Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol4 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/22PDMN116.pdf Статья опубликована 04.03.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Мусийчук М.В., Павлов А.П. «Лайфхак» как форма интеллектуальной активности в современных интеллектуальных системах // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/22PDMN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 159.9: 37.03
Мусийчук Мария Владимировна
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск
«Институт педагогики, психологии и социальной работы», кафедра «Психологии»
Доктор философских наук, доцент E-mail: [email protected]
Павлов Анатолий Павлович
Издательский центр «Науковедение», Россия, Москва Кандидат технических наук, доцент E-mail: [email protected]
«Лайфхак» как форма интеллектуальной активности в современных интеллектуальных системах
Аннотация. В статье предлагается рассмотрение лайфхаков как формы интеллектуальной активности в современных интеллектуальных системах. В условиях перехода общества в информационную стадию роста, особую актуальность приобретает интеллектуальное развитие человека. В информационном обществе, в отличие от индустриального, преимущественно производятся и потребляются интеллект и знания. Соответственно и большая часть членов общества занята производством информационного продукта. В намечающихся контурах информационного общества образованность и интеллектуальная активность попадают в разряд национальных богатств, а жизнедеятельность в нем требует от членов социума высокой интеллектуальной и творческой активности.
Непрерывное образование занимает все большее место в системе обучения, становится «образованием через всю жизнь». Учебные заведения сталкиваются с очевидным противоречием: требования к качеству подготовки учащихся растут, условия обучения остаются усредненными, а диапазон индивидуальных различий учащихся остается слишком широким. В этой связи встает проблема персонализации процесса обучения, поиска таких дидактических подходов и средств, которые могли бы обеспечить гарантированный результат. Одним из способов разрешения выделенного противоречия является разработка моделей обучения на основе повышения интеллектуальной активности учащихся.
Новизна авторского подхода, отраженного в статье заключается в ряде положений. Отметим, что «лайфхаки», могут быть проанализированы как форма интеллектуальной активности в современных интеллектуальных системах. Лайфхаки по форме могут быть представлены и как тексты, и как инфографика. В современных интеллектуальных системах лайфхаки могут быть описаны с помощью концептуальных положений теории решения изобретательских задач.
Анализ лайфхаков позволяет выявлять приемы остроумия, положенные в их основу. Таким образом доказано, что лайфхаки являются формой интеллектуальной активности в современных интеллектуальных системах.
Ключевые слова: интеллектуальная активность; интеллектуальные системы; юмор; лайфхак; комическое; теория решения изобретательских задач
Недюжинного юмора запас использовав на замыслы лихие, Бог вылепил Вселенную и нас из хаоса, абсурда и стихии. Игорь Губерман
Юмор - это способ превратить «Ха-ха» в «Ага!» Доктор Джоэль Гудмен, директор проекта «Юмор» Саратога Спрингс, Нью-Йорк
Лайфхак. Если предмет вашего обожания не замечает вас, займите у него (нее) много денег. Пусть только о вас и думает!
В условиях перехода общества в информационную стадию роста, особую актуальность приобретает интеллектуальное развитие человека. В информационном обществе, в отличие от индустриального, преимущественно производятся и потребляются интеллект и знания. Соответственно и большая часть членов общества занята производством информационного продукта. В намечающихся контурах информационного общества образованность и интеллектуальная активность попадают в разряд национальных богатств, а жизнедеятельность в нем требует от членов социума высокой интеллектуальной и творческой активности.
Для успешной рабочей деятельности теперь недостаточно хорошего начального образования, необходимо постоянно совершенствоваться и развиваться. Появляется необходимость в постоянном пополнении своих знаний, повышении квалификации. Такую помощь может оказать система непрерывного образования, которое по всей видимости от массового общего постепенно перейдет персональное, конкретное для каждого учащегося [1,3].
Учебные заведения сталкиваются с очевидным противоречием: требования к качеству подготовки учащихся растут, условия обучения остаются усредненными, а диапазон индивидуальных различий учащихся остается слишком широким [2]. В этой связи встает проблема персонализации процесса обучения, поиска таких дидактических подходов и средств, которые могли бы обеспечить гарантированный результат. Одним из способов разрешения выделенного противоречия является разработка моделей обучения на основе повышения интеллектуальной активности учащихся. «Формирование интеллектуальной активности - одна из наиболее актуальных задач педагогики» - подчеркивает, как существенный компонент Д.Б. Богоявленская [4].
