно тренировкам проводился курс корригирующей гимнастики. Установлена высокая эффективность сочетания регулярных спортивных тренировок и корригирующей гимнастики с нивелированием отрицательного влияния на осанку асимметричных видов спорта.
| Ключевые слова: дети, спорт, настольный теннис, лечебная гимнастика, нарушение осанки.
A.Yu. Tikhomirov, O.V. Minyaeva, R.A. Tikhomirov
Therapeutic and prophylactic value of corrective gymnastics in children with impaired posture engaged in asymmetric sports
Abstract
The article provides the study that was conducted among young female athletes engaged in table tennis and having a violation of posture, with an assessment of metric and strength indicators. In the experimental group in parallel training a course of corrective gymnastics was conducted. The high efficiency of a combination of regular sports training and corrective gymnastics is established with a leveling of negative influence on the posture of asymmetrical sports.
| Keywords: children, sports, table tennis, therapeutic gymnastics, violation of posture.
Правильная (нормальная) осанка является критерием, характеризующим функциональное и эстетическое благополучие ребенка. Многими исследованиями установлена взаимосвязь осанки с факторами образа жизни: учебным процессом, характеристиками рабочего места, уровнем двигательной активности [1; 4]. Слабость мышечного корсета не позволяет телу длительно удерживать правильное положение, вызывает чувство мышечной усталости, что в конечном этапе приводит к формированию нарушения осанки [3; 4; 7].
Мышечный дисбаланс на фоне асимметрия биоэлектрической активности мышц спины, снижения мышечного тонуса, приводит не только к нарушению правильного положения тела в пространстве [6], но и развитию сопутствующей патологии, в частности, плоскостопия, нарушения зрения, нарушений системы кровообращения и др. [1; 4; 6]. В связи с этим именно занятиям физической культурой и массовым спортом отводится особое место в профилактике нарушений опорно-двигательной системы. При этом важно учитывать отрицательное воздействие на осанку регуляр-
Medicine
0С11 лтная г руппэ до лечения * ппитяая групп а поел е л ечен ия I кинтрщпь до лечении а чин1рщль после дечекин
Рис. 1. Динамика силовых критериев в группах до лечения и через 12 мес.
ных занятий асимметричными видами спорта. Вместе с этим, именно лечебная физкультура в различных исполнениях является основным методом коррекции возникших расстройств [1; 2; 4; 5; 8-10]. Однако, проблема развития указанной патологии среди спортсменов остается малоизученной, что может быть связано с существующим мнением, что занятия спортом оказывают исключительно оздоравливающий эффект.
Цель исследования: оценка эффективности одновременного назначения корригирующей гимнастики для коррекции нарушения осанки у детей, занимающихся асимметричными видами спорта.
Материалы исследования
Для достижения цели исследования нами были созданы две группы, состоящие из юных спортсменок, занимающихся настольным теннисом в течение 2 лет. У всех было выявлено нарушение осанки. Из исследования исключались лица с установленным диагнозом сколиоза. В первую (опытную) группу вошли 38 девочек с нарушением осанки, получавшим курс корригирующей гимнастики в условиях зала. Средний возраст пациентов составил 10,21 + 0,22 лет. В группу контроля вошли 32 юных спортсменки, отказавшиеся от занятий лечебной физкультурой. Средний возраст в контрольной группе 9,95 + 0,21 лет. Оценка эффективности лечения проводилась по функциональным критериям, разработанным в Ленинградском научно-исследовательском детском ортопедическом институте им. Г.И. Турнера по метрическим и силовым критериям. Осмотр проводился в начале лечения и через 12 месяцев по его окончании. Занятия проводились курсом по 10 дней каждые 3 месяца. Дополнительно дети занимались дома самостоятельно под контролем родителей. Статистическая обработка проводилась в программе Statistica.
Результаты исследования
В результате проведенного исследования и анализа показателей установлено наибольшее положительное влияние регулярных занятий спортом на силовые показатели мышечной системы юных спортсменок (рис. 1).
Эффект от занятий подтверждался достоверным улучшением силовых показателей как внутри группы, так и между группами (таблица 1).
Вместе с этим, занятия асимметричным видом спорта без проведения курса корригирующей гимнастики приводили к отрицательным изменениям метрических критериев, хотя отличия были недостоверны. В опытной группе наблюдалось улучшение метрических показателей как в сравнении с группой контроля, так и в сравнении с исходным уровнем внутри группы (p < 0,05) (таблица 2).
