УДК 681.786.5, 629.44
Лазерный профилометр поверхности катания как универсальное средство измерения профиля колесной пары при тревожных показаниях комплекса технических измерений
Л. В. Мартыненко, Н. Ю. Соснов
Иркутский государственный университет путей сообщения, Российская Федерация, 664074, Иркутск, ул. Чернышевского, 15
Для цитирования: Мартыненко Л. В., Соснов Н. Ю. Лазерный профилометр поверхности катания как универсальное средство измерения профиля колесной пары при тревожных показаниях комплекса технических измерений // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2019. - Т. 16, вып. 3. - С. 427-438. 001: 10.20295/1815-588Х-2019-3-427-438
Аннотация
Цель: Проанализировать работу комплекса технических измерений на Восточно-Сибирской железной дороге и его влияние на работу пунктов технического обслуживания с практикой применения лазерного профилометра поверхности катания колесных пар. Методы: Проведены анализы основных неисправностей вагонов, возникающих в процессе эксплуатации на Восточно-Сибирской железной дороге, в ходе которого представлена номенклатура распределения неисправностей вагонов по основным несущим узлам, а также анализ дефектов колесных пар, образовавшихся в процессе эксплуатации на этой дороге за период 2016-2019 гг. Индуктивным методом выявлено влияние работы комплекса технических измерений на возникновение технологических нарушений и задержек поездов на станциях формирования. Экспериментально подтверждена теория о снижении времени на обработку поездов при проведении контрольных замеров лазерным профилометром. В ходе эксперимента на производстве проанализированы данные, полученные при измерении различных профилей поверхности катания грузовых вагонов, включая колесные пары с дефектами в сравнении с эталонным профилем. Результаты: Выделены значимые недостатки работы комплекса технических измерений в эксплуатации на Восточно-Сибирской железной дороге, влияющие на пропускную способность станций и пунктов технического обслуживания. Выяснена основная проблема досрочной постановки вагонов в ремонт по неисправностям поверхности катания колесных пар. Предложен вариант внедрения на производство лазерного профилометра для измерения поверхности катания колесных пар с целью сокращения времени обработки транзитных поездов на станциях формирования. Рассмотрены основные преимущества лазерного профилометра поверхности катания колесных пар для последующего внедрения в эксплуатацию. Практическая значимость: Внесено предложение по внедрению в эксплуатацию лазерного профилометра на станциях обработки и формирования подвижного состава, вблизи которых установлен комплекс технических измерений, с целью сокращения времени на проведение контрольных замеров в результате тревожных и предварительных показаний аппаратуры.
Ключевые слова: Железная дорога, железнодорожный транспорт, подвижной состав, вагон, колесная пара, лазерный профилометр, дефекты поверхности катания, комплекс технических измерений, статистика отказов, неисправности колесных пар, неисправности вагонов, подвижной состав, система «колесо-рельс».
В последнее время все чаще отмечают низкое качество эксплуатируемого подвижного состава. Но все же не стоит отрицать того, что с 2007 г. идет активное обновление парка подвижного состава новыми инновационными вагонами [1]. Несмотря на это, в настоящее время в эксплуатации находится значительное количество устаревших моделей вагонов, за которыми необходимы тщательный контроль и диагностика технического состояния для должного обеспечения безопасности движения на сети железных дорог Российской Федерации [2].
Таким образом, следуя Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [3], производятся обновление и внедрение новых систем и устройств для повышения результатов в области обеспечения безопасности движения подвижного состава. Проводится введение новых технологий по обслуживанию и ремонту парка грузовых вагонов для получения удовлетворительных показателей перевозочного процесса с целью уменьшения сроков доставки грузов и обеспечения их сохранности [3].
С 2016 по 2019 г. на Восточно-Сибирской железной дороге наблюдается рост отцепок ва-
гонов в связи с некачественным ремонтом как подвижного состава, так и рельсового пути. Из этого следует, что массовая доля неисправностей приходится на колесные пары и буксовые узлы (рис. 1), так как они являются наиболее основными нагруженными элементами вагонов. Таким образом, возникает потребность в средствах, обеспечивающих контроль их технического состояния в пути следования.
Статистика отказов за период 2016-2019 гг. свидетельствует об увеличении количества неисправностей, связанных с дефектами поверхности катания колесных пар. Наблюдается рост интенсивности эксплуатации подвижного состава в связи с увеличением объема перевозимых грузов и скорости движения поездов, вследствие чего становится необратимым процесс повышенного износа деталей и узлов подвижных единиц.
