Научная статья на тему 'Ландшафтная архитектура в формировании эстетики жилых пространств и деловых районов города'

Ландшафтная архитектура в формировании эстетики жилых пространств и деловых районов города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
241
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА / СОВРЕМЕННАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН / ЖИЛЫЕ ПРОСТРАНСТВА / ДЕЛОВАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Михайленко А. В.

Современная ландшафтная архитектура активно участвует в создании городской среды, где происходят основные виды жизнедеятельности человека: жилые и рабочие пространства. В статье на основе анализа примеров различных жилых и деловых пространств автор делает выводы о роли ландшафтной архитектуры в решении рассматриваемой проблемы и систематизирует принципы формирования эстетики и комфорта этой части городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ландшафтная архитектура в формировании эстетики жилых пространств и деловых районов города»

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИКИ ЖИЛЫХ ПРОСТРАНСТВ И ДЕЛОВЫХ РАЙОНОВ ГОРОДА

А.В. Михайленко

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Современная ландшафтная архитектура активно участвует в создании городской среды, где происходят основные виды жизнедеятельности человека: жилые и рабочие пространства. В статье на основе анализа примеров различных жилых и деловых пространств автор делает выводы о роли ландшафтной архитектуры в решении рассматриваемой проблемы и систематизирует принципы формирования эстетики и комфорта этой части городской среды.

Ключевые слова: ландшафтная архитектура, современная городская среда, средовой дизайн, жилые пространства, деловая среда

METHODS OF LANDSCAPE ARCHITECTURE IN FORMING RESIDENTIAL AREAS AND DOWNTOWN SPACES

A. Mikhaylenko

St. Petersburg State Academy of Art and Design named after A.L. Shtiglitz, St. Petersburg, Russia

Abstract

Modern landscape architecture takes an active part in forming urban environments where vital activity is taking place: residential areas and downtown spaces. This article describes viable ways of forming such spaces that are aesthetically acceptable and comfortable. Following analysis of different examples of residential areas and the street design of downtown spaces the author concludes with a discussion about the role of landscape architecture in solving this problem and systematizes principles of environment forming in these areas.

Keywords: landscape architecture, modern urban environment, environmental design, residential area, downtown

Природа как важный элемент городской среды с не меньшей необходимостью должна присутствовать и в жилых пространствах города, и в среде деловых районов. Для последних это наиболее актуально, если они представляют собой сепаратные районы с характерной высотной застройкой, как, например, парижский Дефанс, лондонский Сити или лондонский же район бывших доков (Docklands), в последние годы уже соперничающий с Сити за статус главного делового района города.

Если пространство, окружающее жилище человека предназначено, прежде всего, для организации различных форм времяпрепровождения людей всех возрастов, то главная цель среды делового района - создание комфортного транзитного пути до рабочего места и обеспечение кратковременного качественного отдыха в течение рабочего дня.

В отличие от деловых районов, жилые пространства предполагают большее разнообразие потребителей: дети, подростки, взрослые, пожилые люди. Таким образом, здесь каждому жителю должна быть предоставлена возможность проводить время так, как ему интересно. Это приводит к тому, что в одном пространстве необходимо разместить площадки, предназначенные порой для «противоположных» вещей: например, активного отдыха подростков и пассивного отдыха пожилых людей. И всё это должно грамотно располагаться среди транспортных и пешеходных транзитных потоков. «Преодоление несогласованного решения придомовой территории за счет создания средствами Природы взаимосвязанных пространств, отвечающих характеру функциональных процессов вблизи жилища, превращается в одну из приоритетных задач использования ландшафтного дизайна в совершенствовании качеств жилой среды» [2, с.99].

Если жилой район является сепаратным, т.е. в нем не предполагается наличие офисных зданий, производств и т.д., то желательно максимально перейти на устойчивый транспорт, т.е. способы передвижения, позволяющие снизить уровень воздействия на окружающую среду. В этом случае для автомобилей предусматриваются только необходимые проезды, открытые парковки на небольшое количество машиномест (до 10), удобно и гармонично вписанные в пространство, а также подземные паркинги. Ведь «чем больше дорог мы построим, тем больше автомобилей по ним будет ездить» [7]. Основные способы передвижения людей в жилом пространстве - пешеходное и велосипедное, для каждого из которых разрабатывается сеть дорожек - своеобразных «безопасных коридоров». Также необходимо обеспечить легкий доступ людей к общественному транспорту.