Выводы:
1) сочетание регулярных занятий спортом с курсом корригирующей гимнастики оказывают положительное влияние на состояние мышечной системы при нарушении осанки у юных спортсменов с достоверной динамикой по силовым показателям (силовая выносливость мышц спины и живота к динамической и статической нагрузке) и метрическим (абсолютная разница уровня надплечий, углов лопатки, треугольников талии, от углов лопаток до средней линии позвоночника по горизонтали, VII шейного и I поясничного позвонка) (таблица 1, 2);
2) занятия асимметричными видами спорта способствуют прогрессированию функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, в частности нарушения осанки, что подтверждается отрицательной динамикой метрических показателей в группе контроля (таблица 2);
3) параллельное проведение курса корригирующей гимнастики нивелирует отрицательное влияние асимметричных видов спорта на состояние опорно-двигательной системы юных спортсменов.
Медицина
Таблица 1
Динамика силовых критериев у юных спортсменок с нарушением осанки
где * - р < 0,05; ** - р < 0,01 (слева - в сравнении в одной группе до и после 12 мес.; справа - в сравнении между группами).
Таблица 2
Динамика метрических критериев у юных спортсменок с нарушением осанки
Критерий до лечения через 12 мес.
опытная группа группа контроля опытная группа группа контроля
Абсолютная разница уровня надплечий по вертикали, см 1,57 + 0,33 1,81 + 0,62 0,78 + 0,36* 1,84 + 0,32
Абсолютная разница уровня углов лопаток по вертикали, см 1,72 + 0,45 1,83 + 0,64 1,08 + 0,38 2,02 + 0,40
Абсолютная разница треугольников талии, см 1,80 + 0,40 1,83 + 0,69 1,01 + 0,26* 2,36 + 0,59
Абсолютная разница от углов лопаток до средней линии позвоночника по горизонтали, см 1,58 + 0,43 1,58 + 0,68 0,53 + 0,40 1,64 + 0,60
Абсолютная разница от VII шейного позвонка до углов лопаток, см 1,89 + 0,34 1,86 + 0,68 *0,82 + 0,23* 2,23 + 0,64
Абсолютная разница от I поясничного позвонка до углов лопаток, см 2,45 + 0,62 2,47 + 0,86 1,34 + 0,47* 2,77 + 0,49
где * - р < 0,05; ** - р < 0,01 (слева - в сравнении в одной группе до и после 12 мес.; справа - в сравнении между группами).
Литература
1. Давыдов В.С. Возможности оздоровительной гимнастики в оздоровлении подростков с нарушением осанки // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 27-33.
2. Егорова С.А. Методика оздоровительного плавания при нарушениях осанки у школьников младших классов / С.А. Егорова, Н.А. Егоров, О.Ю. Конорезова // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Материалы XI международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 182-184.
до лечения через 12 мес.
Критерий опытная группа опытная группа
группа контроля группа контроля
Силовая выносливость
мышц спины к динамиче- 18,13 + 1,92 19,03 + 1,79 **25,53 + 1,13* 22,50 + 0,75
ской нагрузке, раз
Силовая выносливость
мышц живота к динамиче- 12,95 + 1,47 13,00 + 1,50 *18,29 + 1,42 *16,34 + 0,45
ской нагрузке, раз
Силовая выносливость
мышц спины к статической 25,61 + 1,00 24,69 + 1,64 **48,74 + 3,76* **39,69 + 2,43
нагрузке, с
Силовая выносливость
мышц живота к статической 23,47 + 2,21 24,50 + 1,75 **59,66 + 3,50** **45,47 + 2,65
нагрузке, с
Medicine
3. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. - К.: Олимпийская литература, 2005. - 278 с.
4. Мануковская Л.Б. Физическая культура при нарушениях и коррекции осанки / Л.Б. Мануковская, О.В. Глу-хова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: Сборник научных статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией Г.В. Бугаева, И.Е. Поповой. - 2015. - С. 450-453.
5. Панов И.В. Занятие плаванием при нарушениях осанки у детей / И.В. Панов, А.З. Бажев // Вестник научных конференций. - 2016. - №1-5 (5). - С. 143-144.
6. Перепелица Н.А. Критерии визуальной оценки неоптимальной статики при нарушениях осанки у школьников 10-12 лет / Н.А. Перепелица, В.Г. Калюжин // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: Сборник научных статей Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции / Под редакцией Г.В. Бугаева, О.Н. Савинковой. - 2015. - С. 423-429.
7. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - СПб.: Речь, 2008. - 163 с.
8. Пыркова С.А. Эффективность ЛФК при нарушении осанки у детей / С.А. Пыркова, С.И. Самотина // Успех -инновации, помноженные на профессионализм: Сборник научных работ научно-практической конференции. - Самара, 2015. - С. 249-252.
9. Шкляренко А.П. Комплексный подход в использовании физических упражнений при нарушениях осанки у детей 8-11 лет / А.П. Шкляренко, Д.А. Ульянов, Т.Г. Коваленко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: естественные науки. - 2016. - №2. - С. 22-27.
10. Шубина Д.А. Проведение рекреативных занятий фитбол-гимнастикой при нарушениях осанки у девушек // Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры: Сборник материалов V Международной студенческой научно-практической конференции. - 2016. - С. 231-234.