Научная статья на тему 'ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ С УДАЛЕННЫМ ДОСТУПОМ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА '

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ С УДАЛЕННЫМ ДОСТУПОМ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / удалённый доступ / лабораторный практикум / distance learning / remote access / laboratory practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.А. Осьмушкин, В.Г. Сидоров

Рассматривается роль и способы осуществления техническим университетом проведения дистанционного лабораторного практикума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABORATORY PRACTICE WITH REMOTE ACCESS IN THE DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY

The article considers the role and methods of conducting a remote laboratory practice by a technical university.

Текст научной работы на тему «ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ С УДАЛЕННЫМ ДОСТУПОМ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА »

УДК 378.147.88

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ С УДАЛЕННЫМ ДОСТУПОМ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В. А. Осьмушкин Научный руководитель - В. Г. Сидоров

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: banking166@gmail.com

Рассматривается роль и способы осуществления техническим университетом проведения дистанционного лабораторного практикума.

Ключевые слова:дистанционное обучение, удалённый доступ, лабораторный практикум.

LABORATORY PRACTICE WITH REMOTE ACCESS IN THE DISTANCE LEARNING ENVIRONMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY

V. A. Osmushkin Scientific Supervisor - V. G. Sidorov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: banking166@gmail.com

The article considers the role and methods of conducting a remote laboratory practice by a technical university.

Keywords: distance learning, remote access, laboratory practice.

Введение. В настоящее время идёт стремительное развитие информационных технологий. Информационные технологии являются неотъемлемой частью обучения в университетах, в частности, в университетах с технической направленностью.

Также становится популярным дистанционное обучение, преимуществом которого является возможность обучения из любой точки мира и свобода от временных рамок.

В техническом университете обучение подразделяется как на теоретическую, так и на практическую части обучения. На данный момент дистанционное обучение на базе технического университета предоставляет студентам обучение на теоретической основе более полно, нежели на практической основе. Это связано с тем, что в практической части студенты используют различные установки для проведения различных опытов. Лаборатории с удалённым доступом способны обеспечить студентам такую возможность для проверки своих теоретических знаний на практике.

Роль лаборатного практикума с удалённым доступом. Как обычно происходит работа в лаборатории? В обычной лаборатории перед нами находится сам изучаемый объект или установка для проведения опытов, снабженная различными измерительными приборами. По ходу эксперимента мы можем задавать интересующие нас параметры.

Помимо лабораторных работ по общетехническим дисциплинам в ряде учебных заведений проводятся работы с использованием специального (уникального) оборудования, которое отличается сложностью и высокой стоимостью. Использование такого оборудования

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

в учебном процессе также ограничивается стоимостью обслуживания и повышенной опасностью при выполнении экспериментов, обусловленной спецификой таких установок.

Решение данной проблемы состоит в созданиедистанционной лабораторий на базе дистанционного обучения технического университета.

Создание лабораторного практикума с удалённым доступом имеет ряд особенностей:[1-2]

1. Обеспечения доступа студентов к ресурсу лаборатории в любое время;

2. Общедоступность посредством использования сети Интернет;

3. Индивидуализация обучения;

4. Позволяет разрабатывать практикумы, которые можно использовать на любой платформе.

Способы осуществления дистанционного лабораторного практикума.

Удалённые пользователи

Главный сервер Системный

администратор

ЛВС ВУЗа

Дистанционная лаборатория

Установка 1Установка 2 Установка N В

1 ис

Структурная схема дистанционной лаборатории

На рисунке представлен один из способов осуществления дистанционной лаборатории. Основными компонентами приведенной структурной схемы является [1]: 1)удалённые пользователи; 2) сеть Интернет;3) главный сервер; 4) дистанционные лаборатории; 5) ЛВС (Локальная вычислительная сеть) вуза; 6) измерительный сервер(ИС). При такой организации у удалённого пользователя есть возможность дистанционно работать с реальной установкой, подключённой к измерительному серверу и получать результаты своего опыта в режиме реального времени. В таком случае в одной дистанционной лаборатории к измерительному серверу можно подключить ограниченное количество лабораторных установок.

Также ещё одним способом организации дистанционной лаборатории может являться моделирование [3]. При таком способе дистанционной лабораторией является сервер на котором установлено программное обеспечение для создания моделей исследования. Плюсом такой схемы является малая площадь, занимая дистанционной лабораторией. К

минусам можно отнести то, что в моделировании чаще всего рассматриваются идеальные условия, так как не учитываются побочные факторы, влияющие на экспериментальную установку.

Таким образом, была рассмотрена роль лабораторного практикума с удаленным доступом в среде дистанционного обучения и показаны способы благодаря которым можно осущесвить дистанционную лабораторию для развития дистанционного обучения технического университета.

Библиографические ссылки

1. Ю.К.Евдокимов, А.Ю.Кирсанов, А.Ш.Салахова. Дистанционные автоматизированные учебные лаборатории и технологии дистанционного учебного эксперимента в техническом вузе// Открытое образование. 2009. №5

2. Е.А. Иванов, В.К. Кондратьев, Д.О. Кузищин. Ключевые задачи реализации учебной лаборатории удалённого доступа в среде E-Learning // Статистика и экономика. 2004. №3

3. Лаборатория с удаленным доступом как альтернатива обучающему моделированию. [Электронный ресурс]. URL: http://www.labfor.ru/articles/education/philosophy (дата обращения: 27.04.2020).

© Осьмушкин В. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.