В деловых районах ситуация немного другая. Пешеходное и велодвижение здесь, конечно, актуально, но быстрый рабочий ритм предполагает не столь размеренную скорость передвижения, как в жилых пространствах. Маршруты передвижения по «деловой» территории продумываются еще в проекте планировки. Как никогда актуален устойчивый транспорт и разнообразное внедрение в среду природных элементов. Активное деловое международное сотрудничество предполагает в идеале и наличие неподалеку аэропорта. Так сделано, например, в Лондоне, где район бывших доков сейчас быстро превращается в новый деловой район с современной инфраструктурой, включающей развитие общественного транспорта (метро) и новый аэропорт: London City Airport расположен в непосредственной близи от кампуса Университета Восточного Лондона (University of East London) и общественно-делового центра ExCel, а также новой ветки метро [5, с.14].

Многофункциональность жилого пространства и необходимость доступности его составляющих для всех групп населения приводит к делению территории на небольшие площадки разного предназначения. «Целенаправленное изменение качеств открытых пространств жилых образований с помощью средств ландшафтного дизайна необходимо осуществлять путем создания фрагментов среды дифференцированного назначения, в частности, формирования приватных, коллективных и общественных пространств» [2, с.100].

У каждого из них свои задачи и способы их решения, но, несмотря на все разнообразие, пространство должно восприниматься цельно. Цельность пространства достигается единым цветовым решением, использованием идентичных и/или гармонично сочетающихся между собой природных и искусственных материалов и форм, а также принципов композиции. «Выбор всех элементов предметно-пространственной среды должен быть подчинен идее организации цельного пространства, имеющего определенную глубину, преобладающий цвет, конкретную степень открытости или замкнутости» [2, с.105]. Кроме того, функциональная насыщенность пространства немыслима без сомасштабности человеку. «У людей складывается устойчивое представление о наиболее типичных размерах тех или иных пространств, сооружений, их элементов, формах, объемно-пространственных построениях. Эти представления

составляют основу масштабных оценок зрителя, его впечатление о «нормальном» масштабе» [1, с.65].

Формирование фрагмента жилой среды можно рассмотреть на примере детской площадки. Пространство для детей должно иметь удобное для пользователя расположение в среде, обеспечивать безопасность пребывания на ее территории, а также быть привлекательным для ее основных потребителей - детей. «Игра важна для ребенка. Она положительно влияет на его социальное развитие: учит находиться в команде, формирует эмоциональную устойчивость и помогает выстраивать взаимоотношения» [10, с.14]. Кроме того, детские площадки - это место, где ребенок проводит значительное время, умственно и физически развиваясь в процессе игры или занятий спортом, поэтому такие площадки должны быть в шаговой доступности, находиться недалеко от дома. Причем вовсе не обязательно выделять специальное место, главное - разумно расположить площадку в соответствии с транспортными и пешеходными потоками. При этом детская площадка должна иметь ограждение (особенно, если она находится недалеко от проезжей части), роль которого может выполнять и кустарник.

Вообще, озеленение пространства для детей очень важно. И это касается не только вопросов экологии: ребенок учится общаться с природой и познает ее. Кроме того, площадка должна гармонировать с окружающим ландшафтом. Этого можно добиться, например, с помощью природного ассортимента, то есть путем создания ландшафтной композиции, гармонирующей с предметным окружением. Или создать геопластику пространства, гармонично включая в нее требуемое оборудование (Рис. 1). Наряду с этим возможно использование при создании элементов детской площадки тех же материалов, что и в окружающем пространстве (например: дерево, камень, металл или пластик).

Рис. 1. Создание детской площадки с учетом геопластики пространства

Каждодневно именно жилое пространство наиболее близко человеку. А испокон веков люди предпочитали жить ближе к природе. Поэтому необходимо максимальное внедрение зеленой составляющей в жилую среду для решения эстетических и экологических задач. «Одним из основных принципов ландшафтного дизайна жилой среды становится его социально-экологическая детерминированность» [2, с.99].

При этом возможности растительности не ограничиваются вопросами эстетики. Ее можно использовать и для формирования структуры территории (например, разграничение

разных по функциональному назначению фрагментов пространства). «Максимальное использование возможностей природных материалов для эффективного разграничения пешеходных и транспортных пространств относится к числу основных принципов ландшафтного дизайна жилой среды» [2, с.97]. Так, разграничение транспортного пути и внутреннего двора позволяет решить сразу три задачи: ограждения, озеленения и эстетики. Как и создание «зеленой стены» металлической перголы, отделяющей пространство для отдыха от остальной территории (Рис. 2).