Как известно, колесная пара является основным несущим элементом подвижного состава, которая должна безотказно работать под воздействием вертикальных (радиальных) и горизонтальных (осевых) нагрузок [4]. Взаимодействие элементов подвижного состава в системе «колесо-рельс» вызывает существенный износ основных компонентов данной системы,
6 %
12 %
14 %
45 %
I Неисправности колесных пар
Неисправности буксовых узлов
I Неисправности тележек
I Неисправности кузова и рамы вагонов
I Неисправности автосцепных устройств
Неисправности тормозного оборудования
15 %
Рис. 1. Диаграмма распределения неисправностей вагонов по основным узлам на Восточно-Сибирской железной дороге с 2016 по 2019 г.
но в большей степени износ наблюдается на колесных парах вагонов. В процессе эксплуатации у вагонов в худшую сторону изменяются геометрические параметры колеса, снижаются прочностные характеристики и качество металла на поверхности катания. Следовательно, повышается вероятность снижения уровня обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте [5].
Вместе с тем статистика отцепок вагонов по неисправностям колесных пар на ВосточноСибирской железной дороге за период 2016— 2019 гг. свидетельствует об увеличении количества отказов грузовых вагонов в эксплуатации.
Таким образом, из диаграммы отцепок вагонов в текущий отцепочный ремонт по неисправностям колесных пар на ВосточноСибирской железной дороге (рис. 2) следует, что количество отцепленных вагонов в 2018 г. выросло на 14,5 % по сравнению с предыдущим годом. Вероятно, это связано с несоблюдением технологии ремонта как подвижного состава, так и рельсового пути, в результате чего на колесных парах появляются такие дефекты как выщербины, неравномерный прокат, ползуны и др.
Согласно данным, представленным на диаграмме распределения отцепок вагонов по
основным неисправностям колесных пар на Восточно-Сибирской железной дороге (рис. 3), можно сделать вывод, что к основным неисправностям колесных пар относятся тонкий гребень, выщербины и неравномерный прокат по кругу катания на поверхности колеса. Образование тонкого гребня можно объяснить наличием большого количества кривых малого радиуса, что приводит к его интенсивному износу. Выщербины и неравномерный прокат по кругу катания возникают при прохождении колесными парами рельсовых стыков, стрелочных переводов и других неисправностей рельсового пути. Для должного обеспечения безотказной работы железнодорожного транспорта и предотвращения крушений подвижного состава необходимо осуществлять контроль технического состояния колесных пар в пути следования.
Автоматические комплексы контроля технических измерений колесных пар в процессе движения подвижного состава являются неотъемлемой частью в деле обеспечения безопасности движения на Восточно-Сибирской железной дороге. Автоматизированный диагностический комплекс технических измерений служит для измерения значимых параметров геометрии колесных пар, способствует
35 000
«
о я
0
k «
X
3
1
Я
ш П
с ш Я S-
О
О И S-
О ш (Г S
4
О «
30 000
25 000
20 000
15 000
10 000
5 000
12016 г. 2017 г. 12018 г.
13 месяца 2019 г.
Рис. 2. Диаграмма отцепок вагонов в текущий отцепочный ремонт по неисправностям колесных пар на Восточно-Сибирской железной дороге за период 2016-2019 гг.
0
50 000
45 000
45 383
I Тонкий гребень I Выщербина обода колеса
40 000
35 000
о 30 000
G щ
Я H О
g 25 000
î-
о щ
F
§ 20 000
15 000
10 000
36 751
5 000
0
5223
I Неравномерный прокат по кругу катания выше нормы
I Ползун на поверхности катания
I Тонкий обод
Остроконечный накат гребня
Трещина обода
Прокат по кругу катания выше нормы
I Кольцевая выработка поверхности катания
I Трещина / откол гребня Откол обода колеса
1713 ■ Навар на поверхности
_181 72 64 59 58 19 19 16 катания
Рис. 3. Диаграмма распределения отцепок вагонов по основным неисправностям колесных пар на Восточно-Сибирской железной дороге за период 2016-2019 гг.
выявлению дефектов и износа поверхности катания колесных пар в процессе движения и оперативной передачи информации о неисправности на ближайший пункт технического обслуживания вагонов [6].
