Научная статья на тему 'Латинская литература на рубеже эпох(от Античности к средневековью: IV-V вв. )'

Латинская литература на рубеже эпох(от Античности к средневековью: IV-V вв. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
465
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЕСРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ХРИСТИАНСКАЯ ЛАТИНСКАЯ ПОЭЗИЯ / ХРИСТИАНСКАЯ ЛАТИНСКАЯ ПРОЗА / LATIN LITERATURE OF MIDDLE AGES / CHRISTIAN LATIN POETRY / CHRISTIAN LATIN PROSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Таривердиева М.А.

Статья посвящена сопоставительному анализу светской и христианской литературы на латинском языке в раннее Средневековье. Рассматривается творчество поэтов и прозаиков IV-V вв. Подчеркивается роль писателей-апологетов христианства. Отмечается участие христианских писателей в литературном творчестве разных жанров, философские труды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Latin literature on the boundary of epoch (from antiquity to Middle Ages)

The article deals with the comparative analysis of laic and Christian latin literature in early Middle Ages. The prose and the poetry of IV-V centuries is studied. The role of writers apologists of Christianity is emphasized. The participation of the christian writers in literary works of different genres is noted, as so as philosophic works.

Текст научной работы на тему «Латинская литература на рубеже эпох(от Античности к средневековью: IV-V вв. )»

УДК 81'42:82'97

М. А. Таривердиева

профессор, доктор филологических наук, заведующая каф. классической филологии МГЛУ; тел.: 8 (499) 245 11 72

ЛАТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ ЭПОХ (от Античности к Средневековью: IV-V вв.)

Статья посвящена сопоставительному анализу светской и христианской литературы на латинском языке в раннее Средневековье. Рассматривается творчество поэтов и прозаиков IV-V вв. Подчеркивается роль писателей-апологетов христианства. Отмечается участие христианских писателей в литературном творчестве разных жанров, философские труды.

Ключевые слова: раннесредневековая латинская литература; христианская латинская поэзия; христианская латинская проза.

M. A. Tariverdieva

Doctor of PhiLoLogy (Dr.habiL), Prof.,

Head of Department of CLassicaL PhiLoLogy, MSLU

(Moscow State Linguistic University);

teL.: 8 (499) 245 11 72

LATIN LITERATURE ON THE BOUNDARY OF EPOCH (from Antiquity to Middle Ages)

The articLe deaLs with the comparative anaLysis of Laic and Christian Latin Literature in earLy MiddLe Ages. The prose and the poetry of IV-V centuries is studied. The roLe of writers - apoLogists of Christianity is emphasized. The participation of the christian writers in Literary works of different genres is noted, as so as phiLosophic works.

Key words: Latin Literature of MiddLe Ages; Christian Latin poetry; Christian Latin prose.

Раннее Средневековье - переломный период в истории европейской культуры. Раздел Римского государства по завещанию императора Феодосия I между его малолетними сыновьями (395 г.) привел к образованию двух самостоятельных государств и, как следствие, к формированию двух социумов. Центр культурной жизни империи сместился на восток, куда семью десятилетиями ранее император Константин перенес столицу единого Римского государства, выстроив для этого новый город - Константинополь. Здесь сохранялись укоренившиеся с эпохи завоеваний Александра Македонского греческие

традиции и греческий язык. В школах традиционно изучалось литературное наследие Античности: поэмы Гомера, древнегреческие трагедии, лирика эллинских поэтов.

Еще до раздела Римской империи на ее территории получила распространение принесенная с Востока новая религия - христианство. После нескольких веков жестоких гонений на христиан в начале IV в. при императоре Константине Великом христианство было признано официальной религией Римского государства (325 г.). Но среди населения отношение к новой религии еще долго не было одинаковым, что после переноса столицы на восток усугублялось сложной политической и экономической ситуацией на западных землях. Ситуация еще более осложнилась после официального раздела Римского государства. На западные земли, раздираемые междоусобицами временных правителей, стали самовольно переселяться германские племена. Борьба за власть, земельные переделы, упадок хозяйственной жизни, разорение местного населения, прекращение деятельности школ привели к падению общего культурного уровня.

Часть германцев в результате деятельности миссионеров еще до переселения приняла христианскую веру, но в форме арианства, которое официальная Церковь считала ересью.

В сложившихся условиях перед Церковью стояла двойная задача: обучение населения грамоте и обращение его в христианскую веру. Для ее решения при приходах открывались школы.

