▲1
5щ
VI. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ НЕВРОЛОГИЯ
УДК: 636.1.088:615.825:159.9
Код специальности ВАК: 03.03.00; 14.01.11; 14.03.11
ЛЕЧЕБНАЯ ВЕРХОВАЯ ЕЗДА - ОБНАДЕЖИВАЮШИИ СПОСОБ В ЛЕЧЕНИИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Г.Л. Бекая1, И.Д. Квачадзе2, М.В. Пруидзе3, Д.М. Цверава4, Н.Г. Хвития2,
1Центр экспериментальной биомедицины им. И.С. Бериташвили, г. Тбилиси, Грузия, ^Тбилисский государственный медицинский университет, 3Центр Китайской медицины, г. Тбилиси, Грузия, 4Научно-практический центр «Райдмед», г. Тбилиси, Грузия
Дата поступления 16.05.2017
Пруидзе Манана Важаевна - e-mail: [email protected]
Имея многолетний опыт успешного применения лечебной верховой езды (иппотерапии) при разных неврологических и других заболеваниях, мы провели пилотное исследование с использованием иппотерапии у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Исследование было проведено на базе научно-практического центра «Райдмед». Из 62 мальчиков, специально подобранных из многочисленных желающих, полный курс терапии был проведен у 52. После 6-8 месяцев исследования у 38 (73%) мальчиков явно улучшились многие симптомы СДВГ. В частности, отмечалось улучшение общей моторной координации и ускорение рефлекторных двигательных реакций. По опросу родителей, педагогов и товарищей, они стали более контактными, дружелюбными и дисциплинированными. У них снизилась тревога и импульсивность. Они стали более уверенными в себе. Немаловажно, что у этих детей проявились уважение и любовь к животным.
Ключевые слова: лечебная верховая езда, иппотерапия, синдром
дефицита внимания и гиперактивности.
Having many years of experience of successful usage of therapeutic riding (hippotherapy) at different neurological and other diseases, a pilot investigation was carried out with the usage of hippotherapy on children with attention deficit and hyperactivity syndrome (ADHS). The investigation was conducted at the base of Scientific-practical center «Ridemed». Out of the 62 boys, specially selected from the numerous volunteers, the full course of treatment was held on 52 boys. After 6-8 months of the observations in 38 (73%) boys many of the symptoms of ADHS were clearly improved. In particular, the improvement of general motor coordination and acceleration of reflex motor reactions were revealed. According to a questioning of their parents, teachers and friends they became more communicable, friendly and disciplined. The anxiety and impulsiveness decreased in these children. They have become more self-confident. It is also important that these children showed respect and love for animals.
Key words: therapeutic riding, hippotherapy, attention deficit and hyperactivity syndrome. Введение
В настоящее время наиболее важное значение имеет свое-
временное выявление поведенческих и психических расстройств ребенка, их превенция, диагностика и управление. В этом смысле интересен синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В СДВГ наблюдаются неврологические, поведенческие и когнитивные нарушения. Этот синдром представляет серьезную проблему для членов семьи, школы и общества. Симптомы этого недуга не затухают в ранней юности и его дальнейшие результаты могут проявиться в низком профессиональном статусе, неудачных социальных взаимоотношениях, в активном употреблении психотропных веществ и возросшем риске возникновения психических нарушений [1-4].
Проблема диагностики, и особенно лечения, пациентов с диагнозом СДВГ выдвигается на первый план в связи с тем, что за последние десятилетия значительно повысилось количество пациентов, страдающих этим синдромом [5-7].
Несмотря на интенсивное лечение, главным образом, фармакологическими препаратами, положительные результаты довольно скудны. Нефармакологические методы, и особенно физические, практически не применяются [8].
Более 40 лет на кафедре ЛФК и спортивной медицины Института усовершенствования врачей (в связи с упразд-
нением Тбилисского государственного института усовершенствования врачей в 2003 году была упразднена и кафедра) мы успешно применяли лечебный метод верховой езды как метод коррекции и реабилитации при ряде неврологических, ортопедических, травматологических и других заболеваний [9-13].
Цель работы
Исходя из вышесказанного, мы поставили целью использовать лечебную верховую езду - иппотерапию -для коррекции СДВГ. Следовательно, несмотря на ряд сложностей, нами впервые проведено пилотное исследование с использованием специально разработанной методикой иппотерапии у детей с СДВГ и, как нам кажется, небезуспешно.
