ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 07.00.00
В.Р. Аветисян
аспирант,
кафедра культурологии и искусств, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь
ЛАЗАРЕВСКИМ ИНСТИТУТ ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ В ДЕЛЕ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ И АРМЯНСКОЙ ДУХОВНОСТИ, ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ (К 200-ЛЕТИЮ ОТКРЫТИЯ ИНСТИТУТА)
Аннотация. В статье рассматривается вклад семьи Лазаревых в организацию Института восточных языков. Автором дается характеристика роли института в сближении духовной, просветительской и культурной жизни русского и армянского народов.
Ключевые слова: русско-армянские отношения, Иван Лазаревич Лазарев, Москва, гимназия, Институт восточных языков, образование.
V.R. Avetisyan, North-Caucasus Federal University, Stavropol
LAZAREV INSTITUTE OF ORIENTAL LANGUAGES IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN AND
ARMENIAN SPIRITUALITY, EDUCATION AND CULTURE (TO THE 200TH ANNIVERSARY OF THE
OPENING OF THE INSTITUTE)
Abstract. In the article, there is the contribution of Lazarev family in the arranging of the Oriental languages' Institute. The author defines its role in the approach of spiritual and educational life of the nations of Russia and Armenia.
Keywords: Russian-Armenian relations, Ivan Lazarevic Lazarev, Moscow, gymnasium, Institute of oriental languages, education.
Ростом национального сознания, интересом к отечественной истории, отношением к родному языку и развитием просветительства сопровождалась общественно-культурная жизнь России в конце XVIII - начале XIX вв.
Армянский народ, один из древнейших на Кавказе, занял последовательную прорусскую позицию и на всех этапах русско-армянских отношений отстаивал интересы России и постоянно надеялся на ее помощь. Торгово-культурные связи с Россией особенно усилились с 20-30-х гг. XVII в. В Москве и Астрахани возникли армянские колонии, которые сыграли решающую роль в деле укрепления русско-армянских экономических и культурных связей.
К середине XVIII в. Москва стала центром притяжения состоятельных и знатных представителей армянских родов. В 1742 г. из Персии в Москву переехал и обосновался с четырьмя сыновьями родоначальник известной армянской семьи в России Лазарь Назарович Лазарев (1700-1782). Вклад Лазаревых в создание системы образования Российской империи огромен. Одним из известных российских благотворителей стал старший из сыновей Лазаревых - Иван Лазарев (1735-1801), переехавший в Петербург в середине 60-х гг. XVIII в. На его деньги строились православные церкви, больницы, приюты, школы для детей бедноты. В 1770 г. по прошению действительного статского советника И.Л. Лазарева был принят царский указ, разрешавший строительство армянских церквей в Москве и Петербурге. Он всемерно способствовал переселению армян в Россию, ходатайствуя по их делам в правительстве, одновременно вынашивая планы создания учебного заведения для армянских детей в Москве. Эти планы впоследствии осуществил ставший наследником семьи его брат Иоаким с сыновьями Иваном и Христофором.
4 января 1800 г. Иван Лазаревич Лазарев завещал Иоакиму Лазареву (1743-1826) внести после своей смерти в Московский опекунский совет 200 тыс. рублей, чтобы «имеющего составится из процентов значительного суммою соорудить со временем приличное здание для
воспитания и обучения бедных детей из Армянской нации» [2, с. 79]. И.Л. Лазарев внес 300 тыс. рублей на «сооружение здания со всеми принадлежностями».
10 мая 1814 г. в Москве был освящен дом и место близ церкви св. Николая Чудотворца и основано новое здание, первое армянское учебное заведение - школа. Однако, как свидетельствуют архивные документы, «в этот день было проведено освещение заложенного здания, а строительство началось раньше». В архиве сохранились планы, рисунки, в том числе «фасада передней стороны построенного вновь армянского учебного заведения в столичном городе Москве иждивением господ Лазаревых в 1810 г. мае дня» [3]. В мае 1815 г. «Лазаревское армянское учебное заведение восприняло предварительное бытие свое» [3]. Было «открыто преподавание разных наук для поступавших в оное воспитанников как из армянской, так и из других наций, и начало оно действовать» [1, с. 33]. За семьей Лазаревых, несших все расходы по строительству и содержанию учебного заведения, а также давших средство на бесплатное обучение значительного числа воспитанников, закреплялось право попечителей.
В следующем году был окончен главный корпус, а в 1817-1823 гг. возведены флигели и прочие принадлежащие к ним здания, разведены обширные сады. По своему внешнему и внутреннему устройству «Лазаревское училище представляло примечательное явление». В нем было решено поместить тридцать воспитанников из Армении, для содержания их «из процентов капитала, пожертвованного основателями» [2, с. 7]. Профессор А. Зиновьев составил очерк, который послужил началом истории «Учебного заведения ежегодно совершенствуемого, приносящего очевидную общественную пользу в деле воспитания и образования юношества» [2, с. 4].
