Vinichenko Victoria Aleksandrovna, Suslov Sergey Aleksandrovich LEAN-MENEZHDMENT ...
economic sceinces
УДК 334.021.1
LEAN-МЕНЕДЖМЕНТ на транспорте
© 2018
Виниченко Виктория Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Экономика транспорта и финансов» Сибирский государственный университет водного транспорта (630099, Россия, Новосибирск, улица Щетинкина, 33, e-mail: [email protected]) Суслов Сергей Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Внедрение бережливого производства на российских предприятиях становится уже делом привычным. Однако, механизм его реализации до сих пор остается непроработанным. Необходима четкая адаптация предприятий транспортной отрасли к современным условиям хозяйствования. В статье подробно рассматриваются виды потерь, которые нежелательны на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и перевозке пассажиров. Учитывая такую особенность Российской Федерации как огромные расстояния, которые необходимо преодолевать для удовлетворения потребностей заказчиков в полезном перемещении грузов (пассажиров), нужно принимать во внимание специфику отрасли, а также региона. Региональные аспекты важны, прежде всего из-за кли-магических условий, накладывающих серьезный отпечаток на состояние объектов транспортной инфраструктуры и на степень развитости региона. Современное состояние экономики страны требует коренных преобразований в сфере транспорта, как одного из индикаторов социально-экономического развития территории. Российская транспортная система постепенно встраивается в международные транспортные коридоры, что обусловливает необходимость поддержания качества обслуживания на высоком уровне. Это же обстоятельство позволяет транспортной отрасли выйти на качественно новый уровень инвестиционной привлекательности. Тем более, что чаще всего, переход от традиционного подхода к бережливому производству не требует огромных затрат. Однако, необходимо полностью изменить культуру управления предприятием, систему взаимоотношений между различными уровнями и подразделениями.
Ключевые слова: бережливое производство, кайдзен, кайкаку, lean-management, таргет-костинг, транспортная отрасль, достижение целевых индикаторов, Транспортная стратегия
LEAN-MANAGEMENT ON TRANSPORT
© 2018
Vinichenko Victoria Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor
«Transport economics and finance» Siberian state university of the water transport (630099, Russia, Novosibirsk, Shchetinkin Street, 33, e-mail: [email protected]) Suslov Sergey Aleksandrovich, candidate of economic sciences, associate professor «Economy and automation of business processes» Nizhny Novgorod state engineering and economic university (Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya St., 22a, e-mail: [email protected])
Abstract. Implementation of lean production at the Russian enterprises becomes a matter of habit. However, the mechanism of its implementation still remains unexamined. Need a clear adaptation of the transport industry to modern economic conditions. The article describes in detail the types of losses which are undesirable in the enterprises, rendering services on transportation of cargoes and passengers. Given this feature of the Russian Federation as the vast distances that must be overcome to meet the needs of customers in the useful movement of cargo (passengers) need to take into account the specifics of the industry and the region. Regional aspects are important, primarily because of climatic conditions, impose serious impact on the condition of the transport infrastructure and on the degree of development of the region. Modern state of the economy requires a fundamental change in the transport sector, as one of the indicators of socio-economic development of the territory. Russian transport system is gradually integrated into international transport corridors, underlining the need to maintain service quality at a high level. This circumstance allows the transportation industry to reach a qualitatively new level of attractiveness. Moreover, most often, the transition from the traditional approach to lean manufacturing does not require huge costs. However, you need to completely change the culture of enterprise management, the system of relationships between different levels and departments.
Keywords: lean manufacturing, Kaizen, kaikaku, lean management, target costing, the transport industry, the achievement of target indicators Transport strategy
В ходе подготовки статьи, авторами при помощи методов линейной экстраполяции было выявлено, что при текущем положении дел некоторые ключевые индикаторы «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года» могут не достигнуть своих целевых значений. Например, к ним относятся:
- объем перевезенных грузов речным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности: 13,7 млн т вместо 27 по базовому варианту и 37 по инновационному варианту;
- объем перевезенных грузов по СМП: 19,3 млн т. вместо 80 по базовому сценарию и 83 по инновационному;
- транспортная мобильность населения: 3900 млрд пасс-км на 1 чел. в год вместо 13 308 по базовому и 15 561 по инновационному сценарию.
В связи с чем, остро встает вопрос коренных преобразований и привлечения действенных инструментов,
способствующих как минимум достижения целевых значений ключевых индикаторов «Транспортной стратегии...». Одним из таких инструментов может быть лин-концепция или так называемое «бережливое производство», последовательно реализуемые в транспортной отрасли.