В основе метода технического решения над контролем главных геометрических параметров колесных пар используется правило автоматического сканирования с применением комплекта измерительных датчиков триангуляционного типа, при котором каждое колесо, проходя участок, на котором установлена аппаратура, параллельно и независимо друг от друга сканируется внутренними внешними измерительными датчиками (рис. 4) [7-10].
Из диаграммы работы комплекса технических измерений на Восточно-Сибирской железной дороге (рис. 5) следует, что в 2017 г. системой было проконтролировано 2951 132 вагонов. Из них 11 952 вагона с тревожными показаниями; в свою очередь, 7862 подтвердились, 2041 вагон был отцеплен в текущий отцепочный ремонт по тревожным показаниям и 1437 вагонов также были отцеплены по предварительным показаниям комплекса. В 2018 г. системой было проконтролировано 3 899 828 вагонов, из них 10 622 вагона с тревожными показаниями; в свою очередь, 5117 подтвердились, 2909 вагонов было отцеплено в текущий отцепочный ремонт по тревожным показаниям и 1599 вагонов также
Рис. 4. Автоматическое сканирование колесных пар комплексом технических измерений
Количество отцепленных вагонов по предварительным показаниям
Количество отцепленных вагонов с тревожными показаниями
Количество подтвержденных показаний
Количество тревожных показаний
0
1599 1437
10 622
11 952
2018 г. 12017 г.
5 000 10 000
Количество отцепленных вагонов
Рис. 5. Диаграмма работы комплекса технических измерений на Восточно-Сибирской железной дороге за период 2017-2018 гг.
15 000
были отцеплены по предварительным показаниям комплекса.
По диаграмме зависимости тревожных показаний и отцепок вагонов в текущий отце-почный ремонт в период 2017-2018 гг. (рис. 6) можно заметить, что количество отцепок вагонов за данный период значительно меньше, чем тревожных показаний комплекса технических измерений, в 4-6 раз, что обусловлено его некорректной работой и частыми сбоями при измерении.
При тревожных показаниях комплекса технических измерений транзитный поезд отправляют на пункт технического обслуживания для проведения контрольных замеров параметров колесных пар. Это прежде всего способствует выходу поезда из графика движения на неопределенное время и оказывает прямое влияние на штатную работу станции.
Как известно, контрольные замеры основных параметров колесных пар и дефектов, появляющихся в процессе эксплуатации
14 000
12 000
10 000
8 000
6 000
4 000
2 000
0
11 952
10 622
2041 2909
2017 г.
2018 г.
I Количество тревожных показаний
Количество отцепленных вагонов с тревожными показаниями
Рис. 6. Диаграмма зависимости тревожных показаний и отцепок вагонов в текущий отцепочный ремонт в период 2017-2018 гг.
подвижного состава, производят примитивными средствами измерения (линейка, абсолютный шаблон, толщиномер и др.) [11]. Как показывает практика, такие инструменты не способны гарантировать достоверность показаний в связи с некоторыми особенностями эксплуатации: наплывом металла на вершину гребня (острый гребень), разницей толщины гребня по всему кругу колеса. Таким образом, необходимы дополнительные затраты времени для проведения контрольных замеров осмотрщиком-ремонтником вагонов.
Так, в связи с тем, что нужно уменьшить время обработки подвижного состава и простоя поездов на станциях формирования, возникает потребность внедрения универсального прибора для контроля параметров колесных пар подвижных единиц, который, в свою очередь, заменяет существующие шаблоны. Таким в настоящее время является лазерный профилометр серии ИКП.
Данный профилометр был изготовлен обществом с ограниченной ответственностью «РИФТЕК», г. Минск, Республика Беларусь, для лазерного сканирования и анализа профиля колеса посредством бесконтактного измерения геометрических параметров поверхности катания колесных пар (рис. 7) [12].
Профилометр зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений РФ, № 35128-07 [13] и в Реестре средств изме-
рений, допущенных к применению в ОАО «РЖД», № МТ 052.2012 [14]. Прибор содержит программный комплекс и базу данных для сбора и обработки проведенных измерений. Рассматривая принцип работы прибора, можно отметить главное преимущество - возможность бесконтактного сканирования поверхности катания одного из колес колесной пары командой с карманного персонального компьютера (КПК) [15].
В связи с имеющейся необходимостью сокращения времени обработки подвижного состава в случае тревожных показаний комплекса технических измерений был проведен эксперимент по сравнению затрат времени на снятие показаний лазерным профилометром и абсолютным шаблоном с целью выявления наиболее эффективного средства измерения.
