Научная статья на тему 'Лазаревские чтения 2001-2008 гг. : традиции и преемственность'

Лазаревские чтения 2001-2008 гг. : традиции и преемственность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
124
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лазаревские чтения 2001-2008 гг. : традиции и преемственность»

Жанна Александровна Калабаева

ЛАЗАРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ 2001-2008 гг.: ТРАДИЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Лазаревские чтения проходят уже в четвертый раз, в этом году они приурочены к 80-летию со дня рождения Александра Ивановича Лазарева. За время проведения с 2001 по 2006 гг. в чтениях приняли участие 462 человека. С каждым годом количество докладчиков растет (см. табл. 1).

В 2008 г. в сборник материалов конференции вошло 175 работ исследователей из России и ближнего зарубежья: Казахстана, Украины, Беларуси, Узбекистана. Весьма показателен тот факт, что количество постоянных авторов год от года увеличивается. Постоянные участники четырех конференций - 18 человек, среди них представители Челябинска, Кургана, Свердловской области, Уфы, Стерлитамака. Это говорит о том, что чтения приобретают традиционный характер, и авторы стремятся расширить или углубить свою тему, находят новые нюансы.

Ритм работы конференции и атмосферу задает пленарное заседание. По традиции, сложившейся за время проведения чтений, приветственное слово предоставляется начальнику Главного управления образования и науки администрации Челябинской области В. В. Садырину и ректору ЧГАКИ доктору исторических наук, профессору В. Я. Рушанину. С докладами на пленарном заседании первых чтений выступили доктора филологических наук, профессора: В. А. Михнюкевич (Челябинск, ЧелГУ);

В. В. Блажес (Екатеринбург, УрГУ); И. Е. Карпухин (Стерлитамак, СГПИ). На пленарном заседании II Лазаревских чтений слово предоставлялось: докторам филологических наук, профессорам А. С. Каргину (Москва), В. П. Фёдоровой (Курган), С. Г. Шулежко-вой (Магнитогорск); кандидату филологических наук, профессору И. А. Голованову (Челябинск). Пленарное заседание третьих чтений открыл министр культуры Челябинской области В. Н. Макаров; размышлениями о роли и месте фольклора в жизни Урала поделились В. Я. Рушанин, В. В. Блажес, В. П. Фёдорова, И. Е. Карпухин и доктор искусствоведения, профессор Т. И. Калуж-никова (Екатеринбург, УГК им. М. П. Мусоргского).

География участников значительно расширилась, что отразилось и в названии чтений. Первые чтения (2001) имели региональный охват, на конференции широко были представлены работы авторов из Челябинска (50 % от общего числа), Свердловской области (13 %), Республики Башкортостан (12,5 %), а также из Кургана и Курганской области, Омска, Перми, Оренбурга; незначительное количество из Челябинской области - Магнитогорска, Копейска и Пласта. Среди вузов Челябинска приняли участие: ЧГПУ (22,9 %), ЧелГУ (12,5 %), ЧГАКИ (6,2 %).

Статистика Лазаревских чтений с 2001 по 2006 гг.

Таблица 1

Год Количество публикаций Повторное участие Количество представленных городов Количество представленных вузов Другие учреждения

2001 96 - 17 15 10

2003 136 36 19 - -

2006 230 45 43 49 9

2008 175 50 50 54 67

102

Чтения 2003 г. имели уже всероссийский охват. Помимо исследователей из названных городов и областей, на конференцию приехали авторы из Москвы, Твери, Пензы, Белгорода, Волгограда, Саратова, Миасса.

В третьих чтениях (2006) участвовали представители из 41 города, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга; Астраханской, Волгоградской, Екатеринбургской, Ижевской, Кемеровской, Кировской, Курганской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Омской, Пермской, Самарской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской областей; Республики Башкортостан, Мордовии, Алтайского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также ближнего и дальнего зарубежья: Латвии (Рига), Китая (Шеньян), Украины (Харьков, Донецк), Казахстана (Астана, Караганда, Павлодар). В целом зарегистрировано 49 вузов (2 института, 7 академий, 38 университетов, 2 консерватории), среди них челябинские - ЧелГУ (18,3 %), ЧГАКИ (10 %), ЧГПУ (7 %).