В последнее время появляется все больше научных работ по «бережливому производству», издаются монографии, сборники статей, а также проходят лин-конференции международного формата. Стандартно, лин -менеджмент сравнивают с производственным менеджментом, увеличивая ценность конечного продукта при одновременной минимизации затрат именно в процессе производства, однако транспортная отрасль — одна из наиболее подверженных влиянию различных потерь, на ликвидацию которых и нацелен лин-менеджмент. В связи с чем, по мнению, авторов, необходимо внедрение инструментов лин-менеджмента
242
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)
экономические науки
Виниченко Виктория Александровна, Суслов Сергей Александрович
LEAN-МЕНЕЖДМЕНТ ...
именно в транспортной отрасли.
Целью статьи является обоснование необходимости применения инструментов бережливого производства в масштабах транспортной отрасли с целью повышения качества транспортного обслуживания. Поскольку индикатором экономического развития региона является транспортная отрасль, то повышение привлекательности сферы транспортных услуг, может значительно повысить инвестиционную привлекательность региона и создать синергетический эффект.
Российская транспортная система стоит на пороге коренных преобразований, что продиктовано современными требованиями рыночной экономики. Наличие гиперконкуренции отодвигает вопросы получения прибыли на второй план, ставя первоочередной задачей — максимальное удовлетворение требований пассажиров и грузоотправителей. Динамичный образ мышления, проникший не только в образ жизни населения, но и в сферы деятельности многих компаний. Быстрая смена технологий, рост числа конкурентов привел к существующему в России структурному экономическому кризису [1, с. 57]. В странах с восточной философией решение задач преодоления которого сводится к укреплению экономики через внедрение концепции лин-менеджмента, в России более известной как «бережливое производство».
Лин-менеджмент, по аналогии с реинжинирнгом, бенчмаркингом и аутсорсингом относят к группе новых концепций управления [2, с. 56]. Праотцом лин-менеджмента некоторые авторы [1, 2, 3, 4 и пр.] называют Т. Оно, сотрудника корпорации Toyota, представившей свету систему TPS, которая на Западе стала известна как Lean manufacturing [3, с. 104]. Однако, есть и другие версии: например, автор [5] полагает, что основой для лин-менеджмента послужила внедренная в СССР система бездефектного изготовления продукции (БИП). Автор [6] полагает, что пионерная роль в научно обоснованном развитии бережливого производства по праву принадлежит СССР, где была внедрена концепция режима экономии.
Однако, сторонников такой идеи немного, а наиболее широкий опыт внедрения лин-концепции приписывают японской корпорации Toyota. Даже терминология используется чаще всего, японская: кайдзен, кайкаку, муди, мура, мури, канбан [7]. В связи с чем, и возникают трудности перевода, например, в русскоязычном издании «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании» [8] слово революция встречается 22 раза, а слово реформа -один. В англоязычном «Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation, Revised and Updated» [9] revolution - 46 раз, reform - 7 раз. Это в очередной раз доказывает необходимость применения адекватной терминологии и всестороннего изучения и адаптации к российским условиям.
В рамках исследования тарифов на транспортные услуги, авторами [10] было установлено, что тарифы на перевозку пассажиров на некоторых направлениях по железнодорожному маршруту порой выше, чем на воздушном транспорте. Решить эту проблему может система учета затрат «таргет-костинг». Суть этой системы сводится к реализации стратегии уменьшения затрат и калькулированию целевой себестоимости в соответствии с рыночной ситуацией [11, с. 172].
Сформулирована идея таргет-костинга была также японскими менеджерами, которые видоизменили традиционную формулу ценообразования:
Себестоимость - Прибыль = Цена (1)
В концепции таргет-костинга она видоизменилась
до:
Цена - Прибыль = Себестоимость (2)
Такой подход будет очень удобен на транспорте при формировании тарифов, поскольку [11]:
- менеджеры и рабочие, стремящиеся к целевой себестоимости, часто приходят к нестандартным решениям;
- для приведения себестоимости к целевому значению используются инновационные технологии и исключается применение дорогих материальных ресурсов.
Как это работает: в процессе планирования тарифа на перевозку, маркетологи компании осуществляют исследование рынка, изучают тарифы на аналогичные перевозки в смежных государствах и устанавливают приемлемую для потребителя цену за билет по выбранному маршруту. От этой цены отнимается величина ожидаемой прибыли, которую транспортной компании необходимо получить для обеспечения бесперебойной работы и достижения планируемых показателей рентабельности и экономической эффективности, после чего получается целевой показатель себестоимости, к которому необходимо стремиться всем исполнителям и организаторам перевозочного процесса.
Если прежний уровень себестоимости оказывается выше целевого, необходимо стремиться к минимизации затрат, пересмотру допустимости вовлечения в перевозочный процесс тех или иных элементов затрат.