Рис. 7. Лазерный профилометр поверхности катания колесных пар
а
Геомет ри чески е параметры колеса, мм Измеренные параметры Эталон
6 Правое колесо Левое колесо Правое колесо Левое колесо
/У
Толщина гребня 26.72 23.99 30.40 30.40
// \\
- -1 Крутизна. дЯ 5.97 5,79 9.1 9.1
ц Л
Прокат 0.1 0.67 0 0
J - — \
ч.
V
□ 10 20 30 40 60 6 0 70 80 90 100 110 120 130 НО
X
Рис. 8. Вид реальных профилей двух колес одной колесной пары, толщина гребня на расстоянии 13 мм от поверхности катания: а - профиль левого колеса, б - профиль правого колеса; 1 - эталонный профиль поверхности катания, 2 - профиль, полученный в результате измерений
Суть данного эксперимента состояла в определении допусков изменения нормативного значения толщины гребней колес грузовых вагонов в эксплуатации в системе взаимодействия «колесо-рельс». Исследования технического состояния колесных пар грузовых вагонов проводились совместно с работниками лаборатории «Колесные пары и буксовый узел» АО «ВНИИЖТ» на станции Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги в парках приема поездов. В ходе изучения технического состояния колесных пар грузовых вагонов, эксплуатируемых на сети железных дорог Российской Федерации, было проведено снятие профилей поверх-
ности катания обоих колес каждой колесной пары лазерным профилометром, абсолютным шаблоном были сняты параметры толщины гребней и проката. Были совершены обмеры 1020 колесных пар грузовых вагонов.
Так, при помощи лазерного профилометра были проведены замеры основных параметров колесных пар, таких как на рис. 8: толщина гребня, крутизна гребня, дЯ, прокат на поверхности катания.
На данном рисунке представлен пример измерения поверхности катания правого и левого колес грузового вагона и сравнения ее со стандартным (эталонным) профилем нового колеса. Сравнивая профили поверхно-
Рис. 9. Вид реальных профилей колес с началом образования остроконечного наката в сравнении со стандартным профилем (обозначения см. рис. 8)
сти катания, можно заметить отклонение от допустимых значений толщины и крутизны гребня левого колеса. Проведенные лазерным профилометром измерения позволяют сделать вывод, что за счет довольно сложных условий эксплуатации вагонов на Восточно-Сибирском полигоне в виде большого количества горноперевальных участков и кривых малого радиуса повышаются износ и вероятность выхода из строя элементов системы «колесо-рельс».
Далее были произведены замер колесной пары с начальной стадии образования остроконечного наката гребня колеса и сравнение его со стандартным профилем (рис. 9). При сравнении двух профилей можно заметить существенное отклонение основных показателей параметров поверхности катания колесной пары, что говорит об отступлении от установленных параметров вершины гребня, т. е. образовании
выступа по круговому периметру, возникающем в процессе пластической деформации верхних слоев металла гребня в сторону его вершины. Это явление вызвано высоким контактным давлением и интенсивным трением в месте соприкосновения с головкой рельса на гребне, где появляется остроконечный накат. Представленное явление вызвано некорректной работой колесной пары, неправильной установкой ее в тележке путем несоблюдения допускаемых размеров по разнице диаметров колес на одной оси и длительной работой на путях с кривыми малого радиуса. Также на появление остроконечного наката существенным образом влияют изгиб оси колесной пары, перекос боковой рамы тележки и неправильная посадка колеса на ось.
Полученные данные в ходе проведенного эксперимента показали, что лазерный про-
филометр — незаменимый инструмент при измерении профиля поверхности катания и дефектов колесных пар подвижного состава, что подтверждается рассмотренными графиками профилей поверхности катания. В процессе сбора данных лазерный профилометр зарекомендовал себя как эффективный и оперативный в действии инструмент, позволяющий измерять различные формы профилей поверхности катания без временных затрат на калибровку и обучение, отображать на дисплее и сохранять результаты измерений в электронном виде. Немаловажным достоинством является возможность проведения замеров непосредственно на подвижном составе, что сокращает время на осуществление технологических операций.
В качестве одного из направлений развития в данном исследовании предлагается внедрение лазерного профилометра в эксплуатацию для контрольных замеров после возникновения тревожных показаний комплекса технических измерений, так как это способствует более оперативной работе и снижению времени на проведение технологических операций при обслуживании подвижного состава.