Одним из проявлений духовной жизни людей является литературное творчество. Светская римская литература в Средние века продолжала развиваться по канонам античной литературы. В кругу почитателей античных богов было много поэтов. Авзоний (IV в.) - знаток римской литературы, «великий ритор», по выражению известного русского поэта Валерия Брюсова, переводившего его стихи; автор романтической поэмы «Мозелла» о путешествии по притоку Рейна Мозелю, в Новое время переведенной на немецкий, французский, английский и итальянский языки. Известно его поэтическое описание знаменитых городов Римской империи, а также около ста эпиграмм и ряд переводов из греческой антологии.

Продолжатель традиционной поэтической школы на рубеже ГУ-У вв. Клавдиан, грек из Александрии, жил в Италии - в Равенне, при дворе императора Гонория. Прославился панегириками

и сатирами. Ему принадлежит поэма на античный сюжет «Похищение Прозерпины». Творчество Клавдиана вызывало литературные споры и подражания, начиная с его современников вплоть до XII в.

Современник Авзония и Клавдиана Авиан переводил басни греческого автора Бабрия и сам писал басни. Намациан (V в.) в своем творчестве был продолжателем стиля Овидия и Горация [Голенищев-Кутузов 1972].

Аполлинарий Сидоний (V в.), родившийся в известной христианской семье, посвятивший жизнь служению Церкви и закончивший свой жизненный путь в сане епископа, в юности был известен как автор панегириков императорам и свадебных песен (после обретения сана епископа, учитывая церковный сан, избрал жанр эпистолографии).

Латинская проза в IV-V вв. была в основном посвящена вопросам истории, филологии и философии. Создавались трактаты по военному делу, сельскому хозяйству, географии; составлялись компиляции по истории Рима; писались биографии императоров.

Особого упоминания заслуживает творчество историка IV в. Ам-миана Марцеллина, грека, офицера римской армии. Оставив военную службу, он посвятил жизнь изучению истории и географии, обычаев разных народов и племен. К сожалению, из его «Истории» сохранились лишь последние 18 книг (частей) из 31. Этой находкой мы обязаны гуманистам, нашедшим и опубликовавшим сочинение Марцеллина.

Наиболее известный из прозаиков V в. - Макробий. Его сочинение «Сатурналии» написано в форме платонического пира, на котором ведутся ученые беседы.

Выдающийся образец популярного в V в. стиля аллегории - сочинение Марциана Капеллы «О свадьбе Филологии и Меркурия», в котором приводятся сведения о разных науках («семь свободных искусств») [Голенищев-Кутузов 1972; Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков 1970].

Вышеприведенный краткий обзор языческой литературы раннего Средневековья (IV-V вв.) имеет целью дать возможность оценить литературное творчество римских писателей этого периода, продолжающее и развивающее античные традиции, и влияние поздней римской литературы на литературу последующих столетий.

У истоков христианской литературы стояли апологеты - защитники христианства в период жестоких гонений на его сторонников. На

западе Римской империи - Минуций Феликс (умер. ок. 210 г.), адвокат и писатель, перу которого принадлежит первая из известных апологий христианства на латинском языке, написанная в форме античного диалога - «ОС;ау1ш»; Тертуллиан (ок. 160 - после 220), знаменитый христианский богослов, автор трактатов по вопросам философии, теологии, церковной организации, этики, права, защитник мировоззренческих, догматических, институциональных и конфессиональных принципов христианства; Киприан (ок. 200-258), известный богослов, отец и учитель Церкви, непримиримый борец за ее единство («О единстве Церкви») против отступников («О падших»); поздние апологеты христианства - Арнобий (ум. ок. 327), автор трактата «Семь книг против язычников», и Лактанций (ок. 250 - ок. 330) - труды «О творчестве Божием», «О гневе Божием», «Божественные установления» и др.

Западная христианская библиография ГУ-У вв. богата на известные имена. Блаж. Иероним Стридонский (340/350-420) - непревзойденный переводчик Библии на латинский язык, отдавший этому фундаментальному труду двадцать лет (работа потребовала изучения огромного теологического и исторического материала, изучения древнееврейского языка, исследования и сравнения рукописей); составитель биографического компендиума христианских писателей «О знаменитых мужах», автор ряда догматических, исторических и нравоучительных трудов.

