УДК 796.799
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
THERAPEUTIC PHYSICAL CULTURE IN DISEASES OF LOCOMOTORIUM
Фролова София Михайловна
студент
факультет дошкольного и начального образования
Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Frolova Sofia Mikhailovna
sudent
faculty of preschool and primary education Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Андреенко Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Andreenko Tatiana Aleksandrovna Ph.D., associate professor department of physical education Volgograd state socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются специфические особенности заболеваний опорно-двигательного аппарата и способы улучшения состояния организма путём занятиями лечебной физической культурой (ЛФК). Приводятся симптомы заболеваний, причины их возникновения, статистика количества имеющих то или иное опорно-двигательное заболевание по странам. Так же раскрывается сущность ЛФК, рассказывается о пользе и специфике занятиями ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, приводится ряд упражнений, который позволит улучшить физическое состояние больного.
Abstract. This article discusses the specific features of diseases of the musculoskeletal system and ways to improve the condition of the body by practicing physical therapy(exercise therapy). The symptoms of diseases, their causes, statistics of the number of having a particular musculoskeletal disease in the countries. It also reveals the essence of exercise therapy, describes the benefits and specifics of
exercise therapy in diseases of the musculoskeletal system, provides a number of exercises that will improve the physical condition of the patient.
Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, лечебная физическая культура, заболевание, сустав.ы>/, симптомыы, причиныы, физические упражнения.
Keywords: musculoskeletal system, physical therapy, disease, joint, symptoms, causes, exercise.
Двигательный аппарат человека - это самодвижущийся механизм, состоящий из 640 мышц, 200-212 костей, нескольких сотен сухожилий. Опорно-двигательная система человека - это функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов), и соматической мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции, поддержание позы, мимики и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов образует человеческое тело [4, с. 86].
Науками, занимающимися изучением опорно-двигательной системы человека являются: медицина (анатомия, физиология (физиология движений), травматология ортопедия, спортивная медицина, протезирование, клиническая биомеханика), биомеханика и физическая культура (теория физической культуры, биомеханика физических упражнений).
Функциями опорно - двигательного аппарата являются:
1) опорная - фиксация мышц и внутренних органов;
2) защитная - защита жизненно важных органов (головной мозг и спинной мозг, сердце и др.);
3) двигательная - обеспечение простых движений, двигательных действий (осанка, локомоции, манипуляции) и двигательной деятельности;
4) рессорная - смягчение толчков и сотрясений;
5) биологическая - участие в обеспечении жизненно важных процессов, такие как минеральный обмен, кровообращение, кроветворение и другие.
6) кроветворная - система органов организма, отвечающих за постоянство состава крови [4, с. 88].
Статистика ВОЗ свидетельствует: различными болезнями опорно-двигательного аппарата страдает 80% населения. Причем большинство -трудоспособного возраста: от 30 до 50 лет. В Российской Федерации основная часть амбулаторного приема неврологов приходится на пациентов, у которых диагностируются те или иные патологии позвоночника и суставов [3, с. 249].
В таблице 1 приводятся данные по числу выбывших из стационара с диагнозом болезни опорно-двигательного аппарата по данным «Атласа здоровья» ВОЗ на 100 000 населения.
Таблица 1
Число выбывших из стационара с диагнозом болезни опорно-двигательного аппарата
Страна Количество человек
Австрия 3 467
Германия 1 680
Франция 1 670
Российская Федерация 976
Испания 710
Израиль 492
Турция 446
Грузия 69
К основным симптомам заболевания опорно-двигательного аппарата относятся:
• боли в спине, особенно в шее или пояснице;
• боли в конечностях;
• боли в суставах;
• искривление позвоночника;
• деформация грудной клетки;
• ограничение, нарушение двигательной активности в позвоночнике и суставах;
• деформация сустава;
• отекание, покраснение сустава, местное повышение температуры в области отека.
Некоторые заболевания позвоночника (сколиоз, кифоз) могут привести к серьезным деформациям всего туловища. В этом случае могут нарушаться функции внутренних органов:
• при нарушениях функций сердца - нарушения ритма, боли в груди;
• при нарушениях функций легких - одышка, непереносимость физической нагрузки, ощущение нехватки воздуха в положении лежа, а при прогрессировании заболевания - и в положении стоя, сильная подверженность респираторным заболеваниям, бронхитам, пневмонии;
• при нарушениях функций пищеварительного тракта - метеоризм, нарушения пищеварения, изжога, застой каловых масс, кишечная непроходимость;
• при сдавлении спинного мозга - головные боли, головокружения, потеря сознания, нарушения мочеиспускания и дефекации, застой мочи и кала, нарушения чувствительности и слабость мышц в нижних конечностях, паралич нижних конечностей.
