Окончание приложения
66 Рябина гранатная д 6 1 15 группы
67 Рябина обыкновенная д 10 1 20 группы
68 Сирень венгерская к 3 1 20 группы
69 Сирень обыкновенная к 3,5 1 25 группы
70 Смородина альпийская к 1.6 1 9 группы, живые изгороди
71 Смородина душистая к 1,5 1 10 группы
72 Снежноягодник белый к 1,2 1-И 15 группы, живые изгороди
73 Спирея Бумальда к 1,2 1-П 12 группы
74 Спирея Вангутта к 2,0 1 15 группы
75 Спирея дубравколистная к 1,5 1-П 15 группы
76 Спирея японская к 1,5 11 8 группы
77 Тополь белый Д 15 1-П 50 одинично
78 Тополь Симона (китайский) Д 5,0 1-П 40 одинично, группы
79 Тополь советский пирамидальный д 20 1 50 одиночно
80 Черемуха виргинская д 7,0 1 25 группы
81 Черемуха Маака д 14 1 30 одиночно, группы
82 Чубушник венечный к 1,5 1 15 группы
83 Яблоня Недзведского д 10 1 20 группы
84 Яблоня сливолистная д 8 1 20 группы
85 Яблоня ягодная д 8 1 25 группы
86 Ясень высокий д 25 1 25 одиночно, группы
87 Ясень высокий повислый д 3,5 1 25 одиночно
88 Ясень пенсильванский д 3,0 1 7 группы огранич.
Примечание. Д - дерево, К - кустарник, I - высокая степень зимостойкости, II - наблюдается подмерзание
побегов.
ЛАНДШАФТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДРЕВОСТОЕВ ЛПЗП г. МОСКВЫ
Е.А. РЕДЬКИНА, аспирантка кафедры садово-паркового строительства
В настоящее время все ландшафты Московской области претерпевают различные изменения, вызванные антропогенным воздействием, но наиболее сильным изменениям подвергаются ландшафты ЛПЗП, что обусловлено их наибольшей приближенностью к московской городской агломерации.
Эти изменения по-разному отражаются на структуре природно-территориальных комплексов (ПТК), составляющих эти ландшафты. В одних случаях возникают лишь обратимые изменения, охватывающие только биоту, в других, вследствие ускоренного развития отдельных морфологических частей, ПТК переходят в последнюю неустойчивую стадию развития - фазу смены, что через непродолжительный
промежуток времени приведет их к замене другими ПТК [1].
В лесопарках обратимые изменения ПТК проявляют себя в виде усиления сук-цессионных процессов, которые в условиях антропогенного воздействия чаще всего ведут к смене хвойных древостоев малоценными мелколиственными. В условиях ЛПЗП такой нежелательной смене противостоит сложившаяся система ведения хозяйства в таких древостоях, тем не менее уже сейчас основную лесопарковую площадь занимают средневозрастные мелколиственные породы [2]. Кроме того, в некоторых случаях происходит смена сосновых древостоев еловыми, при этом одной из главных причин такой смены является недостаток света для сосно-
вого подроста под пологом материнского древостоя [6, 8, 10]. Однако в условиях лесопарка ель, в отличие от сосны, как порода с поверхностной корневой системой не выдерживает уплотнения почвы, что при рекреационном пользовании является весьма существенным. В целом по Московской области площади сосновых лесов возрастают, в основном за счет закладки лесных культур, но в лесопарковом поясе они сокращаются из-за отмирания спелых и частично приспевающих древостоев [2]. В лесопарковых хозяйствах площади сосновых древостоев восполняются лишь за счет лесных культур, а процессы естественного возобновления в сложившихся условиях протекают весьма слабо.
При рассмотрении соснового древостоя как экосистемы с проявлением ею двух типов устойчивости - резистентной (способность экосистемы сопротивляться нарушениям, поддерживая неизменной свою структуру и функцию) и упругой (способность восстанавливаться после того, как структура и функция были нарушены) [7], то сосняк с сосновым подростом под пологом можно расценивать как проявление упругой устойчивости, что в условиях рекреации является способностью системы к самовосстановлению.