Прочие инструменты лин-менеджмента могут быть успешно применены на транспорте. Если исследовать основные виды потерь, устранение которых является основной задачей бережливого производства, то все их виды неразрывно связаны с транспортным процессом:
1) перепроизводство (в связи с ограниченным периодом завоза грузов на речном транспорте, компании перевозчики стремятся перевезти максимальное количество груза, а компании-грузополучатели - завезти. Особенно ярко это выражается в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, где период завоза грузы в районы Заполярья ограничен климатическими условиями, и продукция завозится впрок);
2) потери при транспортировке (основные объекты инфраструктуры - наследие советских времен, когда земли было много и строилось все «с размахом», сейчас же возникает необходимость пересмотра как перевалочных пунктов, так и различных административных помещений, где осуществляется непосредственно оформление перевозочных документов. Достаточно большие потери происходят по причине иммобильности многих объектов инфраструктуры, ведь практически ни один вид транспорта (за исключением автомобильного) не сможет осуществить доставку груза «от двери до двери», а пассажиров от пункта отправления до пункта получения. Чтобы сесть в вагон на железнодорожной станции, необходимо до нее добраться на общественном транспорте или личном автомобиле; чтобы сесть в самолет в аэропорту, также предстоит преодолеть расстояние до аэропорта. Существует множество маршрутов смешанного сообщения автомобильно-железно-до-рожно-водного сообщения, которые требуют пересадки пассажиров (перегрузки грузов), что удорожает процесс и делает его более продолжительным. Исключение этого рода потерь позволит привести уровень транспортных издержек к рациональному значению и достигнуть высокого качества транспортного обслуживания).
3) ожидание (это очень значительная потеря в транспортной отрасли - на речном транспорте, например, ожидание может достигать более полугода - межнавигационный период. На автомобильном транспорте — ожидание меньше, но отправить 0,1 куб.м. груза нельзя, необходимо ждать, пока перевозчик полностью скомплектует весь объем, допустимый к перевозке. С теми видами транспорта, движение которых осуществляется по расписанию ожидание равно интервалу между отправлениями подвижных составов. Есть маршруты не очень популярные, и движение по нему осуществляется раз в неделю, а порой и того реже. Длительное ожидание может быть на этапе оформления перевозочных документов, особенно если речь идет о международных маршрутах. Ожидание может быть не только доставки груза, но и его растаможивания, поскольку соблюдение всех формальных процедур занимает продолжительный
Vinichenko Victoria Aleksandrovna, Suslov Sergey Aleksandrovich economic
LEAN-MENEZHDMENT ... sceinces
процесс времени
4) излишняя обработка (здесь имеется в виду возможность различных операций, которые для производственного процесса совсем не обязательны. Можно уменьшить количество отчетов перед администрацией компании, сократить количество операций по упаковке и перегрузке, что позволит ускорить процессы доставки. В рамках реализации «бережливого производства» между ОАО «Северсталь», ОАО «РЖД», ОАО «Камаз» было подписано трехстороннее соглашение. Это позволило сократить время доставки череповецкого металлопроката «от двери до двери» в 2,2 раза (с 19,3 до 8,7 дней) [12, с. 89])
5) излишние запасы (транспортные компании, как правило, имеют колоссальные складские площади и помещения для ожидания обработки грузов, их хранения. Большие запасы формируются из топлива и упаковочной тары. Этого можно избежать, если закупки осуществлять более мелкими партиями, но чаще. Грузоотправитель может привозить груз непосредственно перед погрузкой на подвижной состав, исключая процедуру хранения [13, с. 158])
6) дефектный продукт (в транспортной отрасли есть такое понятие, как норма естественной убыли - это доля груза, принятого к перевозке, которая была утрачена (испорчена) в процессе транспортировки под воздействием внешних факторов. Также на транспорте очень велика доля дефектных продуктов в сфере обслуживания подвижного состава: если машина была отправлена на техническое обслуживание, но при этом ремонт был сделан некачественно — в скором времени эксплуатация будет прекращена, машина снова вернется в сервис, но будут нарушены сроки доставки. В случае перевозки скоропортящихся товаров, это чревато еще и потерей качества груза и штрафными санкциями в соответствии с договором поставки [14, с. 62])
7) люди (высокая квалификация персонала исключает (или сводит к минимуму) вероятность возникновения потерь. Мотивация труда может быть достигнута не только повышением заработной платы: многие иностранные компании все более активно внедряют систему подготовки и переподготовки кадров, а также участие в прибыли в зависимости от качества труда [15, с. 195]. Очень важное звено в качестве труда занимает степень комфорта на рабочем месте [16, с. 39]. Показательно в этом случае внедрение системы [17, 18])
Особенно актуальны становятся вопросы бережливого производства в свете вероятности недостижения целевых индикаторов «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года». В источниках [19, 20] методом линейной экстраполяции было получено, что при текущем положении дел достигнуть целевого значения такого индикатора, как «транспортная мобильность населения» невозможно. С момента утверждения «Транспортной стратегии...» (2008 г.) прошло уже почти 10 лет и уже сегодня можно проверить степень достижения плановых значений. По перечисленным в статье параметрам уже в 2015 году не были достигнуты прогнозные показатели. Это говорит о необходимости во-первых, пересмотра прогнозных значений в соответствии с рыночной конъюнктурой, а во-вторых, внедрения структурных изменений во все звенья производственной цепи транспортного процесса.