Причины заболеваний опорно-двигательного аппарата:
- повышенные физические нагрузки без восстановления и отдыха;
- аутоиммунные поражения;
- гиподинамия и сидячая работа;
- осложнения после перенесенных инфекций;
- травмы;
-дегенеративно-дистрофические патологии (остеохондроз, спондилоартроз, артроз);
- нарушение обменных процессов;
- воспалительные заболевания.
Заболевания опорно-двигательного аппарата можно разбить на группы в зависимости от локализации болезни.
Заболевания позвоночника: остеохондроз, грыжа межпозвоночного диска, спондилез, сколиоз, кифоз, болезнь Бехтерева и другие.
Заболевания суставов: артрит, артроз, бурсит и другие.
Заболевания стоп: плоскостопие, косолапость, пяточная шпора, халлюкс вальгус и другие.
Заболевания костной ткани: остеопорз, остеомиелит и другие.
Сохранить подвижность суставов, восстановить нарушенные функции поврежденных конечностей после травм и излечить заболевания костно-мышечного аппарата помогает применение лечебной физической культуры.
Лечебная физическая культура (ЛФК) — медицинская дисциплина, применяющая средства физической культуры (в основном физические упражнения) с целью лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также профилактики заболеваний [2, с. 106].
Своевременное применение процедур ЛФК предупреждает развитие контрактур и тугоподвижности в суставах, поддерживает, развивает функцию приспособления пораженных систем к новым, более сложным, условиям деятельности. Кроме того, выполнение физических упражнений вызывает развитие положительных эмоций, которые способствуют мобилизации различных физиологических механизмов (компенсации и перестройке функций) и ускоряют психологическую и социально-трудовую реабилитацию [5, с. 121].
Основной физкультурной формой борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата является лечебная физкультура. Она «применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений. Лечебная гимнастика - основная форма ЛФК. Упражнения лечебной гимнастики делят на 2 группы: для костно-мышечной и дыхательной систем.
Первые в свою очередь подразделяются по локализации воздействия, или анатомическому принципу, - для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного - пассивные и активные. Пассивными называют упражнения для поражённой конечности, выполняемые больным с помощью здоровой конечности или при содействии инструктора ЛФК; активными -упражнения, выполняемые полностью самим больным.
При заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов [1, с. 10].
Физические упражнения при нарушениях опорно-двигательного аппарата.
С помощью физических упражнений достигается:
• восстановление психического равновесия;
• приобретение и укрепление уверенности в своих силах и возможностях;
• массаж внутренних и других органов;
• вытеснение вредных веществ из тканей организма;
• восстановление нормального обмена веществ.
От самых простых и спокойных упражнений по мере укрепления организма и расширения его физических возможностей следует переходить к более серьезным, и в том числе с применением отягощений, постепенно увеличивая нагрузки. Продолжительность занятий: сначала 10-15 мин ежедневно, а затем постепенно увеличивая до 1-1,5 ч - два-три раза в неделю.
I. Исходное положение (и. п.) - стойка ноги врозь, руки на пояс.
1-2 - наклон головы вперед; 3-4 - и.п.;
5-6- наклон головы назад; 7-8-и.п.
Методические рекомендации: При наклонах касаться подбородком груди. Повторить по 10 раз.
II. И. п. - стоя или сидя.
1-2 - наклон головы влево; 3-4 - и.п.;
5-6- наклон головы вправо; 7-8-и.п.
Методические рекомендации: При наклонах по возможности касаться ухом плеча. Повторить по 10 раз в каждую сторону.
III. И. п. - стойка ноги врозь, руки на пояс или вдоль туловища.
1-4 - круг головой влево, и.п.
5-8- круг головой вправо, и.п.
Методические рекомендации: Это упражнение можно выполнять и сидя.
IV. И. п. - стойка ноги врозь, руки вверх.
1-4 - круг руками вперед, и.п.
5-8- круг руками назад, и.п.
Методические рекомендации: Руки прямые, стараться круг выполнять амплитудней.
VI. И. п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.
1-2 - наклон туловища влево, правую руку вверх; 3-4 - и.п.;
5-6- наклон туловища вправо, левую руку вверх;
7-8-и.п.
Методические рекомендации: Наклон выполнять точно в сторону, рука вверху прямая, ладонь сморит вниз.
VII. И. п. - стойка ноги врозь, руки вдоль туловища
1-2- наклон к левой ноге;
3-4- и.п.;
5-6- наклон к правой ноге;
7-8-и.п.
Методические рекомендации: Ноги не сгибать, стараться руками коснуться стопы.
VIII. И. п. - основная стойка. Выполнить 10-15 приседаний.
Методические рекомендации: Стопы при приседаниях не отрывать. При
выполнении можно держаться руками за стул или другой хорошо закрепленный и удобный предмет.