Термин «интеллектуальная активность» в настоящее время характеризуется значительной многоплановостью, существует несколько подходов к пониманию и определению интеллектуальной активности, отражающей различные уровни психической активности в процессе мыслительной деятельности.
Под активностью в рассматриваемом контексте понимается направленность на изменение ситуации при отсутствии определенного прогноза желательных результатов такой активности (прагматической неопределенности в понимании П.В. Симонова) [5]. Именно
прагматическая неопределенность, с нашей точки зрения лежит в процессе порождения и тем более восприятия юмора.
Для полноты освещения проблемы рассмотрим ее в более широком контексте. А именно - в контексте творчества в понимании П.В. Симонова как способности к оптимальной актуализации жизненного опыта (памяти) в целях минимизации времени построения плана и способа решения конкретной задачи с учетом как текущих, так и возможных изменений внешней среды. Данное явление наблюдаем в функции юмора как средства накопления и передачи социального опыта.
Интеллектуальная активность личности проявляется в различных сферах деятельности и при различных обстоятельствах. Стремительное развитие информационных технологий и информационных средств доставки контента в виде новейших моделей смартфонов, планшетов и подобных электронных устройств, стимулирует пользователей к освоению информационных инноваций. Одним из следствий этого является развитие интеллектуальной активности.
Параллельно с развитием технических и программах средств в обыденный оборот стремительно включаются новые слова и понятия. Такие как блог, лайк, кикдайджест, лайфхак, лонгриды, инфографика и т.д.
Рассмотрим термин «лайфхак». Само значение слова «лайфхак» намекает на то, что в жизни многие играют по каким-то правилам и мыслят шаблонами, а лайфхак — «способ сделать жизнь лучше, отойдя от шаблонов».
Вот какое определение данному термину дает Викепидия: «Лайфхак (life hack дословно переводится «взлом жизни») — хитрая уловка, позволяющая улучшить качество жизни, решить часто возникающую проблему или приспособиться к нестандартным условиям. О популярности способов, позволяющих сделать жизнь лучше, на основе интеллектуальной активности, вне всякого сомнения свидетельствует и такой факт, как наличие в социальных сетях специальных хэштэгов (ключевых слов, предваряемых знаком #, термин введен Крисом Мессина 23 августа 2007 г.), например, таких: #лайфхак или #lifehack. Приведем несколько примеров типичных лайфхаков:
Лайфхаком может быть конкретное пояснение решения практический задачи в очень сжатом тексте или инфографике, поясняющей картинки. Примеры лайфхаков:
• изготовление умывальника из пластиковой бутылки в походных условиях;
• чтобы нарезанный сыр не засыхал в холодильнике, просто намажьте его сливочным маслом;
• заведете дубликата кошелька с маленькой суммой и пустой кредитной картой на случай ограбления в далекой стране;
• горлышко пластиковой бутылки отмеряет точную порцию спагетти на одного человека — ни больше ни меньше!
Лайфхаки в информационном пространстве представлены не только в вербальной форме, но и в виде рисунков. Как, например, вам нравятся эти идеи подарков на 23 февраля (рис. 1) [6]?
Танк из носочков (пример взят на сайте «Одноклассники»)
Котята из носочков (Пример взят на сайте «Однокласники»)
Подарок на закуску: съедобные спички [7]
Рис. 1. Примеры лайфхаков
Юмористический эффект основан на том, что за основу взят достаточно распространенный н бытовом уровне предмет (какой во всех справочниках по этикету и дарить то не рекомендуется) и трансформирован за счет придания иной формы, формы танка, формы кота или формы спичек. Таким образом авторы этих лайфхаков, играя с формой, порождают на этой основе новый смысловой конструкт.
Значительная часть лайфхаков, по форме воспринимаются как шутки. Продолжая определение основных терминов для обсуждения проблемы поставленной в статье, обратимся к семантическому неологизму «шутизмы».
Данный термин появился из-под пера Валерия Тырина [8].
Понятие «шутизмы», характеризуются его автором следующим образом: «Шутизмы -термин, означающий некие гибриды между шуткой и изобретением. Шутизм - выше, по практичности, шутки, но не дорос, опять же по практическому применению, до изобретения. Существование шутизмов лишь подтверждают теорию о том, что шутки и изобретения - одного поля ягоды».