Учитывая многолетний опыт, мы поставили себе целью использовать райттерапию (иппотерапию) в лечении СДВГ.
Материал и методы
Исследование проведено в Научно-практическом центре «Райдмед», оснащенном современными диагностическими и лечебными приборами, укомплектованном высокопрофессиональными иппотерапевтами и на специально построенном ипподроме для проведения иппотерапии.
NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Из многочисленных пациентов для исследования были отобраны 62 мальчика с СДВГ, преимущественно с выраженной гиперкинезией.
Для проведения иппотерапии были отобраны такие дети, у которых не отмечалось никаких отклонений соматического характера.
Медицинское и нейропсихологическое обследования.
Диагноз СДВГ ставился в неврологическом отделении Института неврологии и нейрохирургии МЗ Грузии и основывался на клиническом анамнезе и стандартных нейро-психологических исследованиях.
Диагностика осуществлялась по двум системам:
1. По критериям диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-IV), применяемого в США, Канаде и ряде других стран.
2. По критериям Международной классификации болезней ВОЗ (ICD-10, МКБ-10) [14, 15].
Поскольку СДВГ представляет собой совокупность неврологических, поведенческих и когнитивных нарушений, такое сочетание тестовых методик представлялось оптимальным, так как опросник ICD-10 выявляет, в основном, нарушения в сфере функции внимания, тогда как опросник ICD-10 позволяет оценить степень выраженности гиперкинетических расстройств.
Кроме того, в ряде случаев использовался так называемый тест «ингибиции ответа» («response inhibition»), эффект которого характерен для СДВГ. Этот тест позволяет количественно оценить степень готовности к моторной реакции и отражает функциональные характеристики комплекса процессов, участвующих в формировании селективного внимания. Функциональная проба («ингибиция ответа») позволяет также в определенной степени оценить функцию «исполнительного внимания» («executive attention»), которая определяет способность человека к торможению неадекватных реакций на «ненужные» или «мешающие» раздражители окружающей среды.
Результаты проведенного комплексного тестирования показали, что у всех отобранных для курса иппотерапии детей доминировали симптомы моторной гиперактивности (т. е. гиперкинетические расстройства).
Из 62 мальчиков в процессе иппотерапии 10 отказались от дальнейших занятий по разным причинам, основными из которых были: страх, непереносимость запаха лошади, головокружение и/или тошнота после первых занятий.
Оставшиеся 52 мальчика были подразделены на две группы по возрасту: 10-12 и 13-14 лет. Как показали исследования, особой разницы в показателях по группам не было выявлено.
Методика проведения иппотерапии.
Разработанный нами курс иппотерапии, наряду с комплексом специальных требований, основывается на ряде положений, используемых в парадигме когнитивной и поведенческой терапии («cognitive and behavior therapy»). Необходимо отметить, что для проведения курса лечебной верховой езды были специально подобраны обученные, спокойные и уравновешанные лошади.
В соответствии с этими положениями, курс иппотерапии начинался с проведения сеансов психоэмоциональной сенситизации детей, так называемая стадия адаптации, цель которой состояла в подготовке последующего непосредственного физического контакта с лошадью. Сначала
ребенку показывали, как здоровые дети занимаются верховой ездой, затем переходили к непосредственному знакомству и контакту с лошадью, включавшему поглаживание и ласкание животного.
После 3-8-дневного этапа сенситизации переходили к собственно терапевтическому этапу, включавшему две последовательные ступени. Цель первой ступени состояла в выработке обязательных навыков взаимодействия с лошадью: с какой стороны следует подойти, как добиться доверия лошади, обеспечение безопасности и т. д. Вторая ступень заключалась в вольтижировании (передвижение лошади назад, вперед, по кругу и выполнении некоторых других конно-спортивных приемов).
Занятия проводились три раза в неделю по два академических часа (45+45 мин), после чего для ухаживания за лошадью предоставлялось 20 минут, общая продолжительность курса иппотерапии составила 6-8 месяцев.
Первые две недели все процедуры проделывались при непосредственном участии и наблюдении специально обученного инструктора. По мере того, как ребенок приобретал уверенность в обращении с лошадью, ему предоставлялась большая самостоятельность в действиях, однако всегда под наблюдением иппотерапевта.
Следует отметить, что длительность каждого из описанных этапов иппотерапии была жестко фиксированной и определялась в каждом случае строго индивидуально - в зависимости от психофизиологических особенностей ребенка.