IX. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-2- согнуть левую ногу вперед, руки вперед;
3-4- и.п.
5-6- согнуть правую ногу вперед, руки вперед; 7-8-и.п.
Методические рекомендации: Стараться плечи отрывать и тянуться руками к согнутой ноге.
X. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-8- подтягиваем колени к груди, руками захватываем треть голени (группировка).
Методические рекомендации: Выполняем упражнение в медленном темпе, стараемся растянуть мышцы позвоночника и ягодиц. Повторить 10-15 раз.
XI. И. п. - лежа на животе, руки за голову.
1-8- прогнуться в пояснице.
Методические рекомендации: Прогнуться так, чтобы увидеть потолок, после чего вернуться в исходное положение. Повторить 15 раз. Можно помогать себе руками.
Упражнения приведенного ниже комплекса следует выполнять плавно, без рывков. Все перечисленные здесь движения для каждого упражнения составляют один подход. Занятия нужно начинать, делая по одному подходу каждого упражнения. Через месяц занятий можно добавить второй подход, а еще через месяц - третий подход. Нельзя торопить время, насилуя свой организм: результат проявится непременно, и недуг будет побежден.
Литература
1. Афашагов Х. Ю, Ибадова Г. Д, Гордон К. В. Лечебно-профилактическая эффективность применения технологий восстановительной медицины при патологии опорно-двигательного аппарата // Кубанский научный медицинский вестник. 2009. № 3. С. 10-12.
2. Каптелин И. О., Лебедева И. П. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. М, 1995. 452 с.
3. Лемякина Е. Е. Физическая реабилитация при сколиозе // Мир без границ: актуальные проблемы/ современного инклюзивного образования : материалы/ VIII Всероссийской научно-практической конференции для студентов и молодых ученых, посвященной Всемирному дню инвалидов. - ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Факультет специальной педагогики. Ставрополь. 2017. С. 249-251.
4. Михаэлис А. В. Медико-социальные аспекты/ реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата на курорте Пятигорск : дисс. ... канд. мед. Наук: 14.02.03. Воронеж, 2015. 206 с.
5. Нагайцева И. Ф, Стешенко В. В. Организация занятий по физической культуре на основе применения фитбол-гимнастики для студентов с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Грани познания. 2014. № 3 (30). С. 121-125.
References
1. Afashagov H. YU, Ibadova G. D, Gordon K. V. Lechebno-profilakticheskaya ehffektivnost' primeneniya tekhnologij vosstanovitel'noj mediciny pri patologii oporno-dvigatel'nogo apparata [Therapeutic and preventive efficacy of the technologies of restorative medicine in the pathology of musculoskeletal system]. Kubanskij nauchnyj medicinskij vestnik - Kuban scientific medical Herald, 2009, no. 3, pp. 10-12.
2. Kaptelin I. O, Lebedeva I. P. Lechebnaya fizkul'tura v sisteme medicinskoj reabilitacii [Therapeutic exercise in the system of medical rehabilitation]. Moscow, 1995, 452p.
3. Lomakina E. E. [Physical rehabilitation in scoliosis]. Mir bez granic: aktual'nye problemy sovremennogo inklyuzivnogo obrazovaniya. Materialy VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya studentov i molodyh uchenyh, posvyashchennoj Vsemirnomu dnyu invalidov. GBOU VO «Stavropol''ski/ gosudarstvennyj pedagogicheskij institut», Fakul'tet special'noj pedagogiki [A World without borders: actual problems of modern inclusive education. Mterials of the VIII all-Russian scientific-practical conference for students and young scientists dedicated to the world day of persons with disabilities. Gbou VO "Stavropol state pedagogical Institute', Faculty of special pedagogy]. Stavropol, 2017, pp. 249-251. (In Russia).
4. Mihaehlis A. V. Mediko-social'nye aspekty reabilitacii bol'nyh s zabolevaniyami oporno-dvigatel'nogo apparata na kurorte Pyatigorsk. Diss. kand.med. nauk [Medical and social aspects of rehabilitation of patients with diseases of the musculoskeletal system in the resort of Pyatigorsk. Autor.thesis of dis. cand. med. sci.]. Voronezh, 2015, 206p.
5. Nagajceva I. F., Steshenko V. V. Organizaciya zanyatij po fizicheskoj kul'ture na osnove primeneniya fitbol-gimnastiki dlya studentov s narusheniyami i zabolevaniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Organization of classes of physical culture based on the use of fitball-gymnastics for students with disabilities and diseases of the musculoskeletal system]. Grani poznaniya - Facets of knowledge, 2014, no. 3 (30), pp. 121-125.