Проведем анализ рисованного лайфхака «Как делать из мухи слона? Инструкция». В данном примере, реализован прием остроумия «разворачивание метафоры». Разложение фразеологизма «делать из мухи слона» предполагает оперирование метафорическим выражением без учета его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение.
Как делать из мухи слона?
Инструкция:
Рис. 2. Лайфхак «Как делать из мухи слона? Инструкция» [9]
Проанализируем лайфак представленный на рис. 2 и по другому основанию. В процессе рисования первоначальные размеры объекта увеличиваются. И в качестве такого основания примем оператор РВС (Размеры. Время. Стоимость) предложенный Г.С. Альтшуллером (псевдоним Г. Альтов) в ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач). «Буква Р означает размеры, В - время, С - стоимость. Оператор РВС - это шесть вопросов, которые должен рассмотреть изобретатель. Что произойдет, если размеры предмета, о котором идет речь в задаче, начнут становиться все меньше и меньше? Или наоборот: все больше и больше? Что произойдет, если действие, которое мы рассматриваем, будет идти все медленнее и медленнее? И наоборот: все быстрее и быстрее?
Познакомьтесь с другими примерами: Как решить задачу, если введено дополнительное условие: стоимость новой машины должна быть равна нулю? И наоборот: Допустим, стоимость новой машины может быть неограниченной. Как тогда решается задача?» [10].
Описывая оператор РВС Г.С. Альтшуллер подчеркивает важную для нас мысль о связи изобретательства и юмора. «Шесть вопросов оператора РВС, как кривые зеркала в комнате смеха, искажают условия задачи... и заставляют работать наше воображение, помогают по-новому увидеть задачу, подсказывают неожиданные решения» [11]. Г.С Альтшуллер обосновано утверждает, что: «Оператор РВС не всегда дает решение задачи. Собственно, он и не предназначен для этого. Его цель - сбить психологическую инерцию перед решением» [12]. Подчеркнем, что оператор РВС направлен н повышение интеллектуальной активности.
В связи с обсуждаемой проблемой лайфхаков, хочется прокомментировать и еще одну мыль автора. Через призму интеллектуальной активности. Г.С. Альтшуллер, утверждает то, что: «Конечно, уверенно применять оператор РВС можно только после основательной тренировки. Но потренируйтесь. Ведь это так заманчиво - уметь управлять мышлением...» [http://www.altshuller.ru/school/school21.asp]. Управление мышлением, с нашей точки зрения напрямую связано с интеллектуальной активностью. Одной из эффективных форм проявления интеллектуальной активности вне всякого сомнения выступает юмор.
Мысль о том, что шутки, юмор, остроумие имеют в основании творческое начало, не нова. Об этом много раз твердили миру. Так, например, Аристотель говорил, что «остроумие -это дерзость, получившая образование». Креативный характер остроумия выделен И. Кантом: «талант - продуктивное остроумие». Г. Гегель в «Науке логики», подчеркивал, что остроумие схватывает противоречие, высказывает его, приводит вещи в отношения друг к другу, заставляет «понятие светиться через противоречие». Ф. Шлегель, выделяя креативную составляющую юмора, пишет, что «острота есть взрыв связанного сознания», то есть рассудочного мышления, окостенелого в односторонних, непротиворечивых понятиях. В юмористической форме конкретное, противоречивое не просто ставится рядом; противоположности связываются в резком противоречии, и эта связь содержит намек на глубоко спрятанную истину, кроющуюся в синтезе этих противоположностей.
Креативная природа комического (юмора) ярче всего проявляется в остроумии как гносеологической составляющей комического.
Поскольку значительная часть лайфхаков, как форма интеллектуальной активности, по существу представляют собой миниизобретения, рекомендуем применять лайфхаки для развития интеллектуальной активности на основе юмора. При этом считаем важным сослаться на еще одно существенное, концептуальное положение ТРИЗ об ИКР (Идеальном конечном результате). Составной частью ТРИЗа, как известно, является АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задач). При этом подчеркивается, что: «Решение по АРИЗ обязательно ориентируется на ИКР, идеальный конечный результат: требуемое действие должно осуществляться само. Как ни парадоксально, но такое утяжеление задачи облегчает решение, сразу отсекая множество слабых вариантов» [13].