Специфика фольклорных традиций Южного Урала была отображена в работах авторов из Магнитогорска, Миасса, Троицка, Озёрска, Аши, Нагайбакского района, поселков Варна, Карабаш, Бреды, Верхнего Уфалея, Чесмы, Кунашака (около 15 % от всех публикаций). Исследователи рассматривали вопросы старообрядчества, духовного, песенного фольклора Южного Урала, сохранения национальных традиций (башкир, татар, казаков), художественных промыслов, национальных ремесел и др. Рост интереса к национально-этнической специфике народов, проживающих на территории Челябинской области, говорит о стремлении сохранить и передать традиции молодому поколению, приобщить к культурным ценностям своего народа. Именно через такое обращение к традициям прошлого авторы многих статей стремятся воспитать у школьников и студентов патриотизм и

уважение к родине. Тема патриотизма стала одной из основных на конференции 2006 г. Внимание к ней связано, помимо прочего, и с работой библиотек, введением курсов по краеведению. В статьях также представлен анализ также региональных и национально-этнических традиций Зауралья, оренбургских казаков, народов Севера, мордвы, башкир.

Особое место занимают доклады, содержащие лингвистический анализ произведений на основе пословиц, поговорок, паремий, фразеологизмов, метафор, распространенных среди различных языковых групп. Если в статьях 2001 и 2003 гг. подобные исследования проводились только для тестов на русском, башкирском, коми-пермякском, чувашском, казахском, мордовском, английском, немецком, китайском языках, то в 2006 г. анализу подверглись тексты итальянцев, французов, поляков, японцев, индийцев. Таким образом, широкая география участников конференции дополнилась и разнообразием национально-этнических и фольклорных традиций более 10 стран и народностей.

О значимости конференции говорит не только количество авторов, географический охват, но и уровень специальной и профессиональной подготовки участников.

Как видно из табл. 2, доля участников, имеющих научную степень, значительно увеличилась, в то же время сократилось количество школьников и студентов. С одной стороны, это показывает высокий научный уровень, а с другой - некоторый отрыв от практики, уход в чисто теоретическую область.

На наш взгляд, достаточно интересным представляется анализ тематического разнообразия публикаций прошедших чтений. В сборниках материалов по результатам конференций все статьи сгруппированы по секциям, однако по содержанию доклады перекликаются, поэтому выделим основные тематические рубрики (см. табл. 3).

103

Таблица 2

Состав участников конференций 2001 г. и 2006 г.

Состав 2001 г. 2006 г. 2008 г.

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Всего 96 100 % 230 100 % 175 100 %

из них:

Учащиеся 10 10,3 % 1 0,4 % 6 3,4 %

1 2 3 4 5 6 7

Студенты 19 19,8 % 5 2,2 % 7 4 %

Аспиранты 8 8,3 % 52 22,6 % 21 12%

Соискатели, младшие

научные сотрудники 6 6,2 % 13 5,6 % 8 4,6 %

Кандидаты,доценты 29 30,2 % 77 33,5 % 75 42,8 %

Доктора, профессора 9 9,4 % 24 10,4 % 22 12,5 %

Преподаватели 9 9,4 % 28 12,2 % 19 11 %

Учителя 6 6,2 % 3 1,4 % 2 1,1 %

Другие - - 27 11,7 % 15 8,6 %

Таблица 3

Тематическое разнообразие публикаций 2001-2006 гг.

№ п/п Тематические рубрики 2001 2003 2006 2008

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

Всего 96 100 135 100 230 100 158 100

1 Общие работы 5 5,2 8 5,9 20 8,7 14 8,0

2 Национальные традиции в фольклоре 8 8,3 8 5,9 16 7 26 14,9

3 Рассказы, сказания, повествования 22 22,9 19 14,1 18 7,9 21 12,0

4 Народные верования, народные обычаи, суеверия 14 14,6 15 11,1 13 5,7 15 8,6

5 Сверхъестественный мир 2 2,1 2 1,5 1 0,4 0,0

6 Народные игры - - 2 1,5 - - 2 1,1

7 Загадки, головоломки - - - - - - 0,0

8 Сонники - - - - 1 0,4 0,0

9 Народные песни 5 5,2 8 5,9 15 6,6 13 7,4

10 Пословицы, поговорки, народные изречения, остроты 13 13,5 11 8,1 11 4,8 3 1,7

11 Детский фольклор 4 4,2 3 2,2 3 1,3 4 2,3

12 Образование и воспитание 5 5,2 22 16,3 42 17,9 18 10,3

13 Лингвистический анализ текста 1 1 5 3,7 42 18,3 24 13,7

14 Фольклорные традиции в литературных произведениях и публикациях 17 17,7 32 23,7 48 21 35 20,0

104

Данные рубрики не отражают разнообразие тем в полной мере, однако помогают наглядно представить изменения содержательного аспекта публикаций и соотношение работ фольклорного (отчасти прикладного) и лингвистического (теоретического) характера.