Между тем, вскоре после основания, преклонный возраст вынудил Иокима Лазарева сложить с себя звание ближайшего распорядителя училища, и в 1818 г. оно поступило в управление его сыновей - Ивана Иокимовича (1786-1858) и Христофора Иокимовича (1789-1871) Лазаревых. При них курс учения был разделен на три класса: нижний, средний и высший. При этом следует иметь в виду, что гимназический курс состоял только из четырех классов. В Лазаревском училище преподавались: Закон Божий, логика, языки (русский, армянский, латинский, французский, немецкий), словесность всех этих языков, право, математика, география и статистика, история, рисование, танцы [2, с. 32-33].
Первоначальная цель этого заведения ограничивалась элементарным учением. С момента возникновения это частное училище отличалось от других тем, что было русско-армянским по контингенту учащихся. Учебный план предусматривал, помимо обычного курса русских гимназий, преподавание армянского языка, армянской словесности и ряда других дисциплин для армянского юношества, а также изучение восточных языков. Совместное обучение армян и русских в одной школе, находящейся в центре русской культуры, рассматривалось основателями института «как исключительно полезное гражданское начинание в воспитании юношества, приобщения его к русской и европейской культуре». Восточные языки были включены в программу по инициативе Лазаревых. Они, как и многие другие представители армянских кругов, прекрасно сознавали значение восточных языков для России и для армян, значительная часть которых находилась в пределах Иранской и Османской империй.
В 1827 г. школа получила статус государственного высшего учебного заведения «Лазаревский институт восточных языков». Для учебных целей Лазаревы оставили в Московском банке специальный фонд в 1,5 млн золотых рублей, а также двух, трех и пятиэтажное здания по Армянскому переулку, которые сдавались в аренду жильцам, и на эти средства осуществлялось содержание студентов из числа детей бедняков и сирот.
В истории института различают три главных периода. Первый период связан с его основанием - с 1815 по 1835 гг. Он «не пользуется никакими правами и преимуществами: это был благородный пансион» [2, с. 31]. Во втором периоде ему предоставлены права гимназии. С 1835 по 1848 гг. Лазаревский институт «значительно возвысился в материальных средствах и
в учебном отношении, продолжая свою деятельность на степени училищ второго разряда» [2, с. 31]. Третий период начинается с 1848 г., когда «Августейший Покровитель полезных знаний Император Николай I, с одной стороны, усмотрев благодетельные следствия, могущие произойти для южного края России от распространения восточного языкознания; с другой, провидя великое влияние, какое Россия может иметь на судьбу своих Азиатских соседей, осчастливил высочайшими щедротами и преимуществами второстепенное учебное заведение Лазаревых и возвысил его на степень первоклассных учебных заведений-университетов и Лицеев под названием Лазаревского института восточных языков» [2, с. 31].
Институт олицетворял собой пример русско-армянских культурных и научных связей, был проводником передовой русской и западноевропейской культуры и общественной мысли. Лазаревский институт восточных языков внес свою лепту в дело ознакомления российского читателя с историей и культурой народов Кавказа, Ближнего и Среднего Востока. В течение короткого срока «Лазаревский институт со значительной помощью преподавателей Московского университета превратился в одно из лучших заведений Москвы» [1, с. 34].
Следует особо подчеркнуть, что основание института относится ко времени, когда территория Армении находилась под властью султанской Турции и шахского Ирана, то есть еще до вхождения Восточной Армении в состав России. Создание для армян учебного заведения такого масштаба и с таким уровнем преподавания ни в Иране, ни в Турции не представлялось возможным, «тем значительны услуги Лазаревского института в популяризации культуры России среди армян» [1, с. 34].
Лазаревскому институту восточных языков было суждено сыграть выдающуюся роль в истории российской науки. При институте имелась одна из лучших в Москве типографий. В ней печатались книги на тринадцати европейских и восточных языках.
Уже в первые десятилетия существования институт привлекал к себе внимание известных писателей и ученых того времени. Достаточно сказать, что его в свое время посетили А. Гумбольдт, М. Броссе, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов. Лазаревский институт был не только крупным учебным заведением, но и очагом армянской культуры в Москве, центром русско-армянских культурных связей. Многие его выпускники сыграли немалую роль в области просвещения, литературы, науки, искусства [4, с. 379]. Среди выпускников были И.С. Тургенев, несколько человек из рода Толстых, в том числе старший брат Л.Н. Толстого, выдающиеся режиссеры К.С. Станиславский и Р.Н. Симонов, братья Семанские, один из которых впоследствии стал Патриархом всея Руси Алексием I и многие другие.
Лазаревский иститут восточных языков - ведущее русско-армянское учебное заведение, сыгравшее важную роль в жизни двух братских народов в деле их сближения и развития духовной культуры. Мы вправе рассматривать его как символ, как памятник культуры и дружбы русского и армянского народов на протяжении целого столетия.
Список литературы:
1. Базиянц А.П. Над архивом Лазаревых: (очерки). - М.: Наука, 1982. - 159 с.
2. Зиновьев А. Исторический очерк Лазаревского института восточных языков. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1855. - 133 с.
3. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 213. - Оп. 1. - Д. 1. -
145 л.
4. Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа. - М.: Восточная литература РАН, 2005. - 686 с.