Лайфхаки, в современных интеллектуальных системах, объединяются как некогда пролетарии всех стран. И уже появились современные призывы: «Читайте самые смешные анекдоты про лайфхаки. Мы собрали все анекдоты про лайфхаки, которые только есть в сети. Анекдоты.ру - сайт хорошего настроения, более 100 новых анекдотов ежедневно» [14]. Таким образом нужный ресурс формирует себя сам, чем не ИКР.
Юмор, опосредованный интеллектуальной активностью, позволяет взглянуть на ситуацию с иной, прагматической точки зрения [15, 16, 17, 18.]. Проиллюстрируем это положение таким анекдотом:
Пессимист видит только бесконечный туннель.
Оптимист видит свет в конце туннеля.
Реалист видит туннель, свет и поезд, идущий навстречу.
И только машинист видит трех идиотов, сидящих на рельсах. [19]
В заключении еще раз отметим, что «лайфхаки»:
• могут быть проанализированы как форма интеллектуальной активности в современных интеллектуальных системах;
• лайфхаки по форме могут быть представлены и как тексты и как инфографика;
• по содержанию, лайфхаки, в современных интеллектуальных системах могут быть описаны с помощью концептуальных положений теории решения изобретательских задач.
Анализ лайфхаков позволяет выявлять, какие приемы остроумия положены в их основу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлов А.А. Информационные технологии на кадровой службе // Науковедене. Интернет-журнал. 2010. Вып. 4 (5).
2. Алимова Н.К., Павлов А.А. Персонология как ответ на вызовы глобальных проблем современности // Науковедение. Интернет-журнал. 2011. № 1.
3. Павлов А.П. Инвестиции в человеческий капитал элиты // Науковедение. Интернет-журнал. 2010. Вып. 2.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1983. C. 13.
5. Симонов П.В. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С. Станиславского // Бессознательное. Тбилиси. 1978. № 2. С. 518.
6. http://ok.ru/video/839321039] / 06.02.2016.
7. http://lifehacker.ru/2016/02/06/podarki-muzhchinam-14-fevralya/.
8. http://vi sit-hart.narod2. ru/stati/dlya_chego_chelovek_nadelen_Chuvstvom_yumora_ chast2.
9. http://ok.ru/video/839321039]/ 04.02.2016.
10. Альтов Г. Хитрые зеркала оператора РВС // Пионерская правда, 23.12.1977. С. 4. ttp://www.altshuller.ru/school/school21.asp.
11. Альтов Г. Хитрые зеркала оператора РВС // Пионерская правда, 23.12.1977. С. 4. http://www.altshuller.ru/school/school21.asp.
12. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии в Сб.: Шанс на приключение / Сост. А.Б. Селюцкий, Петрозаводск, "Карелия", 1991. С. 293.
13. Альтшуллер Г.С. Уйти от сирен. Непростой, но единственно верный путь к ИКР // Техника и наука, 1980. № 6.
14. http://anekdoty .ru/pro-layfkhaki.
15. Мусийчук М.В. Юмор как основа развития интеллектуальной активности. Магнитогорск, 2005.
16. Мусийчук М.В. Юмор как метакогнитивный механизм развития интеллектуальной активности // В сборнике: Профессионализм и творчество. Сборник научных статей. Магнитогорск, 2004. С. 58-68.
17. Мусийчук М.В. О семантическом сходстве приемов остроумия и задач-головоломок. В сборнике: Наука на современном этапе: проблемы и решения Межвузовский сборник научных трудов. Москва, 2003. С. 66-71.
18. Мусийчук М.В. Когнитивные механизмы структуры комического: философско-методологические аспекты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / Институт философии и права СО РАН. Новосибирск, 2012
19. http://www.anekdotov.net 06.02.2016.
Musiychuk Mariya Vladimirovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia, Magnitogorsk «Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work», department of Psychology
E-mail: [email protected]
Pavlov Anatoliy Pavlovich
LTD "Publishing Centre "NAUKOVEDENIE", Russia, Moscow
E-mail: [email protected]
"Life hacking" as a form of intellectual activity in the advanced intelligent systems
Abstract. The paper proposes a review of life hacking as a form of intellectual activity in the advanced intelligent systems. Intelligent human development becomes particularly relevant in today's situation, the transition to an information society development stage. It is known that in the information society, in contrast to the industrial, mainly produced and consumed intelligence, knowledge, and accordingly most of the members of society engaged in the production of an information product. Therefore, in the education and intellectual activity of an outline of the information society fall into the category of national wealth, and the ability to live in it requires members of the society of high intellectual activity, creative activity.