Результаты и их обсуждение
В ситуациях, когда встает задача оценки эффективности использования новых технологий при лечении заболеваний, связанных не столько с органическими поражениями организма, сколько с дисфункцией регуляторных психоэмоциональных систем и механизмов, всегда возникает проблема выбора критериев оценки получаемых результатов. Несомненно, что выведение объективных количественных показателей способствует конкретизации представляемых результатов. Однако, в разбираемой нами ситуации на первый план обычно выдвигается целый ряд качественных показателей, корректное измерение которых зачастую оказывается невозможным из-за отсутствия достаточно надежных и адекватных методов измерения и оценочных шкал. СДВГ, по своей сути, представляет собой дисфункцию регулирующих систем ЦНС, характерной клинической особенностью, которой является четкое преобладание функциональных расстройств над органическими. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперреактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими, различными видами невротических реакций.
Очевидно, что ни один из перечисленных симптомов СДВГ не поддается адекватной и корректной количественной оценке. Как отмечалось во вступлении, настоящая работа рассматривается нами в качестве пилотного исследования. Поэтому, при разборе полученных результатов мы сознательно не ставили перед собой задачи определения приоритета в значимости объективных и субъективных показателей.
Al
SSM
Как указано в методике, в качестве объективных критериев нами использовались батареи стандартных тестов DSM-IV и ICD-10, а также тест «ингибиции ответа». У 38 (73%) мальчиков, успешно овладевших навыком езды, отмечалось улучшение показателей нейропсихологических тестов. Наряду с этим у них отмечались улучшение показателей устойчивости в позе Ромберга и повышение мышечной силы (динамометрия). В качестве объективных показателей улучшения функционального состояния этих детей можно рассматривать также улучшение общей моторной координации, ускорение рефлекторных двигательных реакций, улучшение пространственного зрительного восприятия и координации в функциональной системе «глаз-рука», выявлявшиеся при неврологическом обследовании [16].
Что касается качественных изменений в статусе этих детей, проявлявшихся в комплексе субъективных показателей, то, прежде всего, следует указать на то, что все они стали более контактными, дружелюбными во взаимоотношениях с окружающими, у них существенно снизились элементы тревожности, импульсивности и агрессивности в поведении, они стали более уверенными в себе и в своих возможностях. Наши наблюдения, а также опросы, проводившиеся среди родителей, педагогов и товарищей, позволяют утверждать, что у этих детей развились навыки самодисциплины и эмоционального самоконтроля, они научились проявлять терпение в некоторых стрессовых ситуациях, у них расширились границы сферы личных интересов и интереса к событиям в окружающей среде. Немаловажным, с нашей точки зрения, является и то, что у всех этих детей развилось чувство уважения и любви к животным.
Наконец, следует отметить, что у всех детей наблюдалась определенная корреляция между улучшением показателей общего физического развития и снижением интенсивности симптомов СДВГ [17].
Заключение
В целом, полученные нами результаты позволяют заключить, что предлагаемая методика иппотерапии может быть рекомендована в качестве дополнительного, выборочного метода лечения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Mannuzza S., Klein R.G., Bessler A., Malloy P., Hynes M.E. Educational and Occupational outcome of Hyperactive Boys Grown up. Journal of American Academy of Child and Adolescent Psychi8try. 1997. № 36. P. 1222-1227.
2. Mannuzza S., Klein R.G., Bessler A., Malloy P., La Padula M. Adult Psychiatric Status of Hyperactive Boys Grown up. American Journal of Psychiatry. 1998. № 155. P. 493-498.
3. Безруких М.М., Мачинская Р.Н., Сугрoбова Г.А. Дифференцированное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7-8 лет. Физиология человека. 1999. Т. 25. № 5. С. 14-21.
Bezrukikh M.M., Machinskaya R.N., Sugrobova G.A. Differentsirovannoe vlianie funktsionalnoi zrelosti kory i reguliatornykh struktur mozga na pokazateli poznavatelnoi deiatelnosti u detei 7-8 let. Fiziologia cheloveka. 1999. T. 25. № 5. S. 14-21.
4. Агрис А.Р., Ахутина Т.В. Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования. Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 96-102.
Agris A.P., Akhutina T.B. Reguliatsia aktivnosti u detei s trudnostiami obuchenia po dannym neiropsikhologicheskogo obsledovania. Natsionalnii psikhologicheskii zhurnal. 2014. № 4 (16). S. 96-102.