Исследователи устного народного творчества, изучая фольклорные традиции той или иной этнической группы, всё реже обращаются к сказкам. Больший интерес вызывает несказочная проза: мифы, легенды, предания, былины, былички, как в историческом, так и в современном контексте.

Обычаи и обряды авторы рассматривают в основном на материале свадебных, поминальных традиций, календарных праздников, анализируют и современные праздничные действа. В то же время можно отметить недостаточную полноту раскрытия специфики традиционной праздничной культуры различных народов и этносов.

Сверхъестественный мир, народные игры, загадки, головоломки, народные толкования снов также не получили должного освещения. Отдельные исследователи обращались к анализу природных стихий, сказочных героев, игры как феномена культуры, но в целом достаточно широкий пласт народного творчества остался практически не охваченным.

Специфика песенного и музыкального творчества рассматривается на примерах казачьих, башкирских песен, песенного фольклора марийцев, народно-песенной традиции горнозаводской зоны Южного Урала, зауральских частушек, произведений уральских композиторов, бардовской песни, в том числе песенной поэзии Юрия Визбора и некоторых других.

Интересный материал представлен в рубрике «Пословицы, поговорки, народные изречения, остроты». Здесь авторы, используя сравнительный анализ текстов, сопоставили пословицы и поговорки разных народов - башкир, русских, поляков, англи-

чан, немцев, китайцев и в целом народов Востока. Помимо этого, были раскрыты и другие темы, касающиеся бытового народного творчества и студенческого фольклора.

Воспитание детей посредством фольклора, приобщение их к народному художественному творчеству - одна из важных задач родителей, педагогов и исследователей. Осознание необходимости сохранения и передачи народных традиций побуждает авторов все чаще обращаться в своих публикациях к этому вопросу (см. табл. 3). Актуальными являются также темы воспитания патриотизма и сохранения народных традиций различных этносов, проживающих на территории Южного Урала. Количество статей, затрагивающих проблемы образования и воспитания детей средствами фольклора, растет, и тем не менее детский фольклор как отдельное направление представлен слабо. Однако есть надежда, что в дальнейшем эта, одна из важнейших сторон фольклорного творчества, получит развитие.

В чтениях 2006 г. приняли участие специалисты-филологи, занимающиеся изучением лингвистических, символических аспектов устного и письменного народного творчества. Работы этой рубрики (табл. 3, п. 13) отличает широкий спектр рассматриваемых вопросов и глубина анализа текстов. Последний выделенный нами раздел - «Фольклорные традиции в литературных произведениях и публикациях» -перекликается с предыдущим, между ними не всегда можно провести четкую границу. Здесь мы видим значительное увеличение количества авторов, в чьем творчестве находят отражение народные традиции (в 2001 г. - 13 фамилий, а в 2006 г. - уже 26). Чаще всего анализируются работы Ф. М. Достоевского, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. М. Шукшина, К. Д. Бальмонта, Н. С. Лескова, А. К. Толстова, И. А. Гончарова. По-прежнему заметен интерес к публицистике. Среди основных вопросов, рассматривае-

105

мых участниками конференций, образ России, рекламные тексты, тексты в СМИ, мировоззренческие аспекты и др.

Юбилейные IV чтения также носили всероссийский охват, но, помимо ранее представленных городов, очно и заочно выступили авторы из Новосибирска, Тольятти, Казани, Энгельса, Красноярска, Череповца, Северодвинска, Хабаровска. Всего участвовало 78 образовательных учреждений, среди которых 67 вузов (39 университетов, 7 академий, 12 институтов, 8 филиалов, 1 консерватория), 7 библиотек, несколько колледжей и общеобразовательных школ. В IV чтениях, как и в предыдущих, активно приняли участие фольклористы, ученые из трех челябинских вузов: ЧГАКИ (14,9 % от общего количества участников), ЧелГУ (13,1 %) и ЧГПУ (8 %). За время проведения конференций сформировались

определенные традиции, прослеживается увеличение количества постоянных авторов, участники углубляют и расширяют темы представленных докладов, организаторы чтений устанавливают новые контакты, поддерживают сотрудничество с различными вузами страны и ближнего зарубежья.

Возрождение фольклора, народных традиций - дело не одного дня, а преемственность и традиционность помогают сохранить память и продолжать исследовательский путь Александра Ивановича Лазарева. Лазаревские чтения вносят весомый вклад в развитие и сохранение фольклора и народных традиций не только на Южном Урале, но и в стране в целом, поскольку творческое наследие ученого А. И. Лазарева не имеет территориальных и временных границ.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.