Рис. 2. Зонирование пространства для отдыха в жилом районе с помощью перголы

В отличие от жилой среды, в офисных зданиях (часто высотных) люди проводят большую часть дня, и контакт человека с прилегающим пространством осуществляется лишь короткий период обеденного отдыха и транзитно утром и вечером. Требования и к архитектуре офисных зданий, и к окружающему пространству самые высокие: рабочее место должно быть комфортным по различным показателям. Если жилое пространство вынужденно делится на меньшие площадки различного функционального назначения, то в деловых районах пространства для отдыха изначально небольшие, даже «случайные».

Самое большое разнообразие озелененных общественных пространств в деловом районе можно найти среди небольших двориков, расположенных между небоскребами (Рис. 3). Такие дворики, связанные пешеходными путями, в целом представляют собой сеть зеленых пространств, смягчающих урбанистическую среду. Это могут быть совершенно разные садики: классические и современные, или просто озелененные уютные пространства. Они насыщаются природными и искусственными элементами: здесь концентрируются различные по цвету, текстуре и фактуре элементы и материалы (природные: деревья, кустарники, цветы; земля, песок, камень, вода; искусственные: бетон, стекло, пластик, металл, ткань и др.). Посредством дизайна света, цвета, графики, формы и динамики организуется единая, эстетически выразительная среда. В жилых районах пространство, состоящее из отдельных площадок, зачастую решается более обобщенно, цельно, не так дробно.

Материалы и цвета могут контрастировать с окружающей хай-тек застройкой, если использовать дерево и теплые оттенки. Вместе с ограничивающей от проезжей части зеленью и органично вписанной скульптурой это создает в таком небольшом пространстве дополнительное ощущение уюта и спокойствия (Рис. 4^,^). Если при создании дворика используются те же материалы, что и при постройке окружающих зданий (металл, стекло, бетон, полированный камень и др.), это обеспечивает зрительную связь с окружающей архитектурой (Рис. 5).

Рис. 3. Небольшое озелененное пространство в деловом районе

Рис. 5. Обеспечение зрительной связи пространства для отдыха с окружающей застройкой с помощью применения идентичных материалов в отделке

Каким бы ни был стиль садика, главное в нем - создание атмосферы отдыха. Поэтому в пространство включаются природные элементы - растительность, вода, камни, песок -соответственно, человек может напрямую соприкасаться с ними.

Насыщенные различными природными и искусственными элементами небольшие уютные садики могут сменяться просторными, простыми по решению пространствами: геопластика и хорошо ухоженный газон; крупный скульптурный акцент в центре, скамейки по периметру площади (Рис. 6).

Рис. 6. Просторное, простое по решению пространство для отдыха в деловом районе

Пешеходные пути, на которые, словно на нити, нанизаны всевозможные зеленые пространства, также представляют собой объекты ландшафтной архитектуры. Природные (деревья, цветы, вьющиеся растения) и искусственные (металл, камень) материалы с помощью средств дизайна (свет, цвет, графика, пластика и др.) формируют эстетику таких пространств. Это различные площадки с интересным графическим мощением, увитые растениями фасады зданий, освещенные арочные проходы, озелененные полосы, разделяющие потоки движения автотранспорта; просто малые формы с цветами, вносящие яркость в пространство и т.д. Элементы дизайна среды могут быть совершенно неожиданными и непривычными: например, огромный гвоздь, вбитый в асфальт (Рис. 7), или дерево в ряду ограждающих столбиков, заменяющее один из них.

Рис. 7. Элемент дизайна среды делового района

Из-за плотной застройки деловых районов внедрение природной составляющей часто реализуется за счет непосредственной взаимосвязи ее с архитектурой. Это могут быть всевозможные атриумы, сады на крышах, вертикальное озеленение и прочее.

Среди крытых пространств могут быть пешеходные транзитные пространства, привносящие образ первой Природы в урбанизированную среду, или крытые внутренние дворы (атриумы) в большом офисном здании, которые могут служить центральным местом отдыха и общения. Такие атриумы, известные еще с древних времен, актуальны и в наше время. Крытое пространство обеспечивает всесезонность эксплуатации и возможность использования более широкого спектра природных и искусственных материалов. В северных странах значительно расширяется ассортимент растений и материалов для покрытий и малых форм. Это уникальное пространство: с одной стороны - крытое, что позволяет использовать материалы для интерьеров; с другой -пропускающее дневной свет, необходимый растениям (Рис. 8).