5. Olfson M., Gameroff M., Marcus S., Sensen P. Am. J. Psychaitry. 2003. 160. P. 171-177.
6. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медикобиологические науки. 2014. № 1. С. 31-39.
Zavadenko N.N. Sindrom defitsita vnimania i giperaktivnosti: novoe v diagnostike i lechenii. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta. Sena: medikobiologichesklie nauki. 2014. № 1. S. 31-39.
7. Морозова Е.А., Ратнер Ф.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: истоки, клиника, лечение. Казань. 2009. С. 82.
Morozova E.A., Ratner F.L. Sindrom defitsita vnimania s giperaktivnostiu: istoki, klinika, lechenie. Kazan. 2009. S. 82.
8. O'Brien J.W., Dowell L.R., Mostofsky S.H., Denckla M.B., Mahone E.M. Neuropsychological Profile of Executive Function in Girls with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder. Archives of Clinical Neuropsychology. 2007. № 25 (7). P. 656-670.
9. Ионатамишвили Н.Н., Цверава Д.М., Лория М.Ш., Авалиани Л.Н., Шешаберидзе Е.П. Образование новых моторных связей у детей с церебральным параличом с помощью лечебной верховой езды: мат-лы Междунар. конф. «Медицинская реабилитация и райттерапия«. Тбилиси. Грузия. 2006. 20-24 июня. Изв. АН Грузии, сер. биол. А. 2006. Т. 32 (прил.). С. 135-139.
Ionatamishvili N.N., Tsverava D.M., Loria M.Sh., Avaliani L.N., Sheshaberidze E.G. Obrazovanienovykhmotornykhsviazeiudeteic tserebralnymparalichoms pomoshchiu lechebnoi verkhovoi ezdy: мat-ly mezhdunar. konf. «Meditsinskaya reabilitatsia i raitterapia». Tbilisi. Gruzia. 2006. 20-24 iunia. Izv. AN Gruzii. Ser. biol. A. 2006. T. 32 (prilozh.). S. 135-139.
10. Ионатамишвили Н.Н. Лечебная верховая езда и ее роль в реабилитации детей с церебральным параличом. Вестник спортивной медицины России. 1997. № 2 (15). С. 81-82.
Ionatamishvili N.N. Lechebnaia verkhovaia ezda i iyo rol v reabilitatsii detei c tserebralnym paralichom. Vestnik sportivnoi meditsiny Rossii. 1997. № 2 (15). S. 81-82.
11. Рухадзе М.М. Лечебная верховая езда (иппотерапия) как метод физической реабилитации спортсменов с остеохондрозом позвоночника. Вестник спортивной медицины России. 1999. № 1 (22). С. 23.
Rukhadze M.M. Lechebnaia verkhovaia ezda (ipoterapia) kak metod fizicheskoi reabilitatsii sportsmenov c osteokhondrozom pozvonochnika. Vestnik sportivnoi meditsiny Rossii. 1999. № 1 (22). S. 23.
12. Рухадзе М.М. Эффективность физической реабилитации больных остеохондрозом позвоночника. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1999. № 4. С. 46-48.
Rukhadze M.M. Effektivnost fizicheskoi reabilitatsii bolnykh osteokhondro-zom pozvonochnika. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoi fizkultury. 1999. № 4. S. 46-48.
13. Цверава Д.М. Верховая езда в профилактике и лечении сколиоза у детей и подростков. Dопр. курорт. и ЛФК. М. 1987. № 3. С. 52-53.
Tsverava D.M. Verkhovaia ezda v profilaktike i lechenii skolioza u detei i podrostkov. Vopr. kurort. i LFK. M. 1987. № 3. S. 52-53.
14. МКБ-10. Международная классификация болезней МКБ-10, перевод на русский язык, сайт ВОЗ.
MKB-10. Mezhdunarodnaia klassifikatsia boleznei MKB-10, perevod na russkii iazyk, site WHO.
15. American Psychiatric Association. 2000.
16. Server D.E., Rapport M.D., Kofler M.J., Raiker J.B., Friedman L.M. Hyperactivity in Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD): Impairing Deficit or Compensatory Behavior? Journal of Abnormal Child Psychology. 2015. № 43 (7). P. 1219-1232.
17. Paddock C. ADHD: Large Imaging Study Confirms Difference in Several Brain Regions. Medical News Today. 2017. http://www.medicalnewstoday. com/ articles/315884. php EJj