Поэтому, учитывая большое разнообразие ландшафтных условий ЛПЗП Москвы, в качестве объектов исследования для изучения особенностей устойчивости сосняков были выбраны лесопарковые древостой, относящиеся к различным ландшафтам. Так, Ваковский лесопарк (Москворецкий лес-паркхоз) относится к территории ландшафта Кунцевской моренной равнины, для которо-
го характерно повсеместное распространение морены, прикрытой сверху покровными суглинками. Коренными лесами здесь были еловые, но к настоящему времени их осталось мало [5].Салтыковский и Кучинский лесопарки (Балашихинский леспаркхоз) относятся к ландшафту Московской Мещеры, где распространены зандровые равнины с дерново-подзолистыми почвами легкого механического состава и произрастают боры-зеленомошники [5].
При использовании градации антропогенных изменений ПТК, выявленной сотрудниками кафедры географии и ландшаф-товедения МГУ [1], было установлено, что большей части исследованных сосновых древостоев характерны слабые и средние изменения, к числу которых относятся последствия проведения лесохозяйственных мероприятий (в том числе посадок и вырубок), слабые и средние рекреационные нагрузки (на большей части исследованных территорий рекреационная нагрузка составляет 3-4 чел. ч/га), а также химические загрязнения (по нашим данным уровень загрязнения не превышает пороговых значений). Это означает, что в данном случае резкой смены одних ПТК другими не ожидается, но такие смены произойдут по прошествии некоторого промежутка времени [1].
При анализе процессов естественного возобновления в сосновых древостоях этих лесопарков было установлено, что на протяжении 8-11 лет общая картина возобновления была следующей: «пики» возобновления сосны приходились на материнский полог с полнотой от 0,45 до 0,49, а ели - от 0,56 до
0,64; при этом возраст большинства сосновых древостоев был от 70 лет и старше:
Лесопарк Год исследования Материнский полог 4С-10С
Подрост сосны Подрост ели
полнота возраст полнота возраст
Ваковский 1984 0,46 70 0,58 75
1995 0,48 75 0,56 83
Салтыковский 1979 0,45 68 0,58 64
1987 - - 0,64 71
Кучинский 1979 0,49 84 0,58 73
1987 0,49 100 0,6 74
Такие же возрастные особенности были установлены при оценке состояния сосновых насаждений Лесной опытной дачи ТСХА [3], где на сосняки в возрасте 70-80 лет приходится максимальный отпад.
Однако динамика возобновления в исследованных лесопарках такова, что через некоторое время весь сосновый и большая часть елового подроста погибает, а увеличение площади сосняков в данных хозяйствах происходит лишь за счет лесных культур, образующих одновозрастную структуру насаждений. С учетом возраста распада сосняков в зоне промышленных выбросов, равном 90-100 лет [9], по нашим данным сосновые древостой в возрасте 70 лет и старше могут быть рекомендованы для создания подполо-говых лесных культур сосны в условиях ЛПЗП с целью сохранения целостности и разновозрастной структуры лесных массивов.
При анализе полученных данных установлено, что оптимальная полнота для немедленного введения подпологовых культур сосны должна быть 0,45-0,49, но это не исключает в дальнейшем проведения регулярных рубок ухода.
Для сосновых древостоев тех же возрастных категорий, но большей полноты возможно проведение группово-выборочных рубок с удалением наиболее ослабленных деревьев и последующим созданием лесных культур в «окнах». Как показывает практика [4], интенсивность изреживания таких рубок не должна превышать 15-25 % по числу стволов, поскольку такое изреживание не приводит к сильному отпаду.
Поэтому одним из путей решения проблемы сохранения целостности сосновых древостоев и поддержания их разновозрастной структуры в условиях ЛПЗП Москвы может стать проведение в лесопарковых хозяйствах детального анализа по распределению соснового подроста в зависимости от возраста и полноты материнского полога с целью выявления тех древостоев, структура которых позволяет проведение как мероприятий по содействию естественному возобновлению, так и создание подпологовых
лесных культур для предотвращения распада
или деградации сосняков в условиях рекреационного пользования.
Литература
1. Анненская Г.Н., Жучкова В.К., Калинина
B.Р., Мамай И.И., Низовцев В.А. и др. Ландшафты Московской области и их современное состояние. - М.: Наука, 1997.
2. Бурдакова И.Н. Состояние лесопарков московской городской агломерации и антропогенные воздействия / В сб.: Экологические исследования в Москве и Московской области. Состояние растительного покрова. Охрана природы. - М.: ИНИ-ОН РАН, 1992.
3. Васильев Н.Г., Бородин А.М., Кузнецов Е.В. Основные итоги научных работ на лесной опытной даче ТСХА (1962-1987 гг.) / Биоэкологическая оптимизация лесных биогеоценозов. - Сб. науч. тр. - М.: ТСХА, 1988.
4. Данилик В.Н., Мурзаева М.К., Кутовая
А. А. Эффективность постепенных и выборочных рубок в лесах зеленой зоны / В сб.: Проблемы организации и ведения лесного и лесопаркового хозяйства в пригородных зонах. Тезисы докладов республиканской научно-технической конференции. - Свердловск. Изд. УПИ им.
C.М. Кирова, 1981.
5. Жучкова В.К. Ландшафты лесопаркового пояса г. Москвы и возможности их использования в целях организации отдыха трудящихся / В сб.: Ландшафтоведение, АН СССР Московский филиал Географ, о-ва СССР, под ред. Н.А.Солнцева. - М.: 1963.
6. Малкина И.С., Якшина А.М., Аветисян Е.А., Костенко Г.И. О причинах малой теневыносливости сосны обыкновенной / Журнал общей биологии, том XLV, N 4. М.: Наука, 1984.
7. Одум Ю. Экология. - М.: Мир, 1986. - Т. 1
8. Санников С.Н. Экология и география естественного возобновления сосны обыкновенной. -М.: Наука, 1992.
9. Фимушин Б.С. Динамика распада лесонасаждений в промышленных зонах/В сб.:
Проблемы организации и ведения лесного и лесопаркового хозяйства в пригородных зонах. Тезисы докладов республиканской научно-технической кон-
ференции. - Свердловск: Изд. УПИ им.
С.М. Кирова, 1981.
10. Цельникер Ю.Л. Радиационный режим под пологом леса. - М.: Наука, 1969.
О МОНИТОРИНГЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ НА БУЛЬВАРАХ В ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКЕ
В.А. ФРОЛОВА, аспирантка кафедры садово-паркового строительства
Одними из наиболее интересных приемов в озеленении улиц можно назвать бульвары. Они представляют собой вытянутые зеленые полосы насаждений шириной 18-50 м и более, создаваемые вдоль жилых улиц и набережных. По современным градостроительным представлениям бульварные полосы предназначены для транзитного пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха населения [2].
Приемы ландшафтной архитектуры в городе тесно связаны с его функциональным зонированием, каждая зона ставит специфические задачи, как экологические, так и эстетические [7]. Архитектурно-планировочное решение бульвара зависит от его расположения в плане города, которое определяет его основное функциональное назначение и режим пользования. Если он находится на жилой улице или в зоне отдыха, посетители бульвара используют его для прогулок и отдыха. Бульвары, размещающиеся на магистралях с интенсивным движением автотранспорта, предназначены в основном для транзитного движения пешеходов и их кратковременного отдыха. Часто при небольшой ширине и высоких антропогенных нагрузках (загрязненность воздуха, высокая интенсивность движения автотранспорта и др.) бульвары функционально становятся зелеными разделительными полосами декоративного характера, и перестают использоваться пешеходами для прогулок и отдыха из-за напряженной экологической ситуации.
Для проведения исследований по изучению состояния растительности на бульварах и их планировочной структуры были отобраны бульвары города расположенные в жилой застройке по улицам: Гарибальди, им. Крупской, им. Марии Ульяновой, им. Генерала Карбышева.
На территории выбранных объектов была проведена ландшафтно-таксационная оценка зеленых насаждений, включающая в себя подробную геодезическую съемку всех элементов объекта, комплексную оценку морфологических показателей дре-весно-кустарниковой растительности, оценку состояния травянистого покрова и цветников.
В работе была использована методика сплошной инвентаризации зеленых насаждений, разработанная ранее на кафедре садово-паркового строительства МГУЛа.
Каждому растительному элементу присваивался инвентарный номер, который наносился на растения и на план инвентаризации. Одновременно с этим проводились дендрометрическая, морфологическая, биоэкологическая и ландшафтноархитектурная оценки зеленых насаждений. Данные о каждом растении заносились в инвентаризационные ведомости.
Дендрометрическая оценка включила в себя фиксацию: видового названия, диаметра ствола, высоты растения, примерного возраста, числа стволов для многоствольных экземпляров, высоты штамба (поднятия кроны) для деревьев, диаметра
56
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/99