Основателем литературной ритмической поэзии по праву считается св. Амвросий Медиоланский (ГГГ в. - ум. в 307 г.). Св. Амвросий интересовался преимущественно вопросами, связанными с моральными задачами Церкви. В своих прозаических сочинениях он прежде всего проповедник. С проповедничеством связаны и гимны Амвросия Медиоланского, распространившиеся во всей латинской части Империи и послужившие основой для этого вида западнохристианской литературы. Амвросий Медиоланский был преобразователем церковного пения. Он ввел попеременное пение на двух клиросах, а также четыре церковных лада, заимствовав их из музыкальной системы греков [Уколова 1989].

Один из первых западных гимнографов - Иларий Пиктавийский, или Иларий из Пуатье (ГУ в.) - основатель монашества в Галлии по восточному образцу, за что подвергся гонениям императоров, защищавших ариан.

Самым значительным христианским поэтом средневекового Запада считается Пруденций (род. в 348 г.), ставший знаменитым лишь после смерти, в V-VI вв., о чем свидетельствуют отзывы о его поэзии Сидония Аполлинария, Фортуната, Исидора Севильского (VI-VII вв.). Пруденций - один из любимейших поэтов, цитируемых в окружении Карла Великого (VIII в.). В последний год жизни им написана его самая известная поэма «Психомахия» («Сражение за душу»), о борьбе добродетелей и страстей в душе человека - первая западноевропейская аллегорическая поэма; книга «Peristephanon» («О венцах») - 14 гимнов христианским мученикам первых веков христианства; сборник «Катемеринон» («Ежедневник») - собрание гимнов для повседневной молитвы.

В сочинении «Апотеосис» («Обожествление») Пруденций представляет учение о святой Троице; «Гамартигения» («Происхождение грехов») - учение о грехах. В труде «Против Симмаха» он защищает христианство от притязаний сенаторской аристократии на возрождение языческих культов.

В творчестве Пруденция воплотился синтез античной культуры с христианской верой.

По силе выразительности к Пруденцию близок Драконтий (V в.) -поэт из северной Африки, описавший в стихах сотворение мира и райское блаженство первых людей, предания Ветхого и Нового Заветов. Христианские стихи Драконтия - поэма в четырех книгах (частях) «Хвала Господу». Его языческие стихи - цикл из десяти стихотворений под общим названием «Romulea» на античные сюжеты [Голенищев-Кутузов 1972; Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков 1970].

Аврелий Августин, Блаженный Августин (354-430) - крупнейший из отцов древней Церкви христианского Запада. Его труды - «О бессмертии духа», «О Троице», «О порядке», «Изложение псалмов» и др. Пронзительна его «Исповедь» (Confessiones) - рассказ о духовных исканиях, о пути к Богу.

Самое значительное и всеобъемлющее сочинение Августина, над которым он работал более пятнадцати лет, совмещая этот труд с повседневным служением Церкви в течение 35 лет в сане епископа Гип-понского и упорной борьбой с донатистами, пелагианами, язычниками, - «De civitate Dei» («О граде Божием»), ответ на вопрос о смысле

мира и целях человечества. В этом сочинении отражены энциклопедические познания Блаж. Августина в богословии, античной философии, античной и средневековой литературе, священной истории, истории человечества; знание римского права. Главная тема сочинения - отображение судеб человечества, стремящегося к духовному совершенству [Христианство. Энциклопедический словарь 1993-1995].

Христианская литература первых веков ее существования ставила перед собой две основные задачи: первая - разъяснение и распространение христианского учения, вторая - защита Церкви и христиан от преследований властей и от нападок язычников. В поисках наилучших средств убеждения защитники христианства обращались к своему общекультурному опыту и к литературным приемам Античности - риторике, аргументации античной философии, цитированию античных авторов, - осуществив тем самым связь времен и сохранив литературную и общекультурную преемственность человеческой мысли, главное богатство просвещенного человечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М. : Наука, 1972. 308 с.

Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М. : Наука, 1970. 444 с.

Таривердиева М. А. Средневековая христианская латынь. Литературные

источники. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. 198 с. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. М. : Наука, 1989. 320 с.

Хрестоматия по латинской христианской литературе. Изд-во Московской духовной академии, 2010. 420 с. Христианство. Энциклопедический словарь : в 3 т. / ред. колл. С. С. Аверин-цев (гл. ред.) и др. М. : Большая Российская Энциклопедия, 1993-1995. Т. I. 863 с. ; Т. II. 671 с.; Т. III. 783 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.