Лаборатория смыслов / Е. В. Абрамовских, Ю. А. Белкина, Е. П. Иванян, М. Ю. Михайлова // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С. 343—346.
Abramovskikh, E. V., Belkina, Yu. A., Ivanyan, E. P, Mikhaylova, M. Yu. (2017). Laboratory of Senses. Nauchnyy dialog, 1: 343-346. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и i. Fi I С Н' S
PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-
УДК 06.058:[81+82]"2016"(470.43)
Лаборатория смыслов
© Абрамовских Елена Валерьевна (2017), доктор филологических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара, Россия), [email protected].
© Белкина Юлия Алексеевна (2017), кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара, Россия), ulanova@ samaradom.ru. © Иванян Елена Павловна (2017), доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара, Россия), ivanyan@ pgsga.ru. © Михайлова Марина Юрьевна (2017), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Самарский государственный социально-педагогический университет (Самара, Россия), [email protected].
Сообщается о цикле мероприятий научно-исследовательского характера «Лаборатория смыслов», организованных в октябре — декабре 2016 года на филологическом факультете Самарского государственного социально-педагогического университета. Характеризуются содержание и цель «Лаборатории смыслов» — обучение анализу художественного текста в литературоведческом, филологическом и лингвометодическом аспектах с учетом достижений различных методологий и научных школ. Описана конструктивная результативность данного цикла мероприятий, проведенных преподавателями вуза с бакалаврами и магистрантами.
Ключевые слова: анализ художественного текста; научная школа; методология; филологический анализ.
С октября по декабрь 2016 года на филологическом факультете Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) был осуществлен цикл мероприятий научно-исследовательского характера, названный организаторами «Лабораторией смыслов». Преподаватели различных дисциплин работали со студентами над вариан-
НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ. 2017
Выпуск № 1 /2017
тами анализа художественного текста. Профессора Е. В. Абрамовских и Е. П. Иванян и доценты Ю. А. Белкина и М. Ю. Михайлова представляли разработки методологических основ анализа художественного текста в литературоведческом, филологическом и лингвистическом, а также лингво-методическом аспектах.
На протяжении двух месяцев на факультете функционировала научно-исследовательская «Лаборатория смыслов». Е. В. Абрамовских сосредоточила внимание исследователей на структуральном литературоведении с опорой на методологию интерпретации художественного произведения на основании взаимосвязи и взаимодействия всех уровней текстовой структуры. Участники семинаров исследовали фонетический уровень, морфологическую и синтаксическую организацию поэтического текста, проблемы «лингвистики стиха» (взаимосвязь метрики, строфики и синтаксиса поэтического текста) и словарь языка поэзии [Абрамовских, 2015].
Е. П. Иванян и М. Ю. Михайлова для работы «Лаборатории смыслов» предложили методологию филологического анализа художественного текста [Иванян, 2015; Михайлова, 2016]. При этом в филологическом анализе применялось органическое сочетание литературоведческого и лингвистического (в частности, лингвостилистического) подходов к изучению художественного произведения, учитывались семиотические особенности и лингвострановедческие реалии, функционирование семантики невыразимого [Mikhailova, 2016] в художественном дискурсе.
Ю. А. Белкина подготовила лингвометодическую составляющую «Лаборатории смыслов». На научно-методологическом семинаре, состоявшемся в СГСПУ 8 декабря 2016 года, был продемонстрирован лингво-методический подход к анализу художественного текста. В таком случае учитываются не только лингвостилистические особенности произведения, но и его обучающая, методическая направленность, ориентация на формирование необходимых компетенций учащихся.
Целью функционирования научно-исследовательской «Лаборатории смыслов» было обучение методам анализа художественного текста с опорой на предложенные преподавателями СГСПУ методологии и концепции литературоведческого, филологического (лингвистического и литературоведческого), лингвометодического исследования, учет накопленного в научных школах опыта анализа и интерпретации литературного произведения, что отражено, в частности, на сайте самарской лингвистической школы [Виртуальный музей].