Библиографический список
1. Филлипов В. Н. Инновационные вагоны и проблемы их взаимодействия с элементами инфраструктуры / В. Н. Филлипов, А. В. Смольянинов, И. В. Козлов, Я. Д. Подлесников // Безопасность движения поездов : Труды Семнадцатой науч.-практич. конференции. - М. : МГУПС (МИИТ), 2016. - С. 68-73.
2. Маджидов Ф. А. Оценка параметра безопасности грузового вагона и управление эффективностью его использования с учетом изменения параметров эксплуатационной среды / Ф. А. Маджидов // Безопасность движения поездов : Труды Семнадцатой науч.-практич. конференции. - М. : МГУПС (МИИТ), 2016. - С. 96-98.
3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. - Распоряжение Правитель-
ства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р. - URL : http:// www.mintrans.ru/documents/1/1010 (дата обращения : 06.05.2019).
4. Технология производства и ремонта вагонов : учебник / под ред. К. В. Мотовилова. - М. : Маршрут, 2013. - 286 с.
5. Романова О. В. Взаимодействие пути и подвижного состава / О. В. Романова, В. Н. Бобокова // Материалы X Междунар. студенч. науч. конференции, Студенческий научн. форум, 2018. - URL : https:// scienceforum.ru/2018/article/2018005669 (дата обращения : 06.05.2019).
6. Миколайчук Т. А. Эффективность использования современных средств диагностики подвижного состава / Т. А. Миколайчук // Науч. сообщество студентов: междисциплинарные исследования: электрон. сб. статей по материалам XXIII Междунар. студенч. науч.-практич. конференции. - 2017. - № 12 (23). -URL : https://sibac.info/archive/meghdis/12(23).pdf (дата обращения : 07.05.2019).
7. Плотников С. В. Лазерный диагностический комплекс для контроля колесных пар вагонов на ходу поезда / С. В. Плотников, А. Н. Байбаков, В. М. Гу-ренко, В. И. Патерикин, С. П. Юношев, В. В. Сотников, Ю. В. Чугуй // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2005. -№ 5. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n7lazemyy-diagnosticheskiy-kompleks-dlya-kontrolya-kolesnyh-par-vagonov-na-hodu-poezda (дата обращения : 06.05.2019).
8. Hauschild G. Automatic diagnosis of wheelsets using the ARGUS system / G. Hauschild // Glasers An-nalen. - 2001. - N 12. - P. 615-625.
9. Morgan R. Evaluation of wheel measurement systems / R. Morgan // Railway Track & Structures. -2002. - N 7. - P. 13-15.
10. Венедиктов А. З. Измерение параметров колесных пар подвижного состава в движении / А. З. Венедиктов, В. Н. Демкин, Д. С. Боков // Железные дороги мира. - 2003. - № 9. - С. 33-39.
11. Инструменты и принадлежности осмоторщи-ка-ремонтника вагонов. - М. : Информ. портал Ва-гонник.РФ, 2019. - URL : http://www.xn -80adeukqag. xn-p1ai/2016/01/blog-post_42.html (дата обращения : 06.05.2019).
12. Лазерный профилометр поверхности катания колесных пар. - Минск : Группа компаний «РИФ-ТЭК», 2019. - URL : https://riftek.com/ru/products/
~show/equipment/railway-devices/railway-wheel-profile-gauge-ikp (дата обращения : 06.05.2019).
13. Профилометры поверхности катания колесной пары № 35128-07 от 08.05.2018 г. - М. : Гос. реестр средств измерений Российской Федерации. -URL : https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4/ items/344158 (дата обращения : 06.05.2019).
14. Реестр средств измерений, допущенных к применению в ОАО «РЖД». - № МТ 052.2012. -URL : http://www.rzd-expo.ru/innovation/the_system_ of_technical_regulation/metrology/reestr_2019.pdf (дата обращения : 06.05.2019).
15. Лазерный профилометр поверхности катания колесных пар. Принцип работы. - Минск :
Группа компаний «РИФТЭК», 2019. - URL : https://riftek.com/ru/products/~show/equipment/railway-devices/railway-wheel-profile-gauge-ikp (дата обращения : 06.05.2019).