In recent years, continuing education takes an increasingly prominent place in the education system becomes a "lifelong learning". At the same time schools are faced with an obvious contradiction: the requirements for the quality of training of students growing, learning conditions are averaged, and the range of individual differences of students remains too wide. This raises the problem of personalization of the learning process, the search of didactic approaches and tools that can provide guaranteed results. One of the ways to resolve the contradictions highlighted is the development of models of learning by improving students' intellectual activity.
The novelty of the author's approach, reflected in the article is a number of provisions. Note that the "life hacking" can be analyzed as a form of intellectual activity in advanced intelligent systems. Life hacking on the form can be presented as text or as infographics. According to the content, life hacking into modern intelligent systems can be described using the concepts of the Theory of Inventive Problem Solving.
Just life hacking analysis allows us to identify how methods of wit, put at their base. Thus it turned out that life hacking is the intellectual activity in the form of modern intelligent systems.
Keywords: intellectual activity; intelligent systems; humor; life hacking; comic; Theory of Inventive Problem Solving
2016, Том 4, номер 1 (499) 755 50 99
научный интернет-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
REFERENCES
1. Pavlov A.A. Informatsionnye tekhnologii na kadrovoy sluzhbe // Naukovedene. Internet-zhurnal. 2010. Vyp. 4 (5).
2. Alimova N.K., Pavlov A.A. Personologiya kak otvet na vyzovy global'nykh problem sovremennosti // Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2011. № 1.
3. Pavlov A.P. Investitsii v chelovecheskiy kapital elity // Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2010. Vyp. 2.
4. Bogoyavlenskaya D.B. Intellektual'naya aktivnost' kak problema tvorchestva. Rostov-na-Donu: Izd-vo Rostovskogo universiteta, 1983. C. 13.
5. Simonov P.V. Kategorii soznaniya, podsoznaniya i sverkhsoznaniya v tvorcheskoy sisteme K.S. Stanislavskogo // Bessoznatel'noe. Tbilisi. 1978. № 2. S. 518.
6. http://ok.ru/video/839321039] / 06.02.2016.
7. http://lifehacker.ru/2016/02/06/podarki-muzhchinam-14-fevralya/.
8. http://vi sit-hart.narod2. ru/stati/dlya_chego_chelovek_nadelen_Chuvstvom_yumora_ chast2.
9. http://ok.ru/video/839321039]/ 04.02.2016.
10. Al'tov G. Khitrye zerkala operatora RVS // Pionerskaya pravda, 23.12.1977. S. 4. ttp://www.altshuller.ru/school/school21.asp.
11. Al'tov G. Khitrye zerkala operatora RVS // Pionerskaya pravda, 23.12.1977. S. 4. http://www.altshuller.ru/school/school21.asp.
12. Al'tshuller G.S. Kraski dlya fantazii v Sb.: Shans na priklyuchenie / Sost. A.B. Selyutskiy, Petrozavodsk, "Kareliya", 1991. S. 293.
13. Al'tshuller G.S. Uyti ot siren. Neprostoy, no edinstvenno vernyy put' k IKR // Tekhnika i nauka, 1980. № 6.
14. http://anekdoty .ru/pro-layfkhaki.
15. Musiychuk M.V. Yumor kak osnova razvitiya intellektual'noy aktivnosti. Magnitogorsk, 2005.
16. Musiychuk M.V. Yumor kak metakognitivnyy mekhanizm razvitiya intellektual'noy aktivnosti // V sbornike: Professionalizm i tvorchestvo. Sbornik nauchnykh statey. Magnitogorsk, 2004. S. 58-68.
17. Musiychuk M.V. O semanticheskom skhodstve priemov ostroumiya i zadach-golovolomok. V sbornike: Nauka na sovremennom etape: problemy i resheniya Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Moskva, 2003. S. 66-71.
18. Musiychuk M.V. Kognitivnye mekhanizmy struktury komicheskogo: filosofsko-metodologicheskie aspekty. Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni doktora filosofskikh nauk / Institut filosofii i prava SO RAN. Novosibirsk, 2012
19. http://www.anekdotov.net 06.02.2016.
Мир Науки