В исследовательской части научно-методологического семинара участники «Лаборатории смыслов» (бакалавры разных курсов и маги-
странты) проанализировали стихотворение И. Оказова «Диккенс» с различных методологических аспектах, с позиций разных научных школ. Участники разных уровней обучения предложили многообразные интерпретационные стратегии текста, затронули важные исследовательские проблемы, связанные с рецепцией художественного мира того или иного писателя в инокультурной среде; определением художественных доминант внутреннего мира произведения; феноменом социокультурной ситуации, описанной в тексте; нравственными проблемами, актуальными для двойной проекции «текста в тексте» (гуманизм Диккенса и русского читателя, воспринимающего Диккенса).
Литература
1. Абрамовских Е. В. Теория литературы : учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета, обучающихся по направлению 050100.62 (Педагогическое образование), профиль подготовки — «Русский язык», «Литература» (бакалавриат). Гриф УМО / Е. В. Абрамовских. — Самара : АСГАРД, 2015. — 159 с.
2. Виртуальный музей : Самарская лингвистическая школа [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://c27463.tmweb.ru.
3. Иванян Е. П. Семантика умолчания и средства ее выражения в русском языке : монография / Е. Е. Иванян. — Москва : Флинта, 2015. — 328 с.
4. Михайлова М. Ю. Изучение семантики невыразимого в курсе филологического анализа текста : учебное пособие / М. Ю. Михайлова. — Самара : СГСПУ, 2016. — 103 с.
5. Mikhailova M. Yu. Expression of inexpressible : time of globalization : Chapter 7 / M. Yu. Mikhailova // Actual problems of the humanities : monograph / ed. by K. Vit-kova. — Vienna : "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2016. — Volume 3. — Pp. 69—83.
Laboratory of Senses
© Abramovskikh Elena Valeryevna (2017), Doctor of Philology, professor, Department of Russian, Foreign Literature and Methods of Literature Teaching, Samara State Socio-Peda-gogical University (Samara, Russia), [email protected].
© Belkina Yuliya Alekseyevna (2017), PhD in Education, associate professor, Department of Russian Language, Culture of Speech and Methods of Their Teaching, Samara State Socio-Pedagogical University (Samara, Russia), ulanova@ samaradom.ru.
© Ivanyan Elena Pavlovna (2017), Doctor of Philology, professor, Department of Russian Language, Culture of Speech and Methods of Their Teaching, Samara State Socio-Pedagogi-cal University (Samara, Russia), ivanyan@ pgsga.ru.
HAyHHbM flMAHOr 2017 BbmycK № 1 / 2017
© Mikhaylova Marina Yuryevna (2017), PhD in Education, associate professor, Department of Foreign Languages, Samara State Socio-Pedagogical University (Samara, Russia),
It is reported about a series of scientific and research events "Laboratory of Senses" organized in October and December 2016 at the Philological faculty of Samara State Socio-Pedagogical University. The content and purpose of "Laboratory of Senses" are characterized — teaching the analysis of literary text in literary, philological and linguistic methodology aspects with the achievements of various methodologies and scientific schools. Constructive performance of this series of activities carried out by teachers of the University with the bachelors and undergraduates is described.
Key words: analysis of literary text; scientific school; methodology; philological analysis.
References
Abramovskikh, E. V. 2015. Teoriya literatury: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya studentov filologicheskogo fakulteta, obuchayushchikhsya po napravleniyu 050100.62 (Pedagogicheskoye obrazovaniye), profil podgotovki — «Russ-kiy yazyk», «Literatura» (bakalavriat). Grif UMO. Samara: ASGARD. (In Russ.).
Ivanyan, E. P. 2015. Semantika umolchaniya i sredstva ee vyrazheniya v russkomyazyke: monografiya. Moskva: Flinta. (In Russ.).
Mikhailova, M. Yu. 2016. Expression of inexpressible: time of globalization: chapter 7.
In: Vitkova, K. (ed.) Actual problems of the humanities: monograph. Vienna: "East West" Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. 3: 69—83.
Mikhailova, M. Yu. 2016. Izucheniye semantiki nevyrazimogo v kurse filologicheskogo analiza teksta: uchebnoye posobiye. Samara: SGSPU. (In Russ.).
Virtualnyy muzey: Samarskaya lingvisticheskaya shkola. Available at: http://c27463.tm-web.ru. (In Russ.).