Дата поступления: 19.06.2019 Решение о публикации: 28.06.2019
Контактная информация:
МАРТЫНЕНКО Любовь Викторовна - аспирант; [email protected] СОСНОВ Николай Юрьевич - аспирант; sosnov. [email protected]
Laser profilometer for rolling surface as a universal
measuring instrument for wheel pair profile
for alarming indications of a technical measurements system
L. V. Martynenko, N. Yu. Sosnov
Irkutsk State Transport University, 15, Chernyshevsky ul., Irkutsk, 664074, Russian Federation
For citation: Martynenko L. V., Sosnov N. Yu. Laser profilometer for rolling surface as a universal measuring instrument for wheel pair profile for alarming indications of a technical measurements system. Proceedings of Petersburg Transport University, 2019, vol. 16, iss. 3, pp. 427-438. DOI: 10.20295/1815-588X-2019-3-427-438 (In Russian)
Summary
Objective: To analyse the operation of a technical measurement system on the East Siberian Railway and its impact on the operation of maintenance points with the practice of using a laser profilometer for the rolling surface of wheel pairs. Methods: Analyses of the main defects of wagons brought about by the process of operation on the East Siberian Railway, in the process of which the nomenclature of distribution of defects of wagons by the main bearing nodes is presented, as well as the analysis of defects of wheel sets formed during the operation on the East Siberian Railway for the period of 2016-2019 were carried out. Inductive method has revealed the influence of the work of the technical measurements system on the occurrence of technological disturbances and train delays at marshalling stations. The theory of reducing time for processing trains, when control measurements are conducted by a laser profilometer, was confirmed by experiment. In the course of the production experiment, an analysis was made of data obtained from measuring various profiles of the rolling surface of freight wagons including wheel sets with defects in comparison with the reference profile. Results: The authors have identified significant shortcomings in the operation of the technical measurement system in operation on the East Siberian Railway affecting the throughput of stations and technical service points. The main problem of early wagon repair for malfunctions of the wheel set wheel skid surface is identified. A proposal was made for introduction into production of a laser profilometer for measuring the rolling surface of wheel sets in order to reduce the processing time of transit trains at marshalling stations. The main advantages of a
laser profilometer for the rolling surface of wheel sets for subsequent commissioning are outlined. Practical importance: Recommendations have been developed for putting a laser profilometer into operation at rolling stock processing and marshalling stations near which a technical measurements system has been installed, in order to reduce the time for conducting control measurements as a result of alarming and preliminary indications of equipment.
Keywords: Railway, railway transport, rolling stock, wagon, wheel set, laser profilometer, rolling surface defects, technical measurement system, failure statistics, wheel set faults, wagon faults, rolling stock, wheel-rail system.
References
1. Fillipov V. N., Smol'ianinov A. V., Kozlov Y. V. & Podlesnikov Ya. D. Innovatsionnye vagony i proble-my ikh vzaimodeistviia s elementami infrastruktury [Innovative wagons and problems of their interaction with infrastructure elements]. Bezopasnost' dvizheniia poezdov. Trudy Semnadtsatoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Train Traffic Safety. Proceedings of the 17th Scientific Practical Conference]. Moscow, MGUPS (MIIT) [Moscow State Transport University] Publ., 2016, pp. 68-73. (In Russian)
2. Madzhidov F. A. Otsenka parametra bezopas-nosti gruzovogo vagona i upravlenie effektivnost'iu ego ispol'zovaniia s uchetom izmeneniia parametrov ek-spluatatsionnoi sredy [Assessment of the safety parameter of a cargo wagon and management of the efficiency of its use with regard to changes in the parameters of the operating environment]. Bezopasnost' dvizheniia poezdov. Trudy Semnadtsatoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Train Traffic Safety. Proceedings of the 17th Scientific Practical Conference]. Moscow, MGUPS (MIIT) [Moscow State Transport University] Publ., 2016, pp. 96-98. (In Russian)