В качестве заключения, можно сказать, что основные инструменты лин-менеджмента остаются еще достаточно непроработанными, и требуют прочной увязки с особенностями российской экономики. Для транспортной отрасли лин-менеджмент является одним из инструментов, способствующих достижению целевых индикаторов по ключевым показателям в рамках реализации «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».
Несмотря на множество примеров успешной реализации лин-проектов на российских предприятиях, есть 244
явные сложности при их долгосрочном внедрении. Для успешного применения лин-инструментов, философия бережливого производства должна стать корпоративной культурой и образом мышления каждого из работников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кизим А.А., Березовский Э.Э. Структурный подход к формированию системы экономической безопасности на основе Lean-концепции [Текст] // Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21). С. 57-63.
2. Баринова Н.В. Совершенствование организационно-управленческой деятельности с использованием справочно-информационных систем // ИТпортал, 2017. №2 (14). URL: http://itportal.ru/science/economy/ sovershenstvovanie-organizatsionno-/
3. Хомякова Е.В. Использование Lean Management в качестве способа повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Экономика, Статистика и Информатика. 2014. - №5, с. 104-108.
4. Krafcik, J. Triumph of the Lean Production System // Sloan Management Review, MIT. Vol. 30. # 1. Fall 1988.
5. Ямилов Р.М. Бережливое производство: лин-процессирование в Российских условиях // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2015. № 1 (23). С. 120126.
6. Саков М.П. Режим экономии в социалистическом хозяйстве. Издательство «Знание», Москва, 1953 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. fintrest.ru/literatura051.html (дата обращения: 17.12.17).
7. Ерохина Л.И., Савенков Д.Л. Методические аспекты организации бережливого производства на предприятии // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 41-43.
8. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; Пер.с англ.-4-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 472 с.
9. Womack J. P., Jones D. T. Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation, Revised and Updated [2nd ed.] - Free Press. - 2003. - 398 p.
10. Виниченко В.А., Жильцов С.А., Суслов С.А. Конкуренция, как имманентная характеристика эффективности предприятия // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука и технологии. № 10 (ч. 4). 2017. С. 418-419.
11. Зиятдинова Р.И., Морозова И.Г. Применение современных методов «бережливого производства» в управлении затратами // Российская экономика в условиях современного кризиса: проблемы и пути выхода: сборник материалов научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных работников: 20-летию высшей школы экономики КНИТУ посвящается. 2016. С. 171-173
12. Лапшин А.А. Особенности применения методов бережливого производства на железной дороге на примере Ижевского региона ГЖД // Сборник статей международной лин-конференции «От эффективных лин-процессов - к идеалам производственной системы». Изд-во Института экономики и управления ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2015. 138 с.
13. Доржиева Э.Л. Инновации в управлении корпорацией на основе внедрения концепции «бережливого производства» // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 7 (78). С. 157-161.
14. Давыдова Н.С. Бережливое производство: монография. Ижевск, Изд-во Института экономики и управления, ГОУВПО «УдГУ», 2012. 138 с.
15. Кочетков Г.Б., Супян В.Б. Корпорация: американская модель. Спб.: Питер, 2005. 320 с.
16. Степченко Т.С. Lean-технологии в управлении предприятием // Современные технологии управления. 2015. № 7 (55). С. 38-41.
17. Teeuwen B. Lean for the Public Sector: The Pursuit of Perfection in Government. - Services Productivity Press.
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 1(22)
экономические науки
Виниченко Виктория Александровна, Суслов Сергей Александрович
LEAN-МЕНЕЖДМЕНТ ...
- 2010. - 191 p.
18. Imai, Maasaki (1986), "Kaizen: The Key to Japan's Competitive Succes". MacGraw-Hill, New York.
19. Виниченко В.А. Параметры оценки транспортного обслуживания // Теория и практика общественного развития, 2017. - №12.
20. Аблаев И.М. Методологические основы формирования и функционирования системы государственного регулирования экономики региона: автореф. дисс. ... докт. экон. наук. Москва, 2006. 54 с.
Статья поступила в редакцию 18.12.2017
Статья принята к публикации 24.03.2018