Рис. 8. Атриум офисного центра - одновременно пространство для отдыха и часть транзитного пешеходного пути

Кроме того, атриумы превращаются в буферные зоны между улицей и помещением и значительно сокращают потери тепла в зимний период. Летом же проблему перегрева помещения можно решить с помощью различных жалюзи. Благодаря наличию растительности и воды такие пространства помогают охлаждать воздух во всем здании за счет испарений. Так же это формирует приятную атмосферу для отдыха в любую погоду. Известный архитектор (Штефан Бениш) в одном из своих интервью отмечает: «В наших проектах мы используем крытый атриум в качестве своеобразного оазиса, который одновременно играет существенную роль в создании микроклимата, обеспечивая естественную вентиляцию и дневной свет» [3].

В этом контексте можно вспомнить о висячих садах, известных с древних времен и получающих всё большее распространение в наше время: они могут быть созданы на крышах офисных зданий, иметь один или несколько уровней, предназначенных для разных групп людей и/или по-разному оформленных [9, с.218]. Создание сада на крыше, априори предполагающее эстетическое решение инженерного оборудования (венткамер, труб и т.д.), влияет и на общий вид пространства, открывающийся из окон соседних домов, что, в свою очередь, увеличивает экономическую привлекательность района.

Наиболее известны здесь сады на крышах офисных зданий Рокфеллер-Центра в Нью-Йорке, Университета Кэйо в Токио (Nogushi roofgarden, архитектор Michel Desvigne) (Рис. 9).

Рис. 9. Сад на крыше Университета Кэйо в Токио (Nogushi roofgarden, архитектор Michel Desvigne)

Под категорию висячих садов попадают и сады над подземными объектами (паркингами, вестибюлями станций метро). Необходимые инженерные коммуникации (воздуховоды) при выходе на поверхность могут обыгрываться, превращаясь в привлекательные, забавные малые архитектурные формы, которые, помимо эстетической организации среды, обеспечивают ее зрительную уникальность, образность, запоминаемость и узнаваемость.

Хотя эти приёмы (вертикальное озеленение, сады на крышах) более актуальны для плотной застройки деловых районов, в жилой среде они также находят применение.

Сегодня при формировании различных зеленых композиций ландшафтные архитекторы стремятся использовать местные виды растений. Это позволяет сформировать неповторимую эстетику пространства, а также создать неприхотливый, словно созданный без участия человека фрагмент природы в городской среде. Эта тенденция, получившая начало в Англии XVIII-XIX веках, когда приветствовалась естественная красота «дикой» природы, развивается на новом технологическом витке. Зеленые композиции также участвуют в дренаже территории: между асфальтовой дорожкой и растительной полосой можно проложить полосу из щепы и почвопокровных растений, которая будет пропускать стекающую с асфальта воду.

Растительные композиции из деревьев, кустарников, цветов и трав создаются и с учетом экономических требований, ведь их жизнеспособность на данной территории и друг с другом, максимальное использование многолетних культур напрямую связаны с затратами на их содержание. Красивоцветущие и декоративно-лиственные растения следует располагать с учетом их видимости: в их красоте не будет никакого смысла, если человек не сможет близко их рассмотреть. Такие растения отлично подходят как для пешеходных пространств жилых районов, так и для территорий отдыха в деловых районах.

Кроме растительных элементов, в любое пространство необходимо включать воду (Рис. 10). «Гуманизация городской среды происходит во многих случаях за счет продуманного формирования общественных пространств, переосмысления

взаимоотношений города и воды, связь между которыми во многих случаях была утрачена» [8, с.22].

Рис. 10. Включение водных элементов в пространство для отдыха в деловом районе

Присутствие воды в разных состояниях (спокойном - водоемы, динамичном - фонтаны, ручьи) разнообразит природную эстетику жилой или деловой среды, добавляет визуальный интерес пространству, а также помогает увеличить видовой состав растений (водные и влаголюбивые растения) и животных (например, водоплавающие птицы) в городской среде. Визуальное разнообразие особенно необходимо в местах отдыха делового района: динамические проявления среды могут достигаться за счет движения воды (фонтаны, ручьи), медиа-инсталляций, возможность видоизменения пространства со временем - за счет смены колорита цветов или проведения временных выставок скульптуры.

Кроме визуального разнообразия, наличие воды дает возможность изменять функцию пространства, например, создавать дополнительные маршруты передвижения по жилой территории: вдоль береговой линии или, пересекая водоем по различным мостикам и переходам (Рис. 11); возможность предусмотреть маршруты для водных прогулок на частных и общественных лодках и катерах. В зимнее время здесь можно устраивать катание на коньках.