3. Strategiia razvitiia zheleznodorozhnogo transporta v Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda [Strategy for development of railway transport in the Russian Federation through to 2030]. Order of the Government of the Russian Federation of June 17, 2008, no. 877-r. Available at: http://www.mintrans.ru/documents/171010 (accessed: 06.05.2019). (In Russian)
4. Tekhnologiia proizvodstva i remonta vagonov. Uchebnik [Technology of production and repair of wagons. Study book]. Ed. by K. V. Motovilova. Moscow, Marshrut Publ., 2013, 286 p. (In Russian)
5. Romanova O. V. & Bobokova V. N. Vzaimodeistvie puti i podvizhnogo sostava [Interaction of track and rol-
ling stock]. Materialy X mezhdunarodnoi studencheskoi nauchnoi konferentsii, Studencheskii nauchnyi forum [Proceedings of the X International Student Scientific Conference, Student Scientific Forum], 2018. Available at: https://scienceforum.ru/2018/article/2018005669 (accessed: 06.05.2019). (In Russian)
6. Mikolaichuk T. A. Effektivnost' ispol'zovaniia sovremennykh sredstv diagnostiki podvizhnogo sostava [Effective use of modern diagnostic tools for rolling stock]. Nauchnoe soobshchestvo studentov: mezhdist-siplinarnye issledovaniia: elektronnyi sbornik statei po materialam XXIII mezhdunarodnoi studencheskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Scientific community of students: interdisciplinary research: an electronic collection of articles based on XXIII International student scientific and practical conference], 2017, no. 12 (23). Available at: https://sibac.info/ar-chive/meghdis/12 (23).pdf (accessed: 07.05.2019). (In Russian)
7. Plotnikov S. V., Baibakov A. N., Gurenko V. M., Paterikin V. I., Iunoshev S. P., Sotnikov V. V. & Chu-gui Yu. V. Lazernyi diagnosticheskii kompleks dlia kon-trolia kolesnykh par vagonov na khodu poezda [Laser diagnostic system for monitoring wagon wheel pairs during train movement]. Interekspo Geo-Sibir'[Inter-expo Geo-Siberia], 2005, no. 5. Available at: https://cy-berleninka.ru/article/n/lazernyy-diagnosticheskiy-kom-pleks-dlya-kontrolya-kolesnyh-par-vagonov-na-hodu-poezda (accessed: 06.05.2019). (In Russian)
8. Hauschild G. Automatic diagnosis of wheelsets using the ARGUS system. Glasers Annalen, 2001, no. 12, pp. 615-625.
9. Morgan R. Evaluation of wheel measurement systems. Railway Track & Structures, 2002, no. 7, pp. 13-15.
10. Venediktov A. Z., Demkin V. N. & Bokov D. S. Izmerenie parametrov kolesnykh par podvizhnogo
sostava v dvizhenii [Measurement of parameters of rolling stock wheel sets in motion]. Zheleznye dorogi mira [WorldRailways], 2003, no. 9, pp. 33-39. (In Russian)
11. Instrumenty i prinadlezhnosti osmotrshchika-remontnika vagonov [Tools and accessories of a wagon examiner-repairman]. Vagonnik.RF website, Moscow, 2019. Available at: http://www.xn-80adeukqag.xn-p1ai/2016/01/blog-post_42.html (accessed: 06.05.2019). (In Russian)
12. Lazernyi profilometr poverkhnosti kataniia kolesnykh par [Laser profilometer for wheel sets' rolling surface]. Minsk, Website of the RIFTEK group of companies, 2019. Available at: https://riftek.com/ ru/products/~show/equipment/railway-devices/railway-wheel-profile-gauge-ikp (accessed: 06.05.2019). (In Russian)
13. Profilometry poverkhnosti kataniia kolesnoi pary [Profilometers for rolling surface of wheel set], no. 35128-07, May 08, 2018. Moscow, State register of measuring instruments of the Russian Federation Publ., 2018. Available at: https://fgis.gost.ru/fundme-trology/registry/4/items/344158 (accessed: 06.05.2019). (In Russian)
14. Reestr sredstv izmerenii, dopushchennykh k primeneniiu v OAO RZhD [Register of measuring instruments approved for use by Russian Railways JSC], no. MT 052.2012. Available at: http://www.rzd-expo. ru/innovation/the_system_of_technical_regulation/met-rology/reestr_2019.pdf (accessed: 06.05.2019). (In Russian)
15. Lazernyi profilometr poverkhnosti kataniia kolesnykh par. Printsip raboty [Laserprofilometer for wheel sets' rolling surface. Principle of operation]. Minsk, Website of the RIFTEK group of companies, 2019. Available at: https://riftek.com/ru/products/~show/equip-ment/railway-devices/railway-wheel-profile-gauge-ikp (accessed: 06.05.2019). (In Russian)
Received: June 19, 2019 Accepted: June 28, 2019
Author's information:
Liubov' V. MARTYNENKO - Postgraduate Student; [email protected] Nikolai Yu. SOSNOV - Postgraduate Student; [email protected]