Рис. 11. Пример создания пешеходного маршрута, пересекающего водный объект в жилом районе

Помимо природных элементов (растений, земли, воды), в городской среде не обойтись без искусственных. Это различные малые формы: скульптуры, скамьи, фонари, урны, игровые и спортивные комплексы и разнообразные материалы покрытий дорожек и площадок. Подбор материалов должен отвечать как функциональным требованиям, так и эстетическим: разнообразие текстур и фактур обогащает пространство, а нетрадиционные сочетания материалов делают пространство запоминающимся. Так, функциональное зонирование «простого» плоского пространства может осуществляться именно за счет использования разных материалов покрытий: газона, мощения, тартанового, набивного. Дополнительное разграничение растительностью (деревьями, кустарниками, вертикальным озеленением) позволяет полностью сформировать многофункциональную, но зрительно единую среду.

В результате принципы ландшафтной архитектуры при формировании эстетики жилых пространств и деловых районов города можно систематизировать следующим образом:

1. Организация маршрутов передвижения по территории с учетом безопасности и комфорта пребывания в пространстве. В жилых районах основное внимание можно уделить пешеходным и веломаршрутам. В деловом квартале актуальны более быстрые способы передвижения (общественный транспорт, автомобили).

2. Обеспечение многофункциональности жилого и делового пространства, а также быстрого доступа человека к месту длительного времяпрепровождения или кратковременного отдыха.

3. Максимальное внедрение зеленой составляющей и других природных элементов (вода, земля, камни) в пространство для улучшения эстетики и экологии среды, наиболее близкой к человеку, и обеспечение непосредственной доступности к ним.

4. Продуманная планировка целой территории и отдельных локальных пространств для отдыха. Формирование структуры территории с использованием растительности.

5. Использование палитры природных и искусственных элементов и материалов в сочетании со средствами дизайна для достижения визуального и тактильного разнообразия среды и формирования в рамках единого «фирменного стиля» эстетики различных пространств.

6. Обеспечение возможности видоизменения пространства во времени (смена цветения и колорита растительности, динамичные скульптуры, проведение временных выставок).

Литература

1. Вергунов А. П., Денисов М.Ф., Ожегов С.С. Ландшафтное проектирование: учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1991. - 240с.

2. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. - СПб., 2002. - 295 с.

3. Давыдова А. Прямая речь: Штефан Бениш об экологичной архитектуре. [Сетевой ресурс]. - URL: http://www.the-village.ru/village/people/people/107463-behnisch-interview

4. Baumeister N. New Landscape Architecture. - Berlin, 2007. - 352 p.

5. Garmory N., Tennant R. Spaces out: a guide to award winning contemporary spaces in UK. - Architectural Press, Oxford, 2005. - 128 p.

6. Gaventa S. New Public Places. - London, 2006. - 208 p.

7. Для будущего // Speech. - М., 2010. - № 5.

8. Vertical gardens. Bringing the city to life. - London: Thames & Hudson, 2009. - 240 p.

9. Wolley H. Urban open spaces. - London: Spon Press, 2003. - 260 p.

References

1. Vergunov A.P., Denisov M.F., Ozhegov S.S. Landshaftnoe proektirovanie: uchebnoe posobie dlya VUZov [Landscape design: a textbook for high schools]. Moscow, 1991, 240 p.

2. Nefedov V.A. Landshaftnyy dizayn i ustoychivost' sredy [Landscape and environment sustainability]. Sankt-Peterburg, 2002. 295 p.

3. Davidova A. Pryamaya rech': Shtefan Benish ob ekologichnoy arkhitekture [Direct speech: Stefan Behnisch of ecological architecture]. Available at: http://www.the-village.ru/village/people/people/107463-behnisch-interview

4. Baumeister N. New Landscape Architecture. Berlin, 2007, 352 p.

5. Garmory N., Tennant R. Spaces out: a guide to award winning contemporary spaces in UK. Architectural Press, Oxford, 2005, 128 p.

6. Gaventa S. New Public Places. London, 2006, 208 p.

7. For the Future. Journal "Speech". Moscow, 2010, no. 5.

8. Vertical gardens. Bringing the city to life. London: Thames & Hudson, 2009, 240 p.

9. Wolley H. Urban open spaces. London: Spon Press, 2003, 260 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ А.В. Михайленко

Аспирант Кафедры искусствоведения и культурологии, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, Санкт-Петербург, Россия e-mail: alinamv@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR A. Mikhaylenko

Postgraduate student, St. Petersburg State Academy of Art and Design named after A.L. Shtiglitz, St. Petersburg, Russia e-